"Зимушка-зима"
план-конспект занятия (1, 2 класс) на тему

Дмитроченко Ирина Алексеевна

Данная проектно-исследовательская работа "Зимушка-зима" является краткосрочным проектом, в форме которого предоставляется большая работа по изучению темы " Зима" по литературному чтению, окружающему мируи .д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka-zima.docx78.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 города Унеча Брянской области

Руководитель  проекта:

учитель  начальных классов

МОУ-СОШ № 5 г. Унеча

Дмитроченко И.А

2014 г.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: краткосрочный (3 недели).

Аннотация проекта

       Одна из важнейших задач современного образования и воспитания – формирование основ экологической культуры личности.

Проектная методика,  деятельностный    подход  ставят  каждого  ученика  в  позицию  активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества

      В ходе реализации данного проекта участники имеют возможность получить и расширить индивидуальный опыт общения с природой и навыки взаимодействия в классе.

      В сфере личностного роста происходит осмысление своих взаимодействий с миром природы, своего отношения к ней, и, кроме того, выход на новый уровень реализации своих творческих способностей.

Цели проекта: создать условия для формирования экологической культуры личности младшего школьника, для развития интеллектуальных, коммуникативных умений учащихся, их творческого мышления; формировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру, развивать творческий потенциал детей средствами проектной деятельности;

Задачи реализации проекта:

Обучающая  обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении темы «Зима» на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Развивающая  развивать интерес к предметам, умение отбирать, сравнивать, обобщать нужный материал; развивать у детей коммуникативные способности; способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления.

Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, родному краю; формировать навыки коллективной работы, взаимопомощи; воспитывать чувство уверенности в себе; содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

Приобщение родителей к совместной деятельности.

Интеграция образовательных областей :

Познание (формирование целостной картины мира),   продуктивная (конструктивная) и исследовательская деятельность,  коммуникация,   физическая культура,  безопасность.

Интеграция видов деятельности:

Познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная.

Методы организации познавательно-исследовательской деятельности:

 – словесные беседы, создание ситуации поиска, составление рассказов, чтение сказок, заучивание стихов;

 – наглядные – рассматривание иллюстраций о зиме, презентации;

 – практические – изготовление кормушки, аппликации (оригами), смешивание круп для кормления птиц, изготовление альбомов, опыты со снегом и водой, подвижные игры.

Участники: классные  руководители; обучающиеся начальных классов; родители учащихся.

Виды  деятельности:

*игровая; *коммуникативная; *трудовая; *познавательно-исследовательская; *продуктивная;

*музыкально - художественная; *чтение.

1) Коммуникация – развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми;

2) Чтение художественной литературы – приобщение к словесному искусству, в том числе развитие восприятия и эстетического вкуса;

3) Художественное творчество, дизайн – развитие продуктивной деятельности в соответствии с возрастом;

4) Познание - развитие познавательной и продуктивной деятельности, сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач;

5) Социализация – развитие игровой деятельности, приобщение к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

6) Здоровье и физическая культура – накопление   и    обогащение    двигательного   опыта  детей;

7) Музыка –   развитие музыкально – художественной деятельности.

Роль учителя:

 – развивать умение замечать изменения в природе;

 – знакомить с правилами о безопасном поведении зимой;

 – знакомить с особенностями поведения лесных животных и птиц зимой;

 – знакомить с зимними видами спорта;

 – формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования  с  водой и льдом;

 – формировать первичные представления о местах, где всегда зима;

– воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы;

 – воспитывать любовь к окружающему миру.

Роль родителей:

 – поддерживать ребенка в течение  реализации всего проекта, оказывать ему ненавязчивую помощь.

 – помогать в поисках ответов на вопросы проекта;

 – создавать информационные материалы для детей и родителей;

 – участвовать в организации выставок и познавательно-развлекательных программах.

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап,  вхождение в проект.

Донести до участников проекта важность данной темы.

Первичная диагностика детей, организация предметно-развивающей среды.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Разработка и накопление методических материалов.

Создание развивающей среды.

Подбор художественной литературы по теме.

Разработка мероприятий.

2 этап – Основной .

Сбор и обработка информации по группам.

Интеграция темы по образовательным областям:

Чтение художественной литературы - Н. Сладков «Суд над декабрём», В. Одоевский «Мороз Иванович», С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», «О птицах», В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», Молодая ворона», С.Маршак «Двенадцать месяцев», Бр.Гримм «Госпожа Метелица»- творческие беседы: «Мои любимые сказки о Зиме», «Дом, в котором мы живем».

Коммуникация - Проговаривание чистоговорок.

Беседы: «Почему мне нравится зима», «Как звери в лесу зимуют», «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Зачем зимой снег», «Помоги птицам», «Осторожно! Зимние травмы», «Как заботиться о здоровье зимой», «Откуда идёт снег».

Пословицы и поговорки о зиме. Составление описательного рассказа «Зимушка-зима».

Разучивание мини – сценок:   «Лиса и заяц»,   «Три поросенка».

Литературный вечер «Зимушка-зима»: чтение и заучивание стихотворений о зиме.

Социализация - Подвижные игры: «Смелее вперед», «Серенький заинька», «Ловишки», «Затейники», «Ледяные фигуры», «Горелки».   Игры – имитации образов персонажей сказок.  Дидактические игры: «Кто как кричит? », «Назови ласково», «Чьи детки? », «Какой, какая, какое…?».  Целевые прогулки. Зимние забавы на улице.

