Доклад "Пути формирования гармоничной личности в семье"
учебно-методический материал на тему

Первые уроки социального воспитания маленький человечек  получает не в детском саду и не в школе, а в стенах родного. Роль семьи в становлении личности ребёнка невозможно переоценить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования г.Саяногорск Лицей 7

Всестороннее и гармоничное развитие личности ребёнка

на всех уровнях общего образования.

Доклад «Пути формирования гармоничной личности в семье».

Автор:

учитель начальных классов

Федорова Наталья Петровна

Саяногорск, 2018


Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребенок, живя в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребенка.

Ребенок изучает мир через семью, в свете семейных отношений. Семья является могучим воспитательным средством.

Ян Амос Каменский рассуждал: «Если родители научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами, то тем более они должны позаботиться о передаче детям мудрости». А в «мудрости» важнейшим является, во-первых, познание действительного мира, во-вторых - «умение осторожно и разумно управлять самим собой»

Первые уроки социального воспитания маленький человечек получает не в детском саду и не в школе, а в стенах родного дома.

Роль семьи в формировании личности неоспорима: традиции и образцы поведения, которые родители передают своему ребенку, остаются с ним на всю жизнь. Исходя из этого, взрослые должны помнить, что процесс адекватного семейного воспитания носит сознательный характер, то есть духовные и физические качества малышу нужно прививать целенаправленно.

По сути, ребенок является отражением своих родителей. Возможно, чтобы воспитать достойного члена общества, родителям нужно сначала проанализировать и оценить себя с точки зрения морали и нравственности?

В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиеничекие условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, в семье ребенок получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремиться все потрогать своими руками, достать недостижимое. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за пределы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову  « нельзя».

В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой. Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья - это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи.

В семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

Эффективное формирование личности в семье зависит, в первую очередь, от того, какая атмосфера царит в этой ячейке общества. По степени принятия ребенка как равноправного партнера родственных отношений и уровню контроля семьи бывают разных типов:

  1. Безразличная семья. Ее отличительные качества – низкий уровень контроля, отсутствие заинтересованности, натянутые отношения.
  2. Либеральная семья. Контроль практически отсутствует, но отношения теплые, доверительные.
  3. Авторитарная семья. Контроль здесь превыше всего, отношения при этом холодные.
  4. Авторитетная семья. Ее главные характеристики – высокий уровень контроля и      теплые дружеские отношения, взаимоуважение.

Существует несколько типов семейных взаимоотношений:

диктат - в семье проявляется в систематическом подавлении одним членом семьи инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей - это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка.

опека - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом все потребности ребенка, ограждают его от каких-либо забот, принимая их на себя. В дальнейшем такие дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе, у них отсутствует самостоятельность, они не способны проявлять инициативу.

невмешательство - это предполагает, что могут существовать два мира: взрослые и дети, и не тем, и не другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

сотрудничество предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему учат ребенка в семье, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

.Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

 Адекватное представление - здесь существует гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни, или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения определяется индивидуальностью, оригинальностью, глубоким учетом особенностей детей, которые родители знают лучше других субъектов воспитания. Однако положительные результаты воспитания в семье сами по себе не гарантируются. Для достижения таких результатов необходимо учитывать некоторые факторы семейного воспитания.

Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии ребенка обусловлено как тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения, так и тем, что в них как бы фокусируется и находит своеобразное выражение все богатство общественных отношений, а стало быть, создается возможность раннего включения ребенка в их систему.

Внутрисемейные отношения обладают только им присущими относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное воспитание наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте. Это достигается тем, что внутрисемейные отношения предполагают непосредственный контакт, в отличии от других общественных отношений, субъекты которых могут быть разъединены пространственными и временными интервалами (Григорович Л.А., стр. 156).

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу (Радугин А.А., стр.256).

Как строить воспитывающий диалог? Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуации, общность в направлении совместных действий. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого. Помимо диалога, для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять ещё одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка, значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами.

При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в любом деле.

В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.

Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека - все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.

Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей своей собственной личности.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит

Настоящая личность в семье формируется только тогда, когда ответственные родители придерживаются определенных правил воспитания.

