Конспект классного часа. Тема: "Калейдоскоп весенних народных праздников" для 3 класса
материал на тему


Предварительный просмотр:

Дата:        14.03.2016                                                                                                                        

Школа: №95

Класс: 3-8

Кабинет:211

Учитель школы: Полякова Н.М.

Время занятия: 12.05-12.50                                                                                                                  

Классный час на тему:

«Калейдоскоп весенних народных праздников» для 3 класса

.

Цели:

1) продолжить знакомство учащихся с фольклором русского народа, народными весенними праздниками;

2) пробуждать у учащихся интерес к народным обычаям и обрядам;

3) способствовать проявлению творческой инициативы учащихся, их самостоятельности.

    4)познакомить учащихся с праздником масленица, рассказать о его значении, происхождении, традициях и главных атрибутах.

Задачи: обучающая – расширить кругозор детей

                Планируемые результаты:

Личностные: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, содействовать обогащению знаний детей о христианских народных  праздниках;

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;

                        

                 Оборудование: Компьютер, презентация, проектор. 

Этапы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

2 минуты

Петрушка. А вот и я!!! Здравствуйте ребята!! А вы не знаете, весна уже пришла? Так, где же она? (оглядывается). Я знаю одну настоящую весеннюю закличу, которой давным-давно, когда ещё наши бабушки и дедушки были маленькими, закликали весну. Я сейчас буду говорить, а вы повторяйте за мной.

  • Весна, весна красная,
    Приди, весна, с радостью.
    С радостью великою,
    С милостью богатою,
    Со льном высоким,
    С корнем глубоким,
    С дождями сильными,
    С хлебами обильными!
  • Раз, два, три, четыре, пять, 
    Будем зиму провожать!
    Раз, два, три,
    Вот весна идет, смотри!
    Вы ей двери отворите,
    праздник в гости позовите!

Петрушка. А вот и Вёснушка-Весна! Расскажи нам, с чем пришла?!

Весна. Принесла я вам капель, пенье птиц и длинный день. Здравствуйте ребята! А ещё я принесла много весенних праздников!

Петрушка. Ура!!! Праздники -это я люблю!!

- Ребята, вам нужно определить тему нашего

классного часа.

Тема Весенние христианские праздники

Весна. А теперь, дети, давайте будем отгадывать загадки.

Сад примерил белый цвет,

Соловей поёт сонет.

В зелень наш оделся край-

Нас теплом встречает... (май).

2. Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы... (скворечник)

3.Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нём , ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут... (гнездо).

Петрушка. Все загадки мы отгадали! Теперь расскажи нам Весна про праздники.

Весна. Ребята, а какие весенние праздники вы знаете?

Дети. 8 Марта! 1 Апреля!

Весна. Правильно! А ещё есть такие весенние праздники как Сороки, Пасха, Троица, Вербное воскресенье, и много других.

Тема Весенние христианские праздники

Петрушка. А что за праздник такой Сороки?

Весна   В народе бытовал красочный обрядовый праздник — Сороки — Сорок Сороков. Этот праздник наступает 22 марта, начинается он рано утром с весенних закличек. Его христианское происхождение основано на том, что в этот день были наказаны смертью сорок воинов. Происходило это в 313 году в армянском городе Севастий. Один из военноначальников Агрикалий перед походом решил принести жертвоприношение языческим богам.  Но , воины, которые были христианами, отказались участвовать в этих действиях. За это разгневанный начальник решил их испытать и помучить. В сильный мороз их раздели и вывели на лёд озера, чтобы сломить волю страдальцев и заставить их отречься от Христа. Один из воинов поколебался духом и выбежал на берег, но тут же упал замертво. В это время лёд в озере растаял, и над головами мучеников появились светлые венцы. Тогда один из стражников уверовал в Христа и, присоединившись к воинам -христианам, вместе с ними на следующий день принял жестокую казнь. Их забили палками до смерти, а тела сожгли.

В этот день язычники казнили 40 воинов-христиан, за то, что они, не захотели отречься от своей веры. Церковь , за их веру в единого Бога и мужество, каждый год вспоминает их 22 марта.