Здоровье и физическая культура - Дыхательная гимнастика: «Подуй на снежинку»;  Артикуляционная гимнастика: «Часы», «Лошадка», «Вкусное варенье» и т.д.  Речевые упражнения «Самолет», «Поезд», «Лошадки». Спортивные эстафеты. Разучивание    оздоровительного   массажа.

Познание - Мини – этюды: «Снегурочка», «Два Мороза».       Дидактические игры: «Найди ошибки» (чего не бывает зимой), «Кто что делает зимой», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах). Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима». Опыты и эксперименты.  Загадки о зимних явлениях в природе

Художественное творчество - Творческая мастерская:  Вырезывание снежинок, Оформление макета «Зима», Вернисаж: «Зимушка-зима», Рисование: «Деревья в инее», Рисование «Снежинки-балеринки», Аппликации «Снегирь и синичка», «Снеговик», «Дед Мороз».

Музыка -  Новогодние  хороводы, пение новогодние песен. Прослушивание аудиосказок. Игра «Узнай на слух», игры – импровизации под музыку.

Труд и безопасность: Заготовка корма для птиц, подкармливание птиц. Постройка из снега. Беседы «Гололед», «Что делать, чтобы не замерзнуть»  и т.д.

3-й этап - заключительный

Проведение праздника  (совместно с родителями).  

Обработка результатов по реализации проекта.

Выставка рисунков «Зимушка-зима»,  аппликаций и поделок.

4 этап – Рефлексия.  Конкурс  рисованных  фотографий  и  сочинений.

Ожидаемые результаты

Активный интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к природе, формирование здорового образа жизни.

Обучение приемам работы с разными источниками информации.

Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме докладов, рисунков, фотографий.

Формирование на более высоком уровне общеучебных навыков.

Развитие речи и обогащение словаря.

Развитие коммуникативных навыков.

Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

Продукт проектной деятельности:

 – работы  детей на свободную и заданную тему о зиме: «Такие разные снеговики», «Волшебница зима», «Снежинки»;

 – поделки из природного материала сделанные руками детей совместно с родителями;

 – организация выставки детских рисунков «Зимушка-зима»;

– поделка совместно с родителями кормушек, для кормления птиц, и постройка снежных фигур.

-газета «Ах, ты Зимушка-Зима»

-творческие работы

Вывод:

Проект хорош тем, что позволяет, объединив усилия, грамотно распределить роли, проявить активность каждому и найти для себя дело и роль «по душе».

Это тренировка умения планировать, анализировать, презентовать свою работу. И, конечно, это захватывающая совместная деятельность.

Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу. У детей появились высказывания: «нужно помогать птицам в холодное время года», «нужно осторожно вести себя на катке, на горке», «зима – очень веселое время года!» Больше всего в проекте детям понравилась продуктивная и исследовательская деятельность. По окончанию проекта дети могут самостоятельно устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Расширились знания детей о природе зимой. Укрепились детско – родительские отношения.

Информационные ресурсы:

 Большая энциклопедия начальной школы. Школьная программа вместе с родителями. В 2-х т. Т. 2. – СПб.: Издательский дом

«Нева»; М.: «ОЛМА – ПРЕСС», 2001.

О. Казакова, Н. Сбоева, Н. Гаврилкина. Поурочные разработки по курсу ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ВАКО. Москва. 2005.

Познавательный журнал для девочек и мальчиков. Детская энциклопедия. Здоровый образ жизни. ЗАО

 «Аргументы и факты». Москва. №1. 2004.

  Журнал «Начальная школа». Москва. № 1. 2008.

 Мир вокруг нас. Учебное пособие для начальной школы. Под ред. Малышевского. Издательский пед. центр «Гриф». Калуга. 2001.

  Мультимедийный компакт-диск. Природа России.

А. Плешаков. Атлас – определитель «От земли до неба». Москва. Просвещение. 2007.

Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения

до школы». Мозаика – Синтез, 2011.

Куликовская Т. А. Забавные   чистоговорки. М. : Гном – Пресс, 1999.

Никитина А. Б. Театр, где играют дети. Москва. Владос. 2001.

http://www.maaam.ru

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

ВЕДУЩИЙ.   Добрый день, дорогие ребята!    Добрый день, уважаемые гости!

                         Удобно ли вам?  Слышно ли вам? Всем ли места хватило?

                          Мы  рады  приветствовать  вас  в этом  храме  книг.

        Думаю, вы согласитесь, что книги  любят все: кто-то любит их рассматривать, читать, коллекционировать в домашней  библиотеке!  Наш класс тоже любит читать книги. Разве может быть жизнь  без книг?! « Кто много  читает, тот много знает!»- гласит народная мудрость!

УЧЕНИК 2

Мы дружны с печатным словом, 
Если б не было его, 
Ни о старом, ни о новом 
Мы не знали б ничего! 
Ты представь себе на миг, 
Как бы жили мы без книг? 
Что бы делал ученик, 
Если не было бы книг.
Если б всё исчезло разом, 
Что писалось для детей: 
От волшебных добрых сказок 
До весёлых повестей?..
 

Ведущий -учитель     Ни одно время года так не волшебно, как зима. Всё живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мёртвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь».

Выступление редакции программы “Клуб путешественников” (слайд-заставка)    

     1.     Зима наша очень разная – она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная да с солнцем. В ней есть что-то молодое, веселое. Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Снег скользкий, легкий и красивый. Санки летят по снегу, коньки скользят по льду – дух захватывает. Хорошо зимой! Ребята, что же это такое?

