Квест по картинам Васнецова В.М. "Художник и сказка"
методическая разработка (1 класс) на тему

Слудова Наталья Валентиновна

Разработка внеклассного мероприятия к 170-летию со дня рождения В.М.Васнецова. Предназначена для детей 7-8 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квест по картинам художника В.Васнецова

(К 170-летию со дня рождения В.М.Васнецова)

«Художник и сказка»

Целевая аудитория: дети 7-8 лет.

Цели: познакомить детей с творчеством великого русского художника В.М.Васнецова, развитие ассоциативного, креативного мышления, развитие творческих способностей.

Задачи:

  1. Приобщать детей к эстетическим ценностям русской культуры.
  2. Учить определять средства выразительности настроения и чувства в картине.
  3. Развивать творческие способности с помощью эмоций, мимики, жестов.
  4. Развивать монологическую речь детей.
  5. Развивать умение работать в группе.
  6. Способствовать интеллектуальному, нравственному, эмоциональному развитию личности.  
  7. Развивать наблюдательность, внимательность,  способность строить логические цепочки.

Форма организации деятельности учащихся на мероприятии – групповая, индивидуальная.

Форма проведения мероприятия – игра с элементами учебной  деятельности.

Оборудование:

  1. Набор картинок с репродукциями используемых картин В.М. Васнецова.
  2. Цветные карандаши.
  3. Ручки.
  4. Карточки для жеребьёвки (распределение по группам).
  5. Листы для ответов команд, отмеченные соответствующим цветом.
  6. Задания для квеста (по 7 комплектов).

- название картины «Иван-Царевич на сером волке», разрезанное на слоги;

- карточки с зашифрованным словом «Алёнушка» (), алфавит;

- разрезанное на 8 частей изображение лука и стрелы;

- карточки с невидимой надписью;

- карточки с изображением коня, терема и перстня;

- карточки с изображением былинных героев из мультфильмов;

- карточки с загадкой;

7. Конфеты «Мишка косолапый» по количеству детей.

Техническое оснащение: проектор, компьютер, экран.

Расстановка парт - удобная для групповой работы.

Предшествующая работа: изучение на уроках внеклассного чтения волшебных русских народных сказок.

Ход занятия:

Ход мероприятия

Слайд №1 Квест «Художник и сказка»

Ведущий: ребята, сегодня мы с вами поиграем в квест. Это игра, где нужно выполнять сложные задания, чтобы добраться до приза.  Для этого нам  нужно отправиться в волшебное путешествие в мир картин и сказок. А поможет нам в этом один из величайших русских художников Виктор Михайлович Васнецов.

Слайд №2 «Портрет В.М.Васнецова»

Ведущий: это Виктор Михайлович Васнецов. Великий русский художник.   Родился он в семье сельского священника в 1848 году 15 мая. Семья жила в вятском селе Рябово. Село располагалось среди глухих северных лесов. Здесь долгими зимними вечерами под шум дремучих деревьев, будущий художник услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах богатырей. Волшебные чудеса, былинные события оживали в воображении, волновали ум и чувства, а когда мальчик вырос и стал художником, его грёзы и мечты воплотились в картинах, посредством которых он открыл зрителям дорогу в прекрасный мир сказки, оживил «преданья старины глубокой». 15 мая  исполняется 170 лет со дня его рождения.

В  нашей игре мы познакомимся с  картинами этого замечательного художника. Но чтобы открыть эти картины, мы должны решить  сложные, но интересные задачи. Если мы сможем это сделать, нас ждет приз.

Чтобы нам было удобнее работать,  давайте составим команды. Что для художника главное в его работе?

Дети: краски.

Ведущий: правильно. Поэтому наши команды будут соответствовать  цветам радуги. (Дети выбирают карточки, раскрывают и садятся за столы в соответствии с цветом радуги, который им достался. Получается 7 команд по 3-4 человека).

Слайд №3 «Задание 1» Собери название.

Ведущий: вам предстоит из разрезанных частей собрать название первой картины. Ответ вы пишете на листочке (цвет листочков соответствует цвету команды) и отдаёте мне. Работаем тихо, разговариваем шёпотом. Главное – правильный ответ. На работу 3 минуты.

