Литературная композиция о войне
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Туфлейкина Галина Алексеевна

Литературная композиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_kompozitsiya_o_voyne.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Дети войны»»

Композиция посвященна снятию блокады Ленинграда (по мемуарам ребенка блокадного Ленинграда – Милы Аниной).

Звучит мажорная легкая мелодия. Место действия – детская площадка. Дети играют в чехарду, скачут на скакалках, подбрасывают мяч.

Настя (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла!

Все: Что это? Ого! Где ты это взяла?

Лера: Да вот здесь. Честно. Мы ямку для сюрпризов копали, а тут тетрадь старая.

Поля: Написано Мемуары.

Катя: Должно быть, кто-то когда-то ее сюда спрятал и забыл достать. А давайте откроем?

Все: Давайте, конечно. Дайте мне почитать.

Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.

Зоя: Ребята, это воспоминания 16-летней девочки, Милы Аниной, пережившей блокаду Ленинграда.

Ксюша: Ого! Да здесь же целый сборник стихов. Слушайте!

Война обрушилась нежданно,
Все переполнила собой,
И все смешалось в этом мире,
И смерть носилась над землей.

Юля: Ну-ка, дай почитать.

С войной слепою и жестокой
Я бок о бок к Голгофе шла…
Четыре очень долгих года
Свой крест недетский я несла…

Фоном звучит седьмая симфония Шостаковича. Атмосфера игры и азарта сменяется ощущением чего-то непонятного и страшного.

Женя:
Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна…
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла…

Маша:
Ведь войны жалости не знают,
Война не ведает добро…
Шел по земле жестокий молох –
Не разбирая никого…
(Мила Анина «Война», «Реквием»)

Голос Милы Аниной: Когда началась война, мне было неполных 7 лет.

Все оборачиваются. На сцене за спинами ребят стоит Мила Анина (девочка 7 лет) в черной одежде с платком на голове. Играющие расступаются, садятся на стулья по обе стороны сцены. Каждый вчитывается в найденные страницы дневника. На сцене появляются призраки войны (хореография).

Пластическая композиция «Воспоминания».

В финале пластической композиции танцующие повязывают детям черные платки и разворачивают на заднике длинную полоску пожелтевших обоев. Мила подходит к обоям и начинает рисовать.

Голос: Когда началась война, мне было неполных 7 лет… 7 лет мне исполнилось 28 июля 1941 года. И в первый же месяц войны я была изувечена… еще до дня рождения…

Одна из девочек, нашедших тетрадь, встает со стула и подходит к авансцене. Чтение страниц постепенно превращается в ее собственные слова.

Полина:
Меня, измученную болью,
В крови, в бинтах, в полубреду…
Нес на руках солдат усталый,
Через кровавую войну…
И я, обняв его за шею,
Прильнула головой к плечу…
Он нес меня, забыв усталость,
Через внезапную войну.

Женя:
Кем был солдат тот безымянный? (пауза)
Что ты наделала, война!

Полина:
Нас дома ждали наши мамы,
Его – солдата и меня…
И я живу, живу и помню,
Такое забывать нельзя…
Меня моя дождалась мама,
Его – не встретит никогда…

Оборачиваются на Милу – она молчит. Девочки подходят к обоям, начинают рисовать девочку на руках у солдата.

Песня «Ах, печаль, ты моя печаль» муз. А.Пахмутовой, сл. Н. Добронравова.

Голос: Когда меня привезли домой после неудачной эвакуации, я долго болела и не могла выходить из дома. А когда стало можно выходить, город показался мне странным и чужим. Окна во всех домах были заклеены крест-накрест бумажными полосками. Всюду эти кресты, кресты, кресты…

4 девочки встают и выходят на авансцену. В их руках – небольшое окошко. В процессе чтения они заклеивают окно крест-накрест.

Таня:
Как он тяжел, недетский Крест
И на Голгофу восхожденье…
И кто поможет в горький час?
Надолго ль хватит жизни тленья?

Юля:
В тщедушном теле чуть жива,
Но все же теплится душа.
За жизнь цепляюсь, как могу,
И перед всеми я в долгу…

Маша:
И обрету ли я покой?
Так много горя за спиной…
В начале иль в конце пути?
И что еще там впереди?

Юля:
И донесу ли я свой Крест
До тех благословенных мест,
Где повзрослевшая душа
По жизни поведет меня?..
Минуй, блокадная Голгофа…
Мой Крест, меня не придави…
Ведь я еще в начале жизни,
В начале долгого пути…
(Мила Анина «Недетский крест»)

Дети, переворачивают окно, с обратной стороны которого – образ Христа. Под колокольный звон они проходят круг, вопросительно смотрят на Милу и, не дождавшись ответа, идут рисовать одинокую девочку, приникшую к свече.

Песня «Вопрос», муз. А. Пахмутовой, сл. Р. Рождественского.

Голос: Мы жили на улице Стачек. Нас было четверо – мама, папа, брат и я. В соседней комнате жили Зойка с мамой и бабушкой. Перед домом, впритык друг к другу, тянулись сараи с дровами, курами и голубятнями на крышах. Мы любили играть в своем уютном дворе, где под ногами путались куры, где жил задиристый петух, который не жаловал «чужаков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-литературная композиция "Хотят ли русские войны"

Стихи, проза из истории Великой Отечественной войны, песни....

Внеурочная деятельность "Дети и война" музыкально- литературная композиция

Музыкально- литературная композиция посвящённая Детям Великой Отечественной войны...

Праздничная литературная композиция "Дети - герои войны"

Вашему вниманию предлагаетс сценарий, который был составлен и проводился в рамках проекта "Дети - герои войны"...

Историко- литературная композиция " На войне детей не бывает"

Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.Воспитывать уважение к пожилым людям: ветеранам войны, труженикам тыла, чувство гордости за народ – победитель...

Музыкально – литературная композиция «У войны не детское лицо»

1941 год. Дети и война. Дети. Что они помнят о ней? Что могут рассказать о ней? Многое! Детская память загадочна. Их воспоминания длиною в их собственную жизнь. Женя Белькевич – 6 лет.Я был...

Музыкально – литературная композиция «Ах, война, ты война…..».

Мероприятие посвящено Дню Победы, где  звучат песни, стихи, сценки, которые пели солдаты  между боями. ...

Методическая разработка историко-литературной композиции «На войне детей не бывает»

На современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Судьба каждого из нас всё более зависит от того, насколько мы обладаем ...