Россия,устремленная вперед!
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Михеева Ольга Анатольевна

В конспекте  содержится материал об истории флага. герба. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_lyublyu_tebya_rossiya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Россия, устремленная вперед»

Цели:

  • Расширять знания  о символах Российского государства
  • содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);
  • способствовать развитию умения анализировать, обобщать;
  • воспитывать патриотизм, коллективизм;
  • развивать интерес к истории Родины.

Материалы и оборудование:

1. Конституция РФ;
2. Презентация «Символика России»

3. Таблички  с действиями. Сажать деревья, подкармливать птиц, мусорить в лесу, жечь костры, участвовать в субботниках,

 засорять мусором  водоемы, собирать березовый сок, делать новые открытия, побеждать  в конкурсах, соревнованиях, грубить взрослым.

4. ватман маркеры для создания кластера

5. заготовки для КОД

1.Организационный момент (1-2мин).

Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок.

- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением;

-Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками;

-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить;

-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.

-Думаю, что теперь можно начать работу

-А для начала прошу  вас разделиться на группы  по  жетонам.

Дети  и взрослые рассаживаются за столы.

На доске учитель располагает несколько табличек с названиями городов и предлагает выбрать только те, которые относятся к городам Золотого кольца России. Перевернуть карточки и прочесть слова  пословицы. «ОДНА У ЧЕЛОВЕКА МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА».

1. Сергиев Посад

2. Кострома

3. Владимир

4. Суздаль

5.Ярославль

6.Ростов

7. Ставрово

8. Москва

2. Актуализация знаний (продолжительность этапа 5-7 минут).

Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?

 -Как называется наша Родина?
(Россия, Российская Федерация)

-Поставьте знак (<, > или =) между понятиями Россия и Российская Федерация

(ст. 1, гл. 1.Наименования Россия и Российская Федерация равнозначны).

Учитель: А какое официальное название государства?
(Россия, Российская Федерация)
Учитель: Где можно найти информацию об этом?
(В Конституции РФ).
Учитель: Что такое Конституция?
(Основной закон нашего государства)


ΙΙΙ  Постановка проблемы (1-2мин)

Как вы думаете, а почему мы сегодня  говорим о России?

IV Сообщение темы урока(1-2мин)

Учитель: Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об особенностях нашего государства, его символике. Мы, как настоящие граждане государства, должны быть компетентны в этих вопросах.

Слайд№1Знает е ли вы символику современного государства?

V. Открытие новых знаний (15 мин)

Каждый из государственных символов России имеет свою историю.
Можете ли вы  объяснить тот факт, что практически все они были признаны сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия?

-А знаете ли вы когда появились государственные символы ?

- Вам интересна история возникновения государственных символов?

-Вы хотели бы узнать как они выглядели в древности и вообще зачем они нужны сейчас?

Дидактическая игра

   

1.Из предложенных дат выбрать те, которые связаны с историей нашей страны

1841, 1945, 1712,1012

2. Выберите страны, которые входили в состав России (СССР)

Япония, Англия, Франция, Белоруссия, США

3.Выберите достопримечательности России:

Эйфелева башня, Статуя Свободы, Биг-Бен, Золотые ворота

4. С какой страной Россия имеет сухопутную границу?

Италия, Украина, Германия, Великобритания, Испания.

    5.Назови лишнее понятие: Территория смыслов, Экономический форум, Москва, Августовское совещание.

Учитель: Обратите внимание на сочетание цвета на шариках.

Где возможно увидеть подобное сочетание?
(
На государственном флаге России)

Слайд №2,№3
Обсуждение: Вы знаете, почему именно так выглядит современный государственный флаг России?
- Что означает каждый цвет на флаге?

Однако есть версии о значении цветов флага России. 

Версия первая. В геральдике есть общепризнанные значения цветов. Они в целом совпадают с трактовкой цветов в российской традиции. Так, белый является символом благородства и откровенности. Синий цвет связывают с верностью, честностью, безупречностью и целомудрием. Красный цвет - это символ мужества, смелости, великодушия, любви.
Вторая  версия относится к толкованию цветов флага России как триединства православной церкви, власти царя и народа, где белый - это символ православной церкви, синий - власти царя, а красный - русского народа.

 

Слайд №4
- Где можно увидеть государственный флаг России?
- Когда он вывешивается?


- Всегда ли государственный флаг нашей Родины выглядел, так как сегодня?

отрывок из видеофильма «Флаг»

По форме некоторые великокняжеские стяги до 988 г. н.э. были треххвостыми.

В ХVI-ХVII вв. на русских знаменах изображались святые, двуглавые орлы, солнце, звезды и другое.

Первым государственным знаменем России в ХVII в. можно считать белое знамя с изображением русского герба - золотого (редко черного) двуглавого орла.

В этом же году появляется новый флаг  специально для флотилии.

государственными цветами России с 1667-1668 гг. были признаны белый, синий и красный;

При Александре II был изменен цвет на государственных знаменах, утвердился черно-желто-белый флаг (черный цвет соответствовал двуглавому орлу, желтый - золотому фону, на котором изображался орел, а белый - всаднику в московском гербе).

