« Мой край для меня – это Родина ! А Родина – это Алтай!»
классный час (3 класс) на тему
Классный час , посвященный 75-летию Алтайского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_altay.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час :
« Мой край для меня – это Родина ! А Родина – это Алтай!»
Цели :
1. Расширить представления детей о родном крае , учить любить родину.
2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэтических произведений.
3. Воспитывать любовь к историческим ценностям края, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края .
Оформление :
1. Карта Алтайского края , на карте имеются маршруты путешествий – « Территориальная», « Природа края» , «Интернациональная», « Земля – кормилица» , «Боевая слава», «Беленькое – капелька Алтая».
2.Фотостенд «Тебе, родной край, посвящается»
3. Плакаты с цитатами.
Цитаты :
Все для тебя в родном краю !
Ты всех счастливее на свете. ( Е. Трутнева.)
Мы пишем « Родина» с большой
И пишем с малой буквы, но с одинаковой душой-
Впервые в жизни будто. ( Н. Черкасов)
Эпиграф
Что может быть милей
Бесценного родного края ? ( Н. Языков)
Ход мероприятия.
Звучит песня Михаила Евдокимова «Мой край для меня – это Родина ! А Родина – это Алтай ! » в исполнении вокальной группы учащихся .
автор текста (слов) Бортавич Б. , композитор ( музыка ) : Иванов О.
Горами, лугами, озёрами
Встает предо мною Алтай.
Лесами, степными просторами
Богат и красив этот край.
Пылай по забокам смородина,
Росистое утро , пылай !
Мой край для меня – это Родина !
А Родина – это Алтай !
Мой край для меня – это Родина !
А Родина – это Алтай !
Бывает порой бездорожие
В распутье на талой земле.
Но встретят меня по – хорошему
И в городе и на селе.
Пылай по забокам смородина,
Росистое утро , пылай !
Мой край для меня- это Родина !
А Родина – это Алтай !
Мой край для меня – это Родина !
А Родина – это Алтай !
Я памятью полон вчерашнею
И помню на каждом шагу,
Что вскормлён алтайскою пашнею
И вечно пред нею в долгу.
Пылай по забокам смородина,
Росистое утро, пылай !
Мой край для меня – это Родина !
А Родина – это Алтай !
Мой край для меня – это Родина !
А Родина – это Алтай !
Ведущий : Названием нашего классного часа о крае родном – является песня М. Евдокимова. Все вы знаете М. Евдокимова , его вклад в развитие Алтая незаменим.
1. Звучит мелодия .
( чтение стихотворения на фоне музыки)
Родился скворец в саду
Сад для птички- родина.
Родился карась в пруду
Пруд для рыбки- родина
Перелески и леса,
Поле ржи или овса.
Куст, песчаная коса,
Для кого-то - родина:
Есть на шаре на зелёном
Разные края.
Только там,
где отчий дом
Родина твоя.
Ведущий : Родина! Сколько глубокого смысла заложено в это слово ..Произнесите это слово шёпотом, что ассоциируется в вашем понимании этим словом?
(высказывания детей).
Подберите к слову Родина слова близкие по смыслу.
Родина, родник, родня , родственник , родители , род
Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной- местом, где родился и вырос. Наша Родина- Алтайский край- на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.
Светлые берёзовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего шиповника, золотые колосья пшеницы, таинственные лесные озёра и овраги, а разве словами можно передать красоту алтайских гор, чего- чего только нет в нашем краю!
Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с нашим краем , с её природой, историей.
Мы с вами совершим путешествие по краю по маршрутам : «Территориальная», «Природа нашего края», «Богатство края – это люди.», « Национальная»« Музыкальная пауза» , «Земля – кормилица» , « Боевая слава», « Беленькое – капелька Алтая» .
Эпиграфом нашего путешествия стали слова Н.Языкова : « Что может быть милей
бесценного родного края»
« Что такое Алтай»:
1 ученик :
Что такое Алтай ?
Вы спросите об этом геолога
И геолог расскажет-
Геолог расскажет про золото
С давних – давних времён
С незапамятных пор
Это край золотых,
край невиданной щедрости гор.
