Интеллектуальная игра « Край родной - земля Нижегородская»
методическая разработка (4 класс) на тему

Комракова Зинаида Ивановна

Формирование устойчивого интереса учащихся к истории и культуре родного края, воспитание патриотов «малой родины».


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_rodnoy.docx279.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия

Интеллектуальная игра

« Край родной - земля Нижегородская»

Выполнила: Комракова Зинаида Ивановна.


http://pravo.na5bal.ru/pars_docs/refs/1/255/255_html_m2ec4500f.jpg



Цель игры:

Формирование устойчивого интереса учащихся к истории и культуре родного края, воспитание патриотов «малой родины».

Задачи игры:

1.Образовательные - обобщить знания учащихся об истории и культуре Нижегородского края.

2. Развивающие - развитие внимания, памяти, умения работать в команде, оперировать полученными знаниями.

3. Воспитательные - воспитание чувства гордости за славную историю своего края, желания поддерживать лучшие традиции земляков.

Подготовительный этап.

Участники игры разделились на 2 команды( по 5 человек в каждой команде). Выбрали капитанов , придумали названия своих команд, изготовили эмблемы. Собирали и изучали материал по следующим темам:


  • Нижегородский Кремль 

  • Наши великие земляки

  • Художественные промыслы Нижегородского края



Ход игры.


  1. Организационный момент.


Вступительное слово воспитателя. Объяснение правил

игры. Представление жюри. Участники игры занимают свои места за двумя большими столами.


  1. Первый тур. «Требуются доказательства».


Каждой команде предлагается текст - стихотворение о городе. Участники игры, внимательно прослушав текст, должны догадаться, о каком городе идет речь, привести доказательства в пользу своей версии. Чем больше доказательств, тем больше баллов. (Каждое доказательство -1 балл).

Задание для 1- ой команды.                                                  

«Там, союз где свой скрепили две великие реки,

На слиянии дружелюбном славной Волги и Оки,

Горы Дятловы с величьем с времен давних где стоят,

Солнцу лик открыл прекрасный низовской земли тот град.

Как - то сильные здесь люди начали пилить, таскать,

На сим месте (что за диво!) город начал возникать.

Князь Георгий рек: «На славу город сей построил люд».

Кремля стены непреступны, и враги здесь не пройдут.

Каждый житель свою лепту в город свой внести хотел,

И пошел здесь торг великий, город рос и богател.

Без герба не может город - ни малютка, ни большой,

На гербе зазолотился, гордо встал олень лесной.

(г. Нижний Новгород. Доказательства: слияние Волги и Оки, Дятловы  горы, князь Георгий Всеволодович - основатель Нижнего Новгорода, торг великий - Нижегородская ярмарка, изображение оленя на гербе города).

Задание для 2-ой команды.

                                                                                               
                                                                       
«Поседевшие Дятловы горы...

А внизу, предо мной, две реки

Две руки охватили мой город Город Волги и тихой Оки

И мерцают вдали огоньки:

Бакена, светлячки - маяки.

За века повидал ты немало

И твердыней поволжской стоишь.

Ты в замесах кремлевского вала

И легенды, и правду таишь...

Не таи, не молчи - расскажи,

Как растут в небеса этажи.

И брожу я мечтой осиянный, 

По дорожкам Кремлевских аллей – 

Здесь вот Минин сказал: «Россияне!

Мы заложим и жен, и детей –

Соберем всенародную рать,

Чтобы Родину- мать отстоять...»

А какие я вижу просторы:

Вижу море на Волге - реке,

А по Волге летят «Метеоры»

И «Ракеты» летят по Оке,

И гудит надо мною полет- 

Обгоняет свой рев самолет.

(г. Нижний Новгород. Доказательства: две реки - Волга и Ока, славный нижегородец- Кузьма Минин, Дятловы горы, Горьковское водохранилище, «Метеоры» и «Ракеты» - суда на воздушных подушках изобретены в нашем городе)

З. Второй тур. «Нижегородский Кремль»

Участникам игры предлагается посмотреть видеоролик «Прогулка по Нижегородскому Кремлю».