Ведущий раздаёт задание группам. Зачитав ответы, открывает первую картину.

Слайд №4 Картина «Иван-царевич на сером волке»

Ведущий: поза Ивана Царевича и выражение его лица говорят о том, что он насторожен, но в то же время полон решительности и отваги. Сильный и могучий, не раз одержавший победу в противостоянии с врагом, Царевич внушает уважение и доверие. Он аккуратно придерживает за руку уставшую от долгой и опасной дороги Елену Прекрасную.

Особый интерес вызывает фигура Серого Волка. У этого сказочного хищника человеческие глаза. Взгляд Волка обращен прямо на зрителя. Серый Волк изображен Васнецовым невероятно могучим. Передвигаясь большими прыжками, он несет Царевича и Елену через дремучую лесную чащу, где никогда не ступала нога человека. Создается ощущение, что вся группа героев словно парит над болотом, окруженным зловещими лесными зарослями.

Сказочность сюжета подчеркивается одеждой главных персонажей. На Иване Царевиче дорогой кафтан из парчи, подпоясанный зеленым кушаком. За его спиной виднеется меч. Украшенный золотом кафтан Царевича прекрасно гармонирует с изысканным одеянием Елены, сшитым из голубого шелка.  

Елена Прекрасная олицетворяет русскую красавицу с длинными русыми волосами. Её шею украшают жемчужные бусы, а на ногах надеты сафьяновые сапожки. На голове у царевны изысканный головной убор, оформленный драгоценными камнями.

Ведущий: рассмотрев картину, мы с вами будем пытаться угадать мысли героев. Предположите, о чём они думают? Выскажите эти мысли от имени персонажей картины: Ивана, Елены, Серого Волка.

 Дети дают свои варианты, ведущий направляет, обращая внимание на выражение лиц героев, их позы.

Слайд №5 «Задание 2» Шифровка.

Ведущий: вам предстоит расшифровать название второй  картины. Ответ вы пишете на листочке и отдаёте мне.   На работу 5 минут.

Ведущий раздаёт задание группам.

На листе вместо букв числа, которые соответствуют порядку буквы в алфавите. Алфавит прилагается. Дети сами нумеруют буквы.

Зачитав ответы, ведущий открывает вторую картину.

Слайд №6 Картина «Алёнушка»

Ведущий: ребята, из какой сказки эта героиня?

Дети: сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Ведущий:  правильно. Виктор Васнецов на этой картине великолепно отображает взаимосвязь, существующую между простым русским человеком и природой. Кажется, что она опечалена так же, как и девушка, изображенная на картине. Ни один фрагмент полотна не отвлекает зрителя от главного сюжета. Он, наоборот, подчеркивает и усиливает его. Картина Виктора Васнецова "Аленушка" полностью сосредоточена на образе девушки. На грустные размышления наводит каждая деталь этого полотна. В композиции единственной деталью подчеркивается сказочность сюжета - группой сидящих над головой Аленушки ласточек. Известно, что эти птицы являлись издавна символом надежды. Таким необычным приемом художник воспользовался для того, чтобы привнести в сюжет надежду на то, что сказка окончится счастливо.

Ведущий:  вспомните сказку и подумайте, что печалит эту девушку? Скажите это от лица Алёнушки.  

 Дети дают свои варианты, ведущий направляет, помогает.

Слайд №7 «Задание 3» Мозаика.

Ведущий: вам предстоит собрать разрезанное изображение предметов и написать название сказки, в которой они сыграли решающую роль. Ответ вы пишете на листочке и отдаёте мне.   На работу 3 минуты.

Ведущий раздаёт задание группам.

На разрезанном листе изображены лук и стрела. Дети должны написать название сказки «Царевна-лягушка»

Зачитав ответы, ведущий открывает третью картину.