2 ученик
Что такое Алтай?
Вы спросите о том зверовода
вы услышите : « Золото»-
То же услышите слово
« Это белки, лисицы, горностаи и соболя,
Это мягкое золото
То, что таёжная дарит земля» .
3 ученик
Хлебороба спросите
комбайнера и тракториста
« Это золото» - скажут, -
золото во поле чистом.
Посмотрев вокруг
Без краёв и границ
Золотой океан кулундинских пшениц.
1 станция « Территориальная»
( выходят 5 учеников).
Ведущий:
Найти Алтайский край несложно ..Посмотрите на карту мира. Видите , в самом центре Евразии маленький жёлтый флажок. Это и есть Алтайский край. Конфигурация территории края напоминает развевающийся на ветру флаг. Жёлтый цвет выбран не по политическим соображениям. Слово « Алтай» происходит от тюркского «Алтын» - «золотой».Убеждена , за сказочную красоту дано нашей земле такое выразительное название.
В масштабах гигантской Евразии флажок кажется небольшим.. На самом деле площадь края -167.,85 тысячи квадратных километров. В два раза больше Австрии. Протяжённость с запада на восток- 600 километров, с севера на юг – 400 километров. Порой и дня не хватает, чтобы добраться на автомобиле из одного района в другой.
1 ученик :
Площадь края : 167, 85 тыс. кв . километров. Расположен на юге- востоке Западной Сибири, граничит с республикой Алтай, Казахстаном, Новосибирской и Кемеровскими областями.
2 ученик :
В составе края 12 городов, 14 посёлков городского типа, 7 городских и 60 сельских районов , в том числе Немецкий национальный район.
Население – 2686,4 тысячи человек., 52 % - городское , 47 % -сельское.
3 ученик:
Ландшафт : на востоке – горный, на западе- степной. Большие площади занимают лесные массивы. Уникальны ленточные боры, протянувшиеся на сотни километров. На территории края около 13 тыч. озёр, множество рек, самые крупные из них Обь, Катунь, Бия.
4 ученик :
Животный мир разнообразен , обитают около 90 видов млекопитающих, более 270 видов птиц.
( звучит мелодия песни « Мой край родной» на слова М. Владимирова)
5 ученик:
Люблю мой край…
Как странно это слышать :
Ведь каждый человек свой любит край !
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май !
Дождём и сеном пахнет лето, зовёт прохладою река…
А осень золотом одета, плывут клочками облака.
Лыжнею манит вдаль зима, морозным утром снег хрустит….
И выйдет с берегов река – в апреле.
Лес весной шумит…
Люблю мой край!
Я много мест видала, и можно хоть полмира обойти,
но ближе и родней родного края,
я думаю, мне больше не найти!
Звучит песня : « Малиновый край» сл.Морозова, муз. Поперечного.
2 станция « Природа края»
Ведущий:
Какими только восторженными словами не награждают природу Алтая ! Самые распространённые : « Жемчужина Сибири» , « Сибирская Швейцария» и даже « Эльдорадо» . как будто самого слова « Алтай» , то есть «золотой», недостаточно.
Из прочитанного о нашей земле запомнились записки С.А.Майера, первого художника , увидевшего горы Алтая в 1842 году :
( читает ученик)
« … С трудом переводя дух , взобрался я на вершину и задрожал от восторга!... Но где слова, где краски, чтобы передать эту красоту?! Напрасно ломаешь голову, напрасно ищешь в красках тона… я смотрел на все, потом на себя – что ж я ?
Невидная точка в этом огромном лабиринте! …
Мне казалось , что я вижу живого бога природы со всей его силой и красотой. Это музыка природы ! Кто передаст её ? Где Бетховен, Моцарт ? Кто передаст гармонию этих скал, этих красок».
(показ иллюстрации гор « Предзимье в горах» , « Урочище Шавла», « Туристы-водники на Чуе»., « Водопад в верховьях Катуни» и другие».