Содержание видеоролика.

Мини- экскурсия по территории

Нижегородского Кремля.
1). Мы начинаем наше путешествие от главной башни Нижегородского Кремля Дмитриевской. Названа она в честь нижегородского князя Дмитрия Константиновича. Выглядела башня не так, как сейчас. В 1894-96 годах Дмитриевская башня подверглась реконструкции. Ее переоборудовали под художественно-исторический музей. Была надстроена верхняя часть башни. В результате чего Дмитриевская башня стала резко отличаться от других башен. И сейчас она самая красивая.

Между Дмитриевской башней и Кладовой башней находится музей военной техники под открытым небом. Он был открыт в 1975 году к 30-летию Великой Победы. Вот эта военная техника выпускалась заводами нашего города в годы Великой Отечественной войны: знаменитые пушки «ЗИС-2» артиллерийского завода, самоходные установки и броневики автозавода, истребитель «Ла-7» авиационного завода, командная рубка подводной лодки завода «Красное Сормово». 

К 50-летию Победы установлена колонна, увенчанная скульптурой Георгия Победоносца. 

По аллее мы проходим к великолепному зданию с колоннами. Сегодня здесь расположены областные министерства, областное Законодательное Собрание, в правой части филармония и Кремлевский концертный зал. Здание было построено в 18 веке. В 19 веке здесь размещался Аракчеевский кадетский корпус. Он считался старейшим в России. Корпус предназначался для подготовки к офицерской службе мальчиков преимущественно из семей военных. Преподавались здесь не только специальные военные дисциплины, но и общественные науки- литература, история, правоведение. В каждой роте была своя библиотека. Большое внимание обращали на музыку и пение. Воспитателем в кадетском корпусе в свое время служил поручик Николай Нестеров, отец знаменитого русского летчика Петра Нестерова, прославившегося своей «мертвой петлей».

2) Мы с вами находимся в самом сердце Нижегородского Кремля, возле Архангельского Собора, в котором покоится прах Кузьмы Минина. Он выстроен в 1631 году на месте первой в Нижнем Новгороде деревянной церкви Михаила Архангела, по преданию основанной самим Юрием Всеволодовичем. Каменный храм был возведен по приказу царя Михаила Федоровича за счет государственной казны в благодарность нижегородцам за освобождение Москвы от поляков. В 18 веке Собор многократно страдал от пожаров, но любовно восстанавливался. Длительное время он был филиалом историко- краеведческого музея, в настоящее время передан

православной церкви и является действующим храмом. Его высота 34 метра.

О великом патриоте земли русской Кузьме Минине напоминает еще один памятник- рядом с Архангельским Собором стоит гранитный обелиск с двумя бронзовыми барельефами, установленный в честь Минина и Пожарского в 1828 году. Обелиск и постамент сооружены архитектором Мельниковым, а барельефы выполнены скульптором Матросом. Это самый старый памятник в нашем городе. Вокруг памятника в 19 веке был разбит сквер, получивший название Мининского сада.

Рядом горит Вечный огонь, а на гранитной стелле надпись: « Вечная память горьковчанам, павшим в боях за независимость нашей Родины».

На другой стороне стелы золотом вписаны имена нижегородцев- Героев Советского Союза и кавалеров Ордена Славы трех степеней, погибших на фронте. Мемориал открыт 8 мая 1965 года.

На постаменте установлен легкий танк «Т-34», выпускавшийся на заводе «Красное Сормово» в годы Великой Отечественной войны.

С Нижегородского откоса хорошо просматривается Волга, а за ней леса, леса.

«Усталость тихаявечерняя Зовет из гула голосов В Нижегородскую губернию И в синь Семеновских лесов».

