«За нравственный подвиг учителя»
план-конспект урока (4 класс) на тему

Голубина Ольга Петровна

Разработка по предметам: «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golubina_o_p_za_nravstvennyy_podvig_uchitelya.docx85.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

Управление образования, молодёжной политики и спорта Бутурлинского Муниципального района

МАОУ Бутурлинская средняя общеобразовательная

школа имени В.И.Казакова

Номинация: Лучшая методическая разработка по предметам: «Основы религиозных культур и светской этики»

«За нравственный подвиг учителя»

Тема:  «Христианская семья»

Предмет: Основы православной культуры и светской этики

Класс: 4 класс

Тип урока: комбинированный

Тема урока: Христианская семья

Цель урока: дать понятие о христианском понимании семьи и семьи как базовой ценности общества.

Образовательная: знакомство с семьёй как частицей рода, дать представление о христианском понимании семьи;

Воспитательная: воспитание интереса и любви к семейным традициям;

\Развивающая: развитие навыков ответственного поведения в семье, творческой активности, развитие речи.

               Задачи :

Обучающая:познакомиться  со смыслом обряда «Венчания»,  особенностями семейных традиций в православной культуре.

Развивающая: понять, какие качества необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи (любовь, решимость подарить себя друг другу, готовность все претерпеть ради сохранения семьи, верность).

Воспитывающая: воспитать любовь и  нравственный долг детей перед родителями, представителями старшего поколения.

   Основные понятия: семья, венчание, обручальное кольцо, венец.

Планируемые результаты

Предметные:

 понимать смысл обряда «Венчание»,  понимать и принимать особенности семейных традиций в православной культуре.

Метапредметные:

 исследовательские навыки, уметь работать с различными источниками, рассуждать, делать выводы, анализировать, проводить исследовательскую деятельность.

Личностные:

 испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания своим родным; умение выстраивать отношения в семье, осознавать свою роль  в семье  и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи, умение выстраивать отношения.

   Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство.

Формы урока: урок совершенствования знаний, формирования и целевого применения усвоенного.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, экран.

Ход урока

1.Организационный момент

 Учитель: Ведь легко тому учиться,
Кто привык всегда трудиться

  (Отгадайте загадки)

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (Семья)

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

2. Актуализация знаний и самоопределение

Учитель: Ребята, вы правильно отгадали загадки и наверное догадались какая тема сегодняшнего урока?

Ответы детей: Семья.

Учитель: Как вы считаете, о чем именно пойдет речь, а что вы знаете о семье? Неужели есть еще что-то, что мы не знаем, чему вы хотите научиться, что нового узнать? О какой семье мы с вами сейчас поговорим?

Ответы детей: На уроках ОРКСЭ мы говорит о православии, значит, мы будем говорить о христианской семье и ее традициях.

Ученик: читает стихотворение: (слайд2)

Семья – это счастье, любовь и удача,

 Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

 Семья – это труд, друг о друге забота,

 Семья – это много домашней работы.

 Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Учитель: Да, совершенно верно, сегодня мы узнаем, что такое семья в православном мире? Что объединяет членов такой семьи?

Учитель: Ребята, я начала урок со слов «Ведь легко тому учиться, кто привык всегда трудиться». Как вы понимаете значение этих слов?

Ответы детей: от труда зависит благополучие, результаты труда приносят радость, без труда и старания не достичь успехов.

Учитель: Да, именно труд облагораживает и красит человека, делает его умнее, лучше и сильнее. Нужно ценить и уважать труд других людей и трудиться самому – только тогда ты будешь счастлив. Пословицы о труде. (слайд3)

Учитель: Ребята, семья - это тоже  труд. Мало создать семью, надо еще трудиться над построением отношений. Счастливая семья – это результат кропотливой работы, но именно на семейное счастье не жалко никаких трудов.

  А что понимается под этим словом в православном мире? Найдите и прочитайте это объяснение в учебнике (стр. 86).

«Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься».  Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нём радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо»

  Учитель: Поработаем самостоятельно в тетрадях.

(приложение 1Урок 27 «Христианская семья»)

3. Работа по теме урока.

Учитель: Семья. (слайд4)Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли святым именем. Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Со временем на нём появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге. Наши предки издавна учили, что это семя не взойдёт без помощи старших и без воли Божьей. Вот почему жених и невеста от родителей получили благословение, а от Бога – венчание. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки – сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, непрестанным трудом  – достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь: Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить.(слайд5)

Чтобы создать семью, молодые люди, должны хорошо подумать о будущей совместной жизни, чтобы потом не раскаяться. 

Учитель: вступление в брак в православной культуре называется «венчание». (слайд6)

Уверуй:  Таинство  Венчанья -

Не  мода…  Смысл  его  глубок.

Пред  Богом  клятва, обещанье,

На  веки  вечные  зарок –

Любить  и  верить  бесконечно,

В беде  и  в  радости – вдвоём.

…Невеста  в  платье

                             подвенечном –

Как  Ангел  рядом  с  женихом.

В  глазах – волнение

                                   и  счастье.

Оно  одно,  но  на  двоих.

…Убереги  их  от  ненастья –

Молю  Тебя,  Господь,

                                        о  них!

