Ленинградский зоопарк в годы блокады
методическая разработка на тему

Антонова Наталья Александровна

В методической разработке раскрыта тема жизни и трудовых подвигов работников Ленинградского зоопарка в тяжелые годы блокады, а также можно познакомиться с животными, которые обитали в те годы и узнать о дальнейшей их судьбе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 4 Василеостровского района

г. Санкт – Петербурга

Ленинградский зоопарк

 во время блокады

Автор: Н. А. Быкова.

Санкт – Петербург, 2017 год

Цель праздника: ознакомление учащихся с историей Ленинградского зоопарка, воспитание  патриотизма, уважения к истории своей страны. Социализация учащихся с ОВЗ, развитие речи.

Задачи:

-Образовательные:

  1. Расширить (формировать) знания детей о Ленинградском зоопарке во время блокады. Повысить познавательную активность.
  2. Обогатить словарный запас за счёт усвоения слов и их значений: блокада, сотрудники зоопарка, вольеры для зверей, слоновник, разруха, голод, «площадка молодняка», бегемотиха, гриф.
  3. Обогатить социальный опыт детей за счёт эмоциональных переживаний событий блокады.

-Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать желание принимать активное участие в мероприятии и его подготовке.
  2. Отрабатывать алгоритмы поведения на культурно-массовых мероприятиях.
  3. Развивать выразительную сторону речи.
  4. Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективных мероприятий.
  5. Развивать внимание, память, мышление.

-Воспитательные:

  1. Воспитание эмоционально-волевой сферы, связанной с героическим поведением людей в период блокады (от ребёнка до взрослого).
  2. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
  3. Воспитывать культуру общения и доброжелательное отношение к окружающим людям. Воспитывать уважение к пожилым людям.
  4. Воспитывать умение слушать педагогов и выступающих.

-Здоровьесберегающие:

  1. Снять эмоциональное и физическое напряжение.

Оборудование: презентация «Ленинградский зоопарк»», вырезки из газет с заметками о блокаде, презентация «Животные зоопарка» (убери лишнее животное)

Как пережил блокаду Ленинградский зоопарк

- Ребята, вы узнаёте, что изображено на слайде?

- А какой символ зоопарка? (белый медведь).

- Кто живёт в зоопарке?

- Зоологический сад в Петербурге был основан ещё в 1865 году и к 1941 году Ленинградский зоосад стал одним из лучших не только в стране, но и в Европе.

Блокада Ленинграда – одна из самых страшных страниц в истории города. Тяжело было всем, жители гибли от голода и холода. Однако даже в те ужасные времена нашлись люди, которые, не жалея себя, пытались спасти несчастных животных из Ленинградского зоопарка.  

  В.К. Буряк и слониха Бэтти. 1932 год.

Но как  – сохранить более ста шестидесяти зверей и птиц в городе, на улицах которого разрывались вражеские снаряды, прекратилась подача электроэнергии, отключен водопровод и канализация, где их просто не чем было кормить?

Конечно, сотрудники зоосада еще до начала блокады пытались спасти уникальных животных. В Казань было вывезено около 80 зверей, среди которых находились черные пантеры, тигры, белые медведи и огромный носорог. Однако всех увезти не удалось.

Около шестидесяти обитателей зверинца в начале войны оказались в Белоруссии. Их привезли в Витебск, чтобы показать местным ребятишкам.

 С первых дней бомбежек, сотрудники зоосада пытались уберечь как можно больше животных.

Среди их подопечных был и американский крокодил.

К сожалению, вывезти его не могли, так как для передвижения ему были нужны особые условия. Кто-то предложил отпустить крокодила в воды Западной Двины, эту идею поддержали, и теплолюбивая рептилия отправилась в свободное плаванье. О его дальнейшей судьбе так никто и не узнал.

В самом Ленинграде еще до начала бомбежек люди были вынуждены застрелить оставшихся крупных хищников, оставить их означало подвергнуть опасности жителей города: оказавшись на свободе в результате разрушения клеток снарядами, они вполне могли отправиться на охоту.

В начале сентября сорок первого Ленинград был окружен. К тому времени в зоосаде оставались бизоны, олени, слониха Бэтти, бегемотиха Красавица, жирафы, дрессированные медвежата, лисята, тигрята, тюлень, два ослика, обезьяны, страусы, черный гриф и множество мелких животных. Ох и нелегко им было во время бомбежек!

бизон

               

Большинство зверей в ужасе метались по клеткам, рычали от страха медвежата, забивались в угол птицы. Слониха Бэтти, едва услышав звуки сирены, поспешно отправлялась в свой домик. Другого убежища у неё не было. К несчастью, 8 сентября прямо рядом с ее вольером разорвалась одна из бомб, которая убила сторожа и смертельно ранила саму Бэтти. Бедняжка скончалась прямо на развалинах слоновника. Ее похоронили на территории зоопарка.