Эти строки принадлежат нижегородскому поэту Борису Корнилову. Когда мы были маленькими, родители нам читали веселые стихи поэта, например, «Как от меда у медведя зубы начали болеть».
3)Перед нами бывший Дом Советов-ныне здание мэрии и Городской Думы Нижнего Новгорода. Здание построено в 1929-1931 годах по проекту московского архитектора Гринберга. С высоты птичьего полета здание напоминает самолет, поэтому в народе его так и прозвали «дом- самолет». А это дворец военного губернатора, спроектирован в 1834 году.

Первым хозяином дворца стал Бутурлин, тот самый, в гостях у которого побывал Пушкин во время своего посещения Нижнего Новгорода. Через 5 лет после постройки дому потребовалась помощь: здание пострадало из-за оползней грунта на откосе.

Инженер Дельвиг, известный как строитель первого городского водопровода и фонтана, впервые в строительной практике применил бетон при укреплении фундамента и подвалов дворца.

По Ивановскому съезду мы добираемся до Ивановской башни Кремля, названной по имени церкви Рождества Иоанна Предтечи.

Башня с проездными воротами служила главным въездом и центром обороны подгорной части Кремля. В 1531 году башня была разрушена в результате взрыва хранящегося в ней пороха. Башню восстановили. Именно здесь в 1611 году Кузьма Минин обращался к нижегородцам с воззванием. Отсюда двинулось на освобождение Москвы от поляков нижегородское ополчение.

Вопросы для 1- ой команды.


  • От какой башни Нижегородского Кремля началась видеоэкскурсия? В честь кого она так названа? (От Дмитриевской башни. Названа в честь князя Дмитрия Константиновича)

  • Кто такой был Петр Нестеров? (Русский летчик, сделавший « мертвую петлю»).

  • Строки из стихов какого нижегородского поэта были прочитаны в ходе видеоэкскурсии? (Строки из стихотворения Б. Корнилова).

  • От стен какой башни Кремля двинулось Нижегородское ополчение на освобождение Москвы от поляков? (От стен Ивановской башни)


Вопросы для 2-ой команды.


  • Какая военная техника выпускалась заводами нашего города в годы Великой отечественной войны? (Пушки «ЗИС-2», самоходные установки и броневики, истребитель «Ла-7»).

  • Какова высота Михайло- Архангельского Собора? В честь какого события он был выстроен? (34 метра, в благодарность нижегородцам за освобождение Москвы от поляков).

  • О каком еще памятном месте Нижегородского Кремля ничего не было рассказано в экскурсии? ( «Вечный огонь» и мемориал Славы).

  • На что похоже здание Нижегородской мэрии с высоты птичьего полета? (На самолет).


4.Третий тур. « Подпиши фотографию».

Команды получают по 4 фотографии с изображениями памятных мест Нижнего Новгорода. Учащимся необходимо узнать эти места и правильно подписать фотографии. Задание проверяется с выводом изображений фотографий на экран.

1-ая команда.


  • Дмитриевская башня Нижегородского Кремля.

  • Памятник А.М. Горькому на площади Горького.

  • Нижегородская ярмарка. Главный ярмарочный дом.

  • Собор Михаила Архангела.


2-я команда.


  • Часовая башня Нижегородского Кремля.

  • Памятник В.П. Чкалову.

  • Памятник К.Минину и Д.Пожарскому.

  • Собор Александра Невского.


5. Четвертый тур «Наши великие земляки».

Угадайтео ком идет речь, что вам известно об этом человеке.

Задание для 1-ой команды.


  • «Огромная толпа народа собралась у ворот Ивановской башни Кремля. Говор слышался отовсюду. Но вот на помост- торговое лобное место, взошел человек. Неторопливо снял шапку. Уверенная стать крепкого мужчины, собранность и степенность его внушали почтение. Однако он сильно волновался. «Люди нижегородские! Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имущества своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей в кабалу закладывать, жизнь свою положить, но землю родную вызволить» ( Кузьма Минин).

