Проект «Сударыня масленица»
проект на тему

Герасимова Наталья Александровна

Проект «Сударыня масленица» рачитан на учащихся начальныхклассов. 

Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sudarynya_maslenitsa_1.docx92.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение "Адаптированная школа № 1"

                               УТВЕРЖДЕНО

директор школы

_____ ______ В.В.Рениной

.               «___»______2018 г.

Проект

«Сударыня масленица»

http://discountur.ru/wp-content/uploads/2016/03/62.jpg

Автор:

Герасимова  Н.А.

       «Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя».

Ш. Амонашвили

       «Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство».

Г.Н. Волков

Есть такой очень веселый народный праздник – Масленица.

Заканчивается зима, начинается весна. Дни становятся длиннее и светлее, яркое солнце светит на голубом небе. На Руси в это время устраивались народные гулянья. Называли этот праздник - Масленица. Веселый, разгульный, этот праздник длится целую неделю: ярмарки, песни, пляски, ряженые, игрища. Недаром его величали в народе широкой Масленицей. И, конечно же, на празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.

Масленицу еще называли сырной неделей, потому что на нее едят много сыра, яиц. Народ веселится, катается с горок на санках, устраивает кулачные потехи - в общем предается «масленичным удовольствиям».

Проблема, на решение которой направлен наш проект отсутствие интереса у учащихся начальных классов к изучению культурных традиций своего народа, недостаточное владение языковыми и образными средствами фольклора. В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица). Каждый народ, как могучее дерево, силен своими корнями. Чем глубже его корни, тем больше знает народ свою историю и считается с его уроками, тем устойчивее чувствует он себя в современном мире и тем лучше удается ему сохранить свое своеобразие. Чем тоньше нити связывающие народ с его историческим прошлым, тем легче теряет он свое лицо… Старые люди сказывали: «Человек, незнающий и непонимающий своего языка, словно одинокая птица, собравшаяся в дальний путь» К сожалению, исторические особенности формирования Российского государства, современное развитие общественных отношений способствуют утрате жизненных установок молодежи, стремлению к «западной культуре», что приводит к отрыву от национальных корней, искажению нравственных ценностей.

Актуальность: в нашем стремительно меняющемся мире многое безвозвратно уходит из жизни народа, его памяти. Наш долг - успеть сохранить все ценное и достойное будущего из народной культуры, его материального и духовного наследия. Известный русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «В том случае, когда культура, духовность народностей лишена своеобразия, то нет надобности, или даже смысла в существовании этого народа. До тех пор, пока мы не научимся уважать и любить свои традиции, язык, своих богов, мы никогда не научимся уважать самих себя. Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, костюмами, плясками своей страны. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.

Главной целью нашего проекта является духовно-нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведение совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство школы.


  • Задачи:
  • Знакомить детей с традицией русским обрядовым праздником Масленицей, с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.).
  • Развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры; формировать любовь к Родине, ее традициям
  • Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение;
  • Создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей     детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица». Способствовать приобщению воспитанников, их родителей к традициям русского народа (праздник Масленица), обогащение духовного мира; возрождать интерес к обрядовым русским праздникам-формирование у детей начал национального самосознания

Интеграция образовательных областей

  • Социально-коммуникативное
  • Познавательное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие
  • Физическое развитие
  • Развитие игровой деятельности

    Реализация проекта: разучивание игр, песен, беседы, обыгрывание потешек ,знакомство  с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.), рисование рисунков « Масленица  пришла», изготовление ритуальной куклы – Масленицы, проведение конкурса мам      « Мой блиночек  самый, самый», совместный  праздник с родителями «Сударыня масленица»

Ожидаемые результаты: создание атмосферы внезапности, новизны, для развития эмоционального подъема детей, в которых нуждаются дети. В результате реализации этого проекта дети приобретут новые знания, узнают новые игры, потешки, стихи, частушки, заклички, традицию и культуру народного (праздника Масленица).  Развитие детских - родительских отношений

Тип: познавательно-творческий.

