« Мой край для меня – это Родина ! А Родина – это Алтай!»
классный час (3 класс) на тему

khamdiya

Классный час , посвященный 75-летию Алтайского края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_altay.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час :

« Мой край  для меня – это Родина ! А Родина – это Алтай!»

Цели :  

 1. Расширить представления детей о родном крае  , учить любить родину.

2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэтических произведений.

3. Воспитывать любовь к историческим ценностям края, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края .

Оформление :

1. Карта Алтайского края , на карте имеются маршруты путешествий – « Территориальная», « Природа края» , «Интернациональная», « Земля – кормилица» , «Боевая слава», «Беленькое – капелька Алтая».

2.Фотостенд «Тебе, родной край, посвящается»

3. Плакаты с цитатами.

Цитаты :

Все для тебя в родном краю !

Ты всех счастливее на свете.  ( Е. Трутнева.)

Мы пишем « Родина» с большой

И пишем с малой буквы, но с одинаковой душой-

Впервые в жизни будто. ( Н. Черкасов)

Эпиграф

Что может быть милей

Бесценного родного края ? ( Н. Языков)

    Ход мероприятия.

Звучит песня Михаила Евдокимова  «Мой край для меня – это Родина ! А Родина – это Алтай ! »     в исполнении вокальной группы учащихся  .

 автор текста (слов) Бортавич Б. , композитор ( музыка ) : Иванов О.

Горами, лугами, озёрами

Встает предо мною Алтай.

Лесами, степными просторами

Богат и красив этот край.

Пылай по забокам смородина,

Росистое утро , пылай !

Мой край для меня – это Родина !  

А Родина – это Алтай !

Мой край для меня – это Родина !

А Родина – это Алтай !

Бывает порой бездорожие

В распутье на талой земле.

Но  встретят меня по – хорошему

И в городе и на селе.

Пылай по забокам смородина,

Росистое утро , пылай !

Мой край для меня- это Родина !

А Родина – это Алтай !

Мой край для меня – это Родина !

А Родина – это Алтай !

Я памятью полон вчерашнею

 И помню на каждом шагу,

Что вскормлён алтайскою пашнею

 И вечно пред нею в долгу.

Пылай по забокам смородина,

Росистое утро, пылай !

Мой край для меня – это Родина !

А Родина – это Алтай !

 Мой край для меня – это Родина !

А Родина – это Алтай !

Ведущий :  Названием  нашего классного часа  о крае родном – является песня М. Евдокимова. Все вы знаете М. Евдокимова , его вклад в развитие Алтая незаменим.

1. Звучит мелодия .

( чтение стихотворения на фоне музыки)

Родился скворец в саду

Сад для птички- родина.

Родился карась в пруду

Пруд для рыбки- родина

Перелески и леса,

Поле ржи или овса.

Куст, песчаная коса,

Для кого-то -  родина:

Есть на шаре на зелёном

Разные края.

Только там,

где отчий дом

Родина  твоя.

Ведущий : Родина! Сколько глубокого смысла заложено в это слово ..Произнесите это слово шёпотом, что ассоциируется в вашем понимании этим словом?

(высказывания детей).

Подберите к слову Родина слова близкие по смыслу.

Родина, родник, родня , родственник , родители , род

Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан  всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной- местом, где родился и вырос. Наша Родина- Алтайский край- на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

Светлые берёзовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего шиповника, золотые колосья пшеницы, таинственные лесные озёра и овраги, а разве словами можно передать красоту алтайских гор, чего- чего только нет в нашем краю!

Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с нашим краем , с её природой, историей.

Мы с вами совершим путешествие по краю по маршрутам : «Территориальная», «Природа нашего края»,   «Богатство  края – это люди.»,  « Национальная»« Музыкальная пауза» , «Земля – кормилица» , « Боевая слава», « Беленькое – капелька Алтая» .

Эпиграфом нашего путешествия стали слова  Н.Языкова : « Что может быть милей

бесценного родного края»

« Что такое Алтай»:

1 ученик : 

Что такое Алтай ?

