Конспект классного часа в форме ролевой игры "Планета друзей"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Володина Т.Ю.

Цели:

1.      Определить  принципы (правила)  жизнедеятельности  в  классном  сообществе.

2.      Создать  кодекс  классного  коллектива.

3.      Включить  учащихся  в  различные  элементы  деятельности, позволяющие  проявить  и  закрепить  навыки  нравственного  поведения.

4.      Способствовать  формированию  у  учащихся  субъективной  позиции  в  моделировании  и  построении  жизнедеятельности  классного  сообщества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon friendklassnyiychas.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  классного  часа  в  форме  ролевой  игры

"Планета  друзей"

Цели:

  1. Определить  принципы (правила)  жизнедеятельности  в  классном  сообществе.
  2. Создать  кодекс  классного  коллектива.
  3. Включить  учащихся  в  различные  элементы  деятельности, позволяющие  проявить  и  закрепить  навыки  нравственного  поведения.
  4. Способствовать  формированию  у  учащихся  субъективной  позиции  в  моделировании  и  построении  жизнедеятельности  классного  сообщества.

Ход  игры

  1. Распределение  класса  на  группы.
  2. Вступительное  слово  учителя.
  • Добрый  день  всем! Я  рад  видеть  вас  и  приветствую  всех  на  нашей  игре  "Планета  друзей".
  • На  наших  классных  часах, беседах  мы  пытаемся  каждый  раз  задумываться  над  очень  важными  вопросами, которые  задаем  себе: "Каким  должен  быть  человек?", "Каким  я  должен  быть?", "Чем  он  должен  руководствоваться  в  отношениях  с  другими?", "Что  для  этого  я  должен  сделать?", "Должен  ли  подчиняться  правилам  поведения?", "Какими  должны  быть  эти  правила?"
  • Видите, сколько  вопросов. И  они, конечно  же, не  случайны. Ведь  человек  живет  среди  людей. Много  зависит  от  того, как  он  строит  свои  отношения  с  окружающими. Как  оценивает  себя  и  свое  поведение. И  подтвердить  эту  мысль  хочется  словами  поэта  А.Межирова, которые  будут  служить  эпиграфом  к  нашей  игре:

"Нелегок  труд  заводов  и  полей,

Но  есть  работа  много  тяжелей.

Работа  эта – быть  среди  людей."

  • На  одном  из  занятий  вы  пробовали  оценить  себя, посмотреть  на  себя  со  стороны. И  мы  пришли  к  выводу, что  человек, живя  среди  людей, должен  возлагать  на  себя  определенные обстоятельства  по  отношению  к  окружающим. Он  должен  подчиняться  правилам  поведения  в  обществе. И  как  говорит  Д.Леббок

"Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантами"

Вот  мы  с  вами  уже 4 года  живем  одной  семьей. По-разному  складываются  у  нас  взаимоотношения. Но  до  сих  пор  нет  у  нас  свода  правил  жизнедеятельности  в  классном  коллективе.

Я  предлагаю  вам  создать  сегодня  свой  кодекс  отношений  между  членами  нашего  коллектива. А  чтобы  работать  было  интересно  и  эффективно, мы  проведем  игру  "Планета  друзей".

  1. Игра.

1. Итак, игровая  ситуация  такова: существует  множество  планет, звезд, на  которых  можно  поселиться. Вы  создали  команды, т.е.  выбрали  с  кем  поселитесь  на  одной  из  планет. У  нас  также  будет  работать  экспертная  группа, которая  будет  обрабатывать  сведения  с  ваших  планет  и  поможет  создать  кодекс  взаимоотношений  между  вами.

2. Первое  задание (дается  5 минут). Начнем  с  того, что  вы  придумаете  название  своей  планете  и  расскажите  о  населении, которое  будет  проживать  на  вашей  планете.

Слово  учителя: Хотелось  бы, чтобы  названия  планет  были  связаны  с  теми  нравственными  понятиями, о которых  мы  говорили  на  классных  часах, беседах. О  некоторых  из  них  я  выписала  на  доску  высказывания  знаменитых  людей, философов, поэтов.

Упражнение – активатор. Перед  выполнением  давайте  проведем  упражнение – активатор. Возьмитесь  все  за  руки. Пожмите  друг  другу  руки. Нужно  хорошо  понять  и  почувствовать  друг  друга, чтобы  легче  работалось  в  группе.

Парад  планет. (название, население)

Вы  хорошо представили  свои  планеты. Теперь  вам  предстоит  доказать, что  вы – достойные  представители  своих  планет.

3. Второе  задание  командам. Сейчас  вы  должны  определить  правила  взаимоотношений  на  вашей  планете, позволяющие  всем  ее  жителям  быть  друзьями. Приступайте.

4. Представление  командами  своих  правил. Обработка  экспертной  группой.

5. Третье  задание. Разыгрывание  ситуации.