Бело-сине-красный флаг постепенно становился обычным украшением праздничных дней как в русских городах, так и в деревнях.

1918 г. 5-й Всероссийский съезд Советов принял красный торговый, морской и военный флаг.

Трехцветный флаг очередной раз возродился в 1989 г.21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР постановила "считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации".Так произошло третье рождение трехцветного символа Петра Великого.    

Когда наша страна отмечает   День Государственного флага Российской Федерации?

б) Государственный Герб Российской Федерации

Отгадайте какое слово зашифровано. егбр


Учитель
: Одним из государственных символов является герб государства. Найдите изображение Российского герба.
(на доске: Гербы разных государств)

С XVII века Российский герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем, поражающего змея, и двуглавого орла.

Почему  двуглавый орел является гербом нашего государства вот уже более четырехсот лет?
Герб – главный символ любого государства. Герб России – двуглавый золотой орёл, более четырёхсот лет олицетворяет нашу державу. Немного найдётся в мире таких долговечных гербов. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Появился он в 1497 году. Впервые ввёл его Иван 3 – великий князь всея Руси. Это был вначале герб Московского княжества, затем Русского государства, Российской империи, а теперь России.  Внутри герба – герб Москвы. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе веры православной, символ глубокого уважения нашим народом своих исторических корней и национальной истории. Две головы орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока, а три короны над ними, скреплённые одной лентой, символизирующей кровное братство  и единую историю трёх восточно-славянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла -  образное выражение не зыблемости государственных устоев нашего Отечества. Грудь  орла, защищённая щитом с изображением Георгия Победоносца, указывает на державную преемственность России от Руси Московской и на Москву как собирательницу и защитницу Земель Русских.

            В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся. После Октябрьской революции у нашей страны был другой герб, но сейчас Россия вернулась к своим прежним символам.

Какой еще символ государства знаете?

в) Гимн государства.

Кто автор слов, музыки?
(С. Михалков, А. Александров)
Учитель: Где и когда можно услышать Государственный Гимн? Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна?
(торжественность, чувства гордости за Родину)


Широкий простор для мечты и для жизни

в грядущее нам открывают года.

Нам силы дает наша верность Отчизне.

Так было. Так есть и так будет всегда

Зачем мы поем  гимн?


Учитель: Как  нужно слушать гимн? Покажите, пожалуйста.
(
стоя, в торжественном молчании).

Прослушивание гимна.

VI Первичное закрепление

-Мы живем с вами в великой стране.

-А какая она?


-Какие ассоциации у вас со словом Россия?

Давайте их назовём на каждую букву этого слова.

Р - Родина, родная, русская, решительная.

О – особенная, одна, огромная.

С – сильная, славная.

С – смелая, свободная.

И – искусная, историческая,

Я – ясная, яркая, я.

Каждый из вас  -  часть Родины.

Как вы относитесь к своей родине?

Составление кластера.

- Составьте кластер, за что можно гордится Россией, что можно в ней в любить и уважать.


Надо напомнить условие игры – нельзя повторять уже названное ранее.
Детям выдается лист бумаги и цветные карандаши, они по середине листа записывают слово РОДИНА и делают от нее стрелки. Дается 2-3 минуты для обсуждения в группах и заполнения карты. Затем, называют команды по очереди чем, по их мнению можно гордиться.

Групповая работа с карточками



 
Сегодня мы с вами говорили о нашей Родине, ее государственных символах.

Самое прекрасное на свете  – Родина.

 У каждого человека есть своя Родина, каждый

любит ее, любит место, где он родился и живет,

любит родные леса и поля. Человек любит людей,

с которыми он живет, любит свой народ.


VIII. Итог урока. Рефлексия. (2-3 мин)

 Учитель:

Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего.

А что вы пожелаете нашей стране, области, району, селу, школе?
  Напишите свои пожелания на листе бумаги и прикрепите на доске
   (голуби, ладошки, цветы).
  
  На доске оформляется композиция: (земной шар с выделенной на нем территорией России. Ладони детей снизу и сбоку поддерживают Землю. Вокруг голуби и цветы.)


На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну - наш общий дом.



1.Из предложенных дат выбрать те, которые связаны с историей нашей страны

1841, 1945, 1712,1012

2. Выберите страны, которые входили в состав России (СССР)

Япония, Англия, Франция, Белоруссия, США

3.Выберите достопримечательности России:

Эйфелева башня, Статуя Свободы, Биг-Бен, Золотые ворота

4. С какой страной Россия имеет сухопутную границу?

Италия, Украина, Германия, Великобритания, Испания.

    5.Назови лишнее понятие: Территория смыслов, Экономический форум, Москва, Августовское совещание.

Ставрово

8. Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия , устремленная в будущее

презентация к уроку 1 сентября 2017 года...

Россия, устремленная в будущее.

Цели: Приобретение учениками новых знаний, не входящих в школьную программу;Формирование позиций к разным явлениям окружающей действительности;Развитие привычки обдумывать свое жизнь, пове...

Классный час на тему: "Россия устремленная в будущее".

Данная презентация содержит весь материал для знакомства с нашей Родиной....

Россия, устремленная в будущее

laquo;Россия, устремленная в будущее», тематический классный час, на 1-е сентября....