Что-то веет ветерок, холодом пахнуло,
Словно зимушка – зима рукавом махнула.
Полетели с высоты белые пушинки.
На деревья, на кусты сыплются… (
Снежинки.)

Дети читают стихотворение.

Мы белые снежинки, летим, летим, летим, дорожки и тропинки
Снежком запорошим. Вот эта тучка серая, она была нам дом,
С нее мы опустились и здесь мы отдохнем.

Девочки поют “Вальс снежинок”.

Ведущий: Снежинки белые, пушистые, откуда вы?

– От волшебницы-зимы. Итак, совершим  путешествие в царство  Зимушки-зимы.

         Показ  ролика «  Легенда  о зима», созданный  из подобранных  детьми фото о зиме. Во время просмотра

Ребята:

Величава Зима – называть тебя хочется не по имени просто,
А по имени – отчеству. Ой, Зима, ты Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна. Утро кажется розовым,
Снег под синими елями. Ветер с веток березовых
Сыплет хлопьями на головы. Ой, Зима, ты – Морозовна,
Ой, Зима, ты – Метельевна!

Ведущий  Сейчас поговорим о погоде. Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения нам передают синоптики.

Выступление  группы « Прогноз  погоды»  (слайд-заставка)    

Ведущий      Каждый месяц имеет свой характер, который проявляется в изменении природы и выражается в названии месяца. Большинство народных названий месяцев очень метки и точны.

Декабрь - Студенец, потому что стужа и холод становятся долгими спутниками погоды. Смотри,  сколько выпало снега! Снег белый, пушистый и еще липкий, можно лепить снежки. Вот-вот и настанут морозы, станет еще холодней. А вот улицы весело играют нарядными огоньками. Скоро новый год! Декабрь снежный месяц. Что ни день, то снегопад. А сколько всего можно сделать во дворе. Можно слепить снежную бабу, можно построить крепость из снега, а можно залить водой лед и кататься на коньках. Только временами в декабре могут наступать оттепели и снег становится мокрым и липким, но бывают и крепкие морозы. И, главное, все ближе Новый Год!

Январь - Просинец,   потому что январские дни наполнены солнцем. Ударили морозы. Теперь долго на улице не пробудешь, вон какой нос красный! Зато зимнее солнце ярко светит в чистом голубом небе, но складывается ощущение, что от этого еще морозней.   Праздничное настроение! Ёлка, дед мороз со снегурочкой и подарки! А еще трескучий мороз. В январе морозы, особенно, сильные и долго не погуляешь, зато, как краснеют щеки при катании с горки. И еще можно играть в снежки, правда, чем становится холодней, тем снег не такой липкий, но тогда можно кататься на лыжах.

Февраль - Бокогрей, потому что еще слабое солнце начинает пригревать щеки. Все дольше солнце задерживается на небосклоне. Чувствуешь?! Едва заметное тепло исходит от ярких лучей февральского солнца. А вот и послышался стук капели - это сосульки заслезились водой, разогретые лучами пригревающего солнца. Веселые сосульки переливаются в ярких солнечных лучах. Значит, скоро весна! А пока еще холодно и случаются морозы. 23 февраля не забываем поздравить своих пап с мужским праздником. А в самом конце месяца наступает масленица. Мамы пекут блины, и все мы с удовольствием их едим.

      Ведущий    Погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Обратимся к русскому народному календарю. На Руси с древнейших времен люди внимательно наблюдали за изменениями погоды и складывали народные поговорки и приметы, многие из которых дошли до наших дней.

  1. Если первый снег упадет на мокрую землю, то он останется, если на сухую – скоро сойдет.
  2. Если зима снежная – лето дождливое. Если зимой вьюги – летом ненастье.
  3. Зимой много инея – летом много росы.
  4. Если в начале зимы шел сильный снег, то в начале лета пойдет сильный дождь.
  5. Снежный буран днем предвещает мороз ночью.
  6. Снежные хлопья становятся крупными – будет оттепель.
  7. Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
  8. Глухой лай собак зимой предвещает снег.
  9. Если стекла начинают потеть при двойных рамах, морозы усилятся.

По повадкам животных и птиц можно предугадать погоду на короткие сроки:

  1. Если птицы жмутся к домам, значит быть снегу, ненастью.
  2. Собака сворачивается   калачиком – на холод.
  3. Собака катается на снегу – к метели.
  4. Кошка мордочку прячет – на мороз.
  5. Кошка лежит посреди комнаты, откинув хвост – к теплу.
  6. Если гусь или петух стоят на одной ноге – будет мороз.
  7. Птица хохлится к непогоде.
  8. Воробьи зимой чирикают – к теплой метели.
  9. Много паутин – к холодной зиме.
  10. Теплая осень – к долгой зиме.
  11. Лист не чисто опадает – к строгой зиме.
  12. Дружный отлет птиц – к ранней зиме.
  13. Первый снежок показался – настоящий через месяц отозвался.

Физминутка « Знаете ли вы  зимние явления?» Назовите.

Правила игры:

Услышав  слова,  дети выполняют  определенные движения.

ВЕТЕР  -  дуют,

ВЬЮГА – У-у-у,

ДЕРЕВЬЯ  КАЧАЮТСЯ  - руки вверх, качают в разные стороны,

МЕТЕЛЬ  - руки вверх, качают в разные стороны и воют  у-у-у,

МОРОЗ  - трут щеки.

