Конспект занятия внеурочной деятельности "Символы Крайнего Севера"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Коньшина Татьяна Александровна

Конспект занятия программы внеурочной деятельности "Сказочная страна Россиия".Основу программы составляют содержательные блоки, соответствующие занятиям абонемента, разработанного Этнографическим музеем. Центральное место в блоке занимает музейное занятие, включающее экскурсию по экспозиции и  мастерскую, где ученики осваивают секреты древних ремесел. Музейное занятие предваряют занятия в классе, на которых учащиеся в деятельной форме (игра, театрализация, исследовательские задания) получают первые представления о культуре того народа, который станет предметом их внимания в музейном пространстве. Эти сведения становятся опорой для экскурсионного маршрута в музее. После посещения музея запланировано одно занятие на рефлексию, где учащиеся заполняют копилку материалов о культуре народов, создавая коллаж «Единый дом – Россия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Культура Крайнего Севера24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение гимназия №278 им.Б.Б.Голицына

Санкт - Петербурга

Конспект  занятия

внеурочной деятельности

«Символы Крайнего Севера»

                                        Автор:

                                        учитель начальных классов

                                                    Коньшина Т.А.

Санкт – Петербург

2017

Возрастная категория: 7-10 лет

Длительность: 45 минут

Материалы: презентация, фотографии природы севера, изделий народных промыслов, карточки с заданиями, элементы костюмов народов севера, выставка  книг, изделий народных промыслов ,народные мелодии.

Цель:

1. Продолжать знакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры.

Задачи:

1. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;

2. Обогащать словарный запас за счет слов чум, нарты, тундра, развивать мышление, память, речь, внимание.

3. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

4. Привлекать детей к чтению литературы – сказкам народов севера России.

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Орг момент

Предлагает детям занять места по группам

Рассаживаются в три группы, соответственно той теме, которую они готовили - «живая картина", викторина, мастерская.

II

повторение

На экскурсиях в Этнографический музей, мы знакомимся с народами, населяющими нашу страну-Россию.

Так мы уже узнали о культуре народов Приуралья, русских, народов Крайнего Севера.

Презентация

Слайды:

*Русские

*Татары

*Ненцы

Вспомним, как проходит эта работа, достаточно ли нам  посещений музея или занимаемся и в классе?

Занятия в классе, экскурсия в Этнографический музей

Объявление темы занятия

Итогом нашей деятельности станет коллективная творческая работа - «Наш общий дом-Россия".

Своими впечатлениями, творческими работами, чтением  литературных произведений, мы заполняли  «дом».

Расскажите о своих впечатлениях от посещения музей, от работы в классе.

Сегодня  заключительное занятие  блока программы «Предания полярной ночи» по знакомству с народами Крайнего Севера

Презентация

Слайд

*"Наш общий дом-Россия"

Каждый раз, посещая музей, мы, словно открывали для себя окно в новый народ, знакомились с его культурой. На заключительных занятиях мы рисовали окна, в которых изображали то, с чем представляется для нас этот народ.

III

Работа по теме занятия

Мы все вместе готовились к нему, разбились на группы по интересам, подготовили задания. Дадим слово первой группе.

№1

1) Хоть и ест он только мох

В тундре каменистой,

Этот зверь собой неплох

И рога ветвисты

2) Как красивы полюса,

Там сверкают небеса!

Яркий всполох там и тут,

Только это не салют.

3) Сев на ледяную глыбу,

Я ловлю на завтрак рыбу.

Белоснежным я слыву

И на Севере живу.

А таежный бурый брат

Меду и малине рад.

4) Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь... 

*Мы хотели рассказать о ландшафтах природы Крайнего Севера, но без вашей помощи не получится.

*Отгадайте загадки о природе севера:

Дети выбирают желающих участников и разыгрывают "живую картину"

Презентация

Слайд

*северное сияние

*северный олень

*белый медведь

*морж

Спасибо за правильные ответы, давайте попробуем "оживить" героев этих загадок.

У группы есть алгоритм, пользуясь которым, они помогут остальным ребятам правильно подготовиться к исполнению своей части "живой картины"

Дети работают по алгоритму:

 1. Назови участникам своей группы, какую роль они исполняют.

2.Покажи основные движения

3. Объясни, где ваша группа будет стоять в общей картине

4. Проведи репетицию.

