КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДОБРОТУ
статья на тему

Овчинникова О.В.

Как научить ребёнка чувствовать?  И как сделать так,чтобы воспитать с  детства потребность совершать добрые поступки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vospityvat_dobrotu.docx24.07 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДОБРОТУ

Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Добрый человек пожалеет несчастного, найдет слова утешения, поможет в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он их видит, слышит и спешит на помощь. Сущность доброты – способность сопереживать другому человеку.

Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта — пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдет мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды.

И, наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина — человека с чувством обостренного достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Говоря о воспитании доброты, нельзя не вспомнить Василия Александровича Сухомлинского, который уделяя огромное внимание нравственному воспитанию, писал:

«Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера; чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям. Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Для того чтобы, образно говоря, в сердце маленького человека прочно обосновалось добро, надо с детства воспитывать в нем доброжелательность. Здоровое стремление стать лучше не должно выливаться в нездоровое желание принизить других. Мастерство и искусство воспитания в этой тонкой сфере заключаются в том, чтобы осознание и переживание человеком своих достоинств гармонически сочетались с беспокойством, с тревогой; почему мой товарищ отстает от меня? Умение правильно, по-доброму видеть своих товарищей, умение желать добра воспитывается лишь в том коллективе, где происходит постоянное интеллектуальное и моральное развитие, совершенствование каждого человека. Способен желать добра другому тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера

Для воспитания нравственной культуры я считаю очень важным то, чтобы человек и в личных, и в коллективных духовных отношениях был связан с другими людьми узами добрых желаний. Пусть одновременно с первыми шагами познания  окружающего мира он испытывает радостное волнение и тревогу в связи с благополучием или горестями другого человека. Пусть на собственном опыте убедится, что от того как он видит другого человека, как к нему относится, зависит мир и покой в его душе.»

Как научить ребёнка чувствовать? Дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда, к сожалению, их поступки бывают добрыми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с детства потребность совершать добрые поступки.

Способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Она развивается постепенно и не сразу проявляется полностью. Доброте ребенка учит взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание ребенка, прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию: “Не обижай других”, “Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Тебе ведь лучше, когда тебя утешают?” и т.д. Таких уроков потребуется немало. И начинать их надо очень рано, не пропуская те жизненные ситуации, которые способны подвигнуть ребенка к действенному отклику на эмоциональный дискомфорт товарища. Первое и основное правило – воспитывать доброту можно только добром, опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере ребенка или только начинает складываться.

В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В школу приходят разные дети: эгоистичные, избалованные, себялюбивые — и открытые, простые, любящие все живое. Первые школьные годы могут многое изменить в маленьком человеке. Ребенок — как подсолнух: он поворачивается к добру как к солнцу. И это добро обязательно должно исходить от педагога, учителя. Если ребенок чувствует в учителе доброго, ласкового, справедливого, доброжелательного наставника, то он открывается ему всей душой.

Поэтому одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих  духовных  ценностей и ориентиров. Среди них – вечные нравственные нормы: доброта, уважение к старшим, помощь и взаимопомощь, и, очень модное сейчас слово, толерантность. Не секрет, что наиболее благоприятным для усвоения нравственных норм поведения является младший школьный возраст. Дети, как губка, впитывают все: и плохое, и хорошее. И задача учителя, научить их разбираться  в  нашем жестоком мире, научить их  сохранять и умножать в себе и окружающих частичку доброты и справедливости.

В каждом ребенке много доброго, неиспорченного, и важно не убить в них это, а увидеть и взрастить. Ведь воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и во внеурочной деятельности. В каждом мальчишке и девчонке надо раздуть искорки доброты, милосердия и понимания себя, окружающего мира.

Воспитанию доброты способствует проведение классных часов. Беседы с младшими школьниками предусматривают воспитание словом, организацию нравственного просвещения через обобщение жизненного опыта воспитанников. Ведь мы живем среди людей и необходимо, чтобы дети приобрели опыт взаимодействия с окружающими людьми, не нарушая правил поведения и не мешая своим поведением окружающим людям.

На классных часах, на уроках чтения  совместно с детьми анализируются действия и поступки героев различных произведений, обсуждаются разнообразные варианты выхода из сложившихся ситуаций. Никто не остается равнодушным. Разные ситуации помогают не только узнать, как вести себя в том или ином случае, но и «примерить на себя» эту ситуацию, чтобы выйти из нее достойно. И основным девизом неизменно остается: «Помни, что рядом с тобой люди».

Но в жизни бывает и так, что дети, играя, незаслуженно обижают товарища. И, конечно, это не остается без нашего внимания. Такие не выдуманные жизненные ситуации, участниками которых оказываются сами дети, приводят к тому, что ребята становятся внимательнее друг к другу, добрее, прислушиваются к мнению товарищей. Дети не остаются  глухи к чужому несчастью, откликаются и пытаются помочь товарищу, оказавшемуся в беде.

  Хочется надеяться, что такая ежедневная, кропотливая работа по воспитанию и развитию личности ребенка даст свои результаты: дети станут отзывчивее и добрее. А в дальнейшем может быть это  поможет разбираться им в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, войти в него уверенным в себе, умеющим общаться с окружающими и способным преодолеть свои страхи и трудности. Хочется верить, что наши ученики войдут в мир созидателями доброты и милосердия. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание “Воспитывать доброту”

Родительское собрание-диспут – “Воспитывать доброту”...

Родительское собрание “Воспитывать доброту”

Родительское собрание-диспут – “Воспитывать доброту”...

Родительское собрание “Воспитывать доброту”

Родительское собрание-диспут – “Воспитывать доброту”...

родительское собрание "Воспитываем доброту"

Показывает родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побуждает их к этому....

Дискуссия "Воспитывайте доброту"

Цель данной дискуссии показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброго, чуткого отношения друг к другу, умения принять окружающий мир таким, каков он есть, и стремления сд...

родительское собрание "Давайте воспитывать в детях доброту"

Показать важность  воспитания доброты в детях....

Родительское собрание "Воспитываем доброту"

Показаны различные приемы и методы вопитания доброты  у младших школьников...