Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.
статья (2 класс) на тему

Фролова Ксения Андреевна

Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его обучения  в крепкую, сформированную мотивационную сферу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.

Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его обучения  в крепкую, сформированную мотивационную сферу.

Исходя из позиции И.Ф. Демидовой, процесс формирования  мотивации, благоприятнее будет протекать в младшем школьном возрасте, так – как именно в этот сензитивный период учебная деятельность считается ведущим видом деятельности в этом возрасте.  

Возникает ряд актуальных вопросов, как организовать работу по повышению учебной мотивации в младшем школьном возрасте? Как сделать обучение интересным и увлекательным? Каким образом выработать потребность  в самообразовании и саморазвитии ребенка?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо изучить подходы к проблеме формированию положительной мотивации у детей младшего школьного возраста. Для этого обратимся к статье А.В. Стасько, в которой   рассматривается личностно-ориентированный подход к обучению, по формированию положительной мотивации.

Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая, обеспечить и поддержать процессы самопознания, самореализации личности ребенка и развитие его неповторимой индивидуальности, посредством  системы взаимосвязанных понятий, идей и способов действий.  

 Личностно – ориентированный подход включает в себя набор приемов, которые в нем  используются:

Начиная работу по формированию положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников, необходимо создать благоприятный, располагающий для работы климат на уроке.  Поэтому, прежде чем сообщать тему урока, учитель должен вызвать положительные эмоции у детей, создать интригу, которая повлечет за собой желание учиться. Например, если урок по развитию речи, то начиная с чтения слов К.Г. Паустовского «С помощью языка можно творить чудеса», можно предложить детям «создать чудо», в этот момент у учеников появляется вдохновение и интерес, что способствует стремлению к деятельности.

Помимо положительного фона на уроке, очень важно включать ребенка в работу по планированию деятельности урока. Ученик становится участником в организации урока и его проведения. Для этого можно использовать прием «создание проблемной ситуации». Перед учеником, на уроке ставиться вопрос, на который они должны найти ответ, таким образом, ученики осознано формулируют перед собой учебную задачу и определяют следующий этап урока.

Использование на уроке групповой формы работы, позволяет определить свои плюсы в формировании положительной мотивации к учебе. Установлено, что при такой форме работы, материал учениками усваивается быстрее и эффективнее, так как, детям вместе  значительно легче учится.

У учащихся в процессе групповой формы работы повышается уровень осмысления и познавательной активности, активизируется их деятельность и повышается культура поведения.

Следующий прием, который предоставляет учащимся  возможность составлять вопросы, используется при работе с текстом, например на уроках литературного чтения. Самостоятельное  составление вопросов позволяет ученикам анализировать прочитанный текст. Сам процесс составления вопросов учащимся доставляет интерес и увлекательность. Такой прием хорошо используется на литературном чтении в младших классах.

Благоприятное воздействие на мотивацию оказывает прием предоставления ученикам ситуации выбора на уроках. Такой прием позволяет ученикам проявить свою индивидуальность. Ситуация заключается в предоставлении ученику выбора по собственному усмотрению. Например, учитель в качестве самостоятельных заданий для учеников предоставляет задания различного уровня сложности или содержания, а ученик имеет право выбрать одно из них на свое усмотрение.

Цель использования личностно-ориентированного подхода в учебной деятельности – это раскрытие личности, индивидуальности. Используя такой подход в обучении, создается заинтересованность ученика в процессе обучения, что является хорошим стимулом для познавательно-активной деятельности.

Технология личностно-ориентированного обучения реализуется при помощи следующих форм, методов и приемов:

  1. Задания творческого характера, которые способствуют мотивации к учебной деятельности. К таким заданиям можно отнести «неоконченное предложение» и «незаконченный рассказ»
  2. Знакомство с героем. Такое занятие характерно тем, что оно позволяет представлять персонажей сказок или рассказов людьми с чувствами, а не образы с иллюстраций или картин.
  3. Игры дидактического характера
  4. Прием, с помощью которого ученик встает на позицию учителя, позволяет повышать интерес к изучаемой теме урока, за счет ролевой игры.
  5. Прием работа в малых группах позволяет подобрать более интересное и занимательное задание практически для каждого ученика в классе.

