Классный час "У всех на виду твоё имя, Учитель!"
классный час (3 класс) на тему

Новикова Ольга Николаевна

 Классный час на тему "У всех на  виду твоё имя, Учитель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чучковская средняя школа»

У всех на виду твоё имя,

Учитель!

                     

                                         

                                                                          Классный час в  3 «А» классе.

           

                                                               Разработан  и проведён

Новиковой Ольгой Николаевной,

учителем начальных классов.

 

                                   

Р.п.Чучково

 2016г.

Ход классного часа

Цель:

 расширение представлений детей о профессии учителя.

Задачи:

- познакомить с историей этой профессии;

- познакомить с представителями педагогической династии Лексиковых;

- воспитывать патриотические чувства и любовь к родному краю, школе;

- формировать доброе, уважительное отношение   к учительскому  труду;

- развивать творческие способности учащихся.

 

Оборудование:

магнитная доска, интерактивная доска, презентация, цветные кружки,  бумага для записей, ручки, текст викторины,  цветы, изготовленные детьми из бумаги.

Краткий план занятия

1.Мотивационный настрой на занятие  -  4 мин.

2. Введение в тему – 6 мин.

3. Основная часть – 17 мин.

4. Физкультминутка – 2 мин.

5.Закрепление – 4 мин.

6.Вывод – 3 мин.

7. Рефлексия – 4 мин.

Ход занятия.

1. Мотивационный настрой на занятие. (1 слайд)

Учитель:

– Здравствуйте! -       

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

 - Здравствуйте! -

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Давайте и мы на капельку радостней, добрей сделаем нашу жизнь. А как мы можем сделать это? Что для этого нужно. (Ответы детей.)

2. Введение в тему.

Учитель:  

- С древних времён люди занимались охотой, собирательством, строили укрытия для жилья, добывали огонь и готовили пищу, шили одежду из шкур диких животных. Все свои умения они передавали из поколения в поколение. Так жизненный опыт переходил  от деда к внуку, от отца к сыну, от матери к дочери. (слайд 2)

Макаров Илья:                                                                            

Мы все учились понемногу                                                                
Чему-нибудь и как-нибудь.
И каждый выбирал дорогу,                    
И каждый выбирал свой путь.
О тех же, кто был рядом с нами,
Кто нас учил и наставлял,
Поговорим сегодня с вами.

Честь отдадим учителям!

Учитель: 

 Учитель – профессия особая. Ребята, именно о ней мы с вами поговорим сейчас.

 Учитель: 

А что означает слово «профессия»?

(Ответы учащихся)

Учитель: 

Спасибо вам всем. А теперь послушаем, какое дано определение этому понятию в Большой Российской Энциклопедии. «Профессия – род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ. (слайд 3)

Учитель:

Каждый день, приходя в школу, вы встречаетесь со своими учителями. А как вы думаете, что означает слово «Учитель»? Человек, выбравший профессию учителя, не просто объявил это дело своим, но вложил в него свою душу. Ребята, как вы думаете, что означает выражение «вложить свою душу в какое-либо дело»?

(Ответы учащихся)

3. Основная часть.

Учитель:

А сейчас мы узнаем, откуда к нам пришла профессия учителя.

(Слайды 4-6)

  Профессия педагога -  одна из наиболее древних в мире. Ещё в архаичном доклассовом обществе были  люди, которые присматривали за детьми. Поначалу это были члены общины, которые не могли выполнять основную работу наравне с другими -  чаще всего старики. Они обладали знаниями и опытом, могли научить детей способам выживания в трудных условиях. Постепенно стали привлекаться люди, отличающиеся особыми успехами в общении и обучении детей…  Прошло довольно много времени, прежде чем это занятие стало выделяться в специальный вид деятельности.

  Слово "педагог" пришло к нам из Древней Греции. Именно так назывался человек, который присматривал за ребенком в греческой семье, водил его в школу и обучал дома. Чаще всего это был раб, который не мог выполнять другие обязанности по дому.

Первый "Лицей" (или Ликей) был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. Возможно, тогда и появилась профессия учителя. Наряду с Лицеем немногим раньше появился знаменитый Гимнасий - школа физического совершенства. Ликей же стал школой мысли, духа.  

