«РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Журавлева Ольга Викторовна

Трудный ребенок. Какой он? Как с ним работать классному руководителю? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в статье. Здесь же есть памятка для классного руководителя при взаимодействии с неблагополучными семьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

«РАБОТА КЛАССНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ

                                                                                               С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТЬМИ»

                                           учитель начальных классов

 Никольского филиала МБОУ Платоновской СОШ

Журавлева Ольга  Викторовна 2015 г.

В настоящее время, к сожалению,  мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок.

Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с “проблемными детьми”.

Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”?

Это дети, не реагирующие на тепло, заботу и внимание, от которых расцветает большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе и для успешного обучения. Отстраняясь от учебы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же, мешая нам или своим одноклассникам, проблемные дети подрывают наши усилия обучать или даже контролировать класс.

Большую часть жизни в период с 7 до 17 лет ребенок проводит в школе. В ней он не только получает знания в области литературы, истории и химии, но и получает первые жизненные уроки. Дети учатся строить отношения, доверять друг другу, взрослым, да и вообще всему тому, с чем он пойдет по жизни. Ребенок приходит в школу, уже имея определенные культурные интересы, потребности и способности. Поэтому так важно использование соответствующих технологий, способствующих саморазвитию и корректированию целей подростка, помощи в усвоении ими образцов культурной деятельности.

И на школе лежит огромная ответственность в плане воспитания подрастающего поколения.

И поэтому система работы школы должна быть направлена на предупреждение асоциального поведения, коррекции личности трудного ребенка, помощи ему  в самоутверждении.

Я работаю учителем начальных классов более 25 лет. И на протяжении всех этих лет являюсь классным руководителем. В мой воспитательный план работы входят  классные мероприятия, а так же и общешкольные. Одним из разделов плана является работа по профилактике правонарушений.

Расскажу о том, как эта работа проводится  в нашей школе, а затем из своего личного опыта.

Наша школа  тесно сотрудничает со следующими службами:

комиссией по делам несовершеннолетних при администрации района, центром занятости населения, Домом  культуры,  библиотекой, ФАПом.

В начале каждого учебного года в школе выявляются учащиеся, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации, и семьи, находящиеся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.

Тщательно планируется совместная работа  школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков.

Неоднократно инспектора ПДН, сотрудники ГБДД приглашались на общешкольные родительские собрания, где беседовали с родителями по вопросам профилактики правонарушений.

В школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка,  гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

·      возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

В течение 2015-2016 учебного года были организованы и проведены следующие мероприятия

1.    Беседы для учащихся.

«Дорога, транспорт и я»

«Ответственность подростков за правонарушения и преступления»,

«Вредные привычки не для нас»

2.«Круглые столы» для учащихся и преподавателей по темам:

«Твои права и обязанности»

«Наркомания и ее последствия для человека»

«Что со мной происходит?»

3.      Специальные выпуски школьных газет,  стендов, рисунков по темам: «Знаешь ли ты закон?», «Наркотики»,  «Токсикомания и её последствия», «Твое здоровье» и другие.

4.Родительские общешкольные и классные собрания, лекции или беседы специалистов.

5. Соревнование «Спорт против наркотиков»

Планирование и проведение комплекса мероприятий  оказывает положительное воздействие  и способствует качественному улучшению профилактической работы в подростковой среде.

В школе проводится большая работа по формированию у учащихся здорового образа жизни.  Регулярно проводятся медицинские обследования учащихся, анкетирование с целью выявления уровня знаний о факторах риска, анализ отношения детей разного возраста к наркотическим веществам, выявление знаний и отношения детей разных возрастных групп к здоровому образу жизни.

Школьным библиотекарем оформляется выставки книг: «Береги здоровье смолоду», «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните», «Здоровый образ жизни», «Правила дорожного движения».

Большое внимание  уделяется организации досуга учащихся.

В школе работают кружки двух направленностей: спортивные («Волейбол», «Настольный теннис»), художественно-эстетические («Рукодельница», «Палитра», «Художественная обработка дерева». В текущем году кружки посещают 42 человека, что составляет 64,6% всех обучающихся.

С удовольствием в свободное от уроков время  учащиеся посещают спортивные кружки по настольному теннису, волейболу.

Учащиеся школы участвуют в общешкольных, районных, областных соревнованиях, где не раз являлись победителями и призёрами.   Зимой в селе функционирует хоккейная коробка.  В школе проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, хоккею, волейболу, настольному теннису.

Дети занимаются благоустройством территории школы, ухаживают за памятником погибшим воинам.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации.

Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся  родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Большая работа в школе проводится по изучению правовых документов.

Все эти мероприятия направлены на повышение культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.

Я работаю с учащимися младшего школьного возраста

Считаю, что работа с трудными детьми тесным образом перекликается с воспитанием толерантности у учащихся. Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинают складываться взаимодействия между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом, с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Первостепенная задача, которая стоит с самого начала воспитательного процесса это – формирование сплочённости классного коллектива. Моя цель научить детей действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников, воспитывать культуру труда и общения. Неслучайно одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности в моём классе является нравственность.

Проблема культуры общения одна из самых острых в школе. В своём классе часто сталкиваюсь с проблемой взаимоотношений между учащимися. Дети не всегда терпимы по отношению друг к другу, не корректны в общении. Это проявляется в образовании группировок в классе и негативном отношении к отдельным учащимся. Дети обзывают друг друга, а порой и сквернословят.