Была тихая зимняя погода  и  лишь немного шалил МОРОЗ,

все звери катались на санках, коньках и лыжах, но  МОРОЗ не давал им  покоя. Вдруг  откуда-то налетел  ВЕТЕР. Он начал раскачивать ДЕРЕВЬЯ   все сильнее  и  сильнее. Где-то завыла ВЬЮГА, поднялась сильная МЕТЕЛЬ. А  МОРОЗ  все шалил,  ДЕРЕВЬЯ  качались, а ВЬЮГА  все подвывала,  но вдруг все быстро кончилось,  но все звери уже разбежались по домам,  и  на веселой  поляне  уже  никого  не осталось,  лишь хочется пожелать всего доброго.

Исследование       1. « Как  образуется иней?» (презентация+фото+ выступление)

           Этот   вопрос  мне  не давал  покоя.  Ни одно время года так не волшебно, как зима.  Серебро, огни и блестки – Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно – голые вчера…»

Всех людей очаровывают    зимние  наряды природы. Проживая в условиях сезонных изменений погоды, в зимнее время года у нас  возникает необходимость выяснить, что такое иней? когда он  появляется?    

Поэтому мы  решили   провести  эксперимент и выяснить это.

       Итак, цель  нашей  работы:  выяснить как  и  почему  появляется  иней.

        Гипотеза: Мы думаем, что появление инея зависит от влажности, температуры воздуха и ветра в природе.

     Задача: выяснить: Что такое иней? Когда появляется иней? Иней и изморозь - это одно и то же?

               Для того чтобы разобраться с поставленным вопросом, нами  было проведено  исследование.  Первоначально   мы, проведя  наблюдения  за

природой,  познакомившись   с  энциклопедиями, журналами, в разных

источниках, с материалами по это теме,   предположили   две  версии : иней  и  изморозь.  Мы   выяснили, что "Иней   это тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве  и  наземных предметах при охлаждении земной поверхности    до   температуры   ниже   нуля   при   ясном небе и слабом ветре".

Изморозь  - это вид атмосферных осадков, представляющий собой отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев, проводах) при тумане; название ее происходит от слова «морозить».
         

Опыт 1. Наполнили жестяную банку сосульками. Сначала банка запотела. Образовался слой инея толщиной 3 мм. Недолго любовались  этой красотой.

Выводы, которые мы сделали:

1.Наша  гипотеза подтвердилась: И иней, и изморозь образуются в морозные дни в безветренную погоду. Обыкновенная вода многообразна и причудлива; Иней оседает на плоской поверхности. Волшебное зимнее убранство деревьев и кустарников – это изморозь.

         Нет числа чудесам волшебницы Природы, надо лишь уметь видеть.

           

Выступление редакции программы “Диалоги о животных”.(слайд-заставка)    

Представляют выставку книг “Как зимуют дикие животные” и книжки – раскладушки: “Как зимует белка”, “Как зимует ежик”, “Как зимует лягушка”.

  Ведущий.    Да,  зимой, очень холодно. И не только нам - людям, но и животным – холодно и голодно.  Как же  звери  и птицы, живущие в Брянском крае, проводят зиму?

                    Он зимой лежит в берлоге

                    В страхе, что застудит ноги,

                    Не ревет и не рычит,  Храпит тихонько и молчит.

     Все медведи осенью занимаются подземным строительством, медведи знают все секреты строительного мастерства. Как только начинают лить проливные дожди, и холодает, молодые медведи отыскивают яму под поваленным деревом, сгребают туда листья, выстилают травой, сухим папоротником и устраивают себе берлогу. Медведи очень хорошо знают, какая будет зима, холодная или мягкая. Они забираются в берлогу задом наперед ,чтобы заделать за собой вход и переждать тяжелое время. Вскоре они погружаются в очень долгий сон, который длится не одну ночь, а все три зимних месяца.  Говорят, медведи сосут  во сне лапу сосут. На самом деле со ступней сходит грубая кожа. А молодая кожа нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Он её так согревает! А  ещё  зимой медведица рожает 2-3 медвежат, кормит их своим молоком, чистит их шерсть, а потом все они засыпают.

- Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

- Кто это? (белка)

 - Правильно, это белочка. (показ слайда)

- К зиме белка утепляет свое гнездо, которое служит надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо свое строит белка в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы белки по лесу не бегают, в гнезда прячутся. Белка запасает орехи, самые лучшие плоды. Грибы летом и осенью сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков насушит за лето.  В зоне хвойных лесов кормом ей служат семена ели. Сосны, пихты. Когда шишек нет, то она питается прошлогодними шишками.

Ведущий                    - За деревьями, кустами

                                       Промелькнуло быстро пламя.

                                       Промелькнула, пробежала –

                                       Нет ни дыма, ни пожара.

                                      - Что за зверь? (лиса)

- Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается и хватает острыми зубами. У лисы очень хороший нюх. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

Вед. Какого цвета шубка зайца для зимы? (белого). А летом? (серого).  

Шубка помогает зайцу спасаться от врагов. Зайцы питаются корой и ветками деревьев, кустарников. 

Вед. Отгадайте загадку ещё про одного животного:

С ним тягаться трудно в беге,

Коли встретить довелось,

знайте, дети, это…(Лось).

Лоси тоже питаются корой и ветками деревьев и кустарников. Особенно им трудно находить пищу после сильных снегопадов, метелей, когда низкие деревца и кустарники остаются.  В лесах животных подкармливают лесники. Они ставят кормушки для животных и кладут в них сено, соль. Подкармливают и других животных. Для зайцев ещё летом запасают веники с молодыми листьями, сушёные  веточки малины. Для кабанов оставляют овощи: свеклу, брюкву, репу.   

Ведущий.  Приглашаем принять участие в викторине.

