Особенности работы воспитателя группы продленного дня в первых классах
статья (1 класс) на тему

Богданова Анна Николаевна

Особенности  работы  воспитателя  ГПД  в первых  классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности  работы  воспитателя   группы  продленного  дня  в  первых  классах

Автор: воспитатель  ГПД

Богданова  Анна  Николаевна

Работающие родители,  выбирая школу для будущего  первоклассника, обязательно  останавливаются на той, в которой  администрация  сможет  предложить  им    группу  продленного  дня. Не  у  каждого  родителя,  с  поступлением  своего  ребенка  в  1-й класс,  появляется  возможность  изменить  свой  рабочий  график  и  освободить вторую  половину  дня  для  того,  чтобы  забрать его после уроков  из  школы и  позаниматься  с ним  дома. А  забирать  его  из  школы  первое  время  придется  очень  рано  потому,  что учебная  нагрузка  на первоклассника распределяется  постепенно. Первый  месяц  в первых  классах  проводят  по три урока,  далее – по четыре  урока,  и  только  после  Нового года  в  некоторые  дни  у учеников  появляется  пятый  урок. До  поступления в  школу все  предыдущие  года  многие  дети  посещали  детский  сад   до  17 – 18  часов вечера. Поэтому    родителям  таких  детей  группа  продленного  дня  нужна  как  воздух.

Обычно  пожелания    родителей  к  такой  группе   просты  и  понятны: все  хотят,  чтобы  их  ребенок  был  накормлен,  его  вывели  на  прогулку,  качественно  сделали  с  ним  уроки, чтобы  ребенок  находился  под  чутким  руководством  воспитателя  да  еще  посещал  кружки  и  секции  внутри  школы. На  основе  потребностей  родителей  и  возможностей  школьного  учреждения  обычно  и строится  работа  групп  продленного  дня.

Воспитатели  групп  продленного  дня наряду  с  учителями  начальных  классов  в  своей  работе  ставят  перед  собой  следующие  цели  и  задачи:

  • Развивать  познавательные  интересы  и  способности  учащихся.
  • Воспитывать  любовь  к школе,  труду,  спорту,  к  природе  и  родному  краю.
  • Прививать  навыки  культурного  поведения  в  школе,  дома  и    в  общественных  местах.
  • Содействовать  развитию  духовно-нравственных  качеств личности.
  • Прививать  чувство  коллективизма,  учить  взаимовыручке.
  • Формировать  навыки санитарно-гигиенической  культуры.
  • Укреплять  здоровье  детей,  развивать  их  физические  способности.
  •  Создать  условия  для  проявления  творческих  способностей  каждого  ребенка.
  • Привлекать  детей  к  занятиям  в  кружках  и  секциях.

Главная  сложность  в работе  воспитателя  ГПД в 1-м классе  заключается  в  том,  что каждый  ребенок,  попавший  к  нему в  группу,  впервые  вступил  на  порог  школы,  где  ему  предстоит  учиться  многие  годы. Первый  класс станет  серьезным  испытанием для ребенка,  и  от  того как  пройдет  этот  первый  год,  во  многом  зависят  и  все  последующие  годы  в школе. В  жизни  первоклассника  наступает  очень  сложный  адаптационный  период.

Прежде  всего,  первоклассникам  очень  непросто  сориентироваться  в  незнакомом  пространстве  школы. Им  неизвестны  многие  правила  поведения  учеников  на  уроке,  на  перемене,  в  гардеробе  и  в  столовой. Кроме  того,  им  предстоит познакомиться  друг  с  другом  в  классе  и  выстроить  свои  отношения  в  новом  коллективе.

И  без  того  сложный  период  привыкания  первоклассника  к школе  усугубляется   еще  и  тем,  что  родители  не  могут забрать  своего  ребенка  из  школы  сразу  после  уроков,  и  уже  на  второй  или  третий  учебный  день  оставляют его  на  продленку  почти  до 17-18 часов  вечера. И  вот  такие  дети  попали  ко  мне  в  группу (причем  мальчиков  в  группе  было  больше,  чем  девочек).