Вы спросите об этом геолога

И геолог расскажет-

Геолог расскажет про золото

С давних – давних времён

С незапамятных пор

Это край золотых,

край невиданной щедрости гор.

2 ученик

Что такое Алтай?

Вы спросите о том зверовода

 вы услышите : « Золото»-

То же услышите слово

« Это белки, лисицы, горностаи и соболя,

Это мягкое золото

То, что таёжная дарит земля» .

3 ученик

Хлебороба спросите

комбайнера и тракториста

« Это золото» - скажут, -

золото во поле чистом.

Посмотрев вокруг

Без краёв и границ

Золотой океан кулундинских пшениц.

1  станция « Территориальная»

( выходят   5 учеников).

Ведущий:

Найти Алтайский край  несложно ..Посмотрите на карту мира. Видите , в самом центре Евразии маленький жёлтый флажок. Это и есть Алтайский край. Конфигурация территории края напоминает развевающийся на ветру флаг. Жёлтый цвет выбран не по политическим соображениям. Слово « Алтай» происходит от тюркского «Алтын» - «золотой».Убеждена , за сказочную красоту дано нашей земле такое выразительное название.

В масштабах  гигантской Евразии флажок кажется небольшим.. На самом деле площадь края -167.,85 тысячи квадратных километров. В два раза больше Австрии. Протяжённость с запада на восток- 600 километров, с севера на юг – 400 километров. Порой и дня не хватает, чтобы добраться на автомобиле из одного района в другой.

1 ученик :

 Площадь края : 167, 85 тыс. кв . километров. Расположен на юге- востоке Западной Сибири, граничит с республикой Алтай,  Казахстаном, Новосибирской и Кемеровскими областями.

2 ученик :

В составе края 12 городов, 14 посёлков городского типа, 7 городских и 60 сельских районов , в том числе Немецкий национальный район.

Население – 2686,4 тысячи человек., 52 % - городское , 47 % -сельское.

3 ученик:

Ландшафт : на востоке – горный, на западе- степной. Большие площади занимают лесные массивы. Уникальны ленточные боры, протянувшиеся на сотни километров. На территории края около 13 тыч. озёр, множество рек, самые крупные из них  Обь, Катунь, Бия.

4 ученик :

Животный мир разнообразен , обитают около 90 видов млекопитающих, более 270 видов птиц.

( звучит мелодия песни « Мой край родной»  на слова М. Владимирова)

5 ученик:

Люблю мой край…

Как странно это слышать :

Ведь каждый человек свой любит край !

Но небо здесь синее, солнце выше,

И в цвет сирени здесь окрашен май !

Дождём и сеном пахнет лето, зовёт прохладою река…

А осень золотом одета, плывут клочками облака.

Лыжнею манит вдаль зима, морозным утром снег хрустит….

И выйдет с берегов река – в апреле.

Лес весной шумит…

Люблю мой край!

Я много мест видала, и можно хоть полмира обойти,

но ближе и родней родного края,

я думаю, мне больше не найти!

Звучит песня : « Малиновый край» сл.Морозова,  муз. Поперечного.

2 станция « Природа края»

Ведущий:  

Какими только восторженными словами не награждают природу Алтая ! Самые распространённые : « Жемчужина Сибири» , « Сибирская Швейцария» и даже « Эльдорадо» . как будто самого слова « Алтай» , то есть «золотой», недостаточно.

Из прочитанного о нашей земле запомнились  записки С.А.Майера, первого художника , увидевшего горы Алтая в 1842 году :  

( читает ученик)

« … С трудом переводя дух , взобрался я на вершину и задрожал от восторга!... Но где слова, где краски, чтобы передать эту красоту?! Напрасно ломаешь голову, напрасно ищешь в красках тона… я смотрел на все, потом на себя – что ж я ?

Невидная точка в этом огромном лабиринте! …

Мне казалось , что я вижу живого бога природы со всей его силой  и красотой. Это музыка природы ! Кто передаст её ? Где Бетховен, Моцарт ? Кто передаст гармонию этих скал, этих красок».

 (показ   иллюстрации      гор « Предзимье в горах» , « Урочище Шавла», « Туристы-водники  на Чуе»., « Водопад в верховьях Катуни» и другие».

