Комнатные растения в жизни человека
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Арсюкова Галина Викторовна

Комнатные цветы в жизни человека.

Цель занятия:

- на примере знакомства с комнатными растениями дать понять детям, какие сокровища заложены в человеке (доброта, чистота, щедрость, любовь, дружба);

- развивать через любовь к природе нравственные качества человека.

 

         Задачи:

·        Выявить уровень знаний обучающихся о комнатных растениях;

·        Расширить знания детей о комнатных растениях;

·        Формировать интерес к растениям;

·        Активизация к познавательной, творческой  деятельности;

·        Продолжить работу по сплочению детского коллектива посредством коллективной творческой деятельности.

         Оборудование:

Ø мультимедийное оборудование

Ø живые комнатные растения в горшках;

Ø карточки с текстами о комнатных растениях;

Ø магнитофон,

Ø карточки с изображением горшка, стебля, листьев, бутонов

Ø выставка книг о комнатных растениях,

Ø памятки “Правила ухода за комнатными растениями”,

Ø рисунки комнатных растений детей.

 

 

 

План занятия:

 

1.     Организационный момент.

2.      Работа по теме урока.

3.     Игра " Характер комнатных растений".

4.      Релаксация.

5.     Физкультминутка.

6.     Вспомни сказку.

7.      Правила ухода за комнатными растениями.

8.     Практическая часть.

9.     Обсуждение. Выставка работ.

10.                       Итог урока.

11.                       Рефлексия.

 

         Материалы данного конспекта могут быть использованы в практической деятельности учителей начальных классов различных образовательных учреждений с учащимися начальной школы при урочной и внеурочной форме организации образовательного процесса независимо от учебно-методического комплекта. Могут использовать на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях, воспитывающих нравственность в детях.          

   Применение компьютера на уроках, помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задавать вопросы и предлагать собственные решения. Использование новых технологий помогает реализовать идеи развивающего обучения, совершенствовать формы и методы организации учебного процесса, овладению учащихся знаниями, умениями и навыками работы с информацией, умениями самостоятельно приобретать новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komnatnye_tsvety_v_zhizni_cheloveka.docx56.13 КБ

Предварительный просмотр:

Комнатные цветы в жизни человека.

Цель:

- на примере знакомства с комнатными растениями дать понять детям, какие сокровища заложены в человеке (доброта, чистота, щедрость, любовь, дружба);

- развивать через любовь к природе нравственные качества человека.

Оборудование: живые комнатные растения в горшка, карточки с текстами о комнатных растениях, магнитофон, карточки с изображением горшка, стебля, листьев, бутонов , выставка книг о комнатных растениях, памятки “Правила ухода за комнатными растениями”, рисунки комнатных растений детей.

Ход урока

I. Организационный момент.  Сообщение темы урока.

- Я очень рада видеть вас, ребята!

Музыка. Антонио Вивальди « Времена года»

- Послушайте сказку Б.Вовк “Чьи цветы лучше?” СЛАЙД 1

( Учитель читает сказку.)

Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…

- Мои цветы самые красивые, - говорит Весна.Слайд 2

- Нет, - возражает ей Лето. – Цветы у тебя и, правда красивые, да только мои лучше!

Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, Иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки… Слайд 3

Аж холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблёкли.

- Мои цветы не хуже, - так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы… Слайд 4

А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поле, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…

- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, - хвалится Зима. Слайд 5

Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.

- Вы прослушали сказку, о чём спорили главные герои?

- А для вас , ребята, какие цветы самые лучшие?

- А почему они для вас самые любимые?

- Я  думаю, что вы , наверно, догадались, о чем у нас сегодня пойдет разговор?

- Правильно, о цветах.

- А у вас , ребята, есть дома цветы? Какие? Вы, наверно, догадались, какая будет тема сегодняшнего  урока?