   Погибшая Бетти. 10 сентября 1941 года.

В ту страшную ночь погибли умные медвежата и весёлые лисята.

После одной из бомбёжек был разрушен обезьянник, и уцелевшие животные разбежались по улицам города. Утром сотрудники собирали их по всей округе. В глазах обезьянок читался безмерный ужас и непонимание происходящего. Они жались к людям, словно моля о помощи.

  Из крупных хищников в зоосаде остался лишь уссурийский тигр, молодой и не представлявший опасности. Его пощадили бомбы и снаряды, но убил ужас – животное умерло от кровоизлияния в мозг.

   Копытных, помимо осколков,губили воронки – оступившись, животные ломали себе ноги,что обрекало их на смерть. Лишь антилопе по кличке Маяк удалось каким – то образом пережить этот ад, став настоящей легендой зоосада.

Неповоротливый бизон провалился в воронку. У людей просто не было сил, чтобы вытащить его оттуда, поэтому они соорудили настил и выманивали его кусочками сена, разложив их от дна до края ямы.

Нелегко пришлось и бегемоту Красавице, которую привезли в зоопарк вместе со слонихой Бэтти в далеком 1911 году. Она выжила и прожила долгую счастливую жизнь, однако без самоотверженной помощи Евдокии Дашиной чуда бы не произошло. Дело в том, что кожа бегемота должна быть постоянно смочена водой, иначе она быстро пересыхает и покрывается кровавыми трещинами. А зимой сорок первого городской водопровод не работал, и бассейн Красавицы оставался пустым.

   Е.И. Дашина у бегемота Красавица. 1943 год.

Что делать? Евдокия Ивановна каждый день привозила на саночках из Невы 40 вёдер воды. Воду грели и поливали ею бедную бегемотиху. Трещины смазывали камфорной мазью. Вскоре кожа Красавицы зажила, и она смогла с достоинством скрываться под водой во время бомбежек. Бегемотиха очень боялась бомбёжек и чтобы ее успокоить, Евдокия Дашина оставалась во время налётов рядом с ней, словно пытаясь закрыть своим телом огромное животное. Дожила она до 1951 года и умерла от старости.

Все блокадные годы в зоосаде работал театр зверей. Дрессировщики И.К.Раевский и Т.С.Рукавишникова с группой дрессированных животных — медвежатами, собачками, обезьяной, лисицей, козликом — своими выступлениями радовали раненых и детишек города.

           

Сотрудники зоосада во главе с директором Николаем Соколовым, как могли,  восстанавливали разрушенные вольеры, лечили раненых животных, возвращали домой беглецов. Но страшнее всего был голод, охвативший Ленинград.

Чем кормить животных, когда нечего есть людям? Как спасти зверей, когда сам еле стоишь на ногах от голода.

В те страшные годы зоосад не финансировался, и выживание животных полностью зависело от его служащих. В первые месяцы войны они собирали на полях трупы убитых снарядами лошадей, убирали с полей овощи. Когда эта возможность была утеряна, люди косили серпами оставшуюся траву во всех возможных точках города, собирали рябину и желуди. Весной всю свободную территорию превратили в огороды, где выращивали капусту, картофель, овес и брюкву.

 Медведей перевели на питание в виде фарша из овощей и травы. Хищников обманывали, зашивая эту смесь, в шкурки кроликов, оставшихся с довоенных времен. Есть такое хищники не стали бы, но сверху эти муляжи обмазывали рыбьим жиром — и животные верили в то, что едят мясо.

Хищным птицам в такую смесь добавляли рыбу, а грифы соглашались есть только вымоченную соленую рыбу. А вот самым несговорчивым оказался беркут, ради которого людям пришлось ловить крыс.   беркут

Известно, что взрослый бегемот в сутки должен получать от 36 до 40 кг корма. Разумеется, в блокадные годы и речи не могло быть о таком «пиршестве». Красавице давали 4-6 кг смеси из травы, овощей и жмыха, добавляя туда 30 кг распаренных опилок, просто для того, чтобы заполнить ей желудок.

В ноябре 1941 года в зоосаде произошло пополнение: у гамадрила Эльзы родился малыш. Молока у матери не было, однако местный роддом ежедневно выделял немного донорского молока, благодаря чему детёныш смог выжить.

 Ленинградский зоопарк закрывался только зимой 41-42 х. гг. Уже весной обессиленные сотрудники расчищали дорожки и чинили вольеры, чтобы летом пустить первых посетителей. Выставлялись 162 животных. За лето на них пришло посмотреть около 7400 ленинградцев, что доказывало необходимость такого мирного учреждения в те страшные годы.

