ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В XXI ВЕКЕ
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Карловская Вера Павловна

 В.О.Ключевский отметил, что «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной» [4]. Идеи  Сергия Радонежского актуальны и по сей день, и находят своё отражение в жизни современных людей. В.О.Ключевский отметил, что «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной». Идеи  Сергия Радонежского актуальны и по сей день, и находят своё отражение в жизни современных людей.

Особое место в наследии Преподобного Сергия Радонежского занимают педагогические идеи. Эти идеи остаются актуальными для процесса  воспитания современного поколения и сегодня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карловская В. П.

Санкт-Петербург

2014г.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В XXI ВЕКЕ

Со дня рождения Сергия Радонежского прошло уже 700 лет. За эти годы наша страна несколько раз радикально менялась; изменился язык, культура, но эти перемены никак не отразились на любви и уважении к Преподобному Сергию.

 В.О.Ключевский отметил, что «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной» [4]. Идеи  Сергия Радонежского актуальны и по сей день, и находят своё отражение в жизни современных людей.

Сергий Радонежский (при рождении Варфоломей) родился 3 мая 1314г в селе Варницы недалеко от Ростова. Варфоломей происходит из семьи знатных бояр Кирилла и Марии. Около 1328 года обедневшая семья Варфоломея покинула Ростов и перебралась в город Радонеж. После смерти родителей Варфоломей построил небольшую церковь во имя Святой Троицы посреди Радонежского бора, в которой через несколько лет образовалась обитель, где в 1345 сформировалась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра). 7 октября 1337 года Варфоломей принял постриг с именем святого мученика Сергия.

Преподобный Сергий Радонежский тихими и кроткими словами умел воздействовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиниться князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы русские князья признали главенство Дмитрия Донского. Отправляясь на Куликовскую битву, князь Донской поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и  получить от него благословение. Сергий предсказал ему победу и благословил.

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей, во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками. Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство ученика, преподобного Никона. 25 сентября 1392 Сергий скончался.[ 8]

Одной из главных идеей Преподобного был призыв к единению народа. В то время Русь была раздроблена на множество княжеств. И Сергий Радонежский хотел соединить все эти княжества в одно государство. Но это было достаточно сложно сделать, так как княжества боролись с нашествием татаро-монгольского ига.  Люди утратили веру в себя, в свои собственные силы, были духовно раздавлены.

Преподобный Сергий строит храм Святой Троицы (расположенный в центре города Сергиев Посад  Московской области, на реке Кончуре), «видя в нём призыв к единству Земли Русской, во имя высшей реальности» [7, с.15]. Преподобный Сергий хотел создать из множества княжеств одно государство и считал, что лучшей формой государства является «такое его иерархическое устроение, когда единый центр опирается на тесное сотрудничество и взаимопомощь относительно самостоятельных регионов»[5, с. 515] Эта идея является сейчас очень современной и актуальной для нашего государства. Сергий Радонежский идею об объединении народа начал с объединения иноков  в храме, введя общежитие.  Обособленные кельи монахов были объединены в единые корпуса, что способствовало развитию тесного духовного взаимодействия между иноками. Так среди иноков рождалось понятие об общем долге, о чувстве любви к своему народу, к Отечеству. Сергий Радонежский вдохновлял иноков на труд своим личным примером. Все вместе они кололи дрова, носили воду, овладевали разными ремёслами, такими как иконопись, ювелирное дело, резьба по дереву. Так в общежитии Сергия Радонежского «глубоко укоренилась идея взаимопомощи».[6,с. 202] Таким образом, Преподобный Сергий пробудил в людях веру в себя, доверие к своим силам. Как отмечает Е.А. Карунин, «после победы на Куликовом поле Троице-Сергиев монастырь становится центром духовно-нравственного возрождения русского народа, а понятие Святой Троицы как категории высшей и нераздельной начинает отождествляться с идеей национального единения, с идеей духовного оздоровления нации».

Одновременно с идеей единения народа Сергий Радонежский развивал идею патриотизма, так как единения народа без патриотизма не бывает. Так как иноки жили посреди Радонежского бора, трудились на свежем воздухе, у них была связь с землёй и с её дарами. Таким образом, Троицкие иноки обретали в себе «чувство своей Родины, чувство национального самоопределения».[1] Так как Троица в умах людей осмысливалась как центр единения народа, то служение иноков соединялось с мыслью об Отечестве, о судьбе Родины. Как справедливо отметил протоирей Сергей Привалов в своём докладе, «не бывает патриотизма без духовности, так же как и нравственности без духовности не бывает». Не может быть у человека особой формы сознания, выраженной в неписаных правилах поведения, исторически сложившихся в соответствии с представлениями о добре и зле, чести и совести, порядочности, долге и справедливости без процесса гармоничного развития его духовных способностей. Это мировоззренческие ориентиры, которые возникают из духовной жизни. Преподобный Сергий также утверждал, что «представление о родине составляет основу патриотического сознания». [1] Поэтому в школе должно отводиться особое место урокам краеведения. Школьники, изучая историю родного края, его достопримечательности, обретают понятие о малой родине – «понятие, являющееся ключом к первоначальному знанию о своём Отечестве». [1] А через любовь к родному краю у человека пробуждается чувство любви к своей стране, неразрывная связь с ней.

Особое место в наследии Преподобного Сергия Радонежского занимают педагогические идеи. Эти идеи остаются актуальными для процесса  воспитания современного поколения и сегодня.