Издавна ведется обычай на Руси на день сорока мучеников печь из хлебного теста жаворонки. Затейливые хозяюшки пекут эти жаворонки с особыми вычурами: золотят всю птичку сусальным золотом, голову обмазывают медом и посылают их родным, в гостинцы детям. Чистыми звонкими голосами дети закликали весну. Играли на дудочках и глиняных свистульках. Печеных жаворонков натыкали на шесты и бегали по дворам, вызывая весну.

Жаворонок — дуда,

Прилети к нам сюда.

Нам зима-то надоела,

Всю соломушку поела

Прилетите к нам,

Принесите нам

Лето теплое, весну красную.

Наши предки верили в такие приметы: если в день Сорок Сороков прилетели галки — жди тепла; если в этот день будет тепло, то будет 40 дней теплых, а если холодно — жди 40 холодных утренников.

Петрушка. А что за праздник такой Вербное воскресенье7

Весна. С давних времен существовало поверье, что расцветающее, полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснется. А верба считалась особенно целебной, наделенной чудодейственной силой.

В Вербное воскресенье бабушки запекали в хлебцы шишечки вербы и скармливали скотине, чтобы не болела.

.

Маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, тоже сохранившимися с Вербного воскресенья, и приговаривали; «Как вербочка растет, так и ты расти». А тех, кто постарше, постегивали посильнее, но не больно, приговаривая: «Верба-хлест, бей до слез!» или «Бьем, чтобы быть здоровыми».

На Вербное воскресенье было принято устраивать вербные базары или ярмарки. На ярмарках можно было не только купить товар, но и увидеть выступления цыган и бродячих артистов.

Петрушка. Ой, как здорово! Весна, а в игры на праздники играют?

Весна. Конечно, играют! В игры играют на самый главный праздник--Пасху! Есть обычай в день Пасхи красить куриные яйца.

Петрушка. А зачем их красят?

Весна. Крашенное куриное яйцо-- символ чуда и символ Великого праздника Пасхи!

Весна. Есть ещё один весенний праздник-

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радости несет

Он всегда с собою!

Дома аромат блинов

Праздничный, чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно, весело пройдет Сырная Седмица,

А за ней – Великий пост,

Время, чтоб молиться.

Петрушка: Знаю! Мы все уже встретили этот праздник!

Как вы думаете, о каком празднике будем вспоминать?

Слушают заклички, анализируют его, делают выводы, и подходят к теме занятия. Отвечают на вопросы.

П:Готовность  и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Основной этап

25 минут

Все верно, сегодня мы с вами поговорим о масленице

Весна: Это очень интересный праздник, мы вам расскажем легенду об этом празднике.  (драматизация)

 Однажды, собирая в лесу хворост, человек вдруг заметил среди высоких сугробов маленькую розовощекую девочку. Ее большие глаза удивленно смотрели на него, и не было в них просьбы о помощи, а скорее простое детское любопытство. Не похоже было, что она замерзла, хотя одета была в легкую белую шубку, а мороз все крепчал и вьюга злобно завывала.

- Чья ты, девочка? Как имя твое?

- Я дочь мороза и зовут меня Масленицей. – ответила девочка, во все глаза продолжая смотреть на человека.

- Почему ты так смотришь на меня?- спросил человек удивленно.

- Я никогда не видела людей. Ты первый, с кем я встретилась.

Немного придя в себя, человек стал уговаривать Масленицу попросить своего батюшку пожалеть людей и ослабить холода.

- Наши дома промерзли, детишки плачут, некому нас обогреть, утешить и развеселить.

- Что ж,- сказала Масленица,- батюшка мой строг и суров, но я могу вам помочь. Ступай к людям и скажи, чтоб ждали меня, да припасут побольше еды, чтоб встретить дочь мороза.

С тем и ушел человек. Масленица не обманула и действительно пришла к людям.

На лихой тройке понеслась она по деревням, селам и городам русским. И всюду, где бы она ни появилась, веселыми забавами, лихой пляской, горячими блинами да задорной песней  помогала людям забыть о суровом холоде. С тех самых пор масленица считается самым веселым праздником календаря.

Весна: Масленица – это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли “касаточка”, “веселая”. Это недельный праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать.

А как вы думаете, почему этот праздник назвали именно «Масленица»?