Ведущий :
Дышите глубже – мы в алтайском лесу. Чувствуете : пахнет хвоей , грибами, земляникой. Многие люди полагают , что главное богатство лес- древесина. Бесценный дар зелёных массивов – щедро насыщенный кислородом воздух. Недаром гигантские сибирские леса называют лёгкими планеты.
Лес Алтая разместился на площади более 4 миллионов гектаров. Это – и суровая тайга Салаира , и ласковые берёзовые перелески , и уникальные ленточные боры. Других таких лесов нет нигде на планете. Несколькими километрами они протянулись через весь степной Алтай, став естественными почвозащитными лесополосами на пути суховеев. Охотно селится в них и всякая живность : лоси , косули , кабаны, рыси , волки , глухари, тетерева, рябчики.
Песня « Край берёзовый» сл. И. Резника, муз. А. Броневицкий.
Послушайте стихотворения алтайских поэтов, где прослеживается любовь к Родине , к своему краю , к неповторимой сибирской природе.
Степи Алтайские.
Степи Алтайские – ясные дали,
Лютыми стужами и по весне,
В радости светлой и в горькой печали
Вы одинаково дороги мне.
Чем не пойму, хоть кладите на плаху,
Околдовали вы душу мою
Так, что любую заштатную птаху,
Чуть не за райскую здесь признаю.
Может, кому-то в вас дивного мало,
Роз и магнолий не встретишь пока,
Мне же и донник – цветок небывалый, и горемыка полынь не горька.
Зори, от тёплых до пламенно- красных,
Ими порой любоваться опасно-
Слишком велик вызывают восторг.
Степи Алтайские – воля дорогам
С терпким заваром целебной травы,
Вы мне ниспосланы , если не богом,
Кем же тогда мне ниспосланы вы?
Связан я с вами душою и плотью ,
Связи живые не прячу от глаз,
Режь их и крови моей не уймите,
ибо не жить мне отдельно от вас .
смертен , как все , я уйду за ограду ,
только исполните просьбу мою :
мне после смерти немногое надо,
лишь бы покоиться в отчем краю.
Николай Черкасов
Песнь о Родине
Вершины гор алмазные, туманами повитые,
леса мои, обилием
зверья благословенные,
хребты, для нас хранящие
у сердца клады скрытые,
превыше звёзд висящие
потоки белопенные!
Если спросят меня : что за край ?
Кто , счастливый, в том крае живёт ?
Я отвечу : - то Алтай , здесь ,
Здесь живёт мой алтайский народ!
Своею жизнью чистою,
Своею речью меткою
И выдержкой, которая
с любой старинной мудростью,
душой своей не мелкою
алтайский мой,
народ повсюду славится!
Счастлив тем я , что в этой природе рождён,
Счастлив тем я, что в этом народе рождён,
Здесь, как лёгкое пламя,
Пролетит моя жизнь –
Для того я в пастушеском роде рождён !
Так спасибо, Алтай, и поклон мой тебе,
За любовь и за жизнь , за удачу в судьбе….
И за каждый из этих
Тридцати четерёх
Лет, что прожил я в мире –
Спасибо тебе !
3 станция « Земля – кормилица»
( Показываются поля , звучит песня « С чего начинается Родина? сл. Матусовского)
Ведущий : с чего начинается Родина ? А может , она начинается с земли отцов, дедов? Ведь земля наша - кормилица. Что может быть важнее хлеба ?! Хлебом- солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Всё может родная земля : может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Для большинства народов она главный источник существования.
Жителям Алтая с землёй , слава богу, повезло – в крае около 7 миллионов гектаров пашни , на каждого человека по 2,7 гектара.
Наличие большого количества плодородных земель выдвинуло край в один из основных продовольственных районов Сибири. По производству зерна , молока , мяса край находится в первой пятёрке в России.
Благоприятные климатические условия земледельцам Алтая производить и нетрадиционную для Сибири продукцию – сахар, масло растительное, льноволокно, мёд, панты оленей. Край полностью обеспечивает себя картофелем и овощами.
Слава и гордость алтайских хлеборобов – сильные и твёрдые сорта пшеницы, по содержанию клейковины превосходящие мировой стандарт.
