«Международный день Толерантности».
методическая разработка на тему

Логинова Татьяна Федоровна

формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

– познакомить учащихся с понятием «толерантность»;

– развивать умения определять основные черты толерантной личности;

– формировать представление о толерантном поведении.

Ожидаемые результаты:

Личностные ВД

– коррекция нравственных и этических установок учащихся;

– умение анализировать свои поступки.

Базовые воспитательные действия:

Регулятивные ВД

– осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме;

– оптимизация межличностного общения учащихся.

Познавательные ВД

– умение выделять основные черты толерантной личности;

– умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.

Коммуникативные ВД:

– умение слушать и слышать собеседника, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию;

– умение договариваться, работать сообща.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В-ль: Логинова Т.Ф.

Тема: «Международный день Толерантности».

Цель: формирование культуры толерантности у детей младшего школьного возраста.

Задачи:

– познакомить учащихся с понятием «толерантность»;

– развивать умения определять основные черты толерантной личности;

– формировать представление о толерантном поведении.

Ожидаемые результаты:

Личностные ВД

– коррекция нравственных и этических установок учащихся;

– умение анализировать свои поступки.

Базовые воспитательные действия:

Регулятивные ВД

– осознание учащимися значимости каждой личности и его роли в социуме;

– оптимизация межличностного общения учащихся.

Познавательные ВД

– умение выделять основные черты толерантной личности;

– умение находить компромисс в решении конфликтных ситуаций.

Коммуникативные ВД:

– умение слушать и слышать собеседника, высказывать собственное мнение, отстаивать свою позицию;

– умение договариваться, работать сообща.

Оборудование: телевизор, презентация «Мы разные, мы дружим», лепестки и серединка цветка «Толерантность», скотч, ножницы.

Ход:

Организационный момент.

II. Постановка темы и формулирование задач

Клип «Дети земли». (просмотр).

В.:

Стихи для ребят

Всех народов и стран:

Для абиссинцев

И англичан,

Для испанских детей

И для русских,

Шведских,

Турецких, немецких,

Французских

Негров, чья родина –

Африки берег;

Для краснокожих

Обеих Америк.

Для желтокожих,

Которым вставать

Надо,

Когда мы ложимся в кровать,

Для эскимосов,

Что в стужу и снег

Лезут

В мешок меховой

На ночлег;

Из тропических стран,

Где на деревьях

Не счесть обезьян;

Для ребятишек

Одетых и голых –

Тех, что живут

В городах и селах...

Весь этот шумный,

Задорный народ

Пусть соберется

В один хоровод.

Север планеты

Пусть встретится с Югом,

Запад – с Востоком,

А дети – друг с другом!

Беседа по прочитанному.

– О чем это стихотворение?

Дети. О том, что дети всех цветов кожи должны дружить друг с другом.

В. Почему все дети, независимо от национальности и цвета кожи, должны жить дружно?

Д. Чтобы не было войны на планете Земля и все жили счастливо.

Введение в тему.

(Слайд 3,4,5,6,7)

В. Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети.

(Слайд 8, 9, 10)

Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. Давайте подумаем, чем мы можем помочь беженцам.

Д. Дать одежду, поделиться едой, игрушками, не обижать детей беженцев...

В. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь, как это случилось во время Великой Отечественной войны, когда фашисты захватили русские города, многие россияне были эвакуированы на юг, куда война еще не дошла. Их радушно принимали люди других национальностей: таджики, узбеки, грузины, армяне и др. Русским предоставляли жилье, обеспечивали едой, одеждой и другими необходимыми вещами. Люди не смотрели на то, что беженцы были не их национальности, с другим цветом глаз и кожи! И поэтому наша страна победила в такой тяжелой и страшной войне. Люди помогали друг другу, не давали погибнуть слабым, все вместе объединились против общего врага – фашистов.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

«Наше село».