  • У  вас  такие  замечательные, идеальные  получились  планеты  с  удивительными взаимоотношениями. Но  согласитесь, что  на  планете  Земля  каждый  день  случается  несчетное  количество  конфликтов, ссор. Вот, послушайте, одну  историю  из  жизни  школьников. (Чтение  рассказа  О.Тихомирова  «А  вдруг…», помещенного  в  методическом  пособии  Е.Н.Степанова  «Классному  руководителю  о  воспитательной  системе  класса»)

Пользуясь  правилами  разрешения  конфликтов, обыграйте  ситуацию, как  бы  вы  поступили  или  посоветовали  поступить, если  между  вами (друзьями)  произошла  ссора.

Показ  группами  выхода  из  сложившейся  ситуации.

  1. Слово  экспертов.

1. Вы  правильно  все  поступили. Как  говорил  М.Горький, «никогда  не  подходите  к  человеку, думая, что  в  нем  больше  плохого, чем  хорошего».

2. В  технике  общения  важно  научиться  распознавать  язык  жестов, индивидуальные  особенности  мимики, т.е.  как  бы  читать людей, настраиваясь  на  коммуникативную  волну. Как  это  делать?

3. Вот  несколько  нехитрых  правил:

  • изучайте  положительные  эмоции (ведь  веселый, бодрый, жизнерадостный, позитивно  спокойный  человек  всегда  привлекает);
  • улыбайтесь  человеку  и  старайтесь  это  делать  настоящей  улыбкой;
  • демонстрируйте  внимание  и  интерес  к  человеку  как  к  личности;
  • называйте  его  по  имени  и  так, как  хочет  он  сам;
  • умейте  слушать  и  распределять  инициативу  в  разговоре;
  • говорите  комплименты;
  • поддерживайте  темы  разговора, которые  предложил  сам  человек.
  1. Слово  учителя:
  • Спасибо  экспертной  группе  за  советы. Скажите, а  можно  эту  технику  общения  вместе  с  выработанными вами  правилами  использовать  у  себя  в  классе, в  школе, в  обществе. Конечно, да! И  у  вас  появятся  настоящие  друзья. Поэтому  планету  Земля  можно  назвать  «Планетой  друзей».
  • Ну  а  сейчас  наступила  пора  подвести  итог. Экспертная  группа, обработав  сведения  с  ваших  планет, разработала  кодекс  взаимоотношений  в  нашем  классе. Мы  должны  будем  его   утвердить, т.е.  дать  ему  законную  силу.
  1. Кодекс  отношений  в  классном  коллективе.
  1. Помни, что  самоуважение – это, прежде  всего, умение  уважать  других.
  2. Тот  хорошо  себя  чувствует  в  коллективе, кто  заботится  о  самочувствии  других.
  3. Живи  по  совести  всегда, помогай  там, где  беда.
  4. Всегда  поступай  так, как  бы  ты  хотел, чтобы  поступили  по  отношению  к  тебе.
  5. Каждый  в  коллективе – твой  одноклассник, и  он  должен  быть  уверен  в  твоем  добром  отношении  к  нему.
  6. Помни, что  чуткость  и  внимательность  проявляется  в  умении  видеть  состояние  другого  человека  и  вовремя  откликнуться  на  это  состояние.
  7. Честь  свою  всю  жизнь  беречь  надо  неустанно,
    Навсегда  в  себе  пресечь  безобразий  странность.
  8. Слов  на  ветер  не  бросать,
    Не  дерзить  напрасно,
    Никогда  не  унывать –
    Мыслить  только  ясно.
  9. Достоинством  гордясь,
    Собою  не  кичиться.
    А  с  ошибками  борясь,
    Этике  учиться.
  10. Помни, что  основа  отношений  в  коллективе – доброжелательность. А  доброжелательность – это  умение  расценивать  поступок  в  благоприятном  для  него  смысле.
  1. Заключение.
  1. Эксперт: Ребята, давайте  жить  в  нашем  коллективе  по  этому  кодексу! Тогда  будет  крепнуть  ваша  дружба  в  классе, и  никто  не  будет  чувствовать  себя  одиноким, все  будет  ладиться  между  нами. Вы  согласны?
  2. Учитель: Вот  и  закончилась  игра, в  ходе  которой  вы  создали  кодекс  взаимоотношений  в  классном  коллективе. Но  хочется, чтобы  вы  глубоко  проникли  в  него  не  только  в  классе, но  и  вообще  в  жизни  с  окружающими  вас  людьми  руководствовались  этими  вышеизложенными  принципами, оценивая  свое  поведение  и  поступки.
  • Закончить  игру хочется  словами  Б.Паскаля: «Все  правила  достойного  поведения  давным-давно  известны, остановка  за  малым – за  умением  ими  пользоваться». Я  думаю, что  вы  своими  делами, поступками, поведением  покажете, как  умеете  пользоваться  этими  правилами.
  • Считаю, что  нам  удалось  сегодня  провести  игру, которая  вылилась  в  хороший  итог. А  вы  как  думаете? Благодарю  вас  за  участие  в  игре. До  свидания! До  встречи!