Я,  как  воспитатель,  свою  работу  начала   строить  с  определения  того,  насколько  ученики  моей  группы  обладают  элементарными  правилами  и  умениями  для  своего   возраста.  Оказалось,  что  многие  дети  в  группе  к  началу  обучения  в  школе  уже  умели  читать  и  считать.  Но вместе  с  тем, они  не  умели,  находясь  в  коллективе, слышать  и слушать  воспитателя,  совершенно  не  могли разобраться,  как  построиться  в  колонну  парами,  а  чтобы  тихо  пройти  по  школе  в  столовую во  время  уроков  не  могло  быть  и  речи. Многие  не  могли (или не хотели)  самостоятельно  одеваться  и  раздеваться  после  прогулки,  не  умели  завязывать    тесемки  на  шапке  и  шнурки  на  обуви.

На  основе  этих  наблюдений  я  решила построить  свою  работу  по  принципу  работы  детского  сада (только  без  дневного  сна)  с  постепенным  внедрением в нее  элементов   школьной  жизни. В  обучении  и воспитании  детей стало  необходимым  идти  от  простого  к сложному. Пришлось  учить  своих  первоклассников  изо  дня  в  день  выполнять  не  хитрые,  но  ежедневно  повторяющиеся  действия,  которые  в  дальнейшем   облегчили  им  жизнь  в  школе. Оказалось,  что  надо  обязательно   озвучивать вслух  все  свои   требования  и пожелания, и постоянно  проговаривать необходимые  для  воспитанников  действия.  Постепенно  ребята смогли  запомнить  все правила поведения, предъявляемые к ним  в ГПД,  и стали  понимать,  чего  от  них  хочет воспитатель.

На  что  пришлось  обратить  особое  внимание:

Сбор  группы  под  звонкий  колокольчик. Этот  прием  очень  помог  мне настроить   детей  на  работу  в группе  продленного  дня. Первые  30  минут  после  уроков  в  первых  классах  проходят  очень  суматошно:  часть детей  остается  на  продленку,  другая  часть   собирается  уходить  домой.  К  учителю,  который  еще  находится  в  кабинете,  вереницей  начинают  идти  некоторые  родители   с насущными  вопросами и  разъяснениями   про  своего ребенка. В  такой  обстановке  звук  колокольчика  очень  помогает  обратить  внимание  и без  того уже  уставших  учеников  на  воспитателя.

Обязательное  напоминание  о посещении  туалета  (особенно  перед  обедом  и прогулкой),  как  в  детском  саду. Уставшие  от  уроков  ученики  и  по  натуре  стеснительные  ребята  могут  самостоятельно  и  не  сходить  в  туалет  и  терпеть  до  последнего.  Поэтому    необходимо  периодически  напоминать  детям  сходить  в  туалет,  чтобы  избежать  трудностей  в  столовой  или  на  прогулке.

Передвижение  по  школе  в  колонне  по  парам. Первую  четверть строиться  в  колонну  по парам  и  тихо  идти  этой  колонной  в  столовую  или  гардероб  оказалось  для ребят  очень  сложной  и  почти  невыполнимой задачей. Они не могли  распределиться  в  пары,  толкались,  делали  подножки  и  наступали  друг  другу на  ноги,  шумели  и т.д. Поэтому первое  время  пришлось  учить  детей  строиться  в  пары и  ходить  в  колонне. Проделывали мы  это с  учениками на  стадионе во  время  прогулки.