Сроки проведения проекта: с 12  по 16 февраля (проводится в рамках масленичной недели )

Участники: учащиеся начальных классов, учителя, логопед и родители

Первый этап подготовительный

1. Изучение специальной методической литературы.

2. Определение целей и задач.  

3. Составление плана реализации проекта и т. д. Дидактическое обеспечение проекта (наглядность, раздаточный материал) ноутбук, мультимедийная презентация, подбор наглядно-дидактического материала, фольклорный материал, художественной литературы по теме проекта, т. д;

4. Установить связь с родителями учащихся  для  проведения  совместного  праздника «Сударыня масленица».

Второй  этап основной.

            Основной этап проекта реализуется в ходе самой Масленичной недели. Материал запланированный на каждый день недели.

НЕДЕЛЯ (12.02.18 – 18.02.18)

Практическая –

МАСЛЕНИЧНАЯ НЕДЕЛЯ

 День недели

 Содержание работы

 Работа с детьми

Работа с родителями

Понедельник

 «Встреча»

(12.02.18)

Знакомство детей с обрядами масленичной недели ; разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен

- мультфильм «Масленица» («Смешарики»),

- разучивание игр,

- разучивание песен (караоке)

Принести рисунки нарисованные совместно  (дети + родители)

« Масленица  пришла».

Вторник

«Заигрыш»

(13.02.18)

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен, потешек Воспитание уважительного отношения к народным традициям

- разучивание игр,

- разучивание песен,

- обыгрывание потешек

- знакомствос малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.)

-конкурс  рисунков  « Масленица  пришла».

Среда

«Лакомка»

(14.02.18)

Знакомство детей с праздничной кухней масленичной недели.

- интегрированная игра  «Масленицу встречаем, блины выпекаем»

- проведение подвижных народных игр, хороводных игр, эстафет,

- пение народных песен,частушек (караоке )

Принести семейные рецепты блинов и традиционных праздничных блюд русской кухни, которые готовят в семье

Четверг

«Разгуляй»

(15.02.18)

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

-мультфильм «Ишь ты, Масленица»

- изготовлением ритуальной куклы – Масленицы

- проведение подвижных народных игр, хороводных игр, эстафет

Индивидуальные             консультации  родителей по подготовке к итоговому развлечению, привлечение к оформлению

Пятница

«Тещины вечерки» (16.02.18)

Создать радостную атмосферу праздника.

Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- конкурс для мам

 « Мой блиночек  самый ,самый»

- итоговый праздник «Сударыня масленица», чаепитие с блинами

Суббота «Золовкины посиделки»

(17.02.18)

 

Выходной  день

Всей семьей навещаем родных

Воскресенье

«Прощенное воскресенье»

«Проводы»

(18.02.18)

Выходной  день

Предложить родителям вместе с детьми поучаствовать в Масленичных гуляниях  (Спасская площадь).

Третий этап заключительный 

  • Подведение итогов  Масленичной недели и награждение победителей конкурса мам « Мой блиночек  самый, самый»
  • Оформление материалов проекта;
  • Подготовка презентации проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий мероприятия "Сударыня масленица"

сценарий мероприятия "Сударыня масленица"...

Фольклорное развлечение "Сударыня Масленица" (сценарий праздника)

Фольклорное развлечение "Сударыня Масленица" (сценарий праздника)...

сценарий праздника "Сударыня масленица"

По сценарию праздника дети представляют каждый  день празднования Масленицы, исполняют песни , частушки, читают стихи, показывают инсценировку. Весь праздник сопровождается презентацией....

Сударыня - Масленица

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию...

Классный час во 2 классе "Сударыня Масленица"

Классный час "Сударыня Масленица", 2 классЦель: изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям....

Сценическая разработка проведения фольклорного праздника для младших школьников «Сударыня Масленица»

Сценическая разработка проведения фольклорного праздника для младших школьников «Сударыня Масленица». Цель: Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре. Задачи: 1. Дать представлени...