планирование кружка Акварелька
рабочая программа (3 класс) на тему

Богунова Елена Ивановна

Данный кружок разработан для внеурочной деятельности учащихся художественного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvarelka.docx28.23 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Акварелька» в летнем лагере

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Акварелька» составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления М. С.Митрохиной в соответствии с требованиями ФГОС.

         Организация  летнего отдыха детей должна быть в первую очередь оздоровительной. Работа кружка «Акварелька» связана с применением  элементов  «Арт- терапии», где важная роль отводится приёмам аутотренинга, музыкотерапии и  релаксации, как метода расслабления. На занятиях происходит раскрытие творческого потенциала посредством использования техники медитативного рисования. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир.  

       Теоретические основы арт-терапии формировались влиянием идей З.Фрейда и К.Г.Юнга, а в дальнейшем приобретали более широкую концептуальную базу, основываясь на гуманистические модели развития личности К.Роджерса и А.Мослоу. По мнению представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением человеку практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Применение данного направления в образовательном процессе заключается в обучении и воспитании учеников посредствам применения художественного творчества. Арт-педагогика, является, также альтернативой стандартным средствам образования, т.к. арт-техники обращены к сильным сторонам личности и обладает свойствами внутренней поддержки и восстановления целостности человека.

     Применение этих техник особенно эффективно в начальной школе, так как дети данного возраста  эмоционально восприимчивы к окружающей действительности и импульсивны в своём поведении и поступках. А посредством изобразительной деятельности им легче выражать свои эмоции и их отыгрывать. В результате работы в арт-терапевтическом направлении  педагог получает: положительный эмоциональный настрой группы, облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снимать тревогу,   агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков, даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.

        Итак, практическое значение применения техник арт-терапии в кружке изобразительного искусства « Акварелька»  имеет ценный опыт, где обучающиеся приобретают ряд  позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей изменений ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.

       Занятия кружка «Акварелька» предусматривают охват максимального количества детей лагерной смены. Ребята каждого отряда имеют возможность развивать свои творческие способности два раза в неделю.       В  МАОУ     «Медведевская гимназия»  ежегодно    работает      лагерь                    « Солнышко», где  участвуя в  мероприятиях  различных направлений,  дети могут выбрать себе занятие по интересам и посещать различные кружки.

Цель  занятий – способствовать творческой самореализации посредством изобразительного искусства.

Задачи: 

-  научить детей воспринимать текст на фоне красивой музыки и создавать художественные образы на заданную тему;  

-  способствовать графической  передаче   представленных картинок   и  образов;

-  учить  многостороннему  использованию  цветовой гаммы красок при выполнении работы в цвете;

- учить составлять коллективное панно по правилам композиционного строя; - развивать индивидуальный подход к реализации художественного замысла;  

- способствовать развитию творческого воображения, фантазии.

За время работы одной лагерной смены дети выполняют работы на четыре  темы:

« На лугу» - 3 часа, « На море»- 3 часа,  «Золотая рыбка»-  4 часа,           «В лесу»- 4 часа.

Этапы занятия:

1. Организационный момент

2. Релаксация и аутотренинг. Погружение в тему.

3. Творческий диалог. Вводное слово  руководителя кружка, направленное на развитие мотивации к выполнению работы. Проговаривание вслух представленных картинок и образов.

4. Медитативное рисование.  

5. Работа творческой группы: выбор удачных работ, вырезание рисунков ножницами, наклеивание на подготовленный фон.

6. Итог: коллективное панно на заданную тему.

7. Выставка коллективного панно.

Подготовка  материалов к занятию:

1. Музыка – релакс на заданную тему для релаксации.

2. Текст слов на заданную тему для аутотренинга и медитации.

3. Раздаточные материалы: бумага, кисточки, простые карандаши, ластики, краски, клей с блестками, клей ПВА, ножницы;  таблички со словами: РЕЛАКСАЦИЯ, АУТОТРЕНИНГ; грамоты.

4. Фон – лист для коллективного панно.

Работа кружка « Акварелька»

Тема раздела

Тема занятия

Количество часов

дата

«На  лугу»

Мы сегодня на лугу.

1

Как много цветов!

1

Вертолетики кружат в воздухе.

1

«На берегу моря»

На берегу моря!

1

Кружат чайки!

1

Отдыхающий человек.

1

«Золотая  рыбка»

Самое заветное желание!

1

Как прекрасна эта рыбка!

2

Рыбка на гребешке волны.

1

«В  лесу»

Я на лесной тропинке.

2

Дружная семья сыроежек!

1

Кто там за елью?

1

Итоговое занятие в форме

1

Литература:

   1. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Книга для учителя. –

М.: Просвещение, 1991. – 413 с.

       2. Конышева Н.М. Наш рукотворный мир: Учебник для учащихся 2

класса четырехлетней нач. шк. 3-е изд.- М.: Ассоциация 21 век; АО

«Московские учебники и Картолитография», 2000. – 224 с.

       3. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Шилова О.М.

Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в

работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество

России, 2000. – 151 с.

