Воспитательная работа
рабочая программа (1 класс) на тему

Осокина  Галина Сергеевна

Воспитательная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vr_poyasnitelnaya.docx36.49 КБ

Предварительный просмотр:

Программа воспитания и социализации учащихся на I ступени образования

Пояснительная записка

Программа является составной частью учебно-воспитательного процесса школы и одной из форм организации свободного времени учащихся. Настоящая программа создает условия для социального, культурного, духовно-нравственного развития, творческой самореализации личности ребёнка. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Каждый вид деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Занятия проводятся в форме классных часов, КТД, экскурсий, круглых столов, конференций, диспутов, КВН, викторин, праздничных мероприятий, различных конкурсов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это ценность, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания – год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам. 
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
В основе программы заложены
 принципы:
– ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
– ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека), – субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
– принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

Цель данной программы – состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:

  • Развивать умение общаться и сотрудничать.
  • Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  • Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  • Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  • Развивать эмоциональную и волевую сферы.
  • Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
  • Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.

Участники программы

Программа предлагается для учащихся 2—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно-воспитательного процесса. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, школьный библиотекарь.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на три учебных года.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы поддержание состояния здоровья детей; осознание норм социального поведения, повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления; снижение уровня конфликтности; участие родителей в учебно-воспитательном процессе. Конкретные ожидаемые результаты развития и воспитания учащихся будут исходить из задач по каждому направлению воспитательной деятельности.
Портрет выпускника начальной школы по ФГОС

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • Владеющий основами умения учиться;
  • Любящий родной край и свою страну;
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;
  • Умеющий высказать свое мнение;
  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Образовательные результаты воспитательной деятельности школьников будут трех уровней:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни

В рамках реализации Программы используются следующие формы работы:

  • беседы;
  • тематические классные часы;
  • круглые столы;
  • экскурсии;
  • индивидуальные консультации для детей и родителей (законных представителей);
  • групповые занятия с родителями (законными представителями) и детьми;
  • формы досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные мероприятия, спортивно – оздоровительные мероприятия, семейные праздники);
  • ролевые игры;
  • лекции информационно-просветительские  для родителей (законных представителей);
  • анкетирование  обучающихся,  родителей (законных представителей);
  • индивидуальные и семейные  консультации по запросам.

В рамках реализации Программы используются следующие методы работы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • проблемно-поисковые.

Основные направления воспитательной работы

1.Моя страна. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Люди вокруг меня. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Труд в моей жизни. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

 4. Жизнь и здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью о здоровому образу жизни.

5. Мир вокруг меня. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

6. Мои чувства. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и  ценностях.  

Каждое из этих направлений основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение

Отечеству);

• социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям,

институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь,

достоинство);

• гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед

Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир,

свобода совести и вероисповедания);

• человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов

мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное

сотрудничество);

• честь;

• достоинство;

• свобода (личная и национальная);

• доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

• семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и

младших, забота о продолжении рода);

• любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);

• дружба;

• здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

• труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость,

трудолюбие, бережливость);

• наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

• традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в

государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий

присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о

религиозных идеалах;

• искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный

выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

• природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры

требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Люди вокруг меня

Цель: развитие  знаний, умений и навыков социального общения людей, изучение опыта поколений.

Задачи:

знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений;

формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребенок»;

создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся классов;

учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Виды деятельности:

изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе;

определение проблем в общении и организации коррекции на материале диагностики;

обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения;

обучение родителей активным формам общения с детьми;  

изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.

Формы работы:

тематические классные часы;

тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;

праздники и конкурсы;

тематические выезды и экскурсии;

участие в социальных акциях, ролевые игры.

Ожидаемые результаты:

соблюдение правил поведения в классе, школе, дома, на улице;

отсутствие конфликтных ситуаций в классах.

Моя страна.

Цель:  формирование знаний учащихся о праве, правовых нормах общества.

Задачи:

формировать правовую культуру учащихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни;

способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.

Виды деятельности:

организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения учащихся к их исполнению;

развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

воспитание позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;

воспитание интереса учащихся к самому себе, желание самосовершенствоваться;

воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях.

