Круг-общения "Хорошо-плохо"
методическая разработка (4 класс) на тему

Голощапова Ирина Николаевна

Аннотация к серии занятий

«КРУГ – общения»

 для детей с тяжёлыми нарушениями речи

 

   Существует насущная потребность в совершенствовании деятельности, направленной на целенаправленное развитие мышления, как в информационном, так и в социальном пространстве.

Дети с тяжёлыми – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Поступая в наше образовательное учреждение. дети с ТНР в первую очередь у них отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере – это сниженная мотивация, замкнутость, неуверенность в себе, повышенная раздражительность. Обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со своими сверстниками.

   Проблема общения детей сохраняет свою актуальность. Речь ребёнка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

   Развитие связной речи через формирование коммуникативных компетенций следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы СКОУ.

   Самая важная функция языка – коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребёнка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.

   Практика проведения занятий КРУГ- общения  доказывает, что это один из первых личностно-ориентированных методов, развития коммуникативных умений. Во время таких занятий дети учатся выслушивать мысли своих товарищей, каждый имеет право сказать то, что ему хочется, происходит совместная работа в группе, выполнений заданий, которые даются заранее - это разыгрывание сценки, придумывание счастливого конца сказки.

   Занятие КРУГ – это форум для ребят, позволяющий им проводить групповые обсуждения проблем, детям нужно уметь выразить себя, узнать друг друга, оценить свои сильные стороны и таланты других.

Выбранная нами форма проведения занятий КРУГ – общения это эпическая модификация группового собрания, но дополненная теплотой дружеского общения и товарищеской заботы о деле, это организованное поочерёдное высказывание учащимися суждений по теме.

Такие занятия проходят стоя в кругу, сидя за круглым столом, сидя на полу по кругу и детям нравится эта свободная форма общения. Каждое занятие начинается с приветствия, которые бывают разные: поздоровались по кругу ладошками, за носик. За ушко, за мизинец, пожатием руки. После приветствия у детей появляется уверенность, раскрепощение.

В серию занятий «Круг – общения» входят подзанятия «Минутка откровения», «Информационный час», «Минутка общения», «Минутка радости»

   Данные занятия помогут детям с ТНР преодолеть барьер замкнутости, неуверенности, т.к. без полноценного общения ребёнок не сможет социально адаптироваться в обществе. Одна из важнейших задач нашей школы является социализация ребёнка и важнейшая её часть это умение общаться со сверстниками. Обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи после начальной школы уходят в общеобразовательные учреждения.

Из опыта работы хочется сказать, что к концу 4 класса словарный запас у детей на достаточном уровне, умеют выражать свои мысли вслух, появляется уверенность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krug_obshcheniya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат им. Героя Советского Союза И.Е.Егорова

г.о. Новокуйбышевск Самарской области

               Конспект внеклассного мероприятия

для обучающихся с тяжёлыми                       нарушениями речи начальных классов

                                 КРУГ-общения

                                 «Хорошо-плохо»

Воспитатель                               высшей категории И.Н. Голощапова

Аннотация к серии занятий

«КРУГ – общения»

 для детей с тяжёлыми нарушениями речи

   Существует насущная потребность в совершенствовании деятельности, направленной на целенаправленное развитие мышления, как в информационном, так и в социальном пространстве.

Дети с тяжёлыми – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранён слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Поступая в наше образовательное учреждение. дети с ТНР в первую очередь у них отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере – это сниженная мотивация, замкнутость, неуверенность в себе, повышенная раздражительность. Обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со своими сверстниками.

   Проблема общения детей сохраняет свою актуальность. Речь ребёнка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.

   Развитие связной речи через формирование коммуникативных компетенций следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы СКОУ.

   Самая важная функция языка – коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребёнка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции собеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевую деятельность.

   Практика проведения занятий КРУГ- общения  доказывает, что это один из первых личностно-ориентированных методов, развития коммуникативных умений. Во время таких занятий дети учатся выслушивать мысли своих товарищей, каждый имеет право сказать то, что ему хочется, происходит совместная работа в группе, выполнений заданий, которые даются заранее - это разыгрывание сценки, придумывание счастливого конца сказки.

   Занятие КРУГ – это форум для ребят, позволяющий им проводить групповые обсуждения проблем, детям нужно уметь выразить себя, узнать друг друга, оценить свои сильные стороны и таланты других.

Выбранная нами форма проведения занятий КРУГ – общения это эпическая модификация группового собрания, но дополненная теплотой дружеского общения и товарищеской заботы о деле, это организованное поочерёдное высказывание учащимися суждений по теме.

Такие занятия проходят стоя в кругу, сидя за круглым столом, сидя на полу по кругу и детям нравится эта свободная форма общения. Каждое занятие начинается с приветствия, которые бывают разные: поздоровались по кругу ладошками, за носик. За ушко, за мизинец, пожатием руки. После приветствия у детей появляется уверенность, раскрепощение.