– Мы с вами живём в большом, красивом селе. И населяют его более 1,5 тысяч человек. В нашем населённом пункте проживают люди разных национальностей. Среди них есть украинцы, белорусы, молдаване, армяне, узбеки, азербайджанцы, грузины, евреи, татары, русские.

Когда-то люди из других стран и городов приехали в наше село и остались здесь навсегда. Все они помнят и уважают свой язык, свои традиции, свои обычаи. И в нашей школе учатся ребята разных национальностей. Но, несмотря на это, мы все живём, как одна дружная семья.

(Слайд 11) (мы разные, но мы должны быть дружные)

Стихотворение (читает воспитатель):

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни,

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь.

Ты улыбкой сумей поделиться,

И ответную искру зажечь.

IV. Сообщение нового материала

Понятие «толерантность»

– Ребята, люди во многих странах мира 16 ноября отмечают праздник -Международный день Толерантности. (слайд 12).

Поднимите руку те, кто слышал слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ?

Кому-то это слово пока ещё не знакомо. Но сегодня мы постараемся разобраться, что же такое толерантность.

(Слайд 13)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.

(Видео ролик)

Этот праздник был учреждён в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Международный день Толерантности отмечается в этом году уже 21-й раз. Этот праздник отмечают во всех странах мира. Давайте посмотрим, как переводится слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ с разных языков. На разных языках земного шара слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ звучит по-разному, но смысл его одинаковый:

– во французском языке – это отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, чем ты сам;

– в английском языке – это готовность быть терпимым, снисходительным;

– в китайском языке – это проявление великодушия в отношении других;

– в арабском языке – это прощение, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;

– в испанском языке – это способность признавать отличные от собственных идеи или мнения;

– в русском языке – это способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Скажите, пожалуйста, если рядом с вами окажется человек, который может быть терпеливым, милосердным, умеет прощать, считается с вашим мнением, как ещё можно назвать такого человека? (настоящий друг)

Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими.

В.:  А какие мы?

      Чем отличаются друг от друга ваши товарищи?

      Скажите, возможно нравиться всем?

     Почему (разные: воспитание, характер, возраст)?

     А что у нас в интернате общее? Цель (учеба, интересы, коллектив)!

      А чтобы добиться этой цели, нам что нужно (относиться дружелюбно, по-доброму, терпеливо, уважительно)?

В: Чтобы коллектив был сплоченным, нужно относиться друг к другу дружелюбно, терпеливо, по-доброму. Иными словами, дети, не обладающие толерантностью, оказываются вне коллектива.

(Слайд 14)

 В: Я хотела бы предложить вашему вниманию маленькую сказку. Подумайте, какой смысл заключен в этой сказке?

2. Сказка: «Любовь и Доброта»

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:

      - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтоб я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

       Подумал волшебник и сказал:

       Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет.

       Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

      Волшебник говорит: - Вот выбирай. Одну зовут радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

      Любовь ответила: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать…

       Твоя правда. – сказал Волшебник - Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

      Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась.

А кого бы выбрали вы? Почему? (Ответы).

       Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

С добрыми людьми приятно общаться. Доброта приносит счастье.

      Назовите учащихся в нашем интернате, которые всегда добрые. (Ответы).

В: Но в жизни человек совершает разные поступки. В одних ситуациях он правильно поступает и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает наоборот.

3.Послушайте ещё одну историю и оцените поступки героев.

 «Перед вами две дороги. Выбирайте».

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него ваялась сумка. Он тихонько стонал. А в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри-смотри, у него кровь на брюках.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со всякими. Пойдем отсюда. – Он попытался увести ее.

- Знаешь что, да как ты можешь? Ему же больно, понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину, - Что с вашей ногой?

- Я сломал ее … кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Спасибо, девушка, спасибо.

- Послушай, - обратилась она к парню, - у тебя нет «мобильника»? Парень промолчал, брезгливо глядя на мужчину. Девушка поднялась и, приблизившись к парню, сказала:

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи. Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом!