  1. Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – Кле, кле, клее – поет со свистом. (Клест.)
  2. Пусть я птичка – невеличка, у меня, друзья, привычка – как начнутся холода, прямо с севера сюда. (Снегирь.)
  3. Кто в беретке ярко – красной, в черной курточке атласной? На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
  4. Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
  5. У какой птицы в лесу есть кузница? (У дятла.).
  6. Какая птица умеет бегать по стволам деревьев вниз головой? (Поползень.)
  7. У какой птицы птенцы появляются зимой? (У клеста.)

- Спрятались под снегом плоды, семена. Еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травы, ни мягких листьев на деревьях. И все же не боятся звери зимы. От лютой зимней стужи их спасает пушистая теплая шерсть.

Проект-исследование « Греет  ли  шуба в  мороз?» (презентация)+выступление

Греет ли девушку,

Греет ли милую?

В зимнюю пору,

Шубка красивая?

Правда, неожиданный вопрос? Этот достаточно простой вопрос я задавала многим людям: и взрослым, и детям. Отвечали все, не задумываясь: конечно, да! Даже рекламы сайтов по продаже  шуб содержат утверждение о том, что шуба греет, чем привлекают внимание   клиентов. Проживая в условиях сезонных изменений погоды, в зимнее время года возникает необходимость утеплять самих себя.   Мне, как любой девочке, тоже нравятся шубки. И я хочу быть уверена, что  шуба действительно греет. И это не рекламный трюк.

Поэтому я решила провести  эксперимент и выяснить это.

       Итак, цель моей работы: выяснить греет ли шуба.

        Гипотеза: Шуба согревает нас в холод.

        Задача:  Выяснить, почему мы не мёрзнем в шубе?                      

 Для того чтобы разобраться с поставленным вопросом, мной была проведено  исследование.

Опыт 1. Я взяла два термометра. Заметила, сколько показывают термометры (+25 градусов) и закутала один из них в шубу. Через несколько часов вынула.  И убедилась, что он не нагрелся даже: сколько показывал раньше, столько показывает и теперь.  Вывод: шуба не греет.

Но мне этого показалось недостаточно, и я провела ещё один опыт.                                    Опыт 2. Мы с мамой  купили два пломбира в бумажной обертке. Один из них развернула и положила на блюдечко. А второе прямо в обертке хорошенько укутала шубой. Минут через 30 развернула укутанное мороженое и выложила его без обертки на блюдце. Сравнила обе порции. Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба — вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет? Объясняется все просто.

Вывод: шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло.

И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.

Вот мои выводы, сделанные  по итогам опытов:

1.Моя гипотеза оказалась ошибочной.                                                                    

2.Шуба не греет, а лишь сохраняет температуру тела, помещенного в нее.                                                                                                                                                   3.Шуба не пропускает ни тепло, ни холод.  

       Познакомившись, в разных источниках, с материалами по это теме,   я узнала, что  шуба и другая теплая одежда удерживают тепло возле тела – это одно из   свойств одежды.  Я заинтересовалась: какие же бывают  шубы? Нам очень хорошо известны шубы из меха разных животных! (норковые, песцовые, лисьи, ондатровые, собольи и другие) Воздух, лёд, снег, жир являются плохими проводниками тепла, а значит хорошей шубой. Это спасает жизнь многим животным, обитающим в лесах  и водных средах.  Мех помогает животным и птицам сохранять температуру их тела и зимой и летом.                      

     Скажите, что опаснее для птиц: холод  или  голод? Как же  мы  можем помочь птицам?

Мастер-класс «Супер  столовая  для  птиц -  Птичий   макдональдс »

 ( презентация + выступление)

Мастер- класс «Птичий  макдональдс. Супер кормушка  для  птиц»

       1.  Мороз и солнце - день чудесный…. День чудесный - если  любуешься  из окна тёплой  квартиры, а на улице   нас   согревают  нас  рукавички, валенки и тёплые  пуховики.

  Для  птиц- зимняя пора  настоящее  испытание. Для  того,  чтобы поддерживать  температуру  тела птички  должны  питаться.

  В  январе  естественный природный  корм  заканчивается. А  в  феврале  начнутся  ещё  и  метели, птицам  труднее  будет  добывать  корм.  Поэтому  птиц  обязательно  нужно  подкармливать.

  2.  Мастерская 1-а  класса школы №5  « Птичий  макдональдс»  проводит  мастер-класс « Птичий  макдональдс» Мы  расскажем, как  подобрать  корм  и правильно организовать   питание  птиц.

    1.     Подкармливать  птиц  можно  семечками  подсолнуха, тыквы, кабачка. Зерном  очищенного  проса, пшеницы,  овса,  ягодами  боярышника, несолёным  салом или любым  животным  жиром.

   Хлебом  кормить птиц  нельзя, только подсушенными  хлебными   крошками  и  только крошками   белого  хлеба, крошки  чёрного  вызовут  у  птиц  расстройство  желудка. Корм  должен быть несолёный. Соль для  птиц – яд!

  2. Весь  твёрдый  и  крупный  корм  нужно  измельчить. Для этого, надо  завернуть  его  в  газету  и  постучать  до измельчения.

    Для  подкормки птиц можно  использовать  разнообразные  кормушки:  традиционные,  вот  такая  труба  может  использоваться  как  кормушка  для  наших птиц. (показ)

    1. А как смастерить  такую  кормушку  мы  сейчас  расскажем. В  коробке  из- под  сока или молока на  расстоянии  5-7 см от дна  вырезаем  небольшое  отверстие  круглой  или прямоугольной  формы. Привязываем  верёвочку  или  крепкую  нитку  и  кормушка  готова.