В серию занятий «Круг – общения» входят подзанятия «Минутка откровения», «Информационный час», «Минутка общения», «Минутка радости»

   Данные занятия помогут детям с ТНР преодолеть барьер замкнутости, неуверенности, т.к. без полноценного общения ребёнок не сможет социально адаптироваться в обществе. Одна из важнейших задач нашей школы является социализация ребёнка и важнейшая её часть это умение общаться со сверстниками. Обучающиеся с тяжёлыми нарушениями речи после начальной школы уходят в общеобразовательные учреждения.

Из опыта работы хочется сказать, что к концу 4 класса словарный запас у детей на достаточном уровне, умеют выражать свои мысли вслух, появляется уверенность.

   

Цель: формировать и корректировать коммуникативные навыки, умение высказывать своё мнение.

Задачи: 

Образовательная:

учить логически, строить высказывания;

способствовать видеть хорошее и плохое в поступках сказочного героя, явлении природы;

совершенствовать навык связного высказывания.

Воспитательная:

воспитывать культуру общения;

воспитывать способности следовать нормам поведения;

воспитание нормы социального поведения детей.

Развивающая:

дать возможность учащимся высказывать своё мнение;

развивать речь, логическое мышление, память;

развивать умение выслушивать друг друга.

Оборудование:

Карточки с буквами, иллюстрации с образами Бабы Яги

Научно-методическое обеспечение:

Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, направленные на повышение уровня и качества речи.

Форма проведения: КРУГ- общения

                                План

I.Подготовительный этап      

Ребята стоят в кругу

Приветствие

Добрый день мы всем сказали

Добрый день ответим мы

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Добрый день, Саша! (приветствие детей друг с другом  ладошками)

Ребята, вы сейчас передали своими ладошками тепло и добро друг другу, вы почувствовали?

II. Основной этап

1. Словесная игра «Наоборот»

2. Обсуждение образа Сказочного героя ( хорошо-плохо)

3. Итог-рефлексия

 

Ход мероприятия.

Организационный момент.

Воспитатель:   

Поиграем в игру «Наоборот», я вам называю слово, а вы мне противоположное

Мы грустим – (веселимся)

Мы ссоримся – (дружим или миримся)

Мы ленимся – (трудимся)

Мы жадничаем – (делимся)

                                         Основная часть

КРУГ – общения  ( сидя на стульчиках по кругу)

Воспитатель: 

Ребята,  сегодня наше общение с вами будет в необычной обстановке – в кругу

 А вы знаете, что такое хорошо, а что такое плохо?

Что значит быть хорошим?   (высказывания детей)

А что по - вашему плохо?  ( высказывания детей)

Каких сказочных героев вы знаете? (ответы детей)

Какого сказочного героя вы любите больше всего?  

Хотели бы чаще его видеть на праздниках?

Я загадаю вам загадку, а ответ вы соберёте по карточкам ( раздаю детям карточки с буквами, должно получится слово Баба Яга)

В дремучем лесу затерялась избушка

В избушке живёт непростая старушка

Берёт помело, да в ступу садится

И тут же над лесом взлетает, как птица

                                                  (Баба Яга)

Сегодня мы с вами поразмышляем про этого сказочного героя ( на доске образ Бабы Яги)

Ребята, а что хорошего в Бабе Яге?

(ответы детей – веселит всех, не боится летать, всех накормит, помогает всем, обладает волшебной силой)

Вспомним сказки, где Баба Яга совершает  хорошие поступки

(Василиса Прекрасная – дав огонь – череп с горящими глазами;

Царевна Лягушка – указала путь к Кощею, чтоб освободить царевну;

Сказка о молодильных яблоках и живой воде – дала совет, как найти воду и яблоки0

Про хорошее сказали, а что плохо в Бабе Яге? ( на доске образ Бабы Яги)

(ответы детей – вредит, крадёт детей, пугает)

В каких сказках Баба Яга совершает плохие поступки?

( Гуси-лебеди - крадёт братика;

Ребята, а вы знаете, что существуют дразнилки про имена и раньше в старину  на народных гуляниях по - доброму дразнилки произносили, вы слышали когда - нибудь дразнилки, например Андрей воробей не гоняй голубей, гоняй галочек из – под палочек или Мишка кубышка – еловая шишка или Антошка, не допечённая картошка.

И про Бабу Ягу тоже есть дразнилка, послушайте:

Баба Яга костяная нога, побежала в огород

Испугала весь народ.

Побежала в баньку

С печки упала, ногу сломала.

Давайте все вместе проговорим эту скороговорку ( проговаривание)

Ребята, а кто запомнил слова дразнилки – попробуйте проговорить ( проговаривание детьми)

Итог: Ребята, что вам помогло угадать сказочного героя, про которого мы сегодня вспоминали? (загадка, буквы)

Рефлексия:

  Ребята,  посмотрите на картинки и скажите, что вы видите? (дождь)

Про дождь можно сказать «Хорошо – плохо»

Что хорошего в дожде? (умывает улицы, питает землю, растения)

А что плохого в дожде? (лужи, промокнут ноги, размывает дороги)

Покажите, как капает дождь (щелканье пальчиками)

Ребята, если вам понравилось, как мы сегодня общались, то капельки дождя нарисуйте, где дождь – это хорошо.

Спасибо всем за занятие!