 Вот самые главные из них:

    1. Нужно стараться узнать как можно больше о своем ребенке: о чем он мечтает,

             к   чему стремится и т.д.

  1. В процессе воспитания непременно следует учитывать пол, возраст, а также индивидуальные особенности своего ребенка.
  2. На успехах и недостатках своего ребенка нужно концентрироваться одинаково.
  3. В семье нужно культивировать взаимоуважение и доверие, авторитет родителей при этом должен быть безусловным.
  4. Ребенок должен придерживаться определенного распорядка дня. Это, пожалуй, одно из основных условий для успешного воспитания.
  5. Родители должны знать, с кем дружит их ребенок.
  6. Контроль поведения ребенка должен быть, скорее, тактичным, нежели назидательным или навязчивым
  7. С раннего детства необходимо развивать и поощрять интерес ребенка к чтению.

В своей работе с родителями, особенно в 1 классе, я провожу собрания, на которых рассказываю о возрастных и индивидуальных особенностях младшего школьного возраста, привлекаю родителей для решения школьных проблем, совместно организуем праздники для детей, родители активно участвуют в проектной деятельности Лицея. При посещении семей уделяю особое внимание взаимоотношениям между родителями и детьми, совместно разбираем спорные ситуации, обязательно выслушиваем ребёнка и тогда выбираем способ решения, учитывая обе стороны: и родителя, и дитя. В этом учебном году мы решили проводить родительские собрания по параллелям в один день, темы для родительских собраний тоже едины:

  1. Возрастные и индивидуальные особенности мл.школьника.
  2. Как помочь ребёнку хорошо учиться.
  3. Питание и здоровье вашего ребёнка.
  4. Семья как микрофактор социализации.

Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и ,воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. В зависимости от характера воспитания (модели воспитания), отношения родителей к ребенку, происходит формирование определенных (порой достаточно устойчивых) взаимоотношений между ними.

     В заключении можно сказать, что в жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции. И для того, чтобы сформировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование личностных особенностей ребёнка необходимо учитывать внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение.

Как известно, все великие истины могут быть выражены очень кратко, несколькими словами. Такими словами в вопросе о том, как вести себя с ребенком, как сделать из него не размазню, а достойного человека, как привить ему любовь к знаниям, стремление к совершенствованию и помощи людям могут служить слова : “Искренне любите дитя свое – остальное приложится ”. Хочется, чтобы настоящие и будущие родители поняли это, поняли великую силу любви чистой, искренней, очищающей и прислушались к приводимому здесь совету.

1.Л.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейное воспитание» М.,Просвещение 1990г.

2.Ди Снайдер. Практическая психология для подростков или Как найти свое место в жизни. –М.,АСТ-ПРЕСС,1999.

3.Козлов Н.И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. – М.,АСТ-ПРЕСС,.2000.

4.Блохина С. А. Роль семьи в развитии личности / С. А. Блохина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 124-127.

5.Винникотт Д.В. Разговор с родителями. - М.: Класс, 2011. - 94 с.

6.Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2009. - 320 с.

7.Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2011. - 353 с.

8.Сивашинская Е.Ф. Педагогика. - Брест: Изд-во БрГУ имени А.С. Пушкина, 2009.

9.Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Статья содержит рекомендации по организации самоуправления в начальной школе....

методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».

« Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего  школьника»....

Доклад на тему: "Сотрудничество семьи, школы и социума в воспитании гармоничной личности"

Для полноценного гармоничного развития учащихся необходимо наладить сотрудничество семьи, школы и социума....

Статья для методического сборника "Внеурочная деятельность в начальной школе-одна из составляющих формирования гармоничной личности школьника"

Внеурочная деятельность в начальной школе - одна из важных составляющих формирования гармоничной личности школьника....

Доклад «Пути формирования гармоничной личности в семье».

Материал доклада может быть использован как для учителей, так и для проведения родительского собрания.Роль семьи в жизни ребёнка неизмеримо велика по своей важности....

Формирование гармоничной личности в начальной школе

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внес...

«Сотрудничество семьи, школы и социума в воспитании здоровой гармоничной личности».

Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать вза...