Ведущий :

Дышите глубже – мы в алтайском лесу. Чувствуете : пахнет хвоей , грибами, земляникой. Многие люди полагают , что главное богатство лес- древесина. Бесценный дар зелёных массивов – щедро насыщенный кислородом воздух. Недаром гигантские сибирские леса называют лёгкими планеты.

Лес Алтая разместился на площади более 4 миллионов гектаров. Это – и суровая тайга Салаира , и ласковые берёзовые перелески , и уникальные ленточные боры. Других таких лесов нет нигде на планете. Несколькими километрами они протянулись через весь степной Алтай, став естественными почвозащитными лесополосами на пути суховеев. Охотно селится в них и всякая живность : лоси , косули , кабаны, рыси , волки , глухари, тетерева, рябчики.

Песня « Край берёзовый»  сл. И. Резника, муз. А. Броневицкий.

Послушайте стихотворения  алтайских поэтов, где прослеживается любовь к Родине , к своему краю , к неповторимой сибирской природе.

Степи Алтайские.

Степи Алтайские – ясные дали,

Лютыми стужами и по весне,

В радости светлой и в горькой печали

Вы одинаково дороги мне.

Чем не пойму, хоть кладите на плаху,

Околдовали вы душу мою

Так, что любую заштатную птаху,

Чуть не за райскую здесь признаю.

Может, кому-то в вас дивного мало,

Роз и магнолий не встретишь пока,

Мне же и донник – цветок небывалый, и горемыка полынь не горька.

Зори, от тёплых  до пламенно- красных,

Ими порой любоваться опасно-

Слишком велик вызывают восторг.

Степи Алтайские – воля дорогам

С терпким заваром целебной травы,

Вы мне ниспосланы , если не богом,

Кем же тогда мне ниспосланы вы?

Связан я с вами душою и плотью ,

Связи живые не прячу от глаз,

Режь их и крови моей не уймите,

ибо не жить  мне отдельно от вас .

смертен , как все , я уйду за ограду ,

только исполните просьбу мою :

мне после смерти немногое надо,  

лишь бы покоиться в отчем краю.

Николай Черкасов

Песнь о Родине

Вершины гор алмазные, туманами повитые,

леса мои, обилием

зверья  благословенные,

хребты, для нас хранящие

у сердца клады скрытые,

превыше звёзд висящие

потоки белопенные!

Если спросят меня : что за край ?

Кто , счастливый, в том крае живёт ?

Я отвечу : - то  Алтай , здесь ,

Здесь живёт мой алтайский народ!

Своею жизнью чистою,

Своею речью меткою

И выдержкой, которая

с любой старинной мудростью,

душой своей не мелкою

алтайский мой,

народ повсюду славится!

Счастлив тем я , что в этой природе рождён,

Счастлив тем я, что в этом народе рождён,

Здесь, как лёгкое пламя,

Пролетит моя жизнь –

Для того я в пастушеском роде рождён !

Так спасибо, Алтай, и поклон мой тебе,

За любовь  и за жизнь , за удачу в судьбе….

И за каждый из этих

Тридцати четерёх

Лет, что прожил я в мире –

Спасибо тебе !

3 станция « Земля – кормилица»

( Показываются поля , звучит песня « С чего начинается Родина? сл. Матусовского)

Ведущий :  с чего начинается Родина ? А может , она начинается с земли отцов, дедов?   Ведь земля наша - кормилица. Что может быть важнее хлеба ?! Хлебом- солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Всё может родная земля : может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.  Для большинства народов она главный источник существования.

Жителям Алтая с землёй , слава богу, повезло – в крае около 7 миллионов гектаров пашни , на каждого человека по 2,7 гектара.  

Наличие большого количества плодородных земель выдвинуло край  в один из основных продовольственных районов Сибири. По производству зерна , молока , мяса край  находится в первой пятёрке в России.

Благоприятные климатические условия земледельцам Алтая производить и нетрадиционную для Сибири продукцию – сахар, масло растительное, льноволокно, мёд, панты оленей. Край полностью обеспечивает себя картофелем и овощами.