Слайд №8 Картина «Царевна-Лягушка»

Ведущий: Василису – Премудрую художник изобразил в момент пребывания её на балу у царя. Именно сейчас она демонстрирует свои удивительные волшебства: махнув левой рукой – появилось прекрасное озеро, махнув правой – белоснежные лебеди, поплывшие по нему. Василиса исполняет свой танец в одной из комнат царских хором, которая очень красива, о чём свидетельствуют резные ножки на деревянных столах, расписной орнамент на полу и стенах и дверной, окаймлённый росписью, проём. Стол накрыт белоснежной скатертью и заполнен различными яствами. Картина передаёт вдохновение народного творчества, всю красоту и самобытность русского народа. Картина «Царевна-Лягушка» была закончена художником в 1918 году. Значит ей ровно сто лет.

Ведущий:  Какие слова вы произнесли бы от лица этой царевны?  А от лица музыкантов?

 Дети дают свои варианты, ведущий направляет.

Слайд №9 «Задание 4». Секретный документ.

Ведущий: на листе бумаги название следующей картины, но оно написано невидимыми чернилами. Если вы раскрасите лист цветными карандашами, то надпись проявится. На работу 2 минуты.

Ведущий раздаёт задание группам.

На белом листе клеем  ПВА написано название картины «Царевна-Несмеяна».

Дети читают проявившуюся надпись. Выслушав ответы детей, ведущий открывает четвертую картину.

Слайд №10 Картина «Царевна-Несмеяна»

Ведущий: в центре картины сидящая царевна. Она грустит, несмотря на то, что вокруг неё все веселятся. Расположена она на высоком троне. При этом все её лицо, поза и стан выражают внутреннюю печаль. Её глаза поникли, а взгляд устремлен вдаль. Положение тела и рук позволяют предположить, что ей скучно, что она устала от всех этих людей. Одета девушка не так, как все остальные: ее белый наряд выделяется на фоне темной зелено-красной одежды всех остальных. Трон, на котором расположилась царевна, выполнен из слоновой кости. Это ещё больше возвеличивает царевну.

Как называется эта сказка?

Дети: «По щучьему веленью»

Ведущий: что же думает эта героиня в данную минуту? Передайте эти мысли от имени Царевны-Несмеяны.

 Дети дают свои варианты, ведущий направляет.

Слайд №11 «Задание 5». Предметы-подсказки.

Ведущий: на листе изображены три предмета. В какой сказке все эти предметы играют важную роль? Ответ пишем на листочке и отдаём мне. На работу 3 минуты.

Ведущий раздаёт задание группам.

Изображены предметы из сказки «Сивка-бурка»: конь, терем из 12 венцов, перстень.

Зачитав ответы, ведущий открывает пятую картину.

Слайд №12 Картина «Сивка-Бурка»

Ведущий:  на картине изображен терем, а в окне этого терема девица-красавица. На неизвестной высоте прекрасный юноша на Сивке-Бурке пролетает возле этого окошка, пытаясь дотянуться до прекрасной царевны.

Где-то внизу видны головы людей, они радуются и ликуют, приветствуя молодца.

Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло.

Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, не смотря ни на что.

Ведущий:  Предположите, о чём  думают эти герои?  Произнесите мысли вслух от лица Иванушки, от лица царевны, от лица Сивки-Бурки.

 Дети дают свои варианты, ведущий направляет, обращая внимание на выражение лиц героев, их позы.

Слайд №13 «Задание 6». Угадай героя из мультфильма.

Ведущий: на листе изображён герой из мультфильма. Ваша задача – вспомнить его имя, написать на листочке и отдать мне. На работу 3 минуты.

Ведущий раздаёт задание группам.

На листах герои мультфильмов о русских богатырях: Алёша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Каждой группе изображение только одного из героев.

Зачитав ответы, ведущий открывает шестую картину.

Слайд №14 Картина «Три богатыря»

Ведущий:  В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события.   На картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.
Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким, как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину. Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Ведущий: рассмотрев эту картину, попытаемся угадать мысли богатырей.  

 Дети дают свои варианты, ведущий направляет, обращая внимание на выражение лиц героев, их позы.

Слайд №15 «Задание 7». Загадка.

Ведущий: на листе написана загадка. Отгадку пишем и отдаём мне. На работу 3 минуты

Ведущий раздаёт задание группам.

Загадка:

Отправляется в полет

Не ракета — самолет.

Не простой - расписной,

Не стальной, а льняной,

Не с крылом, а с бахромой. (Ковёр-самолёт)

Зачитав ответы, ведущий открывает седьмую картину.

