Образовательный проект "Безопасность прежде всего"
учебно-методический материал на тему

Урывская Светлана Владимировна

Важная задача образовательного процесса –социализация ученика. Одним из незаменимых условий ее обеспечения является безопасность ребенка. Находя новые и интересные, в первую очередь для ученика, формы усвоения этого понятия, мы достигаем цели проекта – усвоения основ безопасности ребенком на интуитивном уровне. Только совместными системными действиями, постоянным включением ребенка в проблемы безопасности мы сможем достичь формирования интуитивных действий по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt.docx225.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

села Журавского Новоселицкого муниципального района

Ставропольского края

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Безопасность, прежде всего!»

http://only-holiday.ru/wp-content/uploads/2016/08/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%CC%86-%D0%B2-2016-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83.jpg

2017 год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт проекта
  2. Аналитическое обоснование
  3. Концептуально-прогностическая часть
  4. SWOT-анализ
  5. Стратегия и тактика реализации проекта
  6. Сроки реализации проекта
  7. Мероприятия по реализации проекта
  8. Внешние факторы
  9. Ожидаемые результаты проекта

Список использованных ресурсов

Приложение 1. Анализ ДТП с участием детей

Приложение 2. Результаты анкетирования

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Безопасность, прежде всего!

ФИО автора проекта, место работы, должность

Урывская Светлана Владимировна, МОУСОШ №5 села Журавского, Новоселицкого района, учитель начальных классов

Партнёрские организации (при их наличии)

детский сад №24 «Журавушка»,

ОГИБДД в лице Баринова И.Ю.

Обоснование актуальности

проекта

Важная задача образовательного процесса –

социализация ученика. Одним из незаменимых условий ее обеспечения является безопасность ребенка. Находя новые и интересные, в первую очередь для ученика, формы усвоения этого понятия, мы достигаем цели проекта – усвоения основ безопасности ребенком на интуитивном уровне. Только совместными системными действиями, постоянным включением ребенка в проблемы безопасности мы сможем достичь формирования интуитивных действий по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих

Цель и задачи проекта

Цель: сформировать ответственное отношение

ребенка к культуре безопасного поведения на дороге путем совместного создания учебных пособий.

Задачи проекта:

  1. Обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков.
  2. Научить ребёнка грамотно использовать полученные знания.
  3. Пропагандировать культуру безопасного поведения.
  4. Способствовать методической и информационной поддержке проекта.
  5. Провести цикл тематических обучающих

лекционных и практико-ориентированных мероприятий.

  1. Создать базу творческих и исследовательских работ по безопасности.

Краткое содержание

проекта

Представление проекта будет содержать две части:

1. Описание базовой части работы над проектом, т.е. описание действий по работе над учебными

пособиями по безопасности дорожного движения;

2. Раскрытие перспективной цели проекта,

способствующей формированию безопасного поведения у ребенка при помощи работы над созданием учебных пособий.

Предлагаемый проект должен стать хорошей

возможностью донести навыки безопасности до детей своими же сверстниками, их же языком, более понятным ими, нежели научный.

Целевая аудитория

проекта

Обучающиеся начальной школы

Кадровое обеспечение

Имеющееся: реализация проекта осуществляется

силами педагогического коллектива, родительской общественности и обучающихся образовательной организации

Ресурсное обеспечение

Имеющееся: силы педагогического коллектива и

возможности образовательной организации.

Необходимое: интернет-ресурс, раздаточный материал проекта.

География проекта

Образовательные организации Новоселицкого муниципального района

Сроки реализации

проекта

1 этап — подготовительный:

1.Постановка цели и задач.
2.Определение методов исследования.
3. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4. Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи).

5. Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
6.Создание дидактических игр.
7.Подбор материала для продуктивной деятельности.
                     2 этап — основной:

Проведение комплекса мероприятий включает в себя:
1.Работа с детьми по созданию учебных пособий
2.Работа с сотрудниками ОГИБДД.

3 этап — заключительный:

1. Выставка рисунков и поделок по ПДД.
2. Изготовление буклетов «Знай правила дорожного движения», «Велосипед и безопасность».
3. Изготовление памяток: «Обучение детей наблюдательности на улице», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле».
4. Обобщение положительного опыта. Предоставление результатов работы над проектом.

Бюджет проекта

Финансовая поддержка осуществляется средствами педагогической общественности школы

Перечень

рекомендательных писем

к проекту (при их наличии)

Учитывая, что базовой частью проекта является

именно процесс работы над учебным пособием, считаю целесообразным представить результаты оценки такой работы со стороны различных организаций. С этими материалами Вы можете ознакомиться по ссылке http://goo.gl/jIm7M2 

Презентация проекта

Вы можете просмотреть презентацию проекта, пройдя по ссылке: http://goo.gl/okeHM9.