 Слава и гордость алтайских хлеборобов – сильные и твёрдые сорта пшеницы, по содержанию клейковины превосходящие мировой стандарт.

Песня : « Хлеб – всему голова»  .

4 станция «Целинная»

Ведущий :

 Был ещё один звёздный час Алтая – освоение целинных и залежных земель.  

По воспоминаниям старожилов села ,  дети военных лет , впервые до досыта наелись хлеба лишь в 1954 году , когда с целинных полей хлынул поток пшеницы.

В марте 1954 года в наше село Беленькое Угловского района пришло сообщение , что начнётся освоение целинных земель .  Вначале никто не поверил : сколько нужно технике и людей. Но вот стала приезжать молодежь из Брянской , Московской, Тамбовской областей. Везде слышалась песня  « Ой, ты, зима морозная! Ноченька яснозвёздная! Скоро ли я увижу свою любимую в родном краю». До апреля все жили в селе, а потом переселились в бригады. Их у нас было три. Жили в домиках , палатках, готовили технику к севу. А весна выдалась поздняя, холодная. Бригадиром молодых целинников назначили Ахмадиева Самигуллу- абы.  Стала поступать техника, среди которой были и тяжёлые трактора. когда началась пахота, то молодых ребят , которым было по 17- 18 лет , поставили прицепщиками . Среди них был и Дрозденко Александр . Из Псковской области приехал Синяков Александр , весёлый и общительный парень .  

Урожай выдался отменный. На вывозке зерна работали шофёрами Юсупов Газиз, Рахимов Вафа. Они имеют медаль « За освоение Целинных и залежных земель» .

 В том же далёком 1954 году приехала в наше село после окончания Загорского учительского института Туркина Вера Викторовна. Её назначили учителем математики в местную школу.

Особенно заинтересовала местных жителей посадка кукурузы да ещё квадратно- гнездовым способом. Сколько хлопот доставила эта культура. Но урожай её, кормовые свойства покорили людей. Бригадир Ахмадиев стал участником Выставки достижения народного хозяйства в Москве.

Целина много изменила в жизни нашего села. Во-первых ,кончился голод, крыши на домах появились, окна со стёклами, люди оделись не богато , а добротно. Много свадеб сыграли в те годы. Славное время – целина , а может, потому и славное, что молодое.

Танец « Мы –целинники».

( выходят уч-ся 1-2 классов)

 Улица Целинная

В зелени не длинная,

окнами маня,

улица Целинная

встретила меня.

Здесь в лицо романтике,

 двадцать лет назад,

в прогорелом ватнике

Я уставил взгляд.

А она лукавая  

улыбнулась мне

 так, что зори алые

гасли в стороне.

Дули ветры резкие,

 поднимая пыль

, да за перелесками

индевел ковыль.

Здесь когда-то сватались

без досужих свах,

приданое прятали

в тощих рюкзаках.  

О семейных тайнах  

знало полсела.

Центром и окраиной

 улица была.

А теперь те вешние

дали не узнать.

Только песни прежние

 продолжают звать.

Ты совсем не длинная,

юности родня-

Улица Целинная,

узнаёшь меня?

5 станция «Интернациональная».

Ведущий :  Только на территории нашего края в мире и согласии живут представители более 80 национальностей : русские, украинцы, казахи, татары, немцы и другие. И в нашем селе в мире и согласии живут русские, татары, казахи.  Хотя в нашем селе живут в основном татары , но мы соблюдаем традиций других народов.

Песня :  «Туган тел»  Г. Тукай

6 станция :

«Богатство Алтая – это люди» .

Ведущий:

Василий Шукшин – писатель , кинорежиссёр, актёр.. Едва ли найдётся на Алтае более почитаемое имя. Никто лучше него не рассказал о жизни современного сибиряка, о его характере.

Шукшина уже  давно нет в живых, но каждый год на закате лета, когда в лесах начинает наливаться красным цветом калина, тысячи почитателей приезжают на родину писателя, в село Сростки. Отсюда, с горы Пикет , открывается грандиозная панорама будто одним взглядом видишь всю Россию. И как актуально звучат сегодня шукшинские слова предупреждения : « Нам бы про душу не забыть …»!  