Приложение

I. Оформление  доски.

«Для  успеха  в  жизни  умение  общаться  с  людьми  гораздо  важнее  обладания  талантами». Д.Леббок

«Нелегок  труд  заводов  и  полей,

Но  есть  работа  тяжелей:

Работа  эта – быть  среди  людей»

А.Межиров

«Все  правила  достойного  поведения  давным-давно  известны, остановка  за  малым – за  умением  ими  пользоваться» Б.Паскаль

«И  было  человеку  дано:

Совесть, дабы  он  сим  изобличал  свои  недостатки.

Сила, дабы  он  мог  преодолевать  их.

Ум  и  Доброта  на  благо  себе  и  присным  своим, ибо  только  то  благо, что  идет  на  пользу  ближним» Чабула Амираджиби

«Наслаждение  общением – главный признак  дружбы» Аристотель

«Дружба  основывается  на  сходстве  характеров, интересов  в  общем  совместном  деле» Гегель

«Единомыслие  создает  дружбу» Демокрит

II. Правила  разрешения  конфликтов:

  • Ничего  не  начинай  во  гневе!
    Глуп  тот, кто  во  время  бури  садится  на  корабль (И.Гаут).
  • Не  будьте  злопамятны.
  • Пожмите  друг  другу  руки  и  забудьте  о  том, что  было.
  • Прощать  надо  молча – иначе  какое  же  это  прощение.
  • Будь  принципиален, но  не  борись  ради  принципа.
  • Чаще  улыбайтесь.
  • Во  всем  надо  знать  меру.
  • Сказать  правду  тоже  надо  уметь.
  • Не  превращайте  настойчивость  в  назойливость.
  • Будьте  справедливы  и  терпимы  к  людям.
  • Не  переоценивайте  свои  способности  и  возможности  и  не  умоляйте  способности  и  возможности  других.
  • Не  проявляйте  инициативу  там, где  в  ней  не  нуждаются.
  • Проявляйте  выдержку, овладевайте  умением  саморегуляции.
  • Прежде  чем  сказать  о  неприятном, постарайтесь  посмотреть  на  проблему  глазами  оппонента, т.е.  "встать  на  его  место".
  • Не  скрывайте  доброго  отношения  к  людям.
  • Не  скупитесь  на  похвалу.
  • Будьте  выше  мелочных  разборок.
  • Не  судите, да  не  будете  судимы.

III. Высказывания  о  нравственных  понятиях: честь, советь.

Совесть

"Есть  совесть – есть  и  стыд. А  нет  стыда  и  совести  нет"

"Жить  по  совести  всегда – это  очень  важно,

Помогать  там, где  беда, надо  не  однажды"

"Из пустяковой  сплетни  может  родиться  смертельная  ненависть"

"Не  надо  сплетен, не  будет  ссор"

"Не  забывайте, что  в  вас  есть  нечто  более  великое, чем  вы  сами. Не  забывайте, что  это  величие  заложено  в  каждом  человеке: недаром  подлеца  терзают  угрызения  совести. Не  забывайте  и  о  том, что  даже, если  мы  идем  по  краю  пропасти, ничто  не  толкает  нас  вниз" (Андре Моруа)

"Усилием  воли  заставляй  себя  трудиться  на  совесть"

"Человек – сам  судья  и  сам  творец  каждого  дня  нашего" (Чингиз Айтматов)

"Совесть – лучший  контролер"

"Быть  хорошим – значит  быть  в  согласии  с  самим  собой" (О.Уайльд)

"Совесть – это  зритель  и  судья  добродетели"

"Закон, живущий  в  нас, называется  совестью. Совесть – применение  наших  поступков  к  этому  закону" (И.Кант)

"Чаще  заглядывай  в  самого  себя" (Цицерон)

Честь

"Честь  свою  всю  жизнь  беречь  надо  неустанно,

Навсегда  в  себе  пресечь  безобразий  странность.

Слов  на  ветер  не  бросать, не  дерзить  напрасно.

Никогда  не  унывать, мыслить  только  ясно.

И  достоинством  гордясь, собою  не  кичиться,

А  с  ошибками  борясь, этике  учиться"

"Береги  честь  с  молоду"

"Будь  щедрым! Время  не  забудет  хорошим  словом  помянуть

Того, кто  сердце  отдал  людям"

"Красиво  жить  не  просто  звук  пустой,

Лишь  тот, кто  в  мире  красоту  умножил

Трудом, борьбой – тот  жизнь  красиво  прожил,

Воистину  увенчан  красотой."