Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.
статья на тему

Термин интеллект появился в глубокой древности.

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память. К 6 годам это развитие осуществляется на треть, к 8 годам – наполовину, а к 12 годам - на три четверти.

Научные исследования свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников на уроке и во внеурочной деятельности.

 Актуальность темы в том, что она создает благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию.

       Внимание к проблеме интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы диктуется условиями современной жизни.

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает меня, как учителя, к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся

 В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают:  

·         самостоятельность мышления,

·        быстрота и прочность усвоения учебного материала,

·        быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,

·        умение отличить существенное от несущественного,

·        различный уровень аналитико - синтетической деятельности,

·        критичность ума.

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.

       Младший школьный возраст   характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием.  Для развития учебно-познавательного интереса, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, существует множество различных методов и приёмов. В своё время В.А. Сухомлинский обращал внимание педагогов на то, чтобы «чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, в котором ребенок жил до школы, не был закрыт для него дверью класса».  Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в школьном учебном процессе. 

Убедилась в эффективности использования занимательного материала на уроках и во внеклассной деятельности. Это средство активизации учебного процесса, развития познавательной активности, наблюдательности детей, их внимания, памяти, мышления, а также предупреждение утомления. Чтобы   не занимательность не превратить в развлечение, я заранее планирую, где, как и с какой целью следует привлечь средства занимательности на уроке.  Чаще всего использую такой занимательный материал, как загадки, игры, сказки, кроссворды и ребусы, информацию из Книги рекордов…

     В формировании учебно-познавательного интереса велика также роль познавательных заданий и вопросов. Особенность этого приёма в том, что задание формулируется таким образом, чтобы ответ не лежал на поверхности. Ребёнок должен самостоятельно добыть нужную информацию. Еще Ж. – Ж. Руссо заметил, что среди многих тропинок к знанию самая важная и самая короткая та, что позволяет получать знания с затруднениями.

   Но одним из самых важных средств активизации познавательных интересов детей является игра. Считаю, что именно игра помогает делать урок живым, а общение искренним, игра вызывает творческий интерес к предмету. Система дидактических игр может быть применена в рамках разных методов обучения.

 Дидактические игры заставляют думать, предоставляют возможность ученику проверить и развить свои способности. Они являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.  Виды игр для детей очень разнообразны: письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные; индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные, игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные) …      Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. Примеры игр

а) Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя

к ребенку, очень нравится детям. Например, при изучении темы «Грибы», провожу игру «Съедобный-несъедобный». Или при изучении темы «Дикие и домашние животные», провожу игру «Кто лишний?». Бросая мяч, задаю вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре.

б) Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые

высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.

в) Чайнворд - образует цепочку наименований предметов, растений или

животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним.

г) Игры-путешествия - они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала, позволяют устанавливать взаимосвязи в природе. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся предлагаю такую ситуацию:

 - Один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

После изучения темы «Природные зоны» предлагаю ситуацию, для повторения изученного ранее:

- Вы едете в оленьей упряжке по тундре. Опишите ваши наблюдения.

Или, при изучении темы «Ориентирование на местности»:

- Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север.

   Такие игры развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

д) Интеллектуальные игры.

    Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.      

е)  Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую

может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и

закономерности природы.

ж) Наблюдение - как один из основополагающих методов обучения, известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и является для естественных дисциплин обязательным. Наблюдения провожу во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний о конкретных объектах и явлениях природы.

В процессе наблюдения у учащихся формируются умение видеть, подмечать, объяснять явления природы. В начальных классах непосредственные наблюдения детей в природе должны быть научными, доступными и увлекательными. Природа обогащает кругозор, общую осведомленность школьников, развивает наблюдательность, внимание, мышление, эстетические чувства. Конечно, в ходе работы опираюсь и на соответствующий жизненный опыт учащихся.   В тетрадях ребята составляли схемы, таблицы, рассказывали о своих наблюдениях, делали зарисовки, подбирали пословицы и стихи.  

з) Мультимедийные презентации – одна из активных форм обучения, используемых мной в работе. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего занятия.  Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать занятия более интересными, включает в процесс восприятия зрение, слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Презентации значительно экономят время, повышают культуру занятия, позволяют дифференцировать подход к воспитанникам, способствуют формированию интереса к теме занятия и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.

Дидактические игры проводятся с целью:

-интеллектуального развития младших школьников;

-создания подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развития его творческих способностей;

-реализации возможностей индивидуального подхода к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

-эмоционально-психологического развития младших школьников

-углубления уже усвоенных ранее знаний;

Ценность игры заключается в том, что её можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности («Час математического досуга», КВН, «Сражение знатоков», «Умники и умницы»).

 Одной из основных задач клубного часа является повышение интеллектуального развития учащихся.

       В данной работе я использую разные формы и методы работы:

- конкурсные и интеллектуальные игры          

- интеллектуальные задания (кроссворды, ребусы, чайнворды и т.д.)

- упражнения на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления)

- соревнования между командами

Использую нестандартные формы организации занятий (Путешествия, КВН, …)

          Все описанные выше методы, формы и виды работ по формированию познавательной активности школьников используются педагогами многие десятилетия.

Вывод: В своей совокупности дидактические игры (развивающие, познавательные) должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

 Действительно, дидактическая игра очень важна для развития интеллектуальных способностей младших школьников.

       Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс обучения учителю необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.

                               

                                    Литература

 

1. А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей». М., Издательство «Ось-89», 2007.

2. Г.Доман “Как развивать интеллект ребенка”, М., АСТ, 1998.

3. И.В.Дубровина «Младший школьник. Развитие познавательных способностей», М., Просвещение, 2003.

4. А.З.Зак “Развитие умственных способностей младших школьников”, М.,Просвещение, 1994.

5. А.З. Зак «Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12 лет», Москва – Воронеж, 1999.

6. . А.З. Зак «Различия в мыслительной деятельности младших школьников»., Москва – Воронеж, 2000.

7. Л.Тихомирова “Развитие интеллектуальных способностей школьника”, Ярославль, Академия развития, 1996

8. В.Д.Шадрикова «Познавательный процессы и способности в обучении», М., «Просвещение», 1990.

9. Статьи из журналов «Начальная школа»:

- № 2/ 99г. А.Р.Тестов «Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации»

- № 7 / 2000г. Н.Н.Жалдак «Развитие логического мышления у младших школьников.»

- № 2/2001г. А.В.тихоненко «Интеллектуальное развитие учащихся в процессе формирования геометрических понятий и представлений»

- № 6 / 2002г. В.Н.Камышников «Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта школьников»

- № 12/ 2002г. С.Г.Яковлева «Развитие логических суждений у младших школьников»

- № 5/2006г. З.П.Жукова «Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры»

- № 11/2006г. «Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов» (из опыта работы)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках математики в 3 классе

В материале  раскрыты теоретические основы развития интеллектуальных способностей младших школьников и представлена система работы  на уроках математики в 3 классе....

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников 1 класс

Задания повышенной сложности для учащихся 1-х классов на кружке "Всезнайка" по математике и обучению грамоте...

Развитие познавательных и интеллектуальных способностей младших школьников 1 класс

Задания повышенной сложности для учащихся 1-х классов на кружке "Всезнайка" по математике и обучению грамоте...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Материал о способах выявления и развития познавательных способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время...