Разработка внеурочного занятия. «Плоскостная аппликация из природного материала «Рыбка».
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

занятие для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx58.99 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Михеевская основная общеобразовательная школа»

Районный конкурс методических разработок

«ФГОС в действии»

Разработка внеурочного занятия.

 «Плоскостная аппликация из природного материала

«Рыбка».

                                                                       Выполнила Пашкова Н.Н.

учитель начальных классов

                                                                2014 г.

                                                         Содержание работы.

1.Пояснительная записка______________________________3 -5

2. Разработка занятия_________________________________ 6 - 8

3.Испльзуемая литература______________________________9

4.Приложение________________________________________10 - 11

                                               

                                          Пояснительная записка.

На современном этапе развития общества особое внимание уделяется формированию творческой личности.  Воспитать после уроков всесторонне развитую активную личность невозможно, не пробуждая чувство прекрасного, не приобщая к лучшим произведениям искусства, не формируя художественный вкус и художественные способности. Решить эту задачу трудно. Каждый ребёнок – это особый мир, и познать его может только тот, кто умеет вместе с ним разделить его мысли  и чувства, его радости и творческие неудачи.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников,  в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В своей работе я использую примерную программу внеурочной деятельности «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И.Коротеева. Направление работы -  художественно – эстетическое. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности, станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно – прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами.

Мир красок, форм, звуков всегда волнует человека, особенно отзывчив на него ребенок. Увлеченные искусством дети спокойно общаются между собой, помогают друг другу. Они становятся более внимательными, отзывчивыми, чувствительными к красоте, у них появляется желание самим создавать её.

Но чтобы научить видеть, наслаждаться этой красотой, необходимо развивать органы чувств  ребёнка. Ведь детское рисование, аппликация, вязание, шитьё участвуют в согласовании межполушарных взаимоотношений. Здесь важна связь изодеятельности с мышлением и речью. Будучи на прямую связанной с важнейшими психическими функциями: зрением, двигательной координацией, речью и мышлением – она способствует их развитию и связывает между собой. Поэтому истоки творческих способностей детей, как говорят, находятся на кончиках их пальцев, т. е., чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Приобщение ребёнка к прекрасному – это всегда яркое, запоминающееся явление, которое пробуждает ребёнка к сопереживанию. Искусство помогает ему острее почувствовать прекрасное в жизни, формирует мир его душевных переживаний, способствует зарождению художественных образов в его творчестве.

Особое место в программе по художественно – эстетическому направлению занимает раздел «Аппликация». Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов и форм,  и расположения в пространстве складывается у ребёнка при помощи тактильно – двигательного восприятия. Поэтому нужно с самого детства уделять малышам должное внимание по развитию мелкой моторики. Это помогает решить сразу несколько задач:

  1. способствует развитию интеллекта у детей;
  2. готовит ребёнка к более быстрому овладению навыком письма.

Аппликация в развитии моторики позволяет ребёнку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга. Очень важно уже в раннем возрасте развивать у ребёнка навыки ручной умелости, формировать механизмы, которые необходимы для накопления практического опыта, а также для овладения письмом в будущем.

Отсюда вытекает необходимость занятий специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Эта проблема является важной на сегодняшний день. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований жизни и утверждению в ней.

 Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребёнка с природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встречи с природой расширяют представления детей  об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивают наблюдательность, помогают изучить и освоить новый вид деятельности. Младшие школьники с удовольствием занимаются аппликацией из сухих листьев, так как наличие готовых форм облегчает и ускоряет задачу создания изображения. В то же время ребёнку приходится сосредотачивать внимание на точности и аккуратности движений своей руки во время действий с хрупким и ломким сухим материалом. Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в природную мастерскую, где сохранён необычный запах застывшей природы. И задача учителя, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, а однажды войдя в неё, больше с ней не расставались.

Занятие представлено по номинации «Разработка внеурочного занятия в начальной школе».

Количество внеурочных занятий в неделю – 1 час, в год  - 34 часа.

Тема занятия: Плоскостная аппликация из природного материала «Рыбка».

 Возраст обучающихся: 7 -8 лет (2 класс).