   2.Насыпать  корм  нужно  небольшими  порциями. Корм  должен  быть  свежим  и сухим. Птицы  не должны  бегать  по корму , а брать  его  с краю, так  он  не загрязняется  птичьим  помётом  и  в  результате  не  возникает  болезней.

  1.   Подкармливая  птиц ,  наблюдайте  за  ними и вы  заметите,  что   у каждой  

птицы  есть  своё любимое  лакомство.  Самый  любимый  корм – семена  подсолнечника. Но его им , как нам шоколад  много  нельзя. Они  могут  перестать  искать естественный  корм. Семена  овса  -любимое  лакомство синиц,  семечками  тыквы , дыни, кабачка питаются  синицы,  поползни, воробьи. Пшено  и  просо склюют  воробьи  и  синицы.  

   2.Если  в кормушке  будут  ягоды  рябины, калины,  то  к  вам  в  гости  пожалуют  красавицы  свиристели  и  снегири.  Корм  можно  купить  в  магазине, а  можно  заготовить  летом  самим, изготавливая  вот  такие  букеты  из  растений.

  1.   Подкармливая  птиц,  мы  заметили, что  самыми  удобными  кормушками  будут  - птичье  печенье.  Как  мы его назвали.

Изготовить  его очень  просто. Для  этого  понадобиться:  картон. Нож, ножницы, шило, ручка  или  карандаш, тесьма, свежий корм, несолёный  жир.

 Вырезаем  из  картона   заготовку, что кому  понравилось,  это  форма печенья. Картон  лучше  брать плотный, например , от картонной коробки.

  Берём шило, отступаем  от  края  3-5 см и делаем  отверстие.  При   работе  с шилом будьте  аккуратны, не  проткните  пальцы. Берём  тесьму.  Продеваем  тесьму  в отверстие, связываем  его  вместе, чтобы  получилась  петля. Узелок завязываем  крепко,  так как  корм  будет  висеть  на  ветерке  и   раскачиваться.  

  С  помощью  ножа,  берём  жир и  равномерно  намазываем  на  картоне  слой  жира. Помним,  что  жир  должен  быть  несолёным.

   Вот получилась  заготовка  для  печенья.  Сейчас  берём  корм  и посыпаем  на жир. Корм  заранее  надо измельчить. Корм  должен  быть  качественный,  не содержать  плесени, не протравленный  ядохимикатами.

     Корм  нужно  прижать. Лишний  корм  отряхнуть. Вот  и получилось  такое  печенье - кормушка.  

     Кормушку надо  подморозить на улице  или  балконе. Повесить  готовую  кормушку   у себя  во дворе.  Такая  кормушка  соответствует  рекомендациям  специалиста.  Её  не заносит  снегом, корм всегда  остаётся  чистым, его хватает  на 2-3  дня. Такую  кормушку  можно  повесить  в  любом  месте.

   2.  Вот  ещё  вариант  печенья для  птиц.  Корм  состоит  из  равных частей  семян  и сала. Мы  берём  семена подсолнечника, овсяные  хлопья  и  семечки  льна.

   Сало  нужно  слегка разогреть и смешать  с другими  компонентами,  а затем  немного  остудить.  Формочки  для  печенья  наполнить  тёплой массой  и  поставить  в  холодильник. Затем  вынуть  корм  из  форм.

 1. Подкармливая  птиц, не  вредите  им,  не  допускайте  ошибок.

Подкармливая  птиц,  вы не только  защитите  их  от холода,  но  и  привлечёте  их в  свои  сады, огороды  и летом  они  будут  бороться  с  вредными  насекомыми.

Выступление программы  «Здоровье» (слайд-заставка)    

У меня печальный вид –
Голова с утра болит,
Я чихаю, я охрип.
Что такое? Это грипп!
Не румяный гриб в лесу,
А поганый грипп в носу!
В пять минут меня раздели,
Стали все вокруг жалеть.
Я лежу в своей постели,
Мне положено болеть.
Поднялась температура.
Я лежу и не ропщу –
Пью соленую микстуру,
Кислой горло полощу.
Ставят мне на грудь горчичник,
Говорят: «Терпи, отличник!»
После банок на боках
Кожа в синих пятаках.
День лежу, второй лежу
Третий – в школу не хожу.
И друзей не подпускают, –
Говорят, что заражу.

Доктор:  Зимой  повышается  риск  простудных  заболеваний. Поэтому  очень  важно  зимой  следить  за своим  здоровьем. Важно  правильно  питаться, делать зарядку, употреблять витамины, укреплять иммунитет.

        Я буду называть правила, которые должен выполнять больной. Если правило верное, хлопайте руками. Если правило неверное, топайте ногами.

  1. Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись.
    2. Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей.
    3. Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом.
    4. Надо лечь в постель.
    5. Если заболел, ешь мороженое.
    6. Принимай лекарства, которые сам нашел в аптечке.
    7. Принимай лекарства, назначенные врачом.
    8. Пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости: это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру.
    9. Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы летели брызги во все стороны.
    10. Если заболел гриппом, отправляйся в гости к другу – ты так давно у него не был.

Давно известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому если пока еще вам удалось избежать встречи с вирусом, самое время заняться профилактикой.

У. Профилактика – это меры, которые надо предпринять, чтобы не заболеть.

Есть еще один эффективный способ уберечься от гриппа и других простудных заболеваний. Это точечный массаж. На нашем теле есть такие волшебные точки, массаж которых повышает сопротивляемость нашего организма к простудным заболеваниям.