Соблюдение  правил  личной  гигиены. Воспитателю  в  начале  учебного  года  не  стоит  надеяться  на  сознательность  своих  юных  воспитанников. Не  многие  из  них  вспомнят,  что  надо  вымыть  руки  перед  обедом  или  полдником  на  продленке. Поэтому необходимо  напоминать  детям  об  элементарных  правилах  личной  гигиены, следить  за  тем,  чтобы  ребята   мыли  руки  перед  едой  и  правильно  вели  себя  в  столовой. Можно назначить  ответственного  ученика,  который  не  забудет  взять  с  в  столовую  полотенце для  рук  для всей  группы.

Закрепление  за  группой  своего  постоянного места  в  столовой.  По  возможности,  для     каждой  группы  продленного  дня, состоящих  из  учеников  первых  классов, лучше  отвести для  обеда  свое  место  в  столовой.  Тогда  дети не  станут  бегать по  ней  в  поисках  пустого  стола  и стула,  а  организованно  в течение   всего учебного   года будут  занимать  отведенные  для  них  места  и  спокойно   обедать. Когда  в  школьной  столовой  одновременно  обедает  несколько  групп  продленного  дня,  то  это правило  становится  очень  актуальным.

Обязательное  дежурство  по  столовой  во  время  обеда. Целесообразно  назначить двух – трех  учеников,  которые  бы  чистыми  вымытыми  руками  раздавали своим  одногруппникам  ложки,  вилки  и  хлеб  перед  едой. Обычно  ребятам  нравится  дежурить  по  столовой.

Одной  из  серьезных  проблем,  с  которыми  может  столкнуться  воспитатель,  является  то,  что  первоклассники могут  совсем  и  не притронуться  к  предложенному им  обеду  и  покинут  столовую  голодными.  Это  может  быть  связано  с  несколькими  причинами: дети  еще  не  привыкли  к  школьной  еде;  их пугает  или  отвлекает от  обеда      одновременно   большое  скопление  учеников  в  столовой; если  кто-то один  не  станет   есть  суп,  то  и  все,  сидящие  с  ним  за  столом,  скорее  всего,  проделают  тоже  самое. В  связи  с  этим,  воспитателю  надо  будет  разъяснять детям  пользу  здорового  горячего  питания,  проводить игры  и  занятия  на  эту  тему. Воспитатель  может  договариваться  с  ребенком, отказывающимся  от  еды,  чтобы  он съел  не  весь  суп,  а например,  только  бульон  или  не  все  второе  блюдо,  а  только  гарнир  или котлету  на  свое  усмотрение. Можно  придумать  различные  поощрения,  хитрости  со  смайликами  или  наклейками  для  тех  детей,  которые  съедают  школьный  обед  полностью  по  истечении  какого-то определенного  периода (например, 1-й или 2-х  недель).  Главное – чтобы  дети  не  выходили   из  школьной  столовой  голодными.

Обязательная  ежедневная  прогулка  на  воздухе  не  менее одного  часа (даже  в  дождливую  погоду). Можно  разделить  прогулку  на  две  части. В первой  части  прогулки  воспитателю надо  привлекать  детей  к  спортивным  или  подвижным  играм   разного  вида.  Дети  в  возрасте  7 лет    запросто  справляются с  играми  на  телефоне,  но  совершенно  не  в  состоянии  самостоятельно  придумать   игру  между  сверстниками,  договорится с ребятами   об  ее  правилах,  начать  игру  и  довести  ее до  конца. Игра  детей  должна  быть  под  контролем  взрослого.   Воспитателю  лучше знакомить  своих  воспитанников  с  новыми  играми,  разучивать  их правила   и  привлекать для участия  в них  как  можно  больше  детей  из  группы. Игра  детей  должна  проводиться  под  контролем  взрослого.  В  такой   свободной и  неформальной  обстановке  дети  могут  раскрепоститься  и  проявить  свои  способности. Таким  образом,  можно быстро познакомить  ребят  друг  с  другом,  сдружить  их  и  выявить  лидера.  Во  второй  части  прогулки  дети  могут  найти  себе  занятия  по  интересам  самостоятельно  или  малыми  группами. Прогулка  на  свежем  воздухе  является одним  из  важнейших  элементов  в режиме  работы  группы  продленного  дня. Она  способствует физическому   развитию    учеников,  закаливанию  и  укреплению  их  здоровья.