Песня : « Хлеб – всему голова» .
4 станция «Целинная»
Ведущий :
Был ещё один звёздный час Алтая – освоение целинных и залежных земель.
По воспоминаниям старожилов села , дети военных лет , впервые до досыта наелись хлеба лишь в 1954 году , когда с целинных полей хлынул поток пшеницы.
В марте 1954 года в наше село Беленькое Угловского района пришло сообщение , что начнётся освоение целинных земель . Вначале никто не поверил : сколько нужно технике и людей. Но вот стала приезжать молодежь из Брянской , Московской, Тамбовской областей. Везде слышалась песня « Ой, ты, зима морозная! Ноченька яснозвёздная! Скоро ли я увижу свою любимую в родном краю». До апреля все жили в селе, а потом переселились в бригады. Их у нас было три. Жили в домиках , палатках, готовили технику к севу. А весна выдалась поздняя, холодная. Бригадиром молодых целинников назначили Ахмадиева Самигуллу- абы. Стала поступать техника, среди которой были и тяжёлые трактора. когда началась пахота, то молодых ребят , которым было по 17- 18 лет , поставили прицепщиками . Среди них был и Дрозденко Александр . Из Псковской области приехал Синяков Александр , весёлый и общительный парень .
Урожай выдался отменный. На вывозке зерна работали шофёрами Юсупов Газиз, Рахимов Вафа. Они имеют медаль « За освоение Целинных и залежных земель» .
В том же далёком 1954 году приехала в наше село после окончания Загорского учительского института Туркина Вера Викторовна. Её назначили учителем математики в местную школу.
Особенно заинтересовала местных жителей посадка кукурузы да ещё квадратно- гнездовым способом. Сколько хлопот доставила эта культура. Но урожай её, кормовые свойства покорили людей. Бригадир Ахмадиев стал участником Выставки достижения народного хозяйства в Москве.
Целина много изменила в жизни нашего села. Во-первых ,кончился голод, крыши на домах появились, окна со стёклами, люди оделись не богато , а добротно. Много свадеб сыграли в те годы. Славное время – целина , а может, потому и славное, что молодое.
Танец « Мы –целинники».
( выходят уч-ся 1-2 классов)
Улица Целинная
В зелени не длинная,
окнами маня,
улица Целинная
встретила меня.
Здесь в лицо романтике,
двадцать лет назад,
в прогорелом ватнике
Я уставил взгляд.
А она лукавая
улыбнулась мне
так, что зори алые
гасли в стороне.
Дули ветры резкие,
поднимая пыль
, да за перелесками
индевел ковыль.
Здесь когда-то сватались
без досужих свах,
приданое прятали
в тощих рюкзаках.
О семейных тайнах
знало полсела.
Центром и окраиной
улица была.
А теперь те вешние
дали не узнать.
Только песни прежние
продолжают звать.
Ты совсем не длинная,
юности родня-
Улица Целинная,
узнаёшь меня?
5 станция «Интернациональная».
Ведущий : Только на территории нашего края в мире и согласии живут представители более 80 национальностей : русские, украинцы, казахи, татары, немцы и другие. И в нашем селе в мире и согласии живут русские, татары, казахи. Хотя в нашем селе живут в основном татары , но мы соблюдаем традиций других народов.
Песня : «Туган тел» Г. Тукай
6 станция :
«Богатство Алтая – это люди» .
Ведущий:
Василий Шукшин – писатель , кинорежиссёр, актёр.. Едва ли найдётся на Алтае более почитаемое имя. Никто лучше него не рассказал о жизни современного сибиряка, о его характере.
Шукшина уже давно нет в живых, но каждый год на закате лета, когда в лесах начинает наливаться красным цветом калина, тысячи почитателей приезжают на родину писателя, в село Сростки. Отсюда, с горы Пикет , открывается грандиозная панорама будто одним взглядом видишь всю Россию. И как актуально звучат сегодня шукшинские слова предупреждения : « Нам бы про душу не забыть …»!
