Внеклассное мероприятие "Россия - богатырская держава"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Зимина Маргарита Владимировна

Внеклассное мероприятие для учащихся 3 класса (вар. 7.2) "Россия - богатырская держава"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_-_bogatyrskaya_derzhava.docx41.37 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие: «Россия – богатырская держава!»

3-А класс

Цель: Формирование у учащихся активной гражданской позиции и воспитание патриотов своей страны.  

 

Задачи:

  • воспитывать в детях отвагу, мужество, чувство гордости за своих предков – защитников родины, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите,  воспитывать любовь к России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей;
  • учиться раскрыть образ богатыря через его характер, поступки, расширять кругозор обучающихся,  развивать их мышления;
  • формировать коммуникативные  навыки: умение слушать друг друга, работать в группах, высказывать свое мнение.

1.Оргмомент. 

— Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, сколько присутствует много разных гостей, и занятие ведут два педагога:  классный руководитель и психолог. Давайте всех поприветствуем.

У нас занятие сейчас,

Все приветствуем мы Вас.

Психолог. Для того, чтобы всем нам на занятии было комфортно, предлагаю назвать правила, которые мы будем выполнять во время занятия.

2. Подготовительный этап.

Уч. Ребята,  правила мы вспомнили и отправляется с вами в путь.

(на слайдах появляются картинки  о России, о природе по ходу стихотворения «Необъятная страна!», звучит музыка.)

                         Необъятная страна! (Читает ученик)

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)

-Уч. О какой стране прозвучали стихи? ( о России)

 

Посмотрите, на доске написано много разных слов. Скажите, какие из них близки по значению и духу слову Россия?

(Отечество, Родина, планета, страна, города, мать,   материки, месяц,  река, театр). Дети на смартдоске выбирают слова. (слайд)

   Родина, Россия, русская земля - это земля, где мы родились, живем, где жили наши предки и будут жить наши дети, земля, которую мы любим

- А как вы понимаете, что значит «любить Родину»? (беречь, охранять, любить людей, свой народ)

 Более 1000 лет назад появилось на земле Русское государство и называлось оно – Русь.  Жили на Руси сильные, храбрые и выносливые люди. Звали их – русичи. Русская земля имела много разных богатств: лес, полезные ископаемые, животный мир и многое другое.

Богатство нашей земли привлекало разных врагов – хотели они завладеть нашими землями.  Но уже с давних времен и до наших дней у нашей родины всегда есть защитники от всех врагов.

3. Психолог. Кто же эти герои?

Игра «Портрет героя»

Давайте мы с вами из пазлов соберем портрет героя.  Делимся на 2 группы. Каждая группа   собирает портрет?

Что же получилось на картинках? (богатыри, защитники)

 

 Кто такие богатыри, по вашему мнению? (защитники, воины, солдаты)

А что об этом можно прочитать в толковых словарях.

В толковом словаре Ожегова сказано, что богатырь - это герой русских былин, совершающий воинские подвиги во имя Родины; человек безмерной силы, стойкости, отваги. (слайд)

 Сегодня на занятии, вы уже, наверно, догадались, мы будем говорить о богатырях.

Наша тема: Россия – богатырская держава.

 

Ребята, каких богатырей прошлого вы знаете?

(Алеша Попович,  Добрыня Никитич и Илья Муромец, Никита Кожемяка.)

 Учитель- А откуда вы знаете о богатырях?

 ( Из былин, русских народных сказок, стихотворений) Ребята, а кто-нибудь из вас знает картины, на которых изображены богатыри?

На слайде  репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Учитель Великие художники-живописцы изображали на своих полотнах самых знаменитых богатырей. Посмотрите, перед вами картина. Как она называется?

 Кто написал картину «Богатыри»? Виктор Васнецов. (СЛАЙД)

(выходят 2 ученика, читают стихотворение)

Три защитника, три брата,
Три богатыря! 
Русь на воинов богата!
С поля боя нет возврата,
За спиною – Русь,
Мать-земля, родные хаты…
- Эй, смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копьё, булава,
Щит и верный конь…
Враг! Не тронь родной державы, 
Охраняет Русь по праву
Богатырь родной!