СЛАЙД 6

- Сегодня на уроке мы поговорим о  комнатных  растениях , об особенностях  их жизни и о том, как за ними ухаживать.

II. Работа по теме урока.

1.Вводная беседа.

- Как вы думаете ,для чего люди вывели комнатные растения?

-Почему комнатные растения,  с наступлением зимы по-прежнему остались зелёными и даже цветут, радуя нас? (Ученики высказывают свои предположения)

- Родина этих растений – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создаёт для них примерно такие же условия, как и летом.

- Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит комнатные растения – источник красоты.

- А для чего ещё нам нужны комнатные растения?( Ответы детей)

- Посмотрите,  у нас изображена схема. Слайд 6

- Сейчас добавим первый источник, которым являются комнатные растения .( Красота) Слайд 8( по щелчку)

На доске:

- В конце урока мы должны будем дополнить эту схему

- В нашем классе  много комнатных растений, давайте, познакомимся с некоторыми из них ними поближе.

2.Сообщения ( заранее подготовленные)  учащихся и стихи о любимых комнатных растениях . Слайд 9

1)В руках у ученика горшок с фиалкой.

 О фиалке. 

Фиалка сказочный цветок,
Никто не может с этим спорить.
Созданье дивной красоты
И удивительных историй.
У каждой есть своя судьба
И каталога описанье,
Но не придуманы слова,
Чтоб описать сие созданье.
Кто покорен ее красой
Живет с надеждой о прекрасном.
Вновь распустившийся цветок
Прокладывает путь для счастья.
Зимою стужа и метель,
Природы дивной замиранье,
А где фиалка там свирель
И вечное весны дыханье.

Там удивление, восторг
И муки плена ожиданья.
Родившийся мечты цветок
Награда вам за все старанья.
Неприхотлив сей дар Земли
Душой его понять лишь надо
И в каждый миг он станет вам
Надеждой, счастьем и отрадой

Марина Калюжная

У древних греков она считалась цветком печали, и в то же время была символом пробуждающейся природы, её ежегодного обновления. Без этих цветов не обходился ни один праздник. В южной Германии в честь этого первого весеннего цветка устраивались празднества — день весны.

2) В руках у ученика горшок с алоэ.

Об алоэ.

Кто видел, как цветёт Алоэ?
Как из колючего листа,
Выходит что–то неземное?
Себя являет красота!

Изящной кисточкой на ножке,
Как перед публикой актёр.
Он сделал то, что невозможно,
Столетник, раз в сто лет расцвёл.

Упругий лист залило солнце,
Цветёт и радует глаза.
Руками Мамы под оконцем,
Природа чудо принесла.

Алоэ - вечнозелёное многолетнее растение . В России алоэ известен как “столетник”, само название говорит о его чудесной силе продлевать людям жизнь, защищая от болезней его.  Мякоть листа обладает целебными свойствами .

- Мы прослушали стихотворения об алоэ, фиалке, а какие еще комнатные растения вы знаете?

 III. Игра " Характер комнатных растений".

1. Игра.

-Каждый из вас, ребята, обладает разным характером.

- А как вы думаете, есть ли характер у комнатных растений?

Давайте вместе найдем самые характерные слова, качества, точно передающие внешний облик, характер, настроение каждого из представленных комнатных растений.

И возьмем самые распространенные комнатные растения нашего  края - алоэ, герань, кактус и фиалку.

- Какой характер у кактуса и почему? Слайд

        

        

неприступный        нежная

капризный         скромная

        застенчивая

        

щедрый        тонкая

могучий        кудрявая

кактус: неприступный, капризный, колючий.

- Что вам напоминает о неприступности кактуса? ( колючки)

Другое наиболее распространенное растение: фиалка. Какой у неё характер и почему?

фиалка: нежная, чистая,  мягкая , веселая, скромная, застенчивая.

- Что вам напоминает о нежности фиалки? (гибкие мягкие листочки, бархатистые цветочки )

алоэ: щедрый, могучий.