Многие служители ночевали прямо в зоосаде, не желая покидать своих подопечных ни на миг. Их было немного – всего два десятка, но этого оказалось достаточно, чтобы спасти множество жизней. 16 человек были награждены медалью «За оборону Ленинграда», а сам зоопарк было решено не переименовывать, чтобы сохранить память о подвиге сотрудников-блокадников (поэтому зоопарк называется Ленинградский).

   Коллектив Лензоосада. Весна 1945 года.

На этом я хочу закончить свой рассказ о том, как люди и звери пережили одно из страшнейших событий мировой истории.

           

           

Кроссворд «Животные зоопарка» (ответы по горизонтали)

1 Ж

И

Р

А

Ф

2 К

Р

О

К

О

Д

И

Л

3 В

Е

Р

Б

Л

Ю

Д

4 С

Л

О

Н

5 Т

И

Г

Р

6 Н

О

С

О

Р

О

Г

7 О

Б

Е

З

Ь

Я

Н

А

З

Е

Б

Р

А

  1. Самое высокое животное планеты.
  2. Хищный ящер, живущий у водоёма.
  3. Корабль пустыни.
  4. Самое крупное наземное животное планеты.
  5. Крупная хищная полосатая кошка.
  6. Зверь с рогом на носу.
  7. Животное наиболее близкое к человеку по строению тела.
  8. Лошадь в тельняшке.

ВИКТОРИНА

Задачи:

Образовательная: углубить и закрепить полученные знания. Расширить кругозор. Развивающая: развивать логическое и образное мышление: формировать  творческие способности, активизировать воображение.

 Воспитательная: пробудить интерес к произведениям русских и зарубежных писателей.

Викторина для старших дошкольников « Литературный зоопарк»

1 Какая птичка в стихотворении С.Я Маршака обедала в зоопарке у зверей? ( Воробей)

2 Кто облюбовал трамвайчик в сказке « Тараканище» ?( Зайчик)

3 Пожиратель калош,если верить Чуковскому,-это ( Крокодил)

4 Какая зверюга жаловалась Айболиту, что ее укусила оса?( Лиса)

5 Какой зверь раздавил Волка при штурме Теремка?(Медведь)

6 Животные в мешке или в сапогах ,кто это?( Кот)

7 «Идет, качается, вздыхает на ходу»-кто так делает, по отверждению А.Барто?( Бычок)

8 Этот чудовищный зверь мог неодолимый сон напускать, мог весь люд побивать,мог и сказки рассказывать. Кто он?( Кот Баюн)

9 Какое молодое животное спасло паром от катастрофы  путем  арифметической процедуры?( Козленок)

10 Какие две рыбы, « обитающие» в разных сказках,исполняют желания ,поймавших их людей?( Золотая рыбка, щука)

11 Сколько лет рыбачил старик, пока не поймал золотую рыбку (30 лет и 3 года)

12 Назовите единственную пантеру, которая известна нам по имени?(Багира)

13 Дереза- это растение или животное?( Животное)

14 Кем является Серая Шейка из рассказа  Мамина-Сибиряка? ( Уткой)

15 Какая хищная рыба стала героиней в русской народной сказке? (Щука)

16 Кого часто в шутку называют  Топтыгин?( Медведя)

17 Кто из животных не пытался жениться на Дюймовочке? ( Шмель)

18 Что росло у героя итальянской сказки Пиноккио, когда он лгал?(Нос)

19 Где хранится смерть Кощея? ( В яйце)

20 Кто в конце концов скушал Колобка?( Лиса)

21 От куда звонил слон Корнею Ивановичу Чуковскому?( От верблюда)

22 Кто из героев детских сказок воспитывался в волчьей семье? ( Маугли)

23 Как называли Маугли в волчьей стае? (Лягушонок)

24 Что потерял ослик ИА в сказке про Винни- Пуха?( Хвост)

25 Кто поженил муху и комара?( К. Чуковский)

26 Кто съел Таракана  Корнея Чуковского ?( Воробей)

27 Кто помог  Ивану- царевечу спасти Елену Прекрасную?(Серый волк)

28 Из какого цветка появилась Дюймовочка?(Тюльпан)

29 В кого превратился Гадкий Утенок?(В лебедя)

30 Когда Бэмби вырос, кем он стал?(Оленем)

Викторина «В зоопарке»

■ «Тело у меня необыкновенно тяжелое, оно может весить как большой грузовик. Именно для того, чтобы удерживать такую тяжесть, мои ноги толстые и похожи на огромные колонны. У меня есть бивни, которыми я защищаюсь. Самой примечательной частью моего тела является хобот. Кушать люблю траву, плоды и листья деревьев». (Слон.)