Слайд №16 Картина «Ковёр-самолёт»

Ведущий: на фоне родной природы художника изображен ковер, больше напоминающий сказочную птицу. Действие на полотне происходит вечером, когда землю окутывает туман, а река с отражающимися в ней кустарниками и деревьями напоминает дорогу в мир фантазий.

Иван-царевич после долгих испытаний добыл-таки Жар-птицу. Он гордо стоит посередине подарка Бабы Яги, держа в руках клетку. Его лицо спокойно и выражает уверенность в том, что он справится с остальными испытаниями. Летит на ковре русский богатырь не один – его сопровождает эскорт в виде трех сов, помощниц Костяной Ноги. То ли путь они указывают, то ли Жар-птицу охраняют.

Богатырь и птица – самые яркие на картине. Его одежды в традиционных русских зелено-красных тонах, шапка и кушак расшиты золотом. Птица насыщенного золотого цвета, а вот остальной пейзаж поражает унылостью и кажется неживым – река течет лениво, даже несколько сонно, ее берега покрыты мутной зеленью, а деревья редкие.  

Единственным и полноценным источником света на картине является жар-птица. Ее сияние столь огромно, что затмевает свет луны.  

Ведущий: как вы думаете, о чём же размышляет Иван-царевич, глядя в даль?  

 Дети дают свои варианты, ведущий направляет, помогает.

Ведущий:  молодцы! Мы открыли все спрятанные картины. Но Виктор Михайлович Васнецов создавал и другие картины, с которыми мы обязательно познакомимся в другой раз. Нам осталось выполнить последнее задание.

Слайд №17 «Задание 8». Ожившие картины.

Ведущий: каждая команда получает одну из открытых нами картин. Ваша задача – изобразить картину, приняв позы персонажей. Все остальные должны угадать картину.

Ведущий раздаёт изображения картин группам. Каждой группе по одной картине. Дети сами выбирают, кто будет представлять картину. Ведущий оказывает помощь  при распределении и показе. Дети показывают «ожившие картины» в порядке следования цветов радуги (сначала красная команда, затем оранжевая и так далее). Можно использовать для показа любые предметы-заместители.

Ведущий: вот и подошли к концу наши испытания. Вы все их с успехом прошли. С каким же художником мы сегодня познакомились?

Дети: с Виктором Михайловичем Васнецовым.

Ведущий: как давно он жил?

Дети: больше 100 лет назад.

Ведущий: кем был его отец?

Дети: священником.

Ведущий: какой картине Васнецова ровно сто лет?

Дети: «Царевна-лягушка»

Ведущий: скажите, пожалуйста. Где мы можем увидеть картины художников или их изображения?

Дети: в музеях, на выставках, в магазинах, в интернете и другие возможные ответы.

Ведущий: а ещё мы можем увидеть изображение фрагмента картины великого русского художника  Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» на обёртке конфеты «Мишка косолапый». В награду за вашу отличную работу обещанный приз – каждому такая конфета.

Ведущий раздаёт конфеты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квест Художник и сказка

Слайд 2

Виктор Михайлович Васнецов

Слайд 3

Задание 1 Собери название

Слайд 4

Иван-Царевич на сером волке

Слайд 5

Задание 2 Шифровка

Слайд 6

Алёнушка

Слайд 7

Задание 3 Мозаика

Слайд 8

Царевна-Лягушка

Слайд 9

Задание 4 Секретный документ

Слайд 10

Царевна-Несмеяна

Слайд 11

Задание 5 Предметы-подсказки

Слайд 12

Сивка-Бурка

Слайд 13

Задание 6 Угадай героя из мультфильма

Слайд 14

Три богатыря

Слайд 15

Задание 7 Загадка

Слайд 16

Ковёр-самолёт

Слайд 17

Задание 8 Ожившие картины

Слайд 18

приз! Поздравляю! Всем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по картине Васнецова "Три богатыря"

Данная презентация может быть использована на уроках развития речи....

материал к сочинению по картине Васнецова "Богатыри"

презентация для сочинения по картине Васнецова "Богатыри"...

сочинение по картине Васнецова

презентация о Васнецове В.М....