Тип занятия: комбинированное (технология, окружающий мир)

Цель занятия: формирование нравственно – эстетической, всесторонне развитой личности

                        через творческую деятельность.

Задачи:

  • способствовать формированию простых приёмов работы в технике плоскостной аппликации;
  • совершенствовать навыки работы с ножницами, клеем, картоном, применяя различные техники работы;
  • воспитывать интерес к работе с природным материалом;
  • развивать такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность;
  • способствовать развитию мелкой моторики, мышления.

Планируемые результаты

Предметные умения: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других; выполнять правила безопасной работы ножницами, наносить клей на основу, пользоваться карандашом.

Метапредметные результаты

ЛичностныеУУД: формировать интерес к учению, организовывать своё рабочее место, осуществлять саморефлексию.

Регулятивные УУД: осуществлять действия по реализации плана, исправлять свои ошибки, определять степень успешности.

Познавательные УУД: осуществлять осознанное и произвольное  высказывание  в устной форме, использовать общие приемы решения задачи

Коммуникативные УУД: принимать помощь одноклассников и учителя, умение работать самостоятельно.

Формы обучения на занятии: индивидуальная, фронтальная.

Методы используемые на занятии: метод сравнения, Метод целепологания, метод рефлексии, словесно – иллюстративный, игровой метод .

Виды деятельности: решение практических задч.

Используемые электронно – образовательные ресурсы:

 ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, видеоролик «Красота подводного мира», презентация физкультминутки.

Материально – техническое оснащение ( дидактические средства)

Учителю – таблица по технике безопасности, заготовка эскиза аквариума на доске, дерево успеха без листьев; 5 красных,5зелёных и 5 коричневых листочков.

Ученикам:  шаблоны – заготовки (рыбка), клей, ножницы, цветной картон, карандаши, листья берёзы и калины.

Предварительная работа

Прогулка в лес, наблюдения за деревьями, изменениями окраски листьев, разнообразием их форм. Сбор листьев. Чтение стихов об осени В. Брюсов «Сухие листья», И. Токмакова «Опустел скворечник», А Толстой «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», загадки об осени. Подготовка листьев к сушке.

                                                           

                                                              Ход занятия.

1.Организационно – мотивационный этап.

  У. Прозвенел уже звонок

       Начинается урок.

       Сядьте ровно, ножки вместе,

       Ручки положи на стол

      Начинаем разговор.

  - Ребята перед началом нашего занятия проверим готовность к работе

     Дети проверяют  принадлежности на парте.

У. А теперь покажите друг другу какое у вас настроение .

    Дети выбирают смайлики на столе (весёлый, безразличный, грустный) и поднимают их.

     Звучит музыка на экране видео «Красота подводного мира». Дети смотрят ролик.

У. Как вы думаете, ребята, что мы будем делать сегодня на занятии?

Д. Мы будем делать рыбок!

У. Хорошо.

2.Поготовительный этап.

У. А теперь предположите из чего мы будем делать наших рыбок, вот послушайте

     Листик жёлтый, листик красный,

     Листья расписные.

     Вот коричневый, зелёный,

     Листики сухие.

      Ветер с листьями играет,

      Листья с веток обрывает,

      Листья жёлтые летят

       Прямо под ноги ребят.

Д. Из листьев

У. Давайте вспомним,  с каких деревьев листья мы с вами собирали на прогулке?

Д. Листья берёзы, дуба, липы, калины, рябины.

У. Правильно, молодцы.

3. Актуализация знаний.

У. А сейчас внимание на экран (слайд 1)

- Вот какую рыбку мы будем с вами делать.(слайд 2)

- В какой технике выполнена эта работа?

Д. Это аппликация.

У. А кто из вас знает, что такое аппликация?

Дети высказывают свои мнения.

У. Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании или наложении различных форм и закрепление их на другом материале, фоне (слайд 3)

4. Постановка целей и задач.

У. Какую работу нам предстоит сегодня выполнить?

Д. Аппликация из листьев «Рыбка».

У. Из чего будет состоять наша аппликация? Что нам потребуется ? (слайд 4)

Д. Из высушенных  листьев и картона. Нам понадобится ещё клей, ножницы карандаш.