В щедрой россыпи алтайских талантов нашего века немало и других выдающихся имён : первый академик –садовод Сибири М.А.Лисавенко, кинорежиссёр , народный артист И.А.Пырьев, знаменитый оружейник М.Т.Калашников, не мало сделал для Алтая М. Евдокимов , космонавт Г.С.Титов…..
Послушайте воспоминание космонавта Г.С. Титова :
« Родной мой Алтай….Чудесный край Сибирский! Я вижу его в зимнем уборе –в сугробах и снежных застругах ; когда бескрайняя даль светится тысячами рассыпанных солнцем искр, то в буйном весеннем цветении садов, то в неповторимых фантастических красках осени.
Да, хорош наш Алтай, чудесна его природа: уж если зима, добротная, со всеми её прелестями.
Уж лето, так, лето, ничего нет вполовину, всё, всё даётся человеку полной мерой…
7 станция « Беленькое – капелька Алтая»
Ведущий :
После отмены крепостного права в 1861 году в России многие крестьяне в поисках новых . плодородных земель и лучшей доли , отправились в Сибирь. Среди этих переселенцев были и наши предки, которым приглянулось озеро возле бора и осиновая роща. Возле этого живописного места и возникло село Букур.
Старожилы вспоминали , что среди стройных осин затесалась корявая берёза, из-за которой село и получило своё название «Букур»- означает « кривая» . А другие говорят, что село получило название из-за бугра, который скрывал село со стороны соседнего села Лаптев-Лога.
Но к концу 19 века село стояло. По воспоминаниям жителей села Лаптев-Лог , село Букур появилось раньше с.Лаптев-Лог, так как переселенцам-лаптевцам из Воронежской, Пензенской губерний помогали первое время обустраиваться жители с. Букур. Они занимали лошадей для вспашки земель, давали взаймы семена. Это помощь переросла в дружбу между жителями соседних сел, хотя люди были разных национальностей. Молодёжь летом встречалась на игрищах , звучала гармонь и играли в лапту.
Давайте перенесёмся в то время .
Татарский танец « Эпипэ»
Татарская песня « Туган авылым» сл. Т. Шерипов , муз. Н. Иделбай
Ведущий :
Родной край ! Как прекрасны твои богатства и как много дают они человеку! Ребята, можно долго рассказывать о красоте, богатстве, охране родного края. Но мы знаем одно, кто побывал в нашем крае, непременно вернётся ещё раз , чтобы послушать шум леса, журчанье ручейка, пение соловья.
Наш край- это частица большой и прекрасной страны. Забота о крае – это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озёрах будет много рыбы. Всё это – наше с вами богатство.
К 70-летию Алтая наш земляк Валерий Павлович Реморенко написал проникнутые глубоким искренним чувством любви стихи.:
Край степной, край сосновый
Стал навеки судьбой.
Хоть немножко суровый,
но до боли родной.
Все мы родом с Алтая,
все мы здесь родились.
С этим краем чудесным
Все навеки срослись.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой край для меня - это Родина! А Родина - это Алтай !
Классный час проведён к 70 - летию Алтайского края.Цели : 1. Расширить представления детей о родном крае , учить любить родину.2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэт...
Заочное путешествие "Родина-это Алтай"
1. Мероприятие помогает обогатить сознания учащихся об образовании родного края, о природе, знаменитых местах; развитие эмоционально – чувственной сферы, проявления индивидуаль...
КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
Формирование у детей стремления больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....
«С.Д.Дрожжин “Родине”. Образ Родины в стихотворении»
Цели: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина;углублять и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви иуважения к родинеЗадачи:1.Познакомить с произведен...
Мини-сочинение "Что значит для меня моя Родина".
Мини- сочинение по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России". Автор Любченко Анастасия....
Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ.
Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ....
КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «Мой край для меня – это Родина» , посвященный 85-летию Алтайского края. (для учащихся 4 класса)
Данный классный час был разработан к 85-летнему юбилею Алтайского края, с целью, как можно больше дать информации учащимся о родном крае в интересной, занимательной форме с использов...