5.Сообщи о готовности учителю.

Итак, представляем "живую картину" природы Крайнего Севера.

Презентация

Слайд с изображением северного сияния, музыкальное сопровождение.

Задание учителя

Особенности природы  Крайнего Севера определяют образ жизни. Из какого материала строят жилища, изготавливают одежду?

Теперь задание командам - прошу воспользоваться накопленными материалами (мы достали их из нашего «дома»)  и отобрать из представленных изображений те предметы, которые мы видели на экспозиции и которые отражают особенность народностей севера, своеобразие их культуры.

Из шкур и меха животных.

Дети работают с материалами, собранными в процессе работы.

 Предлагаю вам воспользоваться алгоритмом для исследования:

1.Назвать предмет

2. Для чего предназначен?

3.Из каких материалов выполнен?

4. Что запомнилось об этом предмете из рассказов экскурсоводов, услышанных в музее?

Каждая команда называет, что удалось отобрать -

1 команда-яранга

2 команда-нарты

3 команда-кухлянка.

По алгоритму рассказывают о выбранном предмете.

№2

О том, как живут люди Крайнего Севера, свидетельствуют не только вещи, но и их сказки, легенды, предания, пословицы.

Вторая группа подготовила викторину для вас.

На предыдущих занятиях мы  прочитали сказки народов Севера, предлагаем вам викторину по этим сказкам.

Участники команды заранее подготовили задания викторины, задают их остальным двум командам.

Задание учителя

Мудрость каждого народа можно увидеть в пословицах и поговорках. Предлагаю командам собрать национальные пословицы северных народностей и объяснить их смысл.

Дети работают в командах, составляют из слов пословицы,  прикрепляют пословицы на доске, объясняют их смысл.

На занятиях в музее, нам предлагалось поучаствовать в мастер-классах. Чему научили нас мастера?

Изготавливать оберег.

№3

Предоставляем слово третьей команде

Сегодня, на последнем по теме занятии, мы будем изготавливать окна.

Но  народы Крайнего Севера живут в необычных жилищах. Чукчи - в ярангах, ненцы -в чумах. В этих жилищах нет привычных нам окон.

Предлагаем изготовить поделку, которая будет похожа на отверстие для дыма. А украсим его узорами северных народов! Мы поможем!

Работы мы расположим на этаже с материалами, собранными по ознакомлению с северными народностями.

 IV

Итог занятия

Назовите, с какими народами Крайнего Севера мы познакомились.

Какие отличия в образе жизни с другими народами вы запомнили?

Расскажите о характерах этих людей, вспомним сказки, каких героев нет ни в одной сказке? Какое отношение у вас сложилось к жителям Крайнего Севера?

Чтобы произошло, сели бы этих народов не стало?

Коряки,ненцы,якуты,чукчи,

нганасайцы.

Жилище,быт.

Выносливые,тркдолюбивые люди.В их сказках почти нет лентяев-лежебок.

Уважение.

Ответы детей.

Закончим наше занятие строчками поэта Степанова:

Коряк и тувинец, бурят и удмурт,

 Русский, татарин, башкир и якут.

 Разных народов большая семья,

 И этим гордиться должны мы друзья.

 Россией зовется общий наш дом,

 Пусть будет уютно каждому в нем.

 Любые мы трудности вместе осилим

 И только в единстве сила России.

Дети читают стихотворение.

Список литературы:

  1. Абсалямов Г. Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа (по материалам Ненецкого национального округа Архангельской области). - М.: Автореф, 1963.
  2. Агаджанян Н.А. Экология человека на пороге XXI века // Концепция сохранения здоровья человека на Крайнем Севере. - Норильск, 1994.
  3. Аксенова Е. Е. Игры и загадки моего детства. - Дудинка: издательский дом «Новый Енисей», 2009.
  4. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. - М., 1998.
  5. Приходько М., Приходько О. Хомани: Книга о жизни лесных ненцев. Сказки, стихи,    легенды. - Санкт-Петербург.- Изд. Дом «Светлячок».
  6. Северные родники: Литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа. - Сыктывкар.- 1995.
  1. Подбор тематического материала из сети Интернет:
  • http://sokrnarmira.ru/index/0-3779;
  • http://booksonline.com.ua/view.php?book=30125;
  • Волшебные сказки народов Севера и их герои;
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Сказка.