Физкультминутка (для глаз) «Догони  рыбку»

У. Встанем тихо из – за парт, и сделаем упражнения для глаз. Нужно не шевеля головой проследить глазками за движением рыбок. Внимание, начали! (Учитель включает шум моря и презентацию физкультминутки).

Дети выполняют гимнастику для глаз.

5. Применение знаний и умений.

У. А теперь определим ход выполнения нашей работы .

   Дети смотрят презентацию и слушают учителя.

    -Возьмём шаблон (приложение 1), вырежем его (слайд 5), обведем на картоне выбранном вами и тоже вырежем (слайд 6).

   - Разложим рядами листики берёзы, изображая чешуйки (слайд 7) они лежат перед вами. Если мешают хвостики листиков, то мы их отрежем.

   -Приклеим листики рядами заполняя всё тело рыбки (слайд 8).

   -Для плавников и хвоста используем листья калины, они тоже есть у вас на столах , приклеим их (слайд 9)

    - Нарисуем глаз нашей рыбке,  работа готова!

У. Вспомним правила безопасности при работе с ножницами и клеем.

 Дети повторяют правила безопасности (на доске плакат). Приложение 1.

У. А теперь приступаем к самостоятельной работе.

Дети работают. Во время работы учитель помогает детям индивидуально  при затруднении.

6. Рефлексия.

У. Итак, наша работа завершена. Давайте представим свои работы. Я предлагаю вам запустить наших рыбок вот в этот небольшой водоём .

Дети прикрепляют своих рыбок  на доску магнитиками.

У. А как можно использовать наши работы?

Д. Их можно подарить или сделать выставку.

У.  Молодцы ребята! Я уверена, что все кто увидит ваши работы, тот обязательно порадуется, так как они получились яркие, выразительные, а самое главное  - выполненые своими руками, вы вложили в них своё старание, частичку своей души.

  - А как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

Д. Да

У.   Всё ли  получилось?

Ответы детей.

У. Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

У. Давайте определим степень своей успешности.

Дети выбирают листочки (красный – я очень доволен своей работой,   зелёный – я в целом доволен своей работой, коричневый – я не доволен своей работой) и прикрепляют их на дерево успеха на доске.

У. Спасибо за работу! Наше занятие окончено.

                                                  Используемая литература.

1.Сборник « Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование» М. «Просвещение» 2011г. , под редакцией В. А. Горского.

2.Гуськова «Работа с разными материалами».

3.Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» М.- 1991г

4. Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры».

5. Крупник Е.П. «Психологическое воздействие искусства» М. 2009

6. Неменский Б.М. «Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания» М.1987

7. Ильина Е. «Воспитание искусством» 2009г.

8. Малышева А. Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в школе» М.Воронеж 2006г.

                                                               

                                                       

                                                                      Приложение 1.

D:\Моё\Downloads\Pictures\рыба.jpg 

 Приложение 2.

Правила безопасной работы

с ножницами

с клеем

1.Не держи ножницы концами вверх.

1.Не допускать попадания клея в глаза.

2.Не оставляй ножницы в открытом виде.

2.Передавать клей или клей- карандаш только в закрытом виде.

3.Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место

4.При работе следите за пальцами руки.

5.При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

   

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии на тему: "Аппликация из природного материала. Бабочка"

Данный материал содержит конспект урока и  конструкционную карту, соответсвующую данному уроку....

Аппликация из природного материала.

На уроке технологии девочки из собранных листьев сделали аппликации....

Открытое занятие "Бабочка" - аппликация из природного материала.

Конспект открытого  занятия по аппликации из природного материала Бабочка"...

"Бабочка" - аппликация из природного материала.

Презентация к занятию по аппликации из природного материала "Бабочка"....

Презентация на тему: "Аппликация из природного материала"

Данная Презентация создана к блоку занятий Аппликация....

Урок по изо 4 кл. Аппликация из природного материала "Портрет осени"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 21      Конспект урокапо изобразительному искусству «Портрет осени&raq...

Конспект урока и презентация по теме "Аппликация из природного материала" ,4 класс

Конспект урока, презентация по теме: Аппликация  "Оленёнок" из природного материала в 4 классе для детеей с ОВЗ...