Ожидаемые результаты

  1.  Совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта. 
  2. Становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения.
  3. Расширение взаимодействия с образовательными организациями, установление прочных связей с ГИБДД. 
  4. Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.
  5. Проведение познавательно – игрового конкурса для взрослых и детей «Правила дорожные знать каждому положено».
  6.  Создание базы творческих и исследовательских работ по безопасности.

  1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Любая современная образовательная система ответственна за то, чтобы подготовить новое поколение к жизни в современном мире. Одно из главных требований общества к выпускникам школ – способность постоянно переучиваться, или умение учиться самостоятельно. Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования двадцать первого века.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. (Приложение 1.) Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что младшие школьники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Жажда знаний, желание открывать что – то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Вот почему необходимо изучать ПДД, формировать у школьников навыки осознанного безопасного поведения. Но учение, ни в коем случае не должно ограничиваться или сводиться к «это можно, а это нельзя» - это скучно и неинтересно детям, поэтому задача педагогов  – сделать обучение занимательным, интересным, игровым, увлекательным. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры.

 Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в образовательных организациях. Таким образом, изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.

Целевой группой проекта являются младшие школьники образовательных организаций. Именно для них, в итоговом счете, мы организуем все мероприятия в рамках реализации проекта. Вовлечение большего числа школьников в работу над проектом, позволяет наиболее масштабно реализовать проектную идеи, а также, максимально эффективно реализовать задумку включения ребенка в процесс создания проектного продукта.

  1. КОНЦЕПТУАЛЬНО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Интерес к обучению у нынешнего ученика, в большинстве случаев, ослаблен или находится на не высоком уровне. Увлечь ученика может что-то новое, креативное, современное, а лучше, если еще и сделанное собственными руками. Если ученик самостоятельно создает некий «продукт», то он вызывает гордость у него самого и заинтересованность у остальных. В основу ФГОС НОО положен деятельный  подход  в образовании.  Ключевым условием в реализации данного подхода является — организация самостоятельной работы обучающегося. Метод  обучения,  при котором  ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам  в процессе обучения называется — деятельностным методом.

На наш взгляд, в современном информационном мире, мы привыкли к быстрому и доступному получению любой информации средствами сети интернет. Но какую информацию будет изучать ученик в первую очередь? Скорее всего, это будут картинки, видео, звук, затем графики, диаграммы, схемы, и уж в последнюю очередь монотонно изложенный текст. Таким образом, действуя в интересах ученика, важно представить информацию в мультимедийном формате, сочетающем в себе видео, звук и фото.

Перед собой мы поставили задачу создать на базе собственного опыта,

и выявленных, в ходе наблюдений, нарушениях правил безопасности, создать

базу современных пользовательских пособий.

Предполагается достичь большей продуктивности в реализации проекта путем организации сотрудничества в работе над проектным замыслом. Включение большого числа участников  в работу над проектом, создание конкурсной и конкурирующей основы по работе над созданием учебных пособий, способно вовлечь большое количество участников проекта из числа учеников, что напрямую связано с задачами проекта и основным его замыслом.

Таким образом, гипотеза проекта предполагает, что создание учебных  пособий по безопасности учителю совместно с учениками, которые позволят им сформировать на интуитивном уровне знания и умения по обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.

Считаем, что проектная работа будет в полной мере реализована в тот момент, когда сами ученики, задействованные в подготовке пособия, смогут изложить свой опыт и поделиться со своими сверстниками позитивным опытом такой работы.

Безусловно, работа по формированию у ребенка ответственного отношения к вопросу безопасности велась, и будет вестись всегда. Предлагая новый способ работы по данному направлению, мы не ломаем привычных правил, мы только способствуем взгляду с иной стороны на вопросы достижения результата. Учитывая это, имеет место предположение, что сопротивления таким изменениям не должны возникнуть.

  1. SWOT-АНАЛИЗ

Для объективной оценки проектного замысла был проведен SWOT-анализ.

Strengths (сильные стороны)

Weaknesses (слабые стороны)

Существуют наработки по предлагаемой тематике.

Проектная работа по созданию учебного пособия прошла экспертную оценку и показала положительные результаты эффективности.

Тема актуальна для обеспечения социализации ребенка.

Отсутствие необходимости привлечения больших финансовых средств для реализации проекта.

Обеспечение безопасности ребенка является направлением работы системы образования.

Наличие кадровых ресурсов.

Недостаточная информационная работа по направлению.

Недостаточное на данный момент количество реализованных проектов.

Недостаточное количество социальных партнеров.

Opportunities (благоприятные

возможности)

Threats (потенциальные угрозы)

Реализация проектного замысла позволит адаптировать его на альтернативные темы.

