Духовно-нравственное воспитание школьников на занятиях прикладным творчеством
методическая разработка на тему

Курганская Татьяна Владимировна

Изобразительная деятельность, и, в частности декоративно – прикладное искусство, – одна из самых интересных для детей дошкольного и школьного возраста. Они с удовольствием рисуют, лепят, вырезывают, выжигают, выпиливают, наклеивают…Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности.  И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей. Они учатся анализировать предметы, находить общность и различия. Знания об отдельных предметах  обобщаются. На занятиях развивается речь ребенка, наблюдательность, умственная активность, самостоятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.В. Курганская, ПДО МБУ ДО ЦНТТ г. Армавира

Духовно- нравственное воспитание детей на занятиях декоративно-прикладным искусством

Изобразительная деятельность, и, в частности декоративно – прикладное искусство, – одна из самых интересных для детей дошкольного и школьного возраста. Они с удовольствием рисуют, лепят, вырезывают, выжигают, выпиливают, наклеивают…Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности.  И как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного развития детей. Они учатся анализировать предметы, находить общность и различия. Знания об отдельных предметах  обобщаются. На занятиях развивается речь ребенка, наблюдательность, умственная активность, самостоятельность.

Правильное овладение различными  материалами и инструментами требует трудовых навыков. В процессе усвоения и практического  применения знаний и умений  и навыков  развиваются способности ребенка.

Изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию, развитию наглядно – образного мышления. На занятиях создаются предпосылки для нравственного воспитания. Ведь искусство обращено к духовной сфере ребенка. Оно способствует  формированию эмоциональных критериев, развитию фантазии, воображения, творческой потенциальности.

Известный педагог XVIII столетия Иоганн Генрих Песталоцци писал, что задача преподавания должна содействовать  всестороннему общему образованию и гармоническому развитию всех духовных сил человека.

В настоящее время развитие духовно – нравственных качеств обучающихся особенно актуально. Основной задачей является воспитание гражданина высокой духовности и нравственности, способного к возрождению и приумножению культурных ценностей страны. И декоративно – прикладное искусство  может стать основой духовно – нравственной культуры подрастающего поколения.

Декоративно – прикладное искусство  существует с глубокой древности. С давних пор люди используют в быту художественно оформленные  предметы быта. Это посуда, мебель, ткани, одежда, украшения и пр. Мастера декоративно – прикладного искусства использовали самые разнообразные материалы – металл, дерево, глину, стекло, текстиль, солому…

Декоративно – прикладные  изделия создают предметную среду вокруг человека, воздействуя на его душевное состояние и настроение. Этому виду искусства принадлежит значительная роль в формировании художественного  вкуса  народа. Особенно велико воспитательное значение  народного декоративного искусства. Знакомясь с его богатством, дети проникаются добрыми чувствами к тем, кто создал  необыкновенные вещи. Их волнует и радует золотая Хохлома, нарядность городецкого узора, синие узоры Гжели. У детей формируются чувства гордости за свою страну, свой народ.

На занятиях   дети не только знакомятся с народными промыслами, но  и изучают многие виды декоративного искусства, доступные их возрасту. Это выпиливание, роспись по дереву, декупаж…

В процессе обучения дети получают знания о цвете,  композиции, декоративной стилизации, знакомятся с  техническими приемами.   Динамические и статические пособия к занятиям мотивируют к творчеству.

 Свои успехи дети  регулярно демонстрируют на выставках различного уровня, что повышает их самооценку. Их работы украшают кабинеты, коридоры, часто используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны.

 Принцип обучения и воспитания строится на сочетании коллективных, групповых и индивидуальных форм организации занятий.

 Содержание  учебного  материала  ориентировано на формирование  базовых  национальных  ценностей;  содержание  занятий  нацелено  на  формирование  культурно-творческой  личности,  на  приобщение  обучающихся  к  общечеловеческим  и  национальным  ценностям.   

  Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию фантазии и  художественного вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации. Искусство воспитывает эмоциональную отзывчивость. Оно учит жить по законам красоты, а не жестокости и агрессивности.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-правовое воспитание как средство формирования духовно-нравственной личности младшего школьника

Выступление на семинаре Сердюковой О.В. и Беспаловой С.Б. с опытом работы по организации гражданско-правового воспитания в начальной школе...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

Педагогический Совет по теме: «Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

I.  Рассмотрение вопросов на педсовете. 1.«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС второго поколения и концепцией духовно-нравственного развития  российских школьников...

Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...

Программа духовно - нравственного развития, воспитания школьников

Программа  духовно - нравственного развития, воспитания и социализации школьников разработана для НОО в соответствии с ФГОС...