Культура общения
материал на тему

Елисеева Юлия Владимировна

Культура общения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_obshcheniya.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Культура общения. Слова выражения просьбы, благодарности»

Цель: формировать навыки культурного поведения;

Задачи: 1) познакомить со словами выражениями просьбы, благодарности: их назначением, этимологией, особенностями употребления в речи;

совершенствовать умение употреблять вежливые слова с учетом ситуации общения.

2) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

развивать культурную речь учащихся;

3) воспитание культуры поведения.

Оборудование:  2 игрушечных телефона, 5-6 детских книг, 2 стола, 8 стульев, 4стакана, мягкая игрушка медведя, маски медведя, зайца, лисы, волка, ежа, мыши, коробка-касса; карточки со словами: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас, спасибо, большое спасибо, благодарю вас.

Предварительная подготовка: 3 ученика учат наизусть отрывки (см. конспект); учитель готовит 4 мини-зоны (см. конспект)

Ход занятия

I. Повторение. Игра «Здравствуй – до свидания»

- Сядьте, ребята, поудобнее. Сегодня мы продолжим знакомиться с волшебными, добрыми словами.

- На прошлом занятии мы учились вежливо приветствовать собеседника и прощаться.

- Я предлагаю поиграть и вспомнить слова приветствия и слова прощания. Для этого нам необходимо образовать круг (можно встать вокруг среднего ряда). Моими помощниками будут Витя и Ксюша (учитель назначает помощниками любых двух учащихся, которые стоят рядом). По моей команде Ксюша приветствует своего соседа слева, сосед отвечает ей и приветствует следующего игрока слева и так далее. В это время Витя прощается со своим соседом справа, его сосед отвечает ему и прощается со следующим игроком справа и так далее.

Побеждает тот, чье слово быстрее вернется к помощникам, при условии, что слова не должны быть одинаковыми.

Например: здравствуй, Настя – доброе утро, Ксюша; привет, Шабнам – добрый вечер, Настя;

до свидания Максим – всего хорошего Витя; пока, Таня – до завтра, Витя…

II Введение в тему занятия

- Послушайте сказку. Из нее вы узнаете, какие слова мы будем учиться вежливо произносить.

Учитель зачитывает сказку Э.Машковой «Вежливое слово»

Театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

В три часа открылась касса,

Собралось народу масса,

Даже Ежик пожилой

Притащился чуть живой…

- Подходите,

Ежик, ежик!

Вам билет в каком ряду?

- Мне – поближе:

Плохо вижу.

Вот спасибо!

Ну, пойду.

Говорит Овечка:

- Мне – одно местечко!

Вот мое благодарю –

Доброе словечко.

Утка:

- Кряк!

Целый ряд

Для меня и для ребят! –

И достала Утка

Доброе утро.

А олень:

- Добрый день!

Если только вам не лень,

Уважаемый кассир,

Я бы очень попросил

Мне, жене и дочке

Во втором рядочке

Дайте лучшие места,

Вот мое пожалуйста! –

- Просим! Просим!

Нам билетов –

Восемь! Восемь!

Просим восемь

Козам, лосям,

Благодарность

Вам приносим.

И вдруг,

Отпихнув старух,

Стариков,

Петухов,

Барсуков…

Вдруг ворвался Косолапый,

Отдавил хвосты и лапы,

Стукнул Зайца пожилого…

- Касса, выдай мне билет!

- Ваше вежливое слово?

- У меня такого нет.

- Ах, у вас такого нет?

Не получите билет.

- Мне – билет!

- Нет – нет.

Не стучите – мой ответ.

Не рычите – мой совет.

Не стучите, не рычите,

До свидания, привет.

Ничего кассир не дал!

Косолапый зарыдал,

И ушел он со слезами…

- Какими словами «платили» за билеты звери? (Вежливыми словами)

- Почему заплакал мишка? ( Ему не дали билет)

- Почему кассир ему не дал билет? (Всех растолкал, не сказал вежливое слово)

- Ребята, мишка пришел к нам на занятие (учитель показывает мягкую игрушку медведя). Он очень хочет попасть в театр. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Научиться говорить вежливые слова)

- Научим мишку вежливым словам?

III. Слова выражения просьбы

1. Выделение слов выражающих просьбу

- Послушайте отрывки, которые подготовили ваши одноклассники, и постарайтесь услышать в них добрые слова.