 Психолог. Ребята, а какими качествами, чертами характера должен обладать русский богатырь, как вы считаете? Сейчас мы об этом узнаем, работая в группах.

Итак, начинаем мозговой штурм.  

Работа в группах.  Психологическая игра «Назови качества богатыря» Каждой группе нужно  выбрать одно  качество, присущее богатырю.(1 мин.)

 Каждая группа вызывается к доске. Ученикам надеваются шлемы, каждый называет качества богатыря и обосновывает его.

(Сильные, смелые, отважные, умный, бесстрашные,  аккуратный, решительные, героические, ласковый, доблестные, храбрые, сообразительный, мужественные,  )

 П. Вывод делает психолог.

Физминутка  Пришла пора богатырям размяться.

(дети  в шлемах под музыку  «Богатырская наша сила» делают разминку).

  Уч.: Ребята, когда богатырям нужно собраться в дорогу на борьбу с врагами, на подвиги, они   снаряжаются, берут необходимые боевые доспехи.

Угадайте, какие это доспехи.

 1я Загадка: 

Уч. Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут

(кольчуга) Для чего нужна была кольчуга богатырю?

2я Загадка

П. Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом.

(шлем) Зачем богатырю шлем?

3я Загадка

Уч. Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что, догадались? Конечно же… (меч) Зачем нужен меч?

4я Загадка

П. Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит) Для чего щит?

5-я загадка

Уч. В древности для ратных дел 
У бойца был самострел. 
Тетивой согнув дугу, 
Он стрелу пускал врагу. (лук и стрелы)

                                                    Для чего нужен лук и  стрелы?

Психолог.

 

 Д/И «Найди лишнее»

Заходит богатырь. На нем разные вещи, которые нужны и не нужны богатырю в дороге.

 - Здравствуйте, ребята! Я- богатырь.  

Ребята, вы согласны, что это богатырь? Что у богатыря не так?.

Давайте поможем богатырю правильно собраться в путь-дорогу.

(Дети заменяют ненужные вещи необходимыми доспехами).

          Хорошо вы помогли богатырю. Спасибо, ребята. Пусть богатырь продолжит свой путь.

Уч.  Богатыри защищали нашу Родину с давних времен. По преданиям, от этих былинных героев пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов. Ну а дальше, в разные столетия  в России появлялись новые воины и герои, защищающие любимую родину.  За безопасность России погибли миллионы жизней. Когда Родина зовет на помощь – поднимаются в защиту ее сыны. Назовите некоторых из этих героев.

(Показываю картинки с изображением воинов-защитников разных времен- А.Невский, Петр Первый, М.Кутузов,  А.Суворов, Г.Жуков). Дети называют.

Уч. Скоро наш народ празднует главный праздник страны, назовите его, ребята. (День Победы.)

 Ребята, можем ли мы назвать всех людей, участвовавших в ВОВ богатырями? Почему вы так считаете?

 Ребята, угадайте, о каких людях следующие  слова?

 П. 1.С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? ( Пожарники.)

Уч.2. Кто свято хранит Отчизны покой
И ночью, и днем При погоде любой? ( Пограничник.)

П. 3.Он не летчик, не пилот –
Он ведет не самолет,
А огромную ракету. Дети, кто, скажите, это? ( Космонавт.)

Уч.А какие сильные, ловкие и отважные наши спортсмены-олимпийцы!

П. Ребята, можем ли мы назвать этих людей богатырями? Почему?

  Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других, отстаивают честь и гордость России.
   

Рефлексия.  

П. Подходит к концу наше занятие. Давайте же поделимся нашими впечатлениями. Перед вами  недоконченные фразы. Дополните их своими мыслями, словами.

  1. Больше всего мне запомнилось, понравилось…
  2. Хочу сказать, что…
  3. Моё настроение на занятии…

-Поднимите руки, кто из вас хотел бы быть похожим на богатырей и защитников Родины, о которых мы сегодня говорили?