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом. Я пойду вызову врача. Терпите.  

- Девушка! – окликнул ее мужчина. – Спасибо вам!

Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете счастье!

      В: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку – это будет проявление доброты

Что ж такое толерантность?

Сегодня мы учимся быть толерантными. Быть толерантным – это означает уважать других, несмотря на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

(Слайд 15)

Игра «Мы разные»

– Встаньте, пожалуйста, девочки. Посмотрите, какие у нас красивые и нарядные девочки.

А сейчас встаньте, пожалуйста, мальчики. Посмотрите, какие у нас подтянутые и крепкие мальчики.

Встаньте, пожалуйста, ребята, у которых русые волосы. А сейчас я попрошу встать ребят с тёмным цветом волос.

Поднимите правую руку те ребята, у которых голубой цвет глаз. Ребята с карими глазами поднимите левую руку. Поднимите руки те, у кого цвет глаз зелёный.

Похлопайте в ладоши те ребята, у кого в интернате есть друзья.

Как вы думаете, можно ли среди нас найти хотя бы два одинаковых человека? (ответы детей)

Значит, какие мы все?

(Все мы разные, непохожие друг на друга, но у нас есть и общее, например, живём в одном селе, учимся в одной школе, отмечаем вместе праздники, и, несмотря на это, мы все дружим.)

V. Закрепление нового материала

– Мы все такие разные! Хорошо это или плохо? Давайте попробуем разобраться. Представьте себе, что вы все стали совершенно одинаковые. У вас одинаковый рост, одинаковый цвет волос, одинаковая одежда, думаете вы все одинаково и имя у вас на всех одно. Понравилась бы вам такая жизнь? (ответы детей)

Согласитесь, что скучно жить в одинаковом мире, потому что люди интересны своим разнообразием и непохожестью.

1. Игра «Аплодисменты»

– Давайте мы лучше узнаем друг друга. Поиграем в игру «Аплодисменты». Вы должны внимательно слушать вопрос. А ещё не забывайте аплодировать.

Встаньте те, кто умеет

плавать;

кататься на велосипеде;

танцевать;

ухаживать за цветами;

вязать крючком;

садиться на шпагат;

кататься на коньках.

Встаньте те, кто любит:

читать сказки;

смотреть мультфильмы;

отгадывать кроссворды;

лепить из пластилина;

слушать музыку;

играть в компьютерные игры.

Встаньте те, кто очень любит:

мороженое;

шоколад;

конфеты;

мармелад.

– Ребята, вы, наверное, обратили внимание на то, какие вы все разные. Кто-то любит петь и танцевать, кто-то любит читать, кто-то занимается спортом, кто-то разводит цветы. Но все мы живём одной большой дружной семьёй.

2. Игра «комплимент»

– Кто знает, что такое комплимент? (ответы детей)

Это любезные, приятные слова, лестный отзыв.

Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и скажите комплимент своему однокласснику. Посмотрите, как засияли ваши глаза, какие вы стали радостные и счастливые. Человек рождается для того, чтобы делать людям добро. Мы должны заботиться друг о друге, дарить улыбки и добрые слова.

Если вы будете чаще говорить добрые слова друг другу, то ваша дружба станет ещё крепче.

3. Игра «Добрый-злой»

– То, что без доброты прожить невозможно, люди поняли ещё в незапамятные времена. Ведь не случайно в сказках, таящих в себе народную мудрость, добро всегда побеждает зло, а удача сопутствует только добрым героям.

А сейчас поиграем в игру «Добрый – злой». Я буду называть сказочного героя, а вы должны определить добрый он или злой. Если сказочный герой добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если он злой, то топаете ногами.

Сказочные герои: Иван-царевич, Кот в сапогах, Царевна-лягушка, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Золушка, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, доктор Айболит, Водяной, Кот Леопольд.