       4. Программно-методические материалы «Изобразительное искусство»:

Начальная школа .- М.: Дрофа, 2001. – 222 с.

       5. Н.Н. Ростовцев Методика преподавания ИЗО в школе. - М.:

Просвещение, 1980. – 253 с.

       6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студ. пед. вуз. – М.:

Академия, 1999. – 365 с.

       7. Уатт Ф. Как научиться рисовать: Универсальное пособие для детей и

взрослых /Пер. с англ. М.Д. Лахути. – М.: ООО «Росмен-издат», 2000. – 386 с

Занятие №1 ( текст + музыка релакс)

                                                            На лугу

       Сядьте  по удобнее. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох, и еще раз – вдох и медленный выдох. Представьте себе прекрасный солнечный день.

        Ты находишься посреди чудесного луга. Трава на лугу мягкая и зеленая. Ты садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь посмотри вверх, на ясное голубое небо. Ты видишь плывущие по небу большие пушистые облака. Попробуй найти облако, похожее на какого – нибудь зверя. Может это белокрылые лошадки, может это играющий котенок или щенок, а может это резвятся зайчата….Легкий ветерок гонит облака дальше и одновременно освежает твое лицо.

       Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубоко – глубоко. Как приятно пахнет свежестью трав и цветов. Здесь на лугу очень красиво цветут яркие гвоздички, колокольчики и васильки. Посмотри,  пестрые бабочки выбирают себе самый красивый цветок. А вот стрекочут стрекозы, как игрушечные вертолетики кружат они в воздухе. Облетают свои владенья шмели, наслаждаясь ароматом цветочной пыльцы.

        Ты лежишь на ярко – цветущем лугу, удобно расположившись на густой траве в полной тишине и любуясь, наслаждаешься таинственным миром природы, при этом испытываешь необъяснимую, огромную радость! Лежа на спине, ты смотришь на синее небо и мечтаешь, глядя на медленно плывущие облака.

        Ты лежишь на траве совершенно безмятежно. Недалеко от тебя играют маленькие дети. До тебя доносится смех. Ой! Вдруг какой то маленький мальчик  пристроился к тебе  и внимательно смотрит на тебя. Но ты не придаешь этому ни малейшего значения и продолжаешь отдыхать. Малыш лег рядом и начал прислушиваться к таинственным звукам луга, присматриваться в голубое небо. Он лежит  неподвижно рядом, стараясь понять чем любуешься ты.

Теперь ты можешь попрощаться с малышом и вернуться с летнего луга назад в класс. Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично вдохни и открой глаза.

Занятие №2 ( текст + музыка релакс)

На берегу моря

        Сядьте поудобнее и закройте глаза… Сделайте один глубокий вдох и медленный выдох. Найдите внутри себя точку внутреннего спокойствия- такое место в душе, где тихо и спокойно.

Представь  себя на берегу моря. Ты сидишь, а вокруг тебя песок совершенно сухой, теплый и мягкий. Ты берешь горсть песка в руку и начинаешь медленно ее выпускать тоненькой струей. Тебе нравится наблюдать, как песок послушно ложится туда, куда ты хочешь.

Незаметно для себя ты прислушиваешься и слышишь, как волны моря накатывают на берег. Сначала звук моря слышится далеко от тебя, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды становится все громче и громче…  И вот нежная волна коснулась твоих ног. Ты чувствуешь приятную прохладу. Затем  волна откатывается обратно… Потом снова бросается на берег  и снова отступает… Ритм прибоя звучит ровно и успокаивающе. Пусть волны смоют и унесут твои заботы и тревоги. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать твой ум спокойным и ясным.

Набери всей грудью побольше воздуха и ощути солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Ты слышишь, как кричат чайки, позволяя ветру уносить себя высоко в небо. Временами они парят почти неподвижно, замирая во встречном потоке воздуха. Ты чувствуешь себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно.

Отдых на море… Как это прекрасно! Ласковое солнце касается тебя солнечными лучами, согревая твое тело. Легкий ветерок гладит тебя и  дарит внутреннее спокойствие. Чайки поют песни о бескрайних просторах.

Ты слышишь радостные голоса отдыхающих людей. Всем хорошо! Рядом с тобой загорают, купаются, катаются по морским  волнам…

Теперь ты можешь представить отдых на море. Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично вдохни и открой глаза.

Рисуем: чайку, морскую гладь воды,  замок из песка на песчаном берегу, отдыхающего человека – загорает, купается со спасательным кругом, плывет на матрасе, на «банане», на яхте, на водных лыжах и т.д.

Занятие № 3 ( текст + музыка релакс)

Золотая рыбка

       Сядьте по удобнее и закройте глаза… Сделайте глубокий вдох и выдох. Найдите внутри себя точку внутреннего спокойствия. Ты идешь к морю, садишься на песчаный берег и начинаешь всматриваться в даль…  Но что ты видишь? Не можешь поверить своим глазам!