- Почему вы так думаете? (Свое полезное , лечебное свойство мякоти листа отдает всем людям.)

-Опишите  характер, настроение, внешний вид герани.

герань:  тонкая, кудрявая, торжественная.

- Что напоминает вам о тонкости герани? (гибкие тонкие веточки)

- Молодцы, ребята. Мне очень понравились ваши ответы. Вы точно передали характер, внешний вид, настроение комнатных растений.

2. Обобщение.

-  Ребята, чему нас могут научить комнатные цветы?( Ответы детей)

(Алоэ – щедрости;

Фиалка  – нежности, скромности;

Кактус - неприступности;

Герань - тонкости.)

- Вот видите, ребята, у каждого растения характер есть, настроение, да еще частичка мудрости спрятана. Таким образом, мы человека с комнатными цветами сравниваем.

IV. Релаксация. 

Звучит музыка. П.И. Чайковский «Вальс цветов »

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам прослушать произведение П.И. Чайковского « Вальс цветов».

- -Давайте закроем глаза и представим себя вальсирующие комнатные цветы.

- Откройте глаза. Расскажите, пожалуйста, каким вы увидели этот танец?

- Какие цветы вы представили?

- Это был один цветок или несколько?

- Какие движения выполняли цветы?

- При помощи музыки можно творить, видеть, и передать красоту цветов!

V. Физкультминутка

Электронная физминутка

VI. Мировое комнатное растение.

- Давайте пофантазируем!

- Как вы думаете, можем ли мы наш большой многообразный мир представить в виде комнатного растения?

- Если мы представим, что весь наш общий дом, наш мир, - это , комнатное растение, тогда мы люди, заселяющие эту землю, кем мы себя представим на этих растении? (стебли , листья , цветы этого растения).

- Ребята, посмотрите, ведь мы, люди, живущие на планете Земля, все такие разные, с разными характерами, с разными национальностями, вероисповеданием, разным цветом
кожи, как нам всем вместе уживаться в нашем общем доме, чтобы наш дом процветал, был ярким и красивым, как это растение?

(Мы должны быть терпимы друг к другу, любить друг друга, уметь сострадать, принимать чужую боль как свою и служить людям, жить ради других людей, а не ради себя).

- Ребята, но, к сожалению, наш мир несовершенен и рядом с добром существует зло. И человек - это не идеальное существо природы, и есть люди, которые обладают отрицательными чертами характера.

- Какое бы качество души вы посоветовали воспитать в себе человеку, в чьем сердце живет

грусть                                радость

злоба                доброта

грубость                нежность

трусость                мужество

скупость                щедрость

безобразное                поиск прекрасного

красота

 - И если каждый человек поместит в свое сердце эти качества, тогда на нашей Земле будет мир, радость, счастье.

VII. « Вспомни сказку»

- Ребята, вспомните и назовите сказки в которых цветы являются волшебными  помощниками.(" Аленький цветочек", " Дюймовочка", " Цветик - семицветик")

- Как они помогли героям?

- Вы назвали сказку « Цветик – семицветик». Вспомните, какое желание загадала девочка, срывая последний лепесток?

- А вы совершали какие-нибудь добрые дела для своих товарищей, друзей?

-Да, совершать добрые дела это хорошо. Ведь не зря же есть пословица:

 « Жизнь дана на добрые дела!"

- А какие пословицы о добре вы знаете ?( ответы детей)

VIII. Правила ухода за комнатными растениями. 

-Давайте создадит памятку по уходу за комнатными растениями и будем их соблюдать. Для этого соберем волшебное растение.

( На доске нарисован горшок и стебелек. Ребята  , выходя к доске, берут листок растения на котором написано правило ухода .Читают и прикрепляют листочки к стеблю, и получается волшебное дерево-памятка.)

- Итак, как же надо ухаживать за комнатными растениями? Чему учит нас это волшебное дерево?