Как по-другому можно назвать положительных сказочных героев? (толерантными)

Молодцы, ребята!

4. Викторина «Узнай героя из мультфильма»

(демонстрация иллюстраций после правильного ответа)

– Ребята, вы все, конечно, любите смотреть мультфильмы. В мультфильмах мы можем встретить очень много добрых, вежливых, дружных героев. Узнайте, кто они?

– Они дружно пели песню, лёжа на солнышке. (Львёнок и Черепаха)

– Их семья приютила маленького мальчика в джунглях. (Волки)

– Что помогло Крошке Еноту подружиться с обитателем пруда? (Улыбка)

– Кто помог Крошке Еноту добрым советом: пойти и просто улыбнуться? (Мама)

– Самый толерантный кот на свете, прославившийся своим призывом жить дружно. (Кот Леопольд)

Как можно назвать наших героев из мультфильма? (толерантными)

5. Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

– Ребята, а вы считаете себя толерантными детьми? (ответы детей)

Проверим?

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Кто из вас приходит в класс

С опозданием на час?

Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?

Ну а в прошлый понедельник,

Кто был грубый и бездельник?

Кто из вас идёт по школе,

Обдирая стены в коридоре?

Молодцы, ребята! Вас всех можно назвать толерантными.

Стихотворение о толерантности (читает воспитатель):

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

Труд и вежливость – в почёте!

Умный, честный, чистоплотный,

Ценит дружбу и друзей.

Смелый, ловкий, и весёлый,

Не обидит малышей.

Аккуратный, чуткий, скромный,

Бережёт природу, честь.

Эти качества достойны

Толерантными их счесть.

Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

– Если все люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, будут говорить друг другу вежливые слова, будут жалеть друг друга, то не будет в мире войн, ссор, не будет ненависти и зла.

VI. Подведение итогов

Что ж такое толерантность?

 Я поняла, что это – уважение

К мнению не только своему.

Видеть боль чужую

Я, по-моему, уже могу.

Дам монетку нищему,

Пожилому помогу.

Товарища в беде не брошу,

Злобу в школу я не пущу.

Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

 Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

Педагогам не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

VII. Рефлексия

Упражнение «Цветок толерантности».

– Ребята, я вам принесла необычный цветок. Он называется цветок толерантности. Но по дороге он рассыпался. Помогите мне, пожалуйста, его собрать. Но не все лепестки подходят к понятию толерантность. Поэтому, - будьте, пожалуйста, внимательнее. (В середине цветка написано слово толерантность. На лепестках написаны слова: милосердие, сострадание, уважение, терпение, дружба, понимание, доброжелательность, прощение, поддержка, недоверие, ненависть, зависть, непонимание, грубость, злость, равнодушие, агрессивность, раздражительность нетерпимость, эгоизм.)

Вот какой красивый цветок у нас получился.

Если мы будем дарить такие цветы друг другу, тогда мы будем жить в мире, согласии, взаимопонимании и дружбе.

(видео ролик «Толерантность»)

Мультфильм «Цветик – семицветик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Международный день толерантности

Ежегодно в ноябре отмечаем Международный день толерантности. Группу продленного дня посещают дети разных национальностей.Задача педагога: создать благоприятные условия для каждого ребенка независимо о...

16 ноября- Международный день толерантности

Беседа о толерантности для учащихся 1-2 классов...

16 ноября - международный день толерантности.

Как воспитать чувства милосердия, сострадания, терпимости к тем, кто не такие как мы......

Классный час "Международный день толерантности"

Ежегодно мы отмечаем международный день толерантности, много говорим на эту тему, рисуем, играем. Один из вариантов работ хочу предложить Вашему вниманию....

Классный час "Международный день толерантности"

Здесь дана разработка и презентация к классному часу, посвященному Международному дню толерантности....

Презентация на классный час "Международный день толерантности"

Презентация "Международный день толерантности предназначена для использования на классном часу по данной теме...