Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного году экологии «Встреча весны и птиц»
методическая разработка на тему

Хайретдинова Рамиля Абдулхаевна

 

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного году экологии «Встреча весны и птиц»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razr_._vstrecha_vesny_i_ptits.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвященного году экологии «Встреча весны и птиц»

Описание: сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы будет полезен учителям и воспитателям начальных классов при проведении мероприятий в рамках Года экологии и празднования Международного дня птиц.
           Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся начальных классов о птицах.
           Задачи: 
образовательные:
- обобщить и систематизировать знания младших школьников о птицах,
- познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц,
- показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, 
- раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы;
воспитательные: 

-помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру,
- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, 
- прививать любовь к окружающей природе, 
- формировать целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем,
развивающие:
- развивать потребность общения с природой и окружающим миром, 
- развивать логическое мышление, внимание, память и речь учащихся,
- развивать умения и навыки самостоятельной работы у младших школьников.

Оборудование:  

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация обучающихся 3 «А» класса по теме «Покормите птиц -2017» (коллективная работа), компьютерные презентации отдельных учащихся по теме «Самая вкусная кормушка», плакаты, поделки, рисунки учащихся, музыкальное сопровождение.

 Оформление: мультимедийные презентации, выставка рисунков и поделок, экологические плакаты.

Методы и приемы:

Игровой, словесный, наглядный.

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово учителя.

Учитель:

-Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (звучит отрывок записи «Пение птиц»).

- Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц? (ответы детей).

- А как вы думаете: зимой можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей).

- Почему? (ответы детей).

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

1 ученик. На нашей планете более 8600 видов оседлых, перелетных и зимующих  птиц.

2 ученик. Птицы украшение земли. Их веселая, звонкая песня, яркая окраска оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость.

1 ученик. Птицы, уничтожая несметное количество вредных насекомых и их личинок, являются лучшими помощниками в борьбе за урожай сельскохозяйственных растений.

2 ученик. В нашей стране охрана птиц, забота о них считается важным, полезным делом. И наша задача - привлечь пернатых друзей в сады, леса, на поля и организовать их охрану.

1 ученик. Птицы - наши пернатые друзья. Многие птицы улетают осенью в теплые края, но некоторые остаются зимовать с нами. Очень трудно птицам в этот период - холодно и голодно.

2 ученик. Да, действительно, холодно. По земле идет зима. И холодно не только нам, когда мы выходим во двор, но и зверям и птицам, которые нас окружают. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как можно помочь птицам зимой.
Учитель. Вы, ребята, наверно, уже догадались, что наше мероприятие сегодня будет посвящено птицам: как помочь им пережить трудное зимнее время. В первой части нашей программы  мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. 15 января - самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. А вторая часть нашего мероприятия  – это  «Викторина о птицах».

II. Сценка «Птичьи разговоры».

- Ребята, а что это за шум?

Появляется взъерошенный воробей:

Ой, спасите! Караул!
Кто в меня снежком пульнул?
Эти скверные мальчишки
Жить мешают воробьишкам.
То снежками, то рогаткой!
А ведь нам и так не сладко!

Появляется синичка:

Бр- р! Какой мороз трескучий!
Где бы спрятаться получше?
Замерзаю на лету!
Может быть, согреюсь тут?     (Замечает воробья)

Чик-чирикин! Что с тобой?
Ты взъерошенный такой!
Может, кто тебя обидел?
Или ты кота увидел?

Воробей:

Ой, соседка! Тише! Тише!
Видишь там троих мальчишек
Бессердечных, злых и грубых?
Хорошо им в теплых шубах,
В шапках, в куртках меховых!
Еле вырвался от них!

Синичка:

Я, сосед, с тобой согласна!
Птичья жизнь зимой ужасна!
Против нас мороз, бураны,
Да еще и хулиганы!
Нас выслеживают кошки,
И во рту с утра ни крошки!
Червячков и мошек нет,
А без них какой обед?
Ой, как трудно жить на свете!
Что нам делать? Кто ответит?

Появляется ворона:

Ну, морозы! Ну морозы!
Нос наружу – ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться, 
Ни козявки, ни зерна.
День дымится морозной далью
Ночи снежны и темны,
Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!