Формы работы:

тематические нравственные, правовые часы;

оказание помощи младшим школьникам;

встречи с представителями правовых структур;

конкурсы, викторины по правовой тематике.

Ожидаемые результаты:

сближение родительского и детского коллективов;

развитие чувства гордости и  а свой посёлок, район, край;

осознание своих прав и прав других людей;

самооценка своих поступков;

оказание посильной помощи  сверстникам.

Жизнь и здоровье.

Цель: формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;

Задачи:

знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;

формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

воспитывать уважительное отношение к людям, стремящимся сохранить свое здоровье и здоровье других людей.

Виды деятельности:

сотрудничество с медицинским персоналом  с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;

сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;

сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;

организация классных и школьных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

 Формы работы:

привлечение учащихся классов к участию в занятиях секций;

спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, участие в школьных соревнованиях;

ведение книги классных спортивных рекордов учащихся.

Ожидаемые результаты:

низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями;

отсутствие  вредных привычек;

умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи себе и другим при порезах, ушибах и т.д.);

соблюдение режима дня.

Мир вокруг меня.

Цель: воспитание осознанного понимания экологической культуры человека

Задачи:

формировать потребность бережного отношения к природе, проявлять заботу о братьях наших меньших;

формировать умения и навыки экологического поведения;

способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человек.

Виды деятельности:

организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков экологической культуры;

проведение мероприятий, которые способствуют развитию  бережного отношения к природе, животным;

развитие понимания существования экологических проблем, угрожающих здоровью людей;

организация исследовательской деятельности по изучению природы посёлка, района, края.

Формы работы:

мероприятия экологического содержания;

оказание помощи животным (птицам);

уроки игры, путешествия;

конкурсы, викторины;

акции,  связанные с экологическим содержанием;

выставки.

Ожидаемые результаты:

понимание влияния состояния природы на здоровье человека;

участие в акциях и понимание их необходимости;

отсутствие нарушений экологической культуры.

Работа с одарёнными детьми

Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные,  исследовательские, спортивные и творческие  умения.

Задачи:

определить круг реальных  возможностей каждого ученика, его ближайшую зону развития;

создать условия для продвижения учащихся в индивидуальном развитии;

формировать культуру развития и совершенствования.

Виды деятельности:

ежегодное изучение результативности учебной деятельности учащихся с целью последующей коррекции;

интеллектуальное просвещение учащихся классов, формирование культуры умственного труда;

организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное, спортивное и творческое  развитие учащихся;

сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных, спортивных и творческих  возможностей учащихся;

организация работы  факультативов, кружков, секций;

организация системной работы с одаренными учащимися и низко

мотивированными на интеллектуальную, спортивную или творческую  деятельность учащимися.

Формы работы:

внутриклассные  конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;

предметные олимпиады в классе и начальной школе;

спортивные соревнования;

творческие конкурсы;

посещение конкурсов, выставок, знакомящих учащихся с творческими достижениями детей и взрослых.

Ожидаемые результаты:

участие в школьном и районном туре олимпиады;

участие в школьной и районной НПК;

участие в  дистанционных конкурсах и олимпиадах.

Работа с родителями

Цель: сближение интересов родителей и педагогов по формированию физически и нравственно развитой личности.

Задачи:

организовывать и совместно проводить досуг детей и родителей;

организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса;

организовать целенаправленное просвещение родителей по вопросам воспитания детей, исходя из потребностей в организации воспитательной деятельности и запросов родителей;

создавать  благоприятную атмосферу общения, направленную на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе « учитель – ученик –  родитель».

Основные понятия:

семейный уклад и традиции семей, родительский дом, генеалогическое дерево,

семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семье, детский дом, приют.

Виды деятельности:

изучение семейной ситуации, воспитательной системы семей учащихся;

поощрение родителей, участвующих в жизни классов и школы;

привлечение родителей к проведению родительских уроков в классном коллективе.

Формы работы:

тематические классные часы «История создания семьи», «Памятные даты моей семьи»; праздники, спортивные состязания с участием родителей;

праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля, 8 марта) походы;

индивидуальные консультации для детей и родителей, тренинги, беседы.

Ожидаемые результаты: общие интересы и понимание между родителями и педагогами, направленные на воспитание нравственно развитой личности.