Формирование интуитивного понимания и ответственного отношения к безопасности собственной и окружающих будет способствовать снижению трагических случаев

Отсутствие поддержки со стороны вышестоящих организаций.

Творческая работа над проектом при

ненадлежащем курировании со стороны ОГИБДД может не реализовать цель проекта

  1. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Цель проекта: сформировать ответственное отношение ребенка к культуре безопасного поведения путем совместного создания учебных пособий. Возникает вопрос, каким же образом мы сможем измерить поставленную нами цель. Ведь должны быть некие инструменты для того, чтобы понять, достигли мы результата или нет.

Хочется отметить, что проект представляется в двух частях:

1. Описание базовой части работы над проектом, т.е. описание действий по работе над учебными пособиями по безопасности.

2. Раскрытие перспективной цели проекта, способствующей формированию безопасного поведения у ребенка при помощи работы над созданием учебных пособий.

Предлагаемый проект должен стать хорошей возможностью донести навыки безопасности до детей своими же сверстниками, их же языком, более понятным ими, нежели научный. Таким образом, корневой (исходный) проект и его цель были направлены на формирование ответственного отношения ребенка к культуре безопасного поведения на дороге путем совместного создания учебных пособий.

Задачи проекта:

  1. Обучить детей необходимому минимуму Правил дорожного движения и дорожных знаков.
  2. Научить ребёнка грамотно использовать полученные знания.
  3. Пропагандировать культуру безопасного поведения.
  4. Способствовать методической и информационной поддержке проекта.
  5. Провести цикл тематических обучающих лекционных и практико-ориентированных мероприятий.
  6. Создать базу творческих и исследовательских работ по безопасности. Все задачи являются выполнимыми и измеримыми.

          Для оценки качества выполнения задач проекта проводятся статистический анализ и опросы на входе в проект и на выходе его реализации. Учитывая, что базой для текущего проекта стал и является этап создания учебного пособия по безопасности.

В настоящее время развитие проектной работы предполагает взаимодействие школы с ОГИБДД Новоселицкого района в направлении подготовки учебных пособий. Кроме того, организовано взаимодействие с Детским садом №24, совместно с которым был подготовлен проект по безопасности, ориентированный на дошкольников. Важно отметить, что этот

проект выполнялся при взаимодействии коллектива и учащихся старшей школы с воспитателями и воспитанниками дошкольного учреждения школы. Выполнение проектной работы способствовало реализации элементов преемственности в образовательной организации. По данному поводу были проведены выступления и дискуссии на тему возможностей организации преемственности внутри образовательной организации путем создания такого рода совместных проектов.

  1. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Календарный план реализации основных этапов и развития проекта предполагает три этапа:

1 этап — подготовительный

(декабрь 2017 – февраль 2018)

Месяц

Этап проекта

Декабрь

1.Постановка цели и задач

Декабрь

2.Определение методов исследования

Январь

3.Подбор наглядно-иллюстративного материала

Январь

4.Подбор художественной литературы по теме (загадки, стихи)

Февраль

5.Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Февраль

6.Создание дидактических игр.

Февраль

7.Подбор материала для продуктивной деятельности

                                       

2 этап — основной

(март 2018 – май 2018)

Март - май

1.Работа с детьми по созданию учебных пособий

Март - май

2.Работа с сотрудниками ОГИБДД

3 этап — заключительный

                                     (июнь 2018  июль 2018)

Июнь

1. Выставка рисунков и поделок по ПДД

Июнь

2. Изготовление буклетов «Знай правила дорожного движения», «Велосипед и безопасность»

Июнь

3. Изготовление памяток: «Обучение детей наблюдательности на улице», «Причины детского дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле»

Июль

4. Обобщение положительного опыта. Предоставление результатов работы над проектом

  1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия по реализации проекта, распространению опыта и результатов:

  • Обучение различных групп учащихся с использованием созданного пособия, и формирования ответственного отношения к правилам безопасности у учащихся;
  • Размещение на сайте для информирования о результатах реализации
  • проекта (предполагается опубликовать результаты проекта на официальном сайте для ознакомления широкой аудиторией);
  • Участие в Конкурсе как представление выполненной проектной работы широкой общественности;
  • Участие в научно-исследовательской конференции с целью трансляции опыта;
  • Публикация созданного пособия по безопасности в сети Интернет для ознакомления с ним широкого круга лиц.

Все проектные работы выполняются возможностями и средствами образовательной организации. На ключевых точках проекта путем анализа и статистических данных определяется корректировка действий по эффективной реализации проекта.

Как уже было сказано ранее, для оценки качества выполнения задач проекта проводятся статистический анализ и опросы на входе в проект и на выходе по итогам его реализации. Инструменты оценки эффективности также могут быть дополнены по необходимости в ходе реализации.

