Классный час. Тема «Полезные и вредные привычки. Курить – здоровью вредить»
классный час (4 класс) на тему

Реуцкая Елена Борисовна

Цель:

- первоначальные представления о вреде курения;

- сформировать критическое отношение к курению;  

- ознакомить ребенка с речевыми клише отказа от курения с помощью профилактического тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_kurenie.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час.

 Тема «Полезные и вредные привычки.

Курить – здоровью вредить»

Цель:

- первоначальные представления о вреде курения;

- сформировать критическое отношение к курению,    

- ознакомить ребенка с речевыми клише отказа от курения с помощью профилактического тренинга;

Оборудование:  

плакат с надписью: «Я умею думать, я умею рассуждать – что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»;

фотографии спортсменов; цветные карандаши;

губка белого цвета; 2 листа бумаги розового цвета на парту;

банка с водой; черная тушь;

кусочки наждачной бумаги;

 воздушный шарик в виде сердца;

 рабочие листы.

Ход классного часа.

I. Организационный момент.    

- Давайте вспомним, что обозначает слово «здравствуйте», которое мы говорим и слышим каждый день по нескольку раз

 —  А от чего зависит здоровье человека? (От его образа жизни.)

— Здоровье человека во многом зависит от образа его жизни. Значит, мы должны знать, что полезно для нас, а что нет. Прочитайте, пожалуйста, хором утверждение на плакате:

«Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»

III.  Изучение нового материала

—  Тему нашего классного часа мы определим, выполнив первое задание на рабочих листах. Соедините только те буквы, которые написаны в кружках, прочитайте, что у вас получилось, и назовите тему. (Полезные и вредные привычки.) (Кадр 1)

—  Сегодня на уроке мы поговорим о привычках. Постараемся определить влияние привычек на образ жизни человека и его здоровье. Как вы понимаете значение слова «привычка». (То, что человек делает постоянно.)  

— Давайте посмотрим значение этого слова в Школьном толковом словаре: (Кадр 2)

Привычка - это поведение, склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.

—  Есть полезные и вредные привычки. Как выдумаете, что такое полезные и вредные привычки? (Мнения детей.)

— Полезные привычки — хорошие, не вредят, а помогают здоровью, например: делать зарядку, быть аккуратным, не опаздывать, соблюдать режим дня и другие.

- Вредные привычки — это плохие, например: грызть ногти, курить, читать лежа, обманывать. Они вредят здоровью, портят отношение с людьми.

—  В задании 2 в рабочих листах распределите с помощью стрелочек слова на две группы (на полезные и вредные привычки) (Кадр 2, 3)

IV.   Физкультминутка

—  Сцепите за спиной руки и присядьте несколько раз. Ладони соедините, и поднимите руки вверх над головой, держите осанку. Руки и голову, наклоны влево - вправо. Наклоны вперед-назад. Круговое движение туловищем вправо, руки за головой. Круговое движение туловищем влево, руки за головой. Руки вниз, держать осанку.

—   Упражнение для снятия усталости с глаз:

Часовщик прищурил глаз,

(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз.)

Чинит часики для нас.

(Открыть глаза.)

Как можно назвать то, что мы с вами сейчас проделали?

 Это полезная привычка?  

Сегодня  мы особое внимание уделим одной вредной привычке. Вы сможете о ней догадаться, прослушав отрывок из сказки С. Михалкова «Как медведь курительную трубку нашел». 

Нездоровиться мне что-то:

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем –

Аппетит пропал совсем!

Начал раньше спать ложиться,

Да не сплю! Никак не спится!

Душит кашель по утрам,

Дурнота по вечерам,

Сердце колет, в лапах дрожь... Пропадаю!

Кто догадался, о чем мы будем говорить в этой части классного часа?

 Верно,  и назовем так: «Курить — здоровью вредить!» (Кадр 5)

Ребята, скажите, а было ли у вас когда-нибудь во рту что-нибудь ужасно  невкусное? А что это было? (Мнения детей.)

А кто-нибудь из вас пробовал курить? (Мнения детей.)

Скажите, а табак — это вещество неприятное или приятное на вкус? (Неприятное.)

Люди употребляют, курят его, потому что он содержит никотин - это вещество, вызывающее привыкание.

Послушайте страшные факты о никотине.

Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего, лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли, лошадь – от 1 капли. Для человека смертельная доза составляет 2-3 капли никотина. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20—25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, Не в один прием. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла. 

- А сейчас я прочитаю вам печальное письмо от девочки Оли • редакцию газеты «Наши питомцы»:

Нам подарили попугайчика. Его звали Кеша. Он был нашим общим любимцем. Но так уж вышло, что Кеша играть любил больше со мной. Но вот однажды нежданно-негаданно случилась беда. Вдруг мой любимец заболел. Болел он недолго — всего 4 дня. И вот он умер.

Мы с мамой и братом похоронили его. Я спросила брата: «Почему он погиб?»