(Слайды 7 – 8)

         В средние века педагогами были грамотные монахи, обучающие небольшое количество детей письму и счету. Ученики впоследствии становились монахами-писцами при монастырях. Также грамотных монахов приглашали в богатые частные дома для обучения детей. В средневековой Европе в монастыри брали тех, кто мог платить деньги за обучение. Зачастую детей из обнищавших дворянских семей выгоняли из школ, и грамота становилась все более доступной для зажиточных крестьян. На Руси при монастырях также открывались школы, правда, поначалу исключительно для мальчиков.

         Позже возможность учиться появилась и у девушек. Они получали образование при женских монастырях. В XVII веке в России был открыт институт благородных девиц. Здесь за девушками присматривала классная дама. Она же следила за дисциплиной. Позднее состоятельные семьи стали нанимать гувернанток. Особенно популярны были немки и француженки.

         С появлением массовой школы в Европе значимость педагогической профессии резко возросла. Знания требовались  уже не отдельным личностям, а большому количеству людей. Возникла необходимость обучать одновременно много учеников. Профессия педагога стала самостоятельной. Знания, которые нужно усвоить ученикам, очень разнообразны. Теперь учитель уже не в состоянии справиться в одиночку, педагогическая деятельность приобретает коллективный характер.

 (Слайд 9)

          Школа – самое творческое место на земле. Это только внешне профессия учителя кажется будничной. А по своей сути она радостна и величественна, ведь мы, учителя,  растим человека будущего и должны сделать его счастливым, а, значит, и себя тоже.

        Время, в котором мы живем, наделяет людей нашей профессии особой и очень трудной миссией: воспитать людей нового тысячелетия.

4.   Физкультминутка. (слайды 10-14)

5. Закрепление.

Учитель: 

А сейчас проведём викторину. Работать будете по группам. (Учитель раздаёт задания для викторины)

- Проверка. Подведение итогов.

(Викторина – см. приложение)

Лёксина Анастасия:

Если б не было учителя,                                  
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда б не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.
Потому нам очень дорого
Имя нашего учителя!

Учитель: 

 В нашем классе 2 мамы и 2 бабушки выбрали профессию педагога. Прошу ребят представить ученикам своих родителей и рассказать об их работе.

Ученики класса представляют своих родителей – педагогов.

Друзякин Илья: «Моя мама работает воспитателем в Чучковском детском саду № 2».

Ерёмин Кирилл: «Моя мама работает хореографом во Дворце творчества, она учит детей танцам. Её кружок посещают ученики нашего класса.»

Лушников Сергей: «Моя бабушка работала учителем начальных классов.»

Лимонов Сергей: «Моя бабушка работала учителем начальных классов, а сейчас работает воспитателем в социально-реабилитационном центре для детей.»

 

  Учитель: 

         В нашей школе работают 34 учителя, из них 6 - учителя начальных классов. Именно они берут маленьких несмышленых малышей и 4 года ведут их по дороге Знаний. Не одна семейная династия проработала и работает в нашей школе: это семья Чижиных: Елена Петровна - учитель русского языка и литературы, Юрий Петрович - учитель трудового обучения и физической культуры, Зеленевы: Виктор Яковлевич  и Лидия Никитична - учителя математики; Харитоновы: Александра Ильинична - учитель начальных классов, Гавриил Гавриилович – учитель ИЗО, их внучка Харитонова Элла Васильевна – учитель начальных классов, Дьяконовы: Нина Дмитриевна - учитель биологии, Николай Васильевич был директором школы.

(Слайды 15 – 24)

     О педагогической династии Лексиковых я хочу вам рассказать особо. Первое поколение семьи представляет Лексикова Мария Степановна -  завуч школы, учитель истории. Она родилась в рабочем поселке Шилово Рязанской области в 1925 году. К началу Великой Отечественной войны Мария только–только окончила 9 классов. В деталях помнила она тот страшный день  - 22 июня 1941 года, когда услышала сообщение о том, что началась война.         В десятом классе ей пришлось учиться уже не в здании родной школы, которую сразу заняли под госпиталь, а в общественной столовой. Заканчивали учебу выпускники в помещении Шиловского клуба. В памяти осталось, что мальчиков в классе было уже только трое, остальных взяли на фронт.