Обязательный  полдник. Причем  полдник  должен  быть  обязательным,  централизованным   и  одинаковым  для всех  ребят  из  группы. Как  ни  странно,  но  детей  совершенно  не  надо  уговаривать  его  съесть. После  часовой  прогулки  на  свежем  воздухе,  где  ребята играют  в  активные  игры,  они  уплетают  его  с  большим   аппетитом. Как  шутят  работники  нашей  столовой: « Полдник - это  то, ради  чего дети  ходят  в  школу».

Из  всего  вышеперечисленного  можно  сделать  следующие  выводы:

1.Воспитатель  должен  тщательно  продумать график  передвижения  группы  по  школе,  чтобы  не  столкнуть  ее с  основной  массой  старшеклассников  на  перемене  после  5-го   или  6-го  уроков. Это  нужно  для  того,  чтобы  самых  маленьких  и  еще  не  приспособившихся   учеников  не  затолкали  и не обидели  остальные (уже достаточно опытные)  ученики школы  ни  в  столовой,  ни  в  коридоре,  ни в  гардеробе.  

2.Организовать  обед  в четко  отведенном  постоянном месте в  столовой.

3.Следить  за  тем,  чтобы  ученики  не  оставались  голодными  на  продленке.

4.Выводить  свою  группу  на  прогулку  почти  в любую  погоду.

5.Так  рассчитать  время  прогулки  и  полдника  по  дням  недели,  чтобы обеспечить  полдником  даже  тех  детей,  которые  в  это  время  посещают  школьный  кружок. Данное пожелание  может  быть  применено  к  тем  школам,  в  которых  время  работы  отделения  дополнительного  образования  детей  совпадает  со  временем  прогулки  в  ГПД.

6.  Создать  доброжелательную  психологическую  атмосферу  в  своей  группе,   чтобы  никто не был  обижен  не  только  своими  одногруппниками,  но и учениками  старшего  возраста. Создание   вокруг  детей  такой  теплой  неформальной  обстановки  является  одной  из  важнейших  задач  воспитателя.

Все  это  способствует прохождению  сложного  периода  адаптации  первоклассника  в  более  легкой  форме. Это  похоже  на то,  как  «переболеть  гриппом  без  осложнений».

Ну и  конечно,    воспитателю  ГПД  надо  проводить  постоянную  работу  с  родителями  для  того,  чтобы  совместно  с  ними   решить  возникающие  сложные  моменты  в  жизни  первоклассника. Надо  объяснять  родителям,  что  продленка – это  не  « камера  хранения  для детей»,  откуда  их  можно  забрать  в  конце  своего  рабочего  дня. Школа -  это очень  сложный  организм,  в  который   ребенок  попадает  на  долгое  время. И  именно  воспитатель  группы  продленного  дня зачастую  является  связующим  звеном  между учителем,  учеником  и  его  родителями.

Может  быть  все,  что  я  здесь   перечислила,  уже  давно известно  воспитателям  ГПД  и  все  это  они  применяют  в  своей  работе. Но  для  человека,  впервые  взявшего  первоклассников  в  группу  продленного  дня,  указанные  мною  важные  моменты  в  работе  могут  сильно  облегчить  жизнь  детей  в  школе  во  второй  половине  дня,  а  работу  воспитателя   сделать  результативной  и плодотворной.

 Главный  показатель  работы  талантливого  педагога  заключается  в  том,  чтобы  дети  с  радостью  утром  спешили  в  школу,  и  не  хотели  бы  уходить  из  нее  в  конце  своего « рабочего» дня. А  уйдя  -  мечтали  бы  вернуться  в  нее снова. Чтобы  школа  стала  для  них  вторым  домом.