А как вы считаете, можно ли Россию назвать богатырской державой? Почему?

(большая страна, много защитников, защищают на морях, в горах, в лесах и мужчины и женщины, никого не дает в обиду, помним подвиги отцов и дедов, чтим память о них).

А вы, ребята, тоже будущие богатыри, защитники родины.

 Своим трудом, знаниями вы можете воспитать в себе качества, которые помогут вам быть настоящим защитником своего Отечества.

Учитель читает стихотворение
Илоны Грошевой "Будущим защитникам"):
Сегодняшний день
Постарайся запомнить
И в сердце его сохрани.
Ты сильный, ты смелый, 
И враг вероломный
Боится к тебе подойти.
И есть еще в жизни
Большие дела,
Куда тебя честь 
За собой не звала,
Ты смело ступай, 
Наготове копье!
Борись за любимых, 
За счастье свое! 

Дети исполняют песню «Служу России!»

Подошло к концу наше  мероприятие.  Спасибо вам за активное участие в занятии.  И на память о нем у Вас останутся эти замечательные книжки о богатырях.  

 

Уч. Ребята, а вы знаете, о доблести и любви к Родине народом было создано много пословиц и поговорок.

Каких пословиц только нет – и в каждой мудрый дан совет.

- Ребята, назовите пословицы, которые прославляют силу и смелость воинов.

Пословицы:

 

Игра «Собери пословицы о защитниках и воинах Родины»

  • За правое дело                     стой смело
  • Человек без Родины –         что соловей без песни.
  • Сам погибай,                        а товарища выручай
  • Родину предать -                  воином не стать
  • За край свой                          насмерть стой!  

Острый меч да быстрый конь,
Лук и стрелы.
По дороге скачет он -
Воин смелый.

Перед ним лежит весь мир.
Путь единый.
Настоящий богатырь,
Как с картины.

Боровский Сергей

 Викторина
1. Назовите всех богатырей, которых вы знаете.

2. Кто самый старший и самый младший из богатырей?
3. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)

4. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)

5. Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)

6. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)

7. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий, Никитич - победитель, блестящий)

8. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)

9. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)

10. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)

11. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)

12. Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)
(в случае затруднения показать картину "Витязь на распутье")

13. "В плечах широк, тонок в поясе, брови черные вразлет - соболиные, глаза зоркие - соколиные, кудри русые вьются кольцами, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой и ухваткой ему равных нети сам ласковый, обходительный". Чей это портрет? (Добрыня Никитич)

14. С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)

15. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурашкой)

© Источник: детский портал «Солнышко»
https://solnet.ee/holidays/s14_07

Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»:

Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой 
Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Получается на славу!
http://nsc.1september.ru/2005/16/11.gif

Силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю,

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков и матерей.

Дети читают стихи Натальи Кончаловской:

1й ребёнок

Воином быть совсем не просто,

И я, друзья, скажу вам так,

Что быть отважным, сильным, ловким,

Поверьте, это не пустяк!

2й ребёнок

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

3й ребёнок

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Защитника Отечества. «Богатырские забавы»

Внеклассное мероприятие направлено на развитие положительных чувств детей к родному Отечеству, создание атмосферы праздника в игре-соревновании,способствовать развитию умения общаться и формировать ку...

Внеклассное занятие "Богатырские потешки"

Цели:  расширять знания учащихся  о былинных героях, о старинных обычаях; развивать ловкость, быстроту, память, мышление, творческие способности; воспитывать умение работать сообща, сплоченн...

Внеклассное мероприятие "Богатырские забавы"

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Защитника Отечества...

Внеклассное мероприятие "Богатырская наша сила!"

Развлекательно-познавательное мероприятие, направленное на приобщение к ЗОЖ....

Сценарий внеклассного мероприятия "Богатырские потешки"

Сценарий внеклассного мероприятия "Богатырские потешки" рассчитан на учащихся 3 класса. Можно приурочить к Дню защитника Отечества....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Богатырские забавы"

Сценарий познавательной и игровой программы для обучающихся начальных классов и их родителей....