Его любимым местом была кухня. К сожалению, там курили. Мы сами старались не дышать этим дымом и уходили из кухни. А Кешу никак нельзя было выманить оттуда. Табачный дым сделал свое дело. Если 1 грамм никотина убивает лошадь, то, сколько же надо было его для такой крохи?

—  Какое у вас возникло отношение к курению после эти фактов? (Мнения детей.)

— Итак, в табачном дыме содержатся вредные или полезные здоровья вещества? (Вредные.)

— Рассмотрите изображение двух мальчиков в задании 3 листа. Определите, кто из них имеет вредную для здоровья привычку—курить. Укажите галочкой. Найдите соответствие в изображениях мальчиков и мужчин. Расскажите, что помогло вам найти правильный ответ.

Действительно, ребята, ученые установили, что курение замедляет рост. Мальчик, который рано начал курить, рискует остаться низеньким, а курящие мужчины уже к 30 годам начинают лысеть. Кроме того, курение приводит к инфаркту миокарда (разрыву сердца) и раку легких.

- А сейчас, ребята, мы постараемся мысленно увидеть и нарисовать, что происходит в теле курильщика, то есть человека, который курит. Рассмотрите картинки задания 4. С помощью цветных карандашей покажите, что происходит в организме человека, который курит.

В центре расположилась «злая» сигарета. Покажите на рисунке, что она «злая». (Дети изображают у сигареты злое лицо.)

- Свои костлявые руки она тянет к зубам, и поэтому от сигареты на зубах появляются желтые пятна. Покажите это на рисунке. (Дети выполняют) На партах у детей лежат кусочки наждачной бумаги.

Пощупайте  кусочки наждачной бумаги. (Дети щупают.) Так и язык у курильщика становится шершавым и меняет цвет с розового на желтый, серый или коричневый. Покажите это с помощью цветных карандашей. (Дети выполняют.)

Учитель показывает на воздушный шарик в виде сердца, медленно сдувая его.

Сердечко у курильщика мучается и слабеет. Покажите на рисунке, что сердечку курильщика очень плохо от сигарет.

- Какое влияние оказывает курение на легкие, мы определим из опытов. (Учитель берет губку белого цвета и опускает в банку с чистой водой. Затем вынимает и отжимает.)

- Так дышат легкие некурящего человека. (Учитель добавляет черную тушь в банку с водой и размешивает. Затем опускает в нее губку, вынимает и отжимает.)

-  Что стало с губкой? (Она стала черного цвета.)

- Так и легкие курильщика постепенно покрываются липкой темной смолой, отчего у него появляется кашель. (У детей партах по 2 листа розовой бумаги.)

- Рассмотрим два листка розовой бумаги — это здоровые легкие.

Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить?

-Возьмите один лист и сомните его. (Дети мнут лист.)

-Расправьте это лист и сравните его с другим листом. (Дети выполняют)                                

У курильщиков легкое становится дряблым, вялым — примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, лёгкие здоровые — примерно такие, как у вас немятый лист бумаги.

—  Раскрасьте легкие курильщика в нужный цвет. (Кадр 6)

—    Захотелось ли вам закурить после того, как вы узнали, как страдает организм курильщика? (Мнения детей.)

—  А теперь поиграем в игру «Да — нет» Если вы согласны - потянитесь, как перед сном. Если не согласны — топайте ногами.

© Дым сигарет делает зубы и пальцы рук курильщика желтым.

 ® Изо рта курящего плохо пахнет.

® Он всегда в хорошем настроении.

® У курящего плохой аппетит.

 ® Легкие и сердце хорошо работают.

® Курильщик плохо различает вкус еды.

® Дым сигарет загрязняет легкие и затрудняет работу сердца.

® Курильщик хорошо различает вкус еды.

© Курящий человек становится напряженным, раздражительным. (Мнения детей.)

—  Однако курящие люди очень часто предлагают и другим закурить. Причем делают это очень настойчиво. Сегодня   мы научимся им отказывать.

Первый вариант отказа:

— Надо посмотреть прямо в глаза тому, кто предлагает сигарету, и спокойно, но очень уверенно сказать: «Нет! Я хочу долго жить» Давайте отрепетируем этот вариант отказа.

(Учитель вызывает к доске двух детей. Один предлагает сигареты, второй повторяет отказ.)

Второй вариант отказа:

—   На предложение закурить, надо сделать рукой решительный отстраняющий жест и громко сказать жесткое «НЕТ!» Кто хочет показать этот жест? (Дети по желанию выходят к доске.)

Третий вариант отказа:

— Исподлобья, опустив подбородок, презрительно сощурив глаза: сказать: «НЕТ! И ТЕБЕ НЕ СОВЕТУЮ!» Давайте все вместе изобразим на лице презрение к курильщику. (Дети выполняют.)