На доске – рисунок «Точечный массаж».

http://nsc.1september.ru/2009/14/6.jpg

– Посмотрите на этот рисунок. Вот эти точки. Следует проводить массаж в течение 2–3 минут, надавливая на каждую точку не дольше 15 секунд, то есть делая вращательные движения 7 раз в одну сторону и 7 раз в другую. С целью профилактики массаж делают 2–3 раза в день, а при заболевании – через каждый час. Учитель показывает точечный массаж. Ученики повторяют за учителем.

Участникам  проекта  раздаются  буклеты

Информация  для  буклета.

Памятка

  • Во время эпидемии гриппа старайся как можно меньше бывать в местах массового скопления людей.
  • Если в семье кто-нибудь заболел гриппом, то окружающим желательно надевать марлевые повязки, закрывающие рот и нос. Несколько раз в день нужно проветривать помещение.
  • У болеющего гриппом человека должна быть индивидуальная посуда, которой во время болезни будут пользоваться только он.
  • Чтобы повысить сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, принимай витамины, в первую очередь витамин С.
  • С целью профилактики простудных заболеваний 2–3 раза в день делай точечный массаж.
  • Во время эпидемии ешь чеснок.
  • При появлении признаков болезни лучше не выходить из дома, а вызвать врача.

 Выступление передачи  « Играй гармонь»  (слайд-заставка)    

 Приглашаем  на наши  зимние посиделки….

ВЕДУЩИЙ.       «Посиделки ( посидки, посидухи, посидушка…), согласно В.И.Далю, - это сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделья, пряжи, а более для россказней, забав и песен». Посиделки могли называть иначе, кому как нравится, вечерками, вечерищами, беседками, досветками, дозорьками, но суть их оставалась прежней.

Зал библиотеки  убран в стиле русской народной избы,  стены украшены павловскими платками, рушниками (по возможности). На столах предметы быта русского народа: деревянная посуда, самовар, музыкальные инструменты; стоят прялки, полы устланы половиками (по возможности).

Звучит русская народная мелодия. Входит девочка в русском народном сарафане.

ДЕВОЧКА 1.   Зимний вечер тёмен, долог.

                          Насчитаю сорок ёлок.

                          То на лавке посижу,

                          То в окошко погляжу.

Позову-ка я ребят к себе на посиделки.

Будут песни, будут пляски и игра в горелки.

                          Эй, подруженьки, подружки!

                          Веселушки – хохотушки!

                          Эй, ребята – молодцы,

                          Озорные удальцы!

                          Приходите поплясать,

                          Зимний вечер скоротать!

Под музыку выбегают девочки,  все девочки прячутся в домик. Выходят мальчики, у каждого народный музыкальный инструмент: гармошка, балалайка, ложки и т.д.

МАЛЬЧИК 1. Ото всех дверей, ото всех ворот

                         Выходи скорей, торопись народ!

                         Открываются ворота!

                         Выходи кому охота!

А кому неохота,

Тоже выходи!

МАЛЬЧИК 2.     Стоит Фома посреди двора

                             Супротив терема высокого,

                             Супротив крыльца широкого.

                             Нетёсан терем, нетёсан.

                             Только хорошо окрашен.

                              Дома ли Марья?

 Дома ли Дарья?

Дома ли душенька  Катюшенька?

ДЕВОЧКИ (выглядывают из домика)  Мы туточки!

ДЕВОЧКА 1.      Собрались мы позабавиться,

                             Позабавиться да потешиться!

                             Пошутить!

                             Поиграть!

                             Посмеяться!

ДЕВОЧКИ ХОРОМ. Смех вам да веселье! ( с поклоном)

 ДЕВОЧКА 1. Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус!

                          Кому сказку, кому правду, кому песенку!

                          Небылицы в лицах,

                          Сидят в теремах – светлицах.

                         Щелкают орешки                       Да творят насмешки!

Звучат  народные наигрыши. Выходят ребята в русских народных костюмах, рассказывают небылицы.

Физминутка  игра «ГОРЕЛКИ»                

ВЕДУЩИЙ.    У кого там хмурый вид?

                          Снова музыка звучит.

                          Собирайся, детвора,

                          Ждет нас русская игра.

Игра «Горелки» - исконно русская. В нее играли наши прабабушки и прадедушки. Несколько веков игра была самой любимой игрой русского народа. Она сохранилась во многих местах России до сих пор.

                          Описание игры.

Участники, разделившись на пары (мальчик и девочка), берутся за руки. Пары становятся друг за другом колонной. Впереди в 2 – 3 метрах от первой пары стоит горельщик (водящий). Все говорят нараспев:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Горельщик стоит спиной к играющим. После слова звенят последняя пара  разъединяет руки и бежит мимо горельщика: один слева, другой справа. Горельщик гонится за любым из них и старается осалить кого-то прежде, чем они снова возьмутся за руки. Кого горельщик поймает, с тем становится парой впереди колонны. А водит игрок, оставшийся без пары. Если же горельщик никого не поймал, он снова «горит».      

В этой игре есть особые правила:

  • горельщик не имеет права оглядываться назад;
  • никто не начинает бег прежде, чем прозвучит последнее слово: звенят;

горельщик может салить бегущих только до того момента, как они возьмутся за руки.

    Передача  «  В гостях  у сказки»   слайд-заставка

ВЕДУЩИЙ.  А теперь, гости дорогие, не хотите ли сказочку поучительную послушать?