Большое внимание в психолого-педагогической литературе уделяется приему «игровая ситуация». Игровая ситуация возникает на уроках и способствует привлечению младших школьников к процессу условной развлекательно-увлекательной деятельности, которая обладает значительной силой воздействия на ребенка.  Иная деятельность носит не только развлекательный характер, но и способствует усвоению учеником основных знаний, а также формирует важные умения и навыки изучаемой темы. Высокая эффективность игровой ситуации заключается в том, что процесс воспроизведения знаний на уроке происходит за счет создания эмоционально-приподнятой обстановки, которая способствует облегчению усвоения материала учащимися. С помощью привлечения интереса у младших школьников к учебному процессу, у детей повышается мотивация к процессу обучения, что в свою очередь обуславливает успехи в учебно-познавательной деятельности младших школьников.

К списку благоприятно воздействующих на формирование положительной мотивации к учебе приемов, необходимо добавить немаловажный  прием в личностно-ориентированном подходе – «ситуация успеха».

Ситуация успеха является единственным источником побуждающих сил, способствующим появлению энергии для борьбы с трудностями и повышения желания учиться.

Плюсы использования такой ситуации, связаны с тем, что:

  • Процесс переживания, какого либо успеха в деятельности ребенка, способствует внушению уверенности в собственных силах.
  • Возникает желание достичь положительных результатов еще раз, для испытания знакомых эмоций радости, связанных с успехом.
  • Позитивные эмоции, полученные в результате успеха в деятельности, способны вызывать ощущения благополучия у ребенка, посредством чего, возникает благоприятное отношение ученика к окружающей действительности.

На процесс формирования положительной мотивации у младших школьников, оказывает большое влияние использование дифференцированного подхода.

Дифференцированный подход в обучении – это один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. 

Сущность дифференцированного подхода к формированию положительной мотивации,  заключается в разделении учебных заданий по уровню сложности и познавательной активности  младших школьников, учитывая индивидуальные особенности учащихся. Данный подход оказывает положительное воздействие на формирование внутренней мотивации учеников к учебной деятельности, а также способствует повышению положительного отношения к процессу обучения.

Хорошим мотивирующим способом учителей  начальных классов  выступает использование в обучении проблемного подхода.

Проблемное обучение – это создание проблемных ситуаций, в осознании, поиск способ разрешения этих ситуаций в процессе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

При создании проблемных ситуаций в системе обучения младших школьников, учащиеся сталкиваются с интеллектуальными трудностями, которые способны стимулировать познавательно-поисковую деятельность учащихся.

Главной заслугой проблемного подхода в обучении младших школьников, считается способность вдохновлять обучающихся, формировать у них волевые качества, в результате чего познавательный процесс приобретает привлекательность и становится личностно значимым для каждого  ученика. Высокий интерес при  организации учебной деятельности способны вызывать задания интеллектуально-познавательного характера. Ученики воспринимают такие задания, как необходимая потребность в получении  знаний, углублению их  систематизации и расширению объема своих знаний.

В последнее время  в школе, особое внимание уделяют использованию компетентного подхода в обучении. Данный подход построен  на элементах  личностно-ориентированного и дифференцированного подхода. Его сущность заключается в формировании профессиональной мотивации учащихся. Такая мотивация необходима в старших классах, но сегодня педагоги считают целесообразным использовать подход в младшем школьном возрасте, поясняя это тем, что данный возраст психологии, считается благоприятным для формирования основных качеств личности.

Изучив проблему подходов к формированию положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников, приходим к тому, что данный процесс будет эффективным, если исключить традиционную модель обучения, в которой учитель исполняет роль транслятора знаний, а ученик реципиента.

Основой формирования положительной мотивации к учебной деятельности, служит использование комплекса форм, методов, приемов обучения, способствующие реализации познавательных интересов ученика.

Сочетание методов, приемов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование инновационных технологий в работе с обучающимися с ОНР, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности".

На  современном этапе ,система начальной школы строится на передачи обучающимися знаний,данная методика представляет разработку позволяющая развивать устную и письменную речь с помощью элементов ...

«Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности».

      Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нет...

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников.

Любой учитель хорошо знает, дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только своими способностями, темпами усвоения знаний, но и работоспособностью при одной ...

"Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников"

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением со...

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.

Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....