Подготовленные ученики декламируют отрывки.

1-й ученик: А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки!

(К.И.Чуковский «Телефон»)

2-й ученик: -Ну, пожалуйста, мой милый,

Мой любезный Бармалей,

Развяжите, отпустите

Этих маленьких детей.

(К.И.Чуковский «Бармалей»)

3-й ученик: Сказали Волу:

- Уважаемый Вол!

Отвезите, пожалуйста,

В школу стол.

(Б.Захадер «Муравей»)

- Чем похожи все эти отрывки? С чем обращаются к волу, Бармалею, обладателю телефона? (с просьбами)

- Вежливые ли люди обращаются с просьбой?

- Какое волшебное слово они употребляют? (пожалуйста)

- Какие еще слова помогают им быть вежливыми? (милый, любезный, уважаемый)

- Если ваш собеседник находится перед вами, то какие еще средства можно использовать для выражения просьбы?

- Расскажете Мишке, как правильно надо обращаться с просьбой.

Выводы: Обращаясь с просьбой, надо: улыбнуться, говорить приветливым тоном; вежливо назвать человека, к которому обращаешься; употребить волшебное слово: ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ПРОШУ ВАС (названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску).

2. Упражнение в употреблении слов выражения просьбы

Ситуации. До начала занятия организуется 4 мини-зоны: стол с двумя телефонами; несколько стульев (3-4) – пассажирских мест в автобусе; стол-библиотека с разложенными на нем детскими книгами; стол- столовая с четырьмя посадочными местами и тремя стаканами.

а) Вы звоните своему другу по телефону. Трубку взял кто-то из взрослых. (Один ученик изображает родителя друга)

б) Вы едете в автобусе. Попросите кого-нибудь из пассажиров передать деньги за проезд. (3-4 ученика изображают пассажиров автобуса)

в) Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря какую-нибудь книгу (один ученик изображает библиотекаря).

г) Вы пришли в школьную столовую пообедать. Вам не хватило чая. Попросите у дежурного принести вам чай. (за столом сидят ученики, изображая, что они пьют чай, один ученик изображает дежурного)

IV. Слова выражения благодарности

- Вспомните, какими словами благодарности заплатили за билет в театр Ежик и Овечка. (Спасибо, благодарю)

- Слово «спасибо» - старинное слово, «спаси Бог» = «спаси вас бог за ваши добрые дела». «Благо|дарю» = «дарю тебе благо, добро за твою чуткость, отзывчивость».

- Каким словам благодарности научим Мишку? (СПАСИБО, БОЛЬШОЕ СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ ВАС)

Названные слова на отдельных карточках вывешиваются на доску.

Мишка: - Ребята я вас благодарю за помощь. Мне надо спешить в лес за билетом. До свидания!

- Ребята, как изменился Мишка! Он тоже стал вежливым. Как вы думаете, чем закончилась сказка «Вежливое слово»?

Дети высказывают свои предположения. Лучший вариант инсценируется. На стол ставится большая коробка, у которой открываются створки. Вверху коробки написано КАССА. На детей одевается маска медведя, зайца, ежа, лисы, волка, мыши. Один из них – кассир, а остальные стоят в очереди. Они обращаются к кассиру с просьбой дать билет, благодарят. Мишка подходит последним.

КАССА

V. Итог занятия

- Зачем человеку необходимо в своей речи использовать вежливые слова?

- Какие вежливые слова знаете вы?

- В каких жизненных ситуациях вы их будете употреблять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Культура общения" Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному напрвлению

Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Культура общения» – это практический педагогический курс для развития навыков межличностного взаимоде...

Культура общения преподавателя и студентов

Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического...

Открытый урок по культуре общения "Если добрый ты - это хорошо!"

Нашим современным детям так не хватает доброты, тактичности, сочувствия. Поэтому данная тема урока актуальна. Урок содержит практический материал, позволяющий каждому ребёнку задуматься о добре, вежли...

Психолого-педагогические основы культуры общения

Данный материал можно использовать для развития культуры речи учащихся...

Урок по культуре общения "Язык мой - друг мой" в начальных классах

Заниматься таким предметом, как русский язык, совсем не скучно, а наоборот, очень увлекательно и интересно. Этот урок о богатстве русского языка....

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

Родительское собрание по теме: "Культура речи и культура общения"

Представлены высказывания великих писателей о русском языке, правила общения, нормы произношения , вжливые слова....