III. Выступления учащихся 3 «А» класса с защитой своих проектов.

Учитель. Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей).
Правильно, птицам на помощь должны прийти люди! Мы можем подкармливать птиц зимой.

Учитель:  2017 год был объявлен годом экологии. Ученики 3 «А» класса в этом году участвовали во Всероссийской эколого – культурной акции «Покормите птиц!», который был организован Хопёрским заповедником в рамках года Экологии. Три ученицы нашего класса участвовали в конкурсе изготовления кормушек по теме «Самая вкусная кормушка».  Все работы мы отправили на персональный сайт Хоперского заповедника.  Сейчас девочки вам расскажут, как выполняли свои проекты.

(Халилуллина Алия, Сафиуллина Сылу , Фейзрахманова Лейсан выступают с защитой своих презентаций по теме «Самая вкусная кормушка»)

(Атауллина Диляра рассказывает о коллективной работе – защищает презентацию «Покормите птиц!»)

Учитель:  Вот так мы всю зиму помогали птицам. Ребята, я вам всем хочу сказать, чтобы вы и на следующий год зимой тоже не забывали о наших пернатых друзьях. Ведь им так нужна ваша помощь. Нужно любить и  беречь природу. Как говорил замечательный русский писатель М.М. Пришвин «Охранять природу  -значит охранять Родину».

Ученик:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!  (А.Яшин)

IV. Викторина о птицах.

  1. Конкурс «Загадки о птицах».

1 ученик. Ребята, наконец наступила весна. Долгая и морозная зима осталась позади. Ежегодно с 1925 года 1 апреля празднуется «День птиц». Разве можно представить жизнь лесов, полей, лугов без птиц?! А сколько пользы приносят птицы человеку. Их весёлое пение, звонкие песни, яркое оперение оживляет природу.

2 ученик. Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на своих крыльях весну. Птицы – верные наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

3ученик. А сейчас ребята, мы с вами  разгадаем загадки и вспомним,  какие  птицы весной прилетают к нам из теплых краев, и еще о тех, которые  остаются зимовать  у нас. За правильный ответ вы получаете «птичку». (Ученики из разных классов по очереди отвечают на вопросы конкурса)

Едва возвратится

Этот певец

В свой, на шесте,

Деревянный дворец,

Как все понимают –

Весна наступает,

И долгой зиме

Скоро будет конец. (Скворец.)

 Прилетел к нам наконец

Лучший в мире наш певец.

Дни и ночи напролет

Без умолку он поет. (Соловей.)

Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка?

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червячков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю. (Воробей) 

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь) 

Окраска - сероватая,
Повадка вороватая.
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Это... (Ворона) 


Спиною зеленовата,

 Животиком желтовата.  

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока) 

  1. Конкурс «Люди, как птицы».

Ученик: Ребята, сейчас я вам предлагаю ответить на ряд вопросов. В своих ответах вам нужно пояснить, какие качества человека и птицы позволяют их сравнивать. За правильный ответ вы получаете «птичку». (Ученики из разных команд по очереди отвечают на вопросы конкурса)

1. Так называют человека, который хорошо поет. (Соловей).

2. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).

3. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).

4. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).

5. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).

6. Так называют доброго, милого, родного человека. (Ласточка).

7. Так называют человека, с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).

8. Так называют плохую мать. (Кукушка).

9. С этой птицей сравнивают человека, который пытается спрятаться от опасности. (Страус).

10. Так называют мужественного, сильного человека. (Орел).

3.  Конкурс  «Из какой мы сказки?»

Ученик: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь. За каждый правильный ответ команда получит «птичку».

  1. Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
  2. С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
  3. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
  4. В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).
  5. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
  6. В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких  лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
  7. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
  8. У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
  9. Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
  10. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).
  1.  Конкурс  «Пословицы о птицах».

Ученик: Ребята, следующий конкурс «Пословицы о птицах».  Нужно

соединить первую часть пословицы с другой. Каждая команда  составляет по две пословицы.

