Рабочая программа кружка "Умелые руки"
методическая разработка (1 класс) на тему

Горохова Сардаана Дмитрьевна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл um_ruki.docx38.49 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовая база.

Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с основными положениями федерального образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Программа составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 № 373 (ред. От22.09.11) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Учебный план образовательного учреждения на 2016/ 2017 учебный год
  • Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры программы внеурочной деятельности)

В Федеральном государственном образовательного стандарте начального общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 – 8 лет, на 1 год обучения: на 33 часа 1 раз в неделю. Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 30 минут. Программа «Умелые руки» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Рабочая программа по курсу «Умелые руки» для 1 класса разработана на основе авторской программы по «Художественному творчеству» авт. ПросняковаТ.Н.

Актуальность изучаемой деятельности:

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи кружка:

-научить детей основным техникам изготовления поделок;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;

-привить интерес к народному искусству;

-обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;

-организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

На изучение курса «Умелые руки» в первом классе выделяется 33 часа, 1 ч. в неделю.

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Умелые руки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые руки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Вводное занятие. Знакомство детей с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности.

Тема 1. Работа с природным материалом. (5ч)

Тема 2.Работа с пластическими материалами. (9ч) Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин, солёное тесто). Изготовление объёмных поделок и композиций.

Тема 3.Работа с текстильными материалами. (4ч) Теория – первоначальные сведения о тканях.

Технология изготовления поделок. Практика – изготовление салфеток, ковриков.

Тема 4.Работа с бумагой и картоном.(8ч) Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с техникой оригами, модульным оригами. Изготовление объёмных игрушек и фоторамок.

Тема 5. Аппликация из деталей оригами. (5ч)

Раздел «Место учебного предмета»

Данная программа рассчитана на обучение с учетом 1 час в неделю.

Годовое количество часов на изучение курса составляет 33 часа.

Кол-во часов

Четверть

К-во часов в неделю

Всего часов

По плану

Факт.

1

1

9

2

1

7

3

1

9

4

1

8

Итого: 33

  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

o учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

o формулировать собственное мнение и позицию;

o договариваться, приходить к общему решению;

o соблюдать корректность в высказываниях;

o задавать вопросы по существу;

o использовать речь для регуляции своего действия;

  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • Достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • Сформировать систему универсальных учебных действий;
  • Сформировать навыки работы с информацией.
  1. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.
  • выставки, презентации ка
  • коллективные проекты
  • работа в парах, малых группах
  • индивидуальные работы
  • коллективные игры и праздники

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока

Примечания

Факт. дата

Дата выполн.

I четверть.

1.

Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности.

2.

Экскурсия. Сбор природного материала.

Тема 1. Работа с природным материалом.

3.

Аппликация из листьев «Птичка»

Засушенные листья, картон

4.

Аппликация из листьев «Оленёнок»

Засушенные листья, картон

5.

Аппликация из листьев «Черепаха»

Засушенные листья, картон

6.

Работа с ореховой скорлупой «Рыбка»

Картон, скорлупа орехов

7.

Аппликация из     Работа с природными материалами на картоне.

Засушенные листья, картон

Тема 2. Работа с пластилином

8.

История лепки

9.

Лепка простых овощей и фруктов.

Пластилин

II четверть.

10.

Посуда из пластилиновых жгутов

Пластилин

11.

Аппликация на картоне из пластилина.

Пластилин

12.

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

Пластилин

13.

Лепка по замыслу детей

Пластилин

14.

Лепка по замыслу детей

Пластилин

15.

Работа с пластилином и картоном « Осминожек»

Пластилин

16.

Коллективная композиция «Морское дно»

Пластилин, камешки, ракушки

III четверть.

Тема 3. Работа с тканью

17.

Ёлка. Вата, ткань и картон

Картон, вата

18.

Аппликация из ткани

Картон, ткань

19.

Аппликация из пуговиц.

Картон, пуговицы

20.

Сервировочная салфетка

Картон, ткань

Тема 4. Работа с бумагой и картоном.

21

Поздравительная открытка

Цветная бумага

22

Поздравляем мам. Открытка

Цветная бумага

23

Гофрированные изделия «Веер»

Цветная бумага, гофрированная бумага

24

Выпуклая аппликация «Цветок»

Цветная бумага

25

Работа по шаблонам. Аппликация «Лебедь».

Цветная бумага

IV четверть.

26

Работа по шаблонам. Грибная поляна.

Цветная бумага

27

Аппликация «Русская матрешка»

Цветная бумага

28

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

Цветная бумага

Тема 3. Аппликация из деталей оригами

29

Аппликация из одинаковых деталей оригами. Зайцы.

Цветная бумага

30

Коллективные композиции в технике оригами.

Цветная бумага

31

Аппликация из одинаковых деталей оригами. Рыбы.

Цветная бумага

32

Коллективные композиции в технике оригами.

Цветная бумага

33

Итоговое занятие

Выставка

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

КОЛИЧЕСТВО.

Печатные пособия.

1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация

Экранно-звуковые пособия.

Презентации к занятиям.

Игры и игрушки.

Наборы цветной бумаги, картона.

Пластилин.

Ножницы, клей.

Образцы готовых изделий.

Оборудование класса.

Учительский стол, стул.

1

Ученические столы, стулья.

Доски для размещения образцов изделий и готовых поделок.

1

Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий.

1

МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф.Афанасьева-Алданского»

Рассмотрено:                                                                                          Согласовано:                                                                         Утверждено:                                    

МО начальных классов                                                                         зам. директора по УВР                                                        директор ЧСОШ

Горохова С.Д. _________                                                                     Лугинова Л.Е. ________                                                      Ушницкая В.В.________

«___» __________2017 г.                                                                      «___» ___________2017г.                                                    «___» ___________2017г

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по  духовно-нравственному направлению

«Умелые ручки»

1 класс

на 2017-2018 учебный год

Горохова С.Д.

учитель начальных классов

2017-18 уч.г..