Рабочая программа студии дополнительного образования "Развивайка: Занимательный русский язык"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Воробьева Любовь Николаевна

Студия дополнительного образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_zanim._russkii_yazyk.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает:

 - Методическое пособие для 1-4  классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

 - Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Актуальность программы: данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по  предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

        Задачи курса:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

Содержание разделов программы

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами, архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Календарно – тематический план

1 класс


п/п

Тема занятия

1.

Откуда взялись буквы? Знакомство с жителями страны слов – звуковичками (звуками).

2-3.

Игра “Том и Тим”. (Распознавание твердых и мягких согласных звуков в словах).

4.

В мире безмолвия и неведомых звуков.

5.

Слово – имя собственное.

6-7.

Игры со словами.  “Пропавшие имена”.

8.

Собираем слова.

9-11.

Игры Деда Буквоеда.

13-14.

Чудесные превращения слов.

15-17.

В гости к Алфавиту.

18.

К тайнам звуков и букв.

19.

Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

20-21.

Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?”

22-24.

В Королевстве ошибок.

25-27.

В Страну Слогов.

28.

Сколько слов вы знаете? Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Игра – соревнование “Кто больше слов знает на букву …”.

29-31.

“А начинали все медведи…” (Как обходились без письма?)

32-34.

Чудеса в Стране Слов.

3-37.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

38-40.

Мягкий знак – въезд запрещен, но… не всегда!

41.

“Кто – кто в алфавите живет?” (Викторина об алфавите).

42.

Конкурс знающих.

43.

Играем в загадки.

44-50

Добрый “волшебник” - Ударение.

51-55

Звонкие и глухие “двойняшки”. Сказка про “Ошибку”.

56-60

Из чего строятся слова?

61-70

Слова, которые пишутся с большой буквы. Чтение и составление текстов. Игры: “Кто больше?”, “Лишнее слово”.

71-80

Приключения в стране “Имя существительное”.

81-95

Дружба имени существительного с именем прилагательным.

96-110

Здравствуй, глагол!

111-129

Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить.

Календарно – тематический план

2 класс

№ п/п

Темы занятий

1-5

Что мы знаем о звуках и буквах

6-10

Что такое лексика?

11-15

Однозначные и многозначные слова

16-20

Игротека

21-27

Слова-братья

28-34

Слова- наоборот

35-40

Пословица недаром молвится

41-50

Игротека

51-55

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

56-60

Играем со словарными словами

61-68

Анаграммы

69-75

Игротека

76-78

Секреты некоторых букв

79-82

Шарады, анаграммы и метаграммы

83-85

Еще раз о синонимах и антонимах

86-90

Игротека

91-92

Слова, обозначающие предметы

93-95

Слова, обозначающие действие предметов

95-99

Слова, обозначающие признаки предметов

100

Игротека

101-102

Текст, тема, главная мысль

103-105

Заголовок- всему голова

106-108

Работаем с фразеологизмами

109-112

Игротека

113-117

И снова пословицы

118-122

Ещё раз о фразеологизмах

127-129

Русские народные загадки

Календарно-тематический план

3 класс

№ п/п

Темы занятий

1-5

Праздник  русского языка «Дар бесценный – наш язык»

6-10

Праздник  русского языка «Дар бесценный – наш язык»

11-15

Творческая лаборатория: «Как устроен текст?»

16-20

Какие бывают предложения по цели высказывания и по интонации.

21-27

Главные члены предложения.

28-34

Второстепенные члены предложения.

35-40

Тесты  выполняем – себя проверяем!

Главные и второстепенные члены предложения.

41-50

Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). Сопоставление звуковой и буквенной записи слов, отработка действия контроля.

51-55

Определение, дополнение, обстоятельство – второстепенные члены предложения. Значение, вопросы, на которые отвечают, способы выражения.

56-60

Из чего же, из чего же состоят слова? Как корень слова учил окончания уму-разуму.

61-68

Звуко-буквенный анализ слова. Упражнения на группировку слов.

69-75

Из чего же, из чего же состоят слова? Как корень слова учил окончания уму-разуму.

76-78

Тесты по теме. Состав слова.

79-82

Образование сложных слов.

83-85

Когда правила смеются? Безударные гласные в корне.

86-90

Части речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

91-92

Имя существительное-часть страны Речь.

93-95

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

96-99

Тесты  выполняем – себя проверяем!

Хорошо ли ты знаешь имена существительные?

100-105

Три склонения имен существительных.

106-115

Очень занимательное - имя прилагательное.

116-129

Глагол – настоящий богач среди частей речи.

Методическое обеспечение

Формы организации учебного процесса.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу учащихся в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.

Творческая деятельность включает проведение игр, викторин, использование метода проектов, поиск необходимой информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в сети Интернет.

Технологии, методики:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • моделирующая деятельность,
  • поисковая деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Методы проведения занятий: беседа, игра, самостоятельная работа, творческая работа.

Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательных способностей:

  • с уроками русского языка;
  • с уроками литературного чтения;
  • с уроками окружающего мира.

Формы контроля: стартовый, текущий, итоговый.

Техническое оборудование:

  • компьютер;
  • принтер.

Информационное обеспечение

Методические пособия:

  1. Методическое пособие «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  2. Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

Цифровые ресурсы:

  1. Ресурсы Интернет.
  2. ЦОР по русскому языку для начальной школы.
  3. ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.

Технические средства обучения:

  1. Компьютер с художественным программным обеспечением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на дополнительный час по русскому языку в 4 классе «Школа развития речи»

Рабочая программа составлена для изучения русского языка на основе УМК " Перспективная начальная школа"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательный русский язык» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного о...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательный русский язык»

Рабочая программа по дополнительному образованию «Занимательный русский язык»  для 3 класса на 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 3 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 4 кл.

Рабочая программа по внеурочной деятельности  "Занимательный русский язык" для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС....

Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"

Рабочая программа студии дополнительного образования "Занимательный английский"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы (1 – 4 классы). Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этич...