       После десятилетки Мария некоторое время работала инспектором в собесе, заполняла бланки переводов раненым, инвалидам войны, а потом от райкома комсомола направили её уполномоченным в один из колхозов. За эту работу Мария Степановна была награждена медалью «За труд в годы Великой Отечественной войны».  Набравшись опыта общения с людьми за время работы, Мария решилась поступать на исторический факультет педагогического института, который в то время был эвакуирован в Шацк. Но учиться недалеко от дома посчастливилось Марии лишь год. Когда опасность миновала  – наши войска перешли в наступление - ее учебное учреждение вновь вернули в Рязань. Окончила педагогический институт она уже в 1947 году и сразу приехала в Чучково, где приступила к работе по специальности – преподавателем истории и обществоведения. Проработав около двух десятков лет, Мария Степановна стала завучем по воспитательной работе. Тогда это называлось «организатор по воспитательной работе».

           За добросовестный педагогический труд и активную общественную работу Мария Степановна Лексикова награждена знаком «Отличник народного просвещения», юбилейной медалью «За добросовестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», а также рядом почетных грамот Рязанского облоно и обкома профсоюза работников просвещения.

        Лексикова М.С. активно участвовала в общественной жизни школы и района.

За активную пропагандистскую работу Мария Степановна награждена Почетной грамотой Обкома КПСС и Облисполкома. Мария Степановна считала, что главное в жизни – поступать по–человечески. К сожалению, её уже среди нас нет, но в сердцах своих учеников она будет жить вечно. Мария Степановна и Александр Семенович воспитали двух сыновей: старший, Евгений, стал военным, а младший, Сергей, пошел по стопам мамы. В 1979 году Сергей Александрович Лексиков окончил Рязанское педагогическое училище, вернулся в родной поселок учителем физической культуры.

         В это же время, после окончания Рязанского государственного педагогического института, приехала работать учителем математики и физики в родные края девушка Татьяна. Они встретились с Сергеем, они полюбили друг друга и создали семью. Так родилось второе поколение династии педагогов Лексиковых. Уже на протяжении десяти лет Лексикова Татьяна Дмитриевна является директором нашей школы. В ней сочетаются такие черты характера, как  строгость и справедливость, умение понять и потребовать, доброта и порядочность. Все накопленные знания, опыт работы  передаёт нам, педагогам.

           Их гордостью является и дочь Мария. Она стала представителем третьего поколения учителей этой семьи. После окончания института Мария Сергеевна Лексикова вернулась на свою малую родину, в Чучково, работает в сельской школе учителем истории. Она любит свою профессию и считает её самой главной на свете.

 6.Вывод. 

(Слайд 25)

Учитель:  На этом наше мероприятие, посвящённое самой почётной профессии «Учитель» подходит к концу. В заключение хочется сказать «Спасибо» всем учителям и обратиться к вам, дорогие наши ученики:

(Слайд 26)

Не смейте забывать Учителей!

Пусть будет жизнь достойна их усилий.

Учителями славится Россия,

Ученики приносят славу ей.

Не  смейте забывать Учителей!

(Дети дарят учителям цветы, изготовленные  на уроке технологии)

7. Рефлексия.

Учитель:  Как вы думаете, какими качествами должен обладать  учитель? Напишите ответы на листочках и прикрепите их на доску. 

   

Ученики читают  стихотворение  «Обучать - нелёгкая задача»

 Кислов Андрей:

Обучать - нелегкая задача,
Научить - задачка посложней.
Только тот учитель настоящий,
Кто легко справляется и с ней.

Лигоцкая Татьяна:

Он, конечно, без сомненья -  мастер.
Он, конечно, чудо-педагог!
Тот, кто не приемлет лжи и фальши,
Тот, кто в жизни каждому помог.

Бурмистров Аркадий:

В нем живет так много разных судеб,
А эмоций - просто миллион!
Потому, играя и рискуя,
В класс заходит как по трапу он.

Вориошина Олеся:

И ведет, как штурман корабельный,
Свой фрегат по знания волнам,
Царствует легко и безраздельно
Он наперекор судьбы ветрам.

Саунин Александр:

Он наук известных всех ревнитель,
В его сердце целый мир живет.
Он простой российский наш учитель,
Заслуживший славу и почет!

Приложение

Викторина на закрепление полученных знаний

- Кто присматривал за детьми в архаичном доклассовом обществе?

- Откуда нам известно слово «педагог»?

-  Где был создан первый Лицей?

__________________________________________________________________

- Кто становился в средние века педагогами?

_________________________________________________________________

        - Как называлась в 12 веке школа для девушек?

______________________________________________________________________