Одним из способов решения данной проблемы считаю использование игры как метод воспитания. В 1 классе, практически в самом начале, провожу игровой тренинг общения “Узнаем друг друга получше”. К примеру, приведу фрагмент игры: “Конверт откровений” Учащимся предлагаются вопросы,  затрагивающие их личные качества, качества, которые они ценят в людях. Или игра “Комплименты”: учащиеся стоят по кругу и бросают мяч с комплиментами, причём здесь используются также и пожелания друг другу изменить в себе что – то. Дети в процессе игры знакомятся с достоинствами друг друга. К детям приходит понимание того, что каждый человек – уникальная и неповторимая личность и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. Большое значение имеют коллективные игры, а также конкурсные программы, которые проходят в игровой форме: “Букварь природы”, игра-викторина “В поисках клада”, игра-путешествие по станциям и др. Используя различные игры, стараюсь ставить ребят в такие ситуации, когда необходимо самому принять решение и противостоять влиянию группы. Такие ситуации создаются с такой целью, чтобы в тех случаях, когда ребёнок попадёт в реальной жизни в обстановку, где необходимо будет твёрдо сказать “нет”, он смог бы это сделать. В процессе различных игр дети приучаются к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, учатся поддерживать друг друга, доверять. Игра позволяет наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребёнка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно через общение с детьми. Детям всегда говорю, что наш класс – это маленькая семья, и, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание нужно, прежде всего, научиться понимать друг друга, уметь видеть ошибки не только других, но и свои. В ходе общения с детьми способствую формированию умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилий. В своей воспитательной работе использую различные по содержанию беседы на следующие темы: “Чем красивы люди вокруг нас”, “Если бы я был волшебником”.

Решению проблемы воспитания толерантности посвящён и цикл классных часов, равномерно распределённых в процессе обучения в 1–4 классах. Среди них: “Поговорим о доброте”, “Волшебное слово, что ясный день”, час этики “Если добрый ты – это хорошо”, урок Улыбки, час общения “Я и мои друзья”, путешествие в «Страну вежливости», диспут “Кого я считаю настоящим другом”.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика. Поэтому задача учителя, как во внеклассной деятельности, так и в урочное время создавать такие оптимальные условия, которые способствуют формированию культуры самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа, (использование разноуровневых заданий, использование права высказывания собственного суждения, мнения, принятие чужой точки зрения и др.). Очень хорошо помогают мне в этом уроки литературного чтения и ОРКСЭ. Вот, например, при изучении произведения Г.Х.Андерсена “Гадкий утёнок обсуждаются следующие вопросы: “Почему не хотели дружить с утёнком?”, “Чем он не похож на всех?”, “Какими качествами он обладал?”, “Правильно ли поступали другие по отношении к нему?” и “Чем они восхищаются сейчас?”

Использование пословиц на темы добра и справедливости также способствуют воспитанию толерантности (вн. мероприятие “Пословица – всем углам помощница”).

Для того, чтобы найти верный подход к проблемным детям, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему. Дети отражают образ жизни отцов и матерей.

Среди причин, порождающих "трудных" детей в семье, можно выделить следующие:

- отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;

- незнание их интересов и потребностей;

- неблагоприятные семейно-бытовые отношения;

- отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;

- чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;

- "эпидемия" разводов;

- потеря эмоциональных контактов с детьми.

Перевоспитание ребёнка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала. И если члены семьи не принимают толерантность как собственную установку, то и ребёнок, попадая в школу, не будет готов принимать других людей такими,  какие они есть. Поэтому необходима и целенаправленная работа с родителями. В своей практике чаще использую мероприятия, предусматривающие совместную деятельность учащихся и их родителей. Среди них: игра «Счастливый случай», игра “Устами младенца”, Праздничная программа “Мама и я – радушная семья”, родительское собрание на тему “Педагогика понимания” , открытые уроки и внеклассные мероприятия для родителей.

Основными направлениями работы классного руководителя с "трудными" учащимися являются:

- Изучение проблемных детей.

- Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.

- Организация помощи педагогически запущенным детям.

Прежде всего, классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:

- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);

- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;

- изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;

- установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;

- ознакомиться с положением ребенка в семье;

- изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциал семьи и коллектива;

- выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.

Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.

Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.

Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.

Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.

Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Высветив правду, истину вскрыв,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли.

(С. Давидович)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Работа школы с проблемными детьми"

В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ ОТОБРАЖЕН ОПЫТ РАБОТЫ МОУ СОШ №1 ГОРОДА ПОКРОВА С ПРОБЛЕПНЫМИ ДЕТЬМИ. МАТЕРИАЛЫ ПРИНИМАЛИ УЧАСТИУ В РАЙОННОМ И ОБЛАСТНОМ ЭТАПАХ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА СИСТЕМ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ ДЕТ...

Заметки -размышления о работе с проблемными детьми в начальных классах в помощь классному руководителю.

Статья "О работе с аутсайдерами".  Это практические наработки за несколько лет. Надеюсь, пригодятся еще кому-нибудь....

Заметки -размышления о работе с проблемными детьми в начальных классах в помощь классному руководителю.

Статья "О работе с аутсайдерами".  Это практические наработки за несколько лет. Надеюсь, пригодятся еще кому-нибудь....

Работа с «Проблемными" детьми в классе

Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с “проблемными детьми”....

Система работы с проблемными детьми

В статье рассказывается как работать в школе с проблемными детьми....

Программа воспитательной работы с проблемными детьми

Программа воспитательной работы с учащимися "группы риска" 2 кл....