      В нежной морской воде резвится рыбка. Вот она выпрыгивает из воды и как опытная гимнастка несколько мгновений крутится в воздухе. Затем она легко погружается в родную стихию. Теперь рыбка плавно перекатывается по волнам и приближается к  тебе. Ты стараешься  внимательно ее рассмотреть. Рыбка сидит на гребешке волны. Маленькая, причудливой формы, ее чешуя блестит на солнце, она без страха смотрит на тебя. Голова ее увенчана золотой короной с белыми жемчужинками по краям . Плавники фиолетового цвета с крапинками похожи на крылья бабочки. Широкий оранжевый хвостик с золотыми полосками плавно скользит по поверхности воды. Волна абсолютного спокойствия наполняет твои руки, ноги, спину и голову. Ты делаешь глубокий вдох и медленный выдох , и еще раз вдох и медленный выдох. Дышится легко, ровно и глубоко.

       Ты начинаешь понимать, что это не простая рыбка! Это золотая рыбка! Волшебная рыбка медленно открывает свой маленький ротик и безмолвно манит тебя к себе. Ты становишься легким, словно лебединый пушок, и медленно идешь по гребешкам волн. Прохладная вода нежно ласкает твои ноги.. Дышится легко, ровно, глубоко… Тебе очень хорошо… Ты протягиваешь к золотой рыбке свои руки. Она прыгает в твои раскрытые ладони и ласково смотрит на тебя. Удивительно, но она улыбается тебе и глаза ее светятся от счастья. Ты поднимаешь рыбку над головой и кружишься вместе с ней в ритме медленного вальса. Ты  делаешь глубокий вдох и медленный выдох, и еще раз – вдох и медленный выдох. Дышится легко, ровно и глубоко. Рыбка просит отпустить её в море. Ты раскрываешь ладони, и она грациозно прыгает под гребешок волны. Ты  испытываешь счастье и чувствуешь необыкновенный прилив свежих сил. И вот ты снова на берегу моря, сидишь  под теплыми лучами солнца.

А теперь откройте глаза. Вы представляете голубое небо, ласковое солнышко и прохладу морской воды. А какая она золотая рыбка? Вспомните и нарисуйте её.

Занятие № 4 ( текст + музыка релакс)

В лесу

       Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте один глубокий вдох и медленный выдох, и ещё раз – вдох и медленный выдох. Представьте себе, как ранним солнечным утром вы отправились в лес. Вышли на лесную извилистую тропинку и пошли в глубь знакомого вам леса. Сделайте глубокой вдох и медленный выдох – чувствуете свежий прохладный лесной воздух? …… Пахнет хвоей! Сквозь ветви  высоких деревьев проникают ласковые  лучи солнца. Они не обжигают лицо, а лишь мягко и нежно гладят кожу лица и рук. Дышится легко и спокойно.

       Вдруг ваше внимание привлекли старые большие пни. Совсем рядом с ними расположилась семья душистых сыроежек и ярко – оранжевых рыжиков. Тихо в лесу… Прислушайтесь… Рядом треснула сухая тоненькая веточка березы. Видимо какая то птица неосторожно оттолкнулась от неё и взлетала оглядывать окрестности родных просторов… Вы идете все дальше и дальше… Дышится легко, ровно и глубоко. Вы испытываете чувство  глубокого спокойствия. А вот  и маленький ручеёк ! Вода в нем такая прозрачная, что виден каждый камешек на дне. Вы решили присесть и немного отдохнуть. Ой, кто это? Что за серенький комочек вдруг зашевелился и торопливо направился в сторону густой травы на ярко освещенной солнцем полянке. Ты внимательно присматриваешься и узнаешь зайца. Какой он маленький! Он побежал лакомиться сочной травой.

        Здесь в лесу своя жизнь. Если ты добрый, то непременно в следующий раз ты увидишь хозяйственного ёжика, трудолюбивую белочку, заботливого дятла с ярко – красными перышками на затылке или любопытную сороку с белыми пестринками на черном теле и обязательно услышишь неповторимый концерт птиц. Дышится легко, ровно и глубоко. Тебе нравится бродить по лесу! Ты наклонишься, чтобы вдохнуть аромат земляники, ты присядешь, чтобы набрать горсточку черники… «Какое богатство!»- радостно подумаешь ты. ...Пора возвращаться домой… Спасибо, тебе родной лес, за свежий воздух, за красивое пение птиц, за богатство грибов и ягод, за неизведанные тайны!...Дышится легко, ровно и глубоко. Теперь ты можешь попрощаться с  могучими деревьями, тайными лесными тропами   и вернуться из леса назад в класс. Немного потянись, выпрямись, подвигай пальчиками рук и ног. Энергично вдохни и открой глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Акварелька"

Пояснительная записка.       Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешн...

Рабочая программа кружка "Акварелька"

"Акварелька"  - кружок художественной направленности....

Программа кружка "Акварелька"

Цель программы: Создание условий образовательного пространства, способствующего проявлению задатков, творчества обучающихся через изобразительное искусство. Воспитание творческой личности, способной р...

Рабочая программа кружка "Акварелька" для 1 класса

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно...

Программа кружка " Акварелька" по ИЗО для 1 классов

Рабочая программа для 1 классов по изобразительному искусству...