В щедрой россыпи алтайских талантов нашего века немало и других выдающихся имён : первый академик –садовод Сибири М.А.Лисавенко, кинорежиссёр , народный артист И.А.Пырьев, знаменитый оружейник М.Т.Калашников, не мало сделал для Алтая  М. Евдокимов , космонавт Г.С.Титов…..

  Послушайте воспоминание  космонавта Г.С. Титова :

« Родной мой Алтай….Чудесный край Сибирский! Я вижу его в зимнем уборе –в сугробах и снежных застругах ; когда бескрайняя даль светится тысячами рассыпанных солнцем искр, то в буйном весеннем цветении садов, то в неповторимых фантастических красках осени.

Да, хорош наш Алтай, чудесна его природа: уж если зима, добротная, со всеми её прелестями.

Уж лето, так, лето, ничего нет вполовину, всё, всё даётся человеку полной мерой…

7 станция « Беленькое – капелька Алтая»

Ведущий :

После отмены крепостного права в 1861 году в России многие крестьяне в поисках новых  . плодородных земель и лучшей доли , отправились в Сибирь. Среди этих переселенцев были и наши предки, которым приглянулось озеро возле бора и осиновая роща. Возле этого живописного места и возникло село Букур.

Старожилы вспоминали , что среди стройных осин затесалась корявая берёза, из-за которой село и получило своё название «Букур»- означает « кривая» . А другие говорят, что село получило название из-за бугра, который скрывал село со стороны соседнего села Лаптев-Лога.

Но к концу 19 века село стояло. По воспоминаниям жителей села Лаптев-Лог , село Букур появилось раньше с.Лаптев-Лог, так как переселенцам-лаптевцам из Воронежской, Пензенской губерний помогали первое время обустраиваться жители с. Букур. Они занимали лошадей для вспашки земель, давали взаймы семена. Это помощь переросла в дружбу между жителями соседних сел, хотя люди были разных национальностей. Молодёжь летом встречалась на игрищах , звучала гармонь и играли в лапту.

Давайте перенесёмся в то время .

Татарский танец « Эпипэ»

Татарская песня « Туган авылым» сл. Т. Шерипов , муз. Н. Иделбай

Ведущий :

Родной край ! Как прекрасны твои богатства и как много дают они человеку! Ребята, можно долго рассказывать о красоте, богатстве, охране родного края. Но мы знаем одно, кто побывал в нашем крае, непременно вернётся ещё раз , чтобы послушать шум леса, журчанье ручейка, пение соловья.

Наш край- это частица большой и прекрасной страны. Забота о крае – это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озёрах будет много рыбы. Всё это – наше с вами богатство.

К 70-летию Алтая наш земляк Валерий Павлович Реморенко написал проникнутые глубоким искренним чувством любви стихи.:

Край степной, край сосновый

Стал навеки судьбой.

Хоть немножко суровый,

 но до боли родной.

Все мы родом с Алтая,

все мы здесь родились.

С  этим краем чудесным

Все навеки срослись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой край для меня - это Родина! А Родина - это Алтай !

Классный час проведён к 70 - летию Алтайского края.Цели :   1. Расширить представления детей о родном крае  , учить любить родину.2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэт...

Заочное путешествие "Родина-это Алтай"

1.     Мероприятие помогает обогатить сознания учащихся об образовании родного края, о природе, знаменитых местах; развитие эмоционально – чувственной сферы, проявления индивидуаль...

КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»

Формирование у детей стремления  больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....

«С.Д.Дрожжин “Родине”. Образ Родины в стихотворении»

Цели: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина;углублять и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви иуважения к родинеЗадачи:1.Познакомить с произведен...

Мини-сочинение "Что значит для меня моя Родина".

Мини- сочинение по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России". Автор Любченко Анастасия....

Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ.

Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ....

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: «Мой край для меня – это Родина» , посвященный 85-летию Алтайского края. (для учащихся 4 класса)

Данный классный  час был разработан к  85-летнему юбилею Алтайского края, с целью, как можно больше дать информации учащимся  о родном крае в интересной, занимательной форме с использов...