  1. ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ 

Рассматривая ресурсное обеспечение проекта, рассмотрим имеющиеся на данный момент ресурсы и ресурсы, необходимые для дальнейшей реализации.

Кадровое обеспечение:

имеющееся: реализация проекта осуществляется силами педагогического коллектива и специалистов по обеспечению безопасности из ОГИБДД, обучающихся образовательной организации.

Ресурсное обеспечение:

имеющееся: силы педагогического коллектива и возможности образовательной организации. Необходимое: интернет-ресурс, раздаточный материал проекта.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
  1.  Совершенствование уровня профессионального мастерства педагога по теме проекта. 
  2. Становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного поведения в непредвиденных ситуациях, сформированность устойчивых навыков самосохранения.
  3. Расширение взаимодействия с образовательными учреждениями, установление прочных связей с ГИБДД. 
  4. Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГТ и ФГОС.
  5. Проведение познавательно – игрового конкурса для взрослых и детей «Правила дорожные знать каждому положено».
  6. Создание базы творческих и исследовательских работ по безопасности.

Основным критерием определения достижения цели проектной работы  является вовлеченность и непосредственное участие ребенка в реализацию проектных задач, а также, его способность транслировать накопленные в ходе работы умения и навыки своим сверстникам.

Транслируемость проектной идеи. Данная проектная идея может быть перенесена (транслируема) на альтернативную тему. Успешность ее реализации, в таком случае, будет зависеть от особенностей выбранной темы и целевой аудитории.

Как уже было сказано, проектная идея, в случае ее полной успешной реализации, имеет возможность существования и развития в своем направлении путем накопления базы учебных пособий и расширения количества участников. Учитывая тот момент, что проектный замысел может

быть транслируем на альтернативные темы, возможной перспективной целью всего проекта по итогам его реализации может стать определение новых направлений для работы. Например, это может быть тема ответственного отношения к детям с ограниченными возможностями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ РЕСУРСОВ:

  1. Дереклеева, Н.И. Азбука дорожного движения [Текст] / Н.И. Дереклеева. - М: Знания, 2010. - 346с.
  2. Ковалева, Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников [Текст] / Н.В. Ковалева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - 160с.
  3. Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или дошкольник вышел на улицу [Текст] / В.И. Ковалько. - М: Вако, 2010. - 191с.
  4. Козловская, Е.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст] / Е.А. Козловская. – М.: Третий Рим, 2012. – 86с.
  5. Комлева, Л.А. Дети и дорога [Текст] / Л.А. Комлева. – М.: БИНОМ, 2010. – 103с.
  6. Лавлинскова, Е.Ю. Изучаем правила дорожного движения [Текст] / Е.Ю. Лавлинскова. - Волгоград: Учитель, 2012. - 237с.
  7. Мельникова, Т.В. Формирование навыков безопасного поведения младших школьников на дороге [Электронный ресурс] / Т.В. Мельникова. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/580194/.
  8. Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей Правилам дорожного движения [Текст] / Сост. Зуева Т.Э., Никитина Б.Г.- М.: Академия, 2012. – 93с.
  9. Минич, О.А. Островок безопасности [Текст] / О.А. Минич. - М: Красико-Принт, 2014. - 128с.
  10. Обучение правилам дорожного движения [Текст] / Под ред. П.В. Ижевского. - М: Просвещение, 2010. – 168с.
  11. Персидская, И.В. Классные часы в 1-4 классах [Текст] / И.В. Персидская. - Волгоград: Учитель, 2009. - 204с.
  12. Правила дорожного движения Российской Федерации [Текст]. - М: Атберг, 2014. - 64с.
  13. Сосунова, Е.М. Учись быть пешеходом [Текст] /Е.М. Сосунова. – СПб: Издательский дом «Мим», 2010. – 224с.
  14. Степанов, В.П. Юные инспектора движения [Текст] / В.П. Степанов. – М: Красико-Принт, 2012. – 123с.
  15. https://yandex.ru/images/search?p=2&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Приложение 1.

Сайт Госавтоинспекции МВД России

http://www.1gai.ru/autonews/514631-avarii-na-dorogah-rossii-statistika.html

Динамика показателей аварийности с участием детей за 7 лет

Аварии на дорогах России, статистика

Приложение 2.

Анализ анкетирования

Опрос 1 «Нарушение правил безопасности».

Результаты проведенного опроса среди учеников: «Приходилось ли Вам нарушать правила дорожного движения?» Нами было опрошено более 119 учеников школы, в результате выяснилось, что более половины из них когда-либо нарушали правила дорожного движения, к примеру, переходя улицу вне пешеходного перехода.

Опрос 2 «Обратная связь».

По результатам презентации проекта был проведен опрос о пользе и продуктивности созданного проекта: «Считаете ли Вы, что созданный проект может призвать людей не нарушать правила безопасности?»