■ «Я живу в зарослях тропического леса, где солнечные лучи тонкими полосками пробиваются сквозь кроны густых деревьев. Поэтому моя шкура покрыта полосками, похожими на эти блики света. Я сильный зверь. Питаюсь кабанами, оленями, антилопами. Чтобы утолить голод, мне нужно около девяти килограммов мяса в день». (Тигр.)

■ «Я сильное животное. Мой рев подобен грому, а грива придает мне грозный вид. Живу я в теплых странах, в песчаных местах, поэтому шкура у меня песочного цвета. Днем чаще сплю, а ночью охочусь на зебр, газелей и антилоп. Хоть я и царь зверей, но легко поддаюсь дрессировке и могу выполнять различные номера в цирке». (Лев.)

■ «Мое тело покрыто жесткой толстой кожей серого цвета, которая хорошо защищает от укусов насекомых и от ветвей кустарников. На ногах маленькие копытца. Питаюсь я травой и молодыми ветками и листьями. Но моя главная особенность — знаменитый рог на лбу. Когда мне угрожает опасность, я опускаю голову и наношу удары рогом». (Носорог.)

■ «Меня знают все. Я похожа на человека, но в отличие от него у меня есть хвост, которым я держусь за ветки, пока срываю руками фрукты и ногами подношу их ко рту. Любимое мое занятие — корчить рожицы». (Обезьяна.)

■ «Древние греки назвали меня «речной лошадью». Во-первых, я много времени провожу в воде, а во-вторых, напоминаю лошадь. У меня такие большие широкие ноздри и маленькие уши. Я очень большое животное: 4 метра в длину и 3,5 тонны весом. Питаюсь я речной травой». (Бегемот.)

■ «Мой рост может достигать в высоту шесть метров. На голове есть уши и смешные маленькие рожки, обтянутые кожей. Ни клыков, ни когтей у меня нет. Зато есть необыкновенно длинный язык, достигающий иногда 45 см. Таким языком я ловко срываю листочки с колючих растений, даже не уколовшись. Хотя передние ноги у меня длиннее задних, бегаю я быстро, могу перегнать лошадь. Сплю стоя, а воду пью, широко расставив ноги, потому что моя длинная шея совсем не гнется». (Жираф.)

■ «У меня толстая серая кожа, маленькая головка с торчащими вверх ушками, очень длинные и сильные задние и маленькие передние лапы. Я немаленькое животное (около двух метров в высоту), но прыгаю, как кузнечик — далеко и высоко. Самое примечательное у меня — сумка, которая находится внизу живота, между ног. Мое изображение есть на гербе Австралии». (Кенгуру.)

■ «Я похожа на маленькую лошадку: у меня есть копыта, грива, хвост. Я быстро бегаю. У меня отличное зрение и хорошая память. Но окраска — полосатая. У меня много врагов: тигры, львы, гиены и другие хищники. Чтобы защититься от врагов, я и другие мои родственники объединяемся в группы. Я занесена в Красную книгу». (Зебра.)

■ «Я вполне хорошо чувствую себя там, где другие животные погибли бы от голода и жажды. Свою еду и питье я ношу с собой в горбах. Перед началом очередного путешествия я несколько днем ем и пью. Тогда только один мой горб может весить 45 килограммов! Но к концу путешествия мой горб пустеет и падает набок». (Верблюд.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная презентация "900 дней и ночей", посвященная годовщине Ленинградской блокады.

Презентацию можно использовать при проведении классого часа, посвященного снятию блокады с города-героя Ленинграда. Презентация содержит фотоматериалы военных лет, некоторые исторические данные....

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января)

устный журнал "Она написала блокаду", посвященный Дню воинской славы России - Дню снятия блокады Ленинграда (27 января) Цели и задачи: Обучающие:- формировать коммуникативные (речевые) умени...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

урок " Ленинградский зоопарк" с использованием интерактивной доски SMAR Thttps://yadi.sk/d/m2n5JSlJjjm4v

Материал урока для скачивания можно скачать по ссылке Thttps://yadi.sk/d/m2n5JSlJjjm4v...

Их подвигу память верна.. Урок мужества. Встреча поколений, посвященная 75 - летию полного освобождения Ленинграда от блокады 27 января 1944 года.

Урок мужества с участием:Почётного гражданина Приладожского городского поселения Петровой Евгении Даниловны, Даниловой Серафимы Васильевны, на момент начала войны была жиителем г.Ленинграда...

Классный час, посвящённый памяти Ленинградской блокады « Маленькие победы большой войны. Они учились в Ленинграде…»

В данной разработке показано. как тяжело было детям в годы войны в нашем городе. Как они преодолевали трудности, совершали свой маленький подвиг - учились. Хочется. чтобы современные дети больше ценил...