Первая и, на мой взгляд, самая главная идея – идея преемственности поколений.  Для того чтобы человек всесторонне был развит, ему необходима опора на накопленный предыдущими поколениями опыт,- опыт «постичь который можно лишь на основе книжного образования, изучения культурно-исторических традиций родного народа, осмысления устоев своих предков»[1]. Сейчас школьники очень часто не знают основных событий из истории своего народа, поэтому школа должна уделять  особое внимание предметам гуманитарного направления, таким как: история, литература, русский язык. «Постигая эти предметы, школьники соприкасаются с духовным укладом своего народа, с его традициями и обычаями, знакомятся с историческим прошлым Отечества» [1]. Сегодняшним ученикам необходимо осознать то, что они дети русского народа, народа, который имеет великую и трагичную историю; народа,  который перенёс великие страдания, и который каждый раз поднимался и начинал новый путь к рассвету и процветанию. Сергий Радонежский своим примером воспитывал в людях добро, справедливость, совесть, любовь, милосердие. Изучая русскую литературу, учащиеся постигают смысл этих понятий.

Вторая идея Преподобного Сергия – идея общинного единения. Эта идея в XXI веке отражается в объединении детей в различных кружках. В этих кружках каждый ребёнок занимается тем делом, которое ему интересно и приятно. С помощью того, что дети занимаются общим делом, формируется коллектив. Внутри коллектива создается атмосфера, психологический климат,  благодаря которому  каждый воспитанник находится в состоянии непрерывного духовно-нравственного роста. Сотрудничая друг с другом, дети, входящие в состав воспитательной организации, овладевают новыми знаниями, обретают новый опыт.

 «У них вырабатывается коллективное мировоззрение, появляется стремление служить делу созидания Отечества, стремление преобразить окружающий мир, обустроить его по законам красоты и гармонии» [1]. Именно этими путями, этой дорогой духовного роста вел своих учеников Сергий Радонежский.

Таким образом, идеи Сергия Радонежского о единении народа, как нации, о важности патриотизма, о преемственности поколений и об  общинном единении внутри коллектива чрезвычайно актуальны и находят своё отражение в нашей современной жизни. Так как наша страна многонациональная, и каждый человек бережно хранит святыни малой родины, но мы все русские. Мне очень бы хотелось, чтобы все мы поддерживали российское производство,  ценили то, что у нас есть, любили нашу страну, наш народ. Я хочу знать историю не только нашей страны, родного города, но и историю своей семьи, накапливать опыт предыдущих поколений, использовать его в своей жизни. В коллективе, в котором учусь, я хочу найти друзей по интересам, духовно - нравственно расти с ними, развиваться, обретать новый опыт.

 Список литературы

  1. Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (Духовно-нравственный аспект воспитания): АКД. – Москва, 2000 [Электронный ресурс]  URL:http://www.pandia.ru/text/77/325/38779.php 
  2. Кемеров В. Философская энциклопедия. – «Панпринт», 1998 [Электронный ресурс] URL: http://terme.ru/dictionary/183/word/duhovnost 
  3. Кикель П. В., Сороко Э. М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов. – Минск, 2006 [Электронный ресурс] URL: http://terme.ru/dictionary/176/word/moral-nravstvenost 
  4. Ключевский В.О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства [Электронный ресурс] URL: http://dugward.ru/library/kluchevskiy/kluchevskiy_znachenie_prepodobnogo_sergiya.html
  5. Косоруков А.А. Строитель вечного пути России Сергий Радонежский. – Москва: «Беловодье», 2004.
  6. Петров А.Е. Великие духовные пастыри России. – Москва: «Владос», 1999.
  7. Флоренский П. Троице-Сергиева лавра и Россия // Памяти Преподобного Сергия Радонежского. –: «Лебяжий остров», 1992.
  8. Сергий Радонежский – биография [Электронный ресурс] http://www.bestpeopleofrussia.ru/persona/Sergiy-Radonejskiy/bio/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

В 2014 году верующие  всей России отмечают праздник – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основаннойим Троице-Сергиевой лавры и Серг...

Разработка внеклассного мероприятия в плане духовно-нравственного воспитания учащихся, посвященного Житию Преподобного Сергия Радонежского

Эта разработка может применятся на уроках Основ православной культуры и светской этики,  как в начальной школе, так и в среднем звене. Она рассказывает о житии Преподобного Сергия Радонежского. В...

Сценарий занятия лектория по духовно-нравственному воспитанию. Тема: «Святой Преподобный Сергий Радонежский».

В наше время много внимания уделяется образованию детей в школе. Для улучшения условий обучения проводятся реформы. Но вместе с введением новых порядков, возрождается и интерес к прошлому: к истории н...

Сценарий праздника по теме «Духовно- нравственное воспитание»- «Преподобный Сергий Радонежский – игумен земли русской».

Цель праздника: воспитание интереса подрастающего поколения к великомуслужению Родине на примере жития Преподобного Сергия Радонежского, к традициям и истории христианства, его духовным ценностям....

Единый урок на тему: «По дорогам подвига святых и героев отечества в истории и культуре 20 века» («Святая Русь. Доброта и милосердие преподобного Сергия Радонежского»)

Где зеленой тучей тополяЗастят неба голубой простор,С ясным солнцем повстречался я,С ясным солнцем начал разговор.– Солнышко, ты в блеске и теплеПроплываешь у любых ворот.Где всего прекрасней на...

«По дорогам подвига святых и героев отечества в истории и культуре 20 века» («Святая Русь. Доброта и милосердие преподобного Сергия Радонежского»)

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.Жить - Богу служить.С молитвою в устах,с работою в руках....

Об итогах семинара «Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательных организациях. Возрождение духовно-нравственного наследия на основе традиций отечественной культуры»

В ходе семинара участники посетили различные мероприятия с использованием новых методик и форм проведения:-  урок по Основам православной культуры в 6 классе «Святоотеческое предание как нр...