—   Следующее задание выполним в рабочих листах задание 5. (Кадр 7)

Bам предлагают покурить, но вы уже знаете, как это вредно, и отвечаете отказом. Каким образом вы это сделаете? Отметьте крестиком ваши действия или ответ.

А теперь немного отдохнем. Встаньте из-за парт те дети, кто против вредных привычек. Выполним упражнение «К солнышку». Поднимите высоко руки, встаньте на носочки и потянитесь как можно больше вверх. Теперь закройте глаза, мысленно произнесите себе слова: «Я умею думать, я умею рассуждать что полезно для здоровья, то и буду выбирать!» и постарайтесь простоять в таком положении как можно дольше. (Дети выполняют упражнение.)

Вредно не только курить, но и находиться в помещении, где курят другие. Поэтому очень важно помочь курящим отказаться от такой вредной привычки.

А сейчас, ребята, я вам расскажу ещё одну историю:

На 30 минут в гараже закрыли автомобиль с работающим двигателем, а потом проверили качество воздуха. На следующий день на 30 минут в этом же гараже оставили тлеть три сигареты. Оказалось, что воздух был загрязнен в 7 раз больше, чем от выхлопных газов автомобиля.

- Отсюда следует вывод — для здоровья лучше уж лежать под выхлопной трубой, чем курить. Давайте, отразим этот вывод на ваших схемах в рабочих листах. Отметьте на схеме с помощью знаков «>» и «<», что больше вредит здоровью — сигаретный дым или попадание в организм выхлопных газов.

—  Итак, сегодня на уроке мы говорили о полезных и вредных привычках. Послушайте памятку и запомните:

1. Никогда не соглашайтесь пробовать вкусную конфетку, витаминку, если предлагает их незнакомый вам человек, а рядом нет родителей.

2. Никогда не соглашайтесь «чуть-чуть» покурить, даже если предлагают это знакомые. Пусть говорят вам, что ничего не произойдет, что вместе со старшими все можно, — не поддавайтесь! А на настойчивые уговоры ответьте: «Мне хочется соки, или в-о-он ту конфетку в блестящей обертке. Передайте мне ее, пожалуйста».

3. Никогда не соглашайся попробовать сигарету в компании сверстников или старших ребят. Вас будут уговаривать, рассказывать о приятных ощущениях, утверждать, что это не опасно, — не верьте!

4.  Никогда не соглашайтесь с теми, кто обзывает вас малышей за отказ попробовать сигарету. Вы уже достаточно взрослые и серьезные, потому что знаете, что это такое.

5. Никогда не соглашайтесь с теми, кто называет вас несовременными за отказ от сигареты. Современный человек сильный, красивый, умный, удачливый.

6. Никогда не соглашайтесь с теми, кто утверждает, что употребление сигарет приносит человеку удовольствие. Помните, что употребление сигарет  влечет за собой болезнь, преждевременную старость, дряхлость.

7. Никогда не соглашайтесь с теми, кто говорит, что сигареты могут помочь в беде и горе. За советом в трудную минуту лучше обратиться к близким людям. Посмотрите, их так мною вокруг — улыбающаяся мама, добрая бабушка, сильный папа, мудрый дедушка.

— Внимательно рассмотрите каждое яблочко в задании 7. Раскрасьте зеленым карандашом листочки яблок с полезными для здоровья привычками, коричневым карандашом — с вредными для здоровья привычками.

VI. Подведение итогов. 

Домашнее задание. Дома нарисуйте плакат, который должен помочь курящим людям бросить курить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме: " Полезные и вредные привычки".

Цель: формирование у учащихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье, негативное отношение к вредным привычкам....

«Полезные и вредные привычки. Курить - здоровью вредить» (практическое занятие)

Занятие способствует формированию у воспитанников критического отношения к курению, алкоголю и другим вредным привычкам....

Занятие внеурочной деятельности во 2 классе по программе «Уроки здоровья» на тему: «Полезные и вредные привычки»

Занятие внеурочной деятельности во 2 классе по программе «Уроки здоровья» на тему: «Полезные и вредные привычки»...

Классный час по теме "Полезные и вредные привычки" для 1 класса

Конспект мероприятия "Полезные и вредные привычки" для первого класса. Мероприятие проходило по "станциям", моя  станция " Привычки ".Целью проведения является формирование у учащихся потребности...

Классный час по теме "Полезные и вредные привычки"

Цели: • способствовать развитию у учащихся потребности в здоровом образе жизни, формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; • формировать представление о...

Игровое внеклассное мероприятие для начальной школы "Что такое хорошо? Что такое плохо?" по теме "Полезные и вредные привычки".

Цель: Сформировать представление о вредных и полезных привычках, о здоровом образе жизни, как о среде обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности.Задачи: 1.Научить жить...

Классный час «Эти полезные и вредные привычки»

Цели: систематизировать знания учащихся о полезных и вредных привычках, их влиянии на здоровье; побуждать детей к формированию у себя хороших привычек; воспитывать бережное отношение к своем...