• НА ЧУЖОЙ СТОРОНУШКЕ… , ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ. • ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО. • У КАЖДОЙ ПТИЦЫ… РАД СВОЕЙ ВОРОНУШКЕ. ВСЕЙ ПТИЧКЕ ПРОПАСТЬ. • СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ. • РАНО ПТАШЕЧКА ЗАПЕЛА… ДА НИЗКО СЕЛ. • СТАРОГО ВОРОБЬЯ… СВОЯ ПЕСНЯ. • ВСЯКИЙ КУЛИК… ВЕСНЫ НЕ ДЕЛАЕТ. • ГЛУПА ТА ПТИЦА… НА МЯКИНЕ НЕ ПРОВЕДЁШЬ. • ОДНА ЛАСТОЧКА… СВОЁ БОЛОТО ХВАЛИТ. • МОЛОДОЙ ЖУРАВЛЬ ВЫСОКО ВЗЛЕТЕЛ,… КАК БЫ КОШЕЧКА НЕ СЪЕЛА.

  1. Конкурс «Кроссворд «10 птиц».

Ученик: Ваша задача  – написать 10 названий птиц, которые начинаются с буквы «с». (Сова, сорока, страус, синица, скворец, снегирь, соловей, стрепет, свиристель, сизоворонка).

  1. Конкурс « Птичьи разговоры»

Ученик: Издавна птицы привлекали внимание человека своим прекрасным мелодичным пением. Своим пением они радостно приветствуют начало нового дня, выражают свои чувства и настроение. 
Ученик: Чирикая, щебеча, каркая, пернатые призывают других птиц или вызывают противников на бой, выражают свою радость или страх, предупреждают об опасности или проявляют любопытство и удивление. Птицы разных видов чудесно понимают друг друга. И сейчас мы проведем последний конкурс нашей викторины, который называется «Птичьи разговоры». 
Ученик: Команды получают карточки с названиями птиц и карточки с глаголами разговора птиц. Нужно подобрать к каждой птицы её разговор. Тот класс, который быстрее и правильно выполнит задание, и победит в этом конкурсе викторины. 

Задание:

Гуси, голуби, вороны, журавли (каркают, кричат, гогочут, воркуют)

Соловьи, утки, ласточки, совы (ухают, щебечут, крякают, свистят)

  1. Конкурс «Песня о птицах».

Каждая команда поет песню о птицах.
V. Подведение итогов познавательной викторины и награждение

памятными призами и дипломами победителей.
Ученик:
На восходе ярко солнышко встает.
При любой погоде птица запоет,
Будет петь и в зной, и в слякоть и в жару,
Чтобы человек стремился к свету и добру.
Ученик: Вот и закончилась наша экологическая викторина. И мне бы хотелось напомнить вам, дорогие ребята, как хрупок наш мир. С каждым годом с лица планеты исчезает все больше видов птиц. Вы всегда должны помнить об этом и не обижайте наших пернатых друзей. 
Ученик: Наша Земля станет еще прекрасней, если мы будем беречь птиц! Птицы, как и цветы, существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом нашего восторга и симпатий.

(Ученики исполняют  «Танец маленьких утят»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие посвященное Году Экологии "Сделаем вместе наш мир чище!"

2.  Вступительное словоСлайд 2Согласно Указу президента РФ от 01.08. 2105 под № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий». 2017 год в России объявлен годом экологии....

План мероприятий посвященных Году экологии 2017, в начальной школе

Материал представляет план мероприятий по экологии в начальной школе по месяцам....

Методическая разработка - воспитательное мероприятие "Поселковый конкурс чтецов «Дети читают стихи», посвящённый Году детства в Югре" (положение+сценарий)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1. Настоящее Положение о поселковом конкурсе чтецов «Дети читают стихи» (далее Конкурс) определяет условия и порядок организации и проведения Конкурса.2. Организатором Ко...

Методическая разработка воспитательного мероприятия патриотической направленности, посвященная 75-летию Победы. Урок мужества «Великая война – великая Победа»

Данное мероприятие позволит привлечь внимание младших школьников к событиям Великой Отечественной войны.В ходе реализации мероприятия у детей формируются представления о воинах, защищавших свою Родину...

Воспитательное мероприятие, посвященное «Году семьи – 2024»

Тема: «Вся семья вместе, так и душа на месте»...

Воспитательное мероприятие, посвященное «Году семьи – 2024»

Тема: «Вся семья вместе, так и душа на месте»...