Учитель: Обручальное кольцо  – знак  вечности и неразрывности брачного союза. Кольцо, как и венец, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе. (слайд7)

В руках молодые держат венчальные свечи – символ любви, которую отныне они должны питать друг к другу и которая должна быть чиста и не запятнана.

У молодых с собой должны быть 2 иконы, которые останутся с ними на всю жизнь.

Во  время  венчания на головы жениху и невесте возлагают венцы – знак того, что «князь» и «княгиня» - самые почитаемые и знатные люди в округе. Венец – это награда за решимость подарить себя друг другу. Но это еще и мученический венец.

- Как вы  думаете, почему  венец ещё  и  мученический?

Ответы детей:

 По-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

-Как вы считаете, достаточно ли только повенчаться, чтобы у вступающих в брак образовалась семья?

Ответы  детей: Нет.

Учитель: А, что знаете вы о своей семье? Расскажите.

Ответы детей по плану:1.Сколько человек в твоей семье?

2. Какие в ней есть профессии?

3. Каковы общие увлечения?

4. Есть ли у вас, любимые семейные увлечения?

5. За что люди уважают твою семью?

Учитель: Создать семью нелегко, а сохранить её еще труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается, не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. (слайд 8)

Ответы детей: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».  Слайд 7

Учитель: Родители заботятся о вас, а вы в свою очередь должны заботиться о ком? Как?

  Ответы детей: Забота о родителях.(слайд9)

Физкультминутка игра «Собери пословицу» (Работа в тетрадях)

Когда семья вместе, / и душа на месте.

Дом красив не углами, / а пирогами

Каков батюшка,/ таковы у него и детки.

4.Работа с дополнительным материалом

Учитель: Есть в России праздник, посвящённый семье - «День семьи, любви  и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. Символом данного праздника является ромашка. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония. (слайд 10-11)

В давние годы в городе Муроме правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая однажды исцелила его от страшной болезни, с тех пор они были неразлучны. Они умерли в один день и завещали похоронить их в одной могиле. Как ни старались бояре хоронить князя Петра отдельно, он всё равно оказывался вместе со своей женой Февронией. Слайд10

      Учитель: Семейная жизнь – это необыкновенный труд, и чтобы этот труд не был тягостным нужно соблюдать некоторые правила. Давайте познакомимся с «Правилами жизни», выполнение которых ведёт к взаимопониманию. (слайд12)

  1. Ставь интересы других людей выше собственных.
  2. Будь предан своей семье, избегай возможности её предать.
  3. Уважая других людей, уважай себя.
  4. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
  5. Умей прощать и не будь обидчив.
  6. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
  7. Проявляй чуткость.
  8. Будь свободен от лжи и обмана.
  9. Стремись всё делать как можно лучше.

            10.Воспринимай людей как равных себе.

5.Рефлексия

Учитель: Я благодарю вас за  активное участие на уроке и думаю, что придя домой, вы обязательно поделитесь полученными знаниями с вашими родителями, чтобы в вашей семье был всегда мир, покой и взаимопонимание

Оцените свою активность на уроке. Ответьте на вопросы.

Выбери правильный ответ(Работа в парах)

1.Церковное таинство бракосочетания:

  а)Венчание

б)Крещение

в)Миропомазание

2.Венцы в таинстве венчания символизируют:

         а)Вечность

         б) Богатство

        в)Долгую жизнь

       Единство любви и испытаний.

3.Вычеркни «лишнее» слово:

Добро, месть, милосердие, любовь, уважение, вежливость.

6. Подведение итогов урока

Учитель: Что является основой семейной жизни?

Ответы детей: Любовь. Уважение. Труд. Взаимопонимание.

Учитель: Пусть в ваших семьях чаще улыбаются. Дарите свое тепло и заботу родителям, бабушкам и дедушкам, всем близким. Умейте прощать и не помните зла.(слайд 13-14)

Ученик читает стихотворение.

Всё начинается с семьи.
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Всё начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи.

  1. Домашнее задание:

Есть и другие святые, которые покровительствуют семью. Подготовьте сообщение об этих святых. Составьте презентацию на тему «Моя семья», или нарисуйте газету, напишите сочинение ( Задание по выбору).

Литература:

1.Мороз А.А., Берсенева Т.А. Добрые уроки-наставления: учеб. Пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4-5 классов. Серия «Православия в жизни», «Как сохранить семью» Протоиерей Илия Шугаев, Москва 2012г.

 2.http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-        pravoslavija.shtml#n204

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Времена не выбирают" ( материалы к конкурсу "За нравственный подвиг учителя")

материалы к конкурсу "За нравственный подвиг учителя"...

Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...

Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...

Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...

Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»

Завершен региональный этап Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя»30 мая 2016 года в ГБОУ ДПО ИРОСО завершен р...

Урок ОРКСЭ в 4 классе. Тема: Нравственный подвиг учителя.

Цель: Создать условия для формирования понятия о нравственном подвиге вообще и учителя в частности.Задачи:1) Подвести учащихся к пониманию термина нравственный подвиг;2). Формировать такое качество ли...

Описание сайта на конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Описание сайта на конкурс "За нравственный подвиг учителя"...