                        Про деда, про бабу, про курочку Рябу  и  яичко  непростое – золотое...

Дети инсценируют сказку О.Высотской «Золотое яичко». Выходят «дед» и «бабка».

- Эй, старик, проснись скорей!

- Волки, что ли , у дверей?

  Ты чего шумишь, старуха?

- Да смотри, что я нашла:

   Наша курочка – пеструха

   Под кустом яйцо снесла.

- Ну, снесла, какое дело!

   Что ты, баба, обалдела?

- Да яйцо –то не простое,

  А, гляди-ка, золотое!

- Золотое, в самом деле?

   Мы с тобой разбогатели.

- Погляди, горит, как жар,

  Не случился бы пожар.

- Ох, горит, слепит глаза!

- Чудеса –то.

- Чудеса!

- Ты в сундук запри его…

Стук в дверь.

БАБКА. – Нету дома никого!

Ишь соседей как назло,

Ненароком принесло.

ДЕД.         Надо дверь бы на засов,

                  Да спустить скорее псов.

БАБКА.    В среду в город я поеду,

Там базар бывает в среду.

Богатеев много там,

Им яичко и продам!

Как дадут мне 100 рублей –

Накуплю я соболей,

Разных юбок сорок штук:

До краев набью сундук!

ДЕД.         Что ты мелешь небылицы?

Ишь, сыскалась молодица.

Тащишь в избу всякий хлам!

Нет уж, если мы богаты –

Возведу теперь палаты

И беседки по углам…

БАБКА.    Что ты, старый, не блажи,

Ни к чему нам этажи!

А за эти за беседки –

Засмеют ведь нас соседки.

ДЕД.         Пусть смеются, мне не жалко.

БАБКА.    Да, уймись, упала скалка,

Чугуны гремят в печи…

Лучше, дед, ты не кричи!

ДЕД.         Я хозяин или нет?

Сейчас дам тебе ответ…

БАБКА.    Ох, яичко покатилось,

Покатилось и …разбилось…

От скорлупки нет следа,

Подевалось все куда?

Бабка плачет, дед ее утешает.

ДЕД.         Ну чего мы затужили? От чудес одна беда.

                  Будем жить, как прежде жили,

                  И работать как всегда,

                  И шубенку справить можно.

БАБКА.    И подправить можно дом.

                  Только то, видать, надежно,

                  Что дается нам трудом.

ДЕД.         Открывай, старуха, дверь,

Что нам прятаться теперь!

Эй, соседка!

БАБКА.    Эй, сосед!

Забывать друзей не след,

Заходите на часок,

У меня хорош квасок,

И варенья, и соленья…

ВМЕСТЕ. Заходите без стесненья!

Выходят дети, звучат русские народные наигрыши, дети пританцовывают.

ДЕВОЧКА.   Кум – куманек, где ты живешь?

                       Что, куманек, ко мне в гости не идешь?

МАЛЬЧИК. (идет с самоваром) Я иду, иду, иду,

                                                       Самовар в руках несу.

                                                        Эй, чай, чай, чай,

                                                        Уж, ты, кумушка, встречай!

ВЕДУЩИЙ. Для хорошего чая по старинной русской традиции и вода должна быть колодезной, студеной, а хозяюшка отличной, умелой.

  ВЕДУЩИЙ. Вот теперь самое время побаловать наших гостей вкусным чаем с блинами, пирогами, ватрушками, ведь сейчас на Руси маслена неделя идёт…(угощение блинами)

ДЕВОЧКА.    Напекли мы для гостей    Много разных сладостей,

Тары – бары – растабары,   Посидим у самовара.

МАЛЬЧИК.   Выпьем чай из самовара   С сухарями, кренделями,

С бубликами вкусными,    С сушками, ватрушками.

ДЕВОЧКА.   Самовар – птица-жар,  Кран открывается – чай наливается!

МАЛЬЧИК.   Приходите, приходите,   Угощение берите!

Чаем запивайте,

ВМЕСТЕ.      Нас добрым словом вспоминайте!

ВЕДУЩИЙ. Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселый смех…

За огонь соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья.

Будет кратка наша речь,

Говорим мы: «До свиданья,

До счастливых, новых встреч!»

Рефлексия  предлагаю   выбрать снежинку. Если   понравилось, то выбери большую снежинку, а если что-то не понравилось – маленькую снежинку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здравствуй, зимушка-зима!

На утреннике дети читают стихи о зиме, поют песни, частушки, играют в игы, отгадывают загадки, вырезают снежинки, радуются приходу зимы....

Внеклассное занятие "Здравствуй, зимушка - зима" из цикла "Времена года"

Внеклассное занятие направлено на расширение представления о зимнем времени года, развитие внимания, речи, мышления, формирует навыки чтения....

Конспект урока внеклассного чтения "Зимушка-зима"

Конспект урока внеклассного чтения для учащихся начальной школы. Цель: повторить названия зимних месяцев и признаков зимы; развитие читательских умений и навыков, умения    самостоятель...

"Зимушка - зима"

Выставка рисунков....

Интеллектуальная игра «Зимушка-зима!» для учащихся 1-4 классов

Игра проводится по аналогии одноимённой телевизионной шоу-викторины «Счастливый случай»Цель игры:1.Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.2.Совершенствование умения примен...

урок "Зимушка - зима. Звуки зимы"

Урок проходит в виде прогулки по зимнему лесу. Дети рассматривают лес, его красоту. Вспоминают, каким было сегодня утро, какой мелодией они его бы изобразили. Слушают проиизведение П.И. Чайкоского &qu...