  • « Этот человек родился в Нижнем Новгороде в середине 18 века. Очень рано начал интересоваться тем, как все устроено внутри. Мальчишка в считанные минуты чинил механизмы любой сложности (чаще всего часы). Став взрослым, он смастерил часы в форме гусиного яйца. Каждый час в них распахивалась дверца, и появлялись крошечные человечки из золота и серебра, разыгрывающие под музыку целое представление. Эти часы мастер преподнес императрице Екатерине 2.» (Иван Кулибин).


Задание для 2-ой команды.


  • « С улицы Рождественской по Почтовому съезду мы медленно идем в гору. На самом верху горы, прислонясь к правому откосу и начиная собой улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно- розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами. Именно здесь проходило детство нашего великого земляка, чьим именем впоследствии назвали Нижний Новгород» (А.М. Горький).

  • «18 июня 1937 года самолет Ант- 25 взлетел с военного аэродрома Москвы и взял курс на Северный полюс.


В течение 6 часов полета

погода была хорошая, но вскоре испортилась. На пути возник циклон. Так как обойти его было невозможно, то было принято решение войти в него и некоторое время лететь вслепую. Самолет подвергся обледенению. Летчикам пришлось вывести машину поверх циклона. Кончился запас кислорода. Наступило кислородное голодание. У всех членов экипажа из носа пошла кровь, приходилось дышать ртом. Но мужество, воля и упорство позволили летчикам выполнить задание. 20 июня 1937 года самолет совершил посадку в городе Ванкувере. Одним из 3-х членов экипажа был наш земляк.» (В.П.Чкалов) 

6. Пятый тур. «Нижегородские мастера»

Задание для 1-ой команды.

Перед учащимися выставляются изделия хохломской росписи. Вопрос: «Что объединяет эти изделия?

«Откуда пошло название промысла -Хохломская роспись?»

( От названия села, где зародился промысел, ныне в Семеновском районе).

« Что обозначает поговорка - Бить баклуши? Как эта поговорка связана с хохломской росписью?» (Бить баклуши- делать грубые бруски-заготовки из дерева. Эта работа не требует особых умений, выполнять ее мог любой).

«Какая существует красивая легенда о возникновении Хохломской росписи?»

«Какая порода деревьев используется для деревянных заготовок, предназначенных под хохломскую роспись?»

Задание для 2-ой команды.

Перед учащимися выкладывается большой пряник.

Вопрос: «Как вы думаете, где испекли этот пряник?»

«Когда возник пряничный промысел в Городце?» (в 17 веке)

« Назовите главное отличие городецкого пряника от других пряников.» (Наличие на поверхности изображения, которое получалось при помощи оттиска с деревянной резной пряничной доски. Такой пряник называют печатным.)

«В 19 веке в Городце изготовляли около 30 видов пряников. Обычно, когда ребенок шел в школу, ему покупали специальный школьный пряник. Как выглядел этот пряник? Опишите его.

« По какому случаю покупали пряник- разгоняй?»

7. Подведение итогов. Награждение победителей.

8. Заключительное слово воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Край родной, земля Смоленская".

Сценарий внеклассного мероприятия  посвященного Дню  освобождения  Смоленщины  от  немецко-фашистких захватчиков....

Классный час "Край родной - земля Белгородская"

Разработка внеклассного занятия содержит материал о родном крае Белгородчине и его истории....

Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"

Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....

Методическая разработка "Интеллектуальная игра "Мой родной край"

Методическая разработка предназначена для проведения одного из итоговых занятий объединения "Юный краевед" в средней общеобразовательной школе. Она учитывает состав места проживания школьник...

Краеведческая интеллектуальная игра «Знатоки родного края»

Цель игры : расширение, закрепление и углубление знаний о городе Череповце и Вологодской области, интеллектуальное развитие детей....

Командная интеллектуальная игра "Знатоки родного края"

Данная методическая разработка может быть использована в работе учителей начальных классов, библиотекарей образовательных учреждений города Белгорода и Белгородской области в целях патриотического вос...