Главные вкладки

    «Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
    материал на тему

    Ларина Елена Владимировна

        Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gkou_r2.docx19.48 КБ

    Предварительный просмотр:

       

    ГКОУ  РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

    с ограниченными возможностями здоровья»

    Выступление по дефектологии

    «Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)

    в условиях школы-интерната»

    Подготовила :Ларина Е.В.

        Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса.

    Программа духовно-нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

    Нравственное воспитание умственно-отсталых детей, как и их сверстников в массовой школе, осуществляется в комплексе со всеми другими направлениями воспитательной работы, особенно тесно оно связано с нравственным воспитанием.

    В  школе-интернате  созданы определенные условия для духовно-нравственного воспитания умственно-отсталых учащихся. Фактически оно начинается с момента поступления ребенка в школу и включает воспитание патриотизма, любви к Родине, к своему краю, к родной природе; воспитание уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в этом труде; воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также необходимых навыков поведения в обществе.

         Решение этих проблем возможно уже в начальной школе через приобщение детей первой ступени обучения к духовно-нравственным ценностям, через формирование отношения к себе и к другим людям, к окружающему миру как к ценности, развитие сознания младшего школьника и его душевных качеств.

    Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, необходимо вести целенаправленную работу над формированием мотивов, и их дальнейшим развитием. В данном процессе педагог исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

    Большая роль в системе духовно-нравственного воспитания отводится  воспитательной работе.

        Воспитатель осуществляет работу над духовно-нравственным воспитанием в системе внеурочных мероприятий. Перед нами стоит важнейшая задача по воспитанию нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. Весьма важной задачей является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

    В своей деятельности использую следующие  направления в работе с воспитанниками:

    1.Нравственное воспитание

    – отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица, столовая, магазин…, закладывание основ межличностных отношений; воспитание уважения к нравственным нормам;

    -- духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и приносит детям радость;

    - газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок;

    - экскурсии в храм, краеведческий музей;

    - обогащение духовной культуры через тематические праздники («Рождество», «Масленица», «Пасха»)

    2.Патриотическое воспитание

     - воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки;

     «Моя Мордовия» , «Люблю, тебя, Россия!»

    - «Что значит быть гражданином своей страны?»; «Герои – наши земляки»; «День Защитника Отечества» и др.

    3.Охрана здоровья и физическое развитие - создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания; формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей;

     «Мы выбираем жизнь», «Жизнь дается один раз»,  «Дорожная азбука»

    -«Дети, помните о том, что нельзя шутить с огнем»; «Слагаемые здоровья», «Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления» и др., а также веселые старты и подвижные игры в течение года.

    4.Трудовое воспитание - воспитание положительного отношения к труду; вооружение основными самообслуживающими навыками труда; развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики;

    -- формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.

     «Путешествие в мир профессий»;  -«О рабочих руках и трудолюбии», «Деньги и их значение» и др., экскурсии на предприятия; практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями.

    5.Художественно-эстетическое - развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям и традициям; формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.

    -организация и проведение праздников:

    . «Праздник любви и благодарности». Концерт ко Дню Матери.

     «Новогодний карнавал». - «Живой мир нашего края»; «Легенды о весенних цветах»; «Знаменитые художники Мордовии. Ф.Сычков»и др.; участие воспитанников в концертах, конкурсах, выставках; экскурсии в природу.

    -литературные часы, чтение художественной литературы: в процессе чтения дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения; прививаются нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов.

    Каждое из направлений находит отражение:

    в способах организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

    в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;

    в организации общешкольных мероприятий.

    Внеклассные мероприятия помогают детям разобраться в своих чувствах, развивают способность понимать окружающих людей, воспитывают  доброту и милосердие, побуждают учащихся к размышлению об ответственности за свои поступки.

           Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать, ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

           В процессе нравственного воспитания школьников важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства, но главное – включить их в различные виды деятельности. В процессе учебной, трудовой, игровой,  общественно полезной деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения, в результате которых осуществляется формирование личности.

         Таким образом, духовно-нравственное развитие ребенка происходит под влиянием многих факторов: социального окружения; условий жизни, труда, учебы; нравственной атмосферы семьи; примеров взрослых и сверстников; увиденного и услышанного в процессе повседневного общения и контактов с окружающими, по телевидению, радио и т.д.

         Искусство воспитания заключается в создании условий, при которых человек убеждался бы в необходимости соблюдения нравственных норм и привыкал к их соблюдению.

         Таким образом, духовно –нравственное  воспитание детей является одной из основных задач  образовательного учреждения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа духовно-нравственного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 3 класса "Ступеньки радости"

    Предложенный материал представляет собой программу духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся коррекционной школы 8 вида....

    Сообщение на тему: «Социальная адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуального развития».

    Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей с интеллектуальными н...

    Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

    Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

    Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

    Данный материал будет полезен учителям, работающим с детьми с интеллектуальными нарушениями....