IX.

- Ребята, вы уже назвали какие цветы есть у вас дома. Мы поговорили о том, что каждое комнатное растение, как и человек , имеет свой характер.  Как и человеку, растениям необходимо внимание, забота , нежность.  И ,конечно же,  общение! И если вы увидели, что ваше любимое комнатное растение стало вянуть ,что вы делаете?

( Заботятся, поливают, рыхлят почву, пересаживают в другой горшок, протирают листочки, гладят, разговаривают с растениями.)

- Да, чтобы ваш комнатный друг выглядел всегда красиво, ухоженно, дарил вам хорошее настроение, нужно проявить своё трудолюбие, заботу, нежность и ласку. Ведь только тот, кто с добротой, любовью ухаживает за своим цветком, может вырастить прекрасные комнатные растениями. Которые дарят нам красоту, хорошее настроение, здоровье, чистый воздух.

X.Практическая часть.

- Ребята, посмотрите на доску. ( На доске изображено большое сердце)

- Давайте, в большое сердце, каждый из вас внесет частичку себя. Для этого я предлагаю , каждому из вас,   нарисовать сердце. В своем сердце нарисуйте комнатное растение, которое у вас ассоциируется с теми  качествами человека, которые вы цените в людях. И внизу под сердцем подпишите эти качества.

- Например, я нарисовала фиалку ( Показ рисунка.  В сердце нарисована фиалка). Потому что я ценю в людях мягкость, отзывчивость.

-Приступайте к работе. Желаю вам творческих успехов.

XI. Обсуждение. Выставка работ

- Я вижу, как расцвело сердце нашего класса, стало ярким, праздничным, красивым. Я вижу добрые ваши сердца и ваших друзей - комнатных растений.

- Ребята, кто нарисовал герань? Почему вы ее выбрали?

- Вижу, что у многих ребят в сердце живет комнатная роза. Почему вы её нарисовали?

- Алоэ покорил сердце ребят. Почему вы алоэ нарисовали?

- Ребята, чтобы сердце нашего класса было всегда таким радостным, цветущим, какими вы должны быть? (какие качества будут жить на лучиках вашего сердца).

XII. Итог урока. Слайд 2

- Для чего же нам нужны комнатные растения? Давайте дополним нашу схему.

-Забота о комнатных растениях делает человека добрее, трудолюбивее. И  видеть красоту даже в маленьком деле.

…Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

(С. Вургун)

 Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"

В 2009 - 2010 учебном году я участвовала в конкурсе педагогических достижений "Учитель Петроградского района", в котором заняла I место. В первом туре  конкурса все участники  давали открыты...

Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"

В 2009 - 2010 учебном году я участвовала в конкурсе педагогических достижений "Учитель Петроградского района", в котором заняла I место. В первом туре  конкурса все участники  давали открыты...

Методическая разработка по теме:" Растения-переселенцы. Культурные растения в жизни человека"

Данная методическая разработка применялась учителем (Ахпателова В. В. - ГБОУ № 47 Петроградского района г. Санкт-Петербург) на открытом уроке, который проходил в 2009 - 2010 учебном году в рамках райо...

Научно -исследовательская работа " Роль комнатных цветов в жизни человека"

В данной работе автора исследуется влияние комнатных цветов на здоровье человека. Актуальность темы обусловлена тем, что большинство людей покупают и разводят комнатные цветы, не зная даже о их ...

Урок по теме "Комнатные растения в жизни человека"

Проектная деятельность учащихся 1-го класса на примере урока окружающего мира по теме "Комнатные растения в жизни человека" по УМК "Планета знаний"...

Комнатные растения в жизни человека

Школьная научная конференция"Шаги в XXI веке" Исследовательская работа:"Комнатные растения в жизни человека"Школьная научная конференция...

Презентация "Влияние комнатных растений на здоровье человека"

Работа подготовлена для участие в анучно-практической конференции...