Масленица тесно связана с давней русской традицией выпекания блинов. Устав от зимы, холода и снега, люди таким образом пытались привлечь милость ласкового солнышка и уговорить его получше греть промёрзшую русскую землю. С этой целью и готовили блины на масле, которые в данном случае являлись символом солнца.

Древние славяне отмечали проводы зимы и навстречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства   Ярило, слова с корнями «Яр» связанны с представлением о весеннем плодородии

- Яровой хлеб. Масленица и по сей день   живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытой. И мы с масленицей связываем свои надежды на хорошее лето. В масленицу до каждого человека- помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены все праздничные традиции.

- Как вы думаете.

- А что символизирует блин?

- Солнце.( дети)

О блинах русский писатель А. И. Куприн писал следующее:

«… Блин, как настоящее щедрое солнце. Блин красив и горяч, как всепрогревающее солнце, блин полит растительным маслом- это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин- символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей».

Масленица - праздник встречи весны, пришедший к нам от языческой веры. Празднование Масленицы проходило раньше так: делали куклу Масленицы из соломы, наряжали её в женскую одежду и возили по всей округе с песнями. Спустя неделю с плясками, с песнями везли куклу Масленицу в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру. Считалось, что вместе с ней улетают трудности, невзгоды и неприятности.

Ребята, сейчас мы вас познакомим со сказкой «Соломенная масленица», а вы подумайте,  о чем она.

  (драматизация)

Жили – были старик и старуха. Понравилось им на Масленой неделе гулять да веселиться, пирогами и  блинами объедаться, лакомиться. Не хочется поститься. Надумали они свою Масленицу сделать и еще недельку-другую попировать.

Вот старик из соломы Масленицу сделал, лапти ей на ноги сплел. Старуха ее в рогожку обрядила, заплела косу длинную, триаршинную, платок на голову повязала. Масленица получилась – тоненькая, высоконькая, голова с лукошко, глаза — что плашки, нос картошкой. Радуются старик и старуха – гуляй теперь и веселись хоть до Духа.

Посадили они Масленицу за стол. Старик говорит:

- Масленица – пожируха, пустое  брюхо, съешь блинок!

А старуха:

- Масленица – пожируха, пустое брюхо, съешь пирожок.

Масленица сидит, молчит. Старик ей губы сметаной мажет, старуха в рот блин толкает. Вдруг Масленица ожила, зашевелилась, открыла рот, взяла со стола и поглотала все блины и пироги.  Испугались старик и старуха: старик в погреб залез, а старуха в клеть спряталась.

Ходит Масленица – пожируха, пустое  брюхо по избе, ищет, чем попотчеваться: щи повыхлебала, масло полизала, сало пожевала. Видит: в печи каша в чугуне преет. Полезла Масленица в печь и на огонь рукавом попала. Пыхнула солома и сгорела.

Вернулись старик и старуха, поглядели, а у печи лишь горсточка угольков лежит.  Не стало Масленицы. Загоревали старик и старуха, затянули кручинную песню:

Ай, Масленица!  Обманщица1  До поста довела, сама удрала!

Работа в группах.

Деление на 3 группы.

Правила в группе: учитывать мнение каждого;

Каждый должен принимать участие;

Не мешать другим группам и сохранять тишину.

 (На кусочках блина написано начало пословицы, на плакате окончание пословицы. Дети соединяют начало пословицы и ее окончание и в итоге получают блин, похожий на солнце)

Пословицы:(выделенная фраза уже есть на плакате)

Масленица объедуха, деньгами приберуха;

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

Без блинов – не масленица.

Как на масленой неделе в потолок блины летели.

Сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра.

  • На горах покататься, в блинах поваляться.

Ребята, вы все молодцы, очень хорошо постарались..

Масленица- это самый древний славянский праздник. Древние славяне отмечали проводы зимы и навстречу весны в честь языческого бога плодородия и скотоводства  Ярило, слова с корнями «Яр» связанны с представлением о весеннем плодородии- Яровой хлеб. Масленица и по сей день  живет как проявление надежды на сытый год, поэтому она была и остается обильной и очень сытой. И мы с масленицей связываем свои надежды на хорошее лето. В масленицу до каждого человека- помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это направлены все праздничные традиции.

Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубоких веков. Некоторые люди забывают праздники, но Масленицу помнят все, так как с радостью собираются вместе на проводы зимы. Проходят многочисленные ярмарки с разнообразными товарами, с вкусными блинами, аттракционами, катаниями с гор на санях и сжиганием куклы Масленицы. По старым традициям Масленицу празднуют целую неделю. 

ПОНЕДЕЛЬНИК - "ВСТРЕЧА"

В первый день Масленицы строились горы изо льда, проходили гулянья на санях, ребятишки вместе со старшими качались на качелях. Качели делались специально к первому дню Масленицы. Люди ходили друг к другу в гости, делали подарки, но блины отдавать из дома было нельзя, так как считалось, что можешь вынести своё богатство.

ВТОРНИК - "ЗАИГРЫШ"

В этот второй день Масленицы, начинались походы ряженых по домам с пожеланиями и последующими угощениями.

А мы Масленицу встречали, 

Сыром гору поливали, 

На широкий двор зызывали 

Да блинами заедали. 

Проводились карнавалы и маскарады. Девушки и ребята катались с гор на санях и друг

к другу присматривались. Таким образом, подбирались в будущем супружеские пары.

СРЕДА - "ЛАКОМКА"

Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: “Что есть в печи – все на стол мечи”. На первом месте в ряду угощений, конечно, блины. В среду было принято ходить к тёще на блины, за угощением следовало примирение всех тёщ и зятьёв.

ЧЕТВЕРГ - "РАЗГУЛЯЙ"

Четверг – «разгуляй». В этот день обычно катали куклу Масленицы на саняхГлавное мужское дело в этот день – оборона и взятие снежного городка. Молодые парни и мужчины с азартом включаются в битву, а женщины и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

ПЯТНИЦА - "ТЁЩЕНЫ ВЕЧЕРА"

Пятница – «тёщины вечера», в этот день зять едет «к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает. Блин символ солнца, счастливых браков, хороших детей.

СУББОТА - "ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ"

В этот день все начинали ходить друг к другу в гости, преподносить подарки, целовали друг друга. Смельчаки купались в проруби. На всей масленичной неделе проговаривали частушки, которые связаны непосредственно со вкусными блинами. Печь блины в масленицу доверяли только умелым хозяйкам, так как эта блинная традиция занимала важное место в торжестве праздника. В субботу молодые девушки и парни устраивали весёлые посиделки, на них они пели частушки и устраивали игры.

ВОСКРЕСЕНЬЕ - "ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ"

В последний день Масленицы обычно ходили в церковь (храм), просили у всех и вся прощения, после возвращались обратно к весельям и забавам. Вечером этого дня все собирались вокруг куклы Масленицы и играли в игры, после чего её сжигали и проговаривали;

Пора Масленице со двора съезжаться!

Масленица – блиноеда!

Масленица – жироеда!

Масленица – обируха!

Масленица – обмануха!

Масляная неделя

В Ростов полетела,

На пенёчек села,

Оладушек съела,

Другой закусила

И домой потрусила.

Весело гуляла, песни играла,

Всё, Масленица, прощай,

На тот год приезжай! 

Весна.

 Вечером на 7 день недели  "ЧУЧЕЛО" - ставили на дрова, сложенные «колодцем»,  и внутри зажигали огонь. По обычаю, детьми делались маленькие соломенные куколки, которые сжигались для исполнения их желаний.  К костру подходили бабушки и угощали блинами; по обычаю прыгали через костёр; ходили вокруг него, танцевали и пели песни. У костра кричали: «Прощай, Масленица годовая!", "Гори-гори, ясно, чтобы не погасло! В это день пели песни, посвященные  проводам масленицы.

Прежде чем сжечь чучело Масленицы, с нею прощались. Пора, Масленица, со двора съезжать!

. Масленица — блиноеда!

 Масленица — жироеда!

. Масленица — обируха!

                   Масленица — обмануха!

Все участники. Прощай, Масленица!

 Масленица, Масленица,

До чего ты довела — до Великого поста,

Нету хлеба ни куска.

Все участники. Прощай, Масленица!

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

К: адекватно использовать речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

П:Анализировать информацию и устанавливать причинно следственные связи.

Физминутка

5 минут

10 минут

Ребята, у нас для вас есть еще небольшое задание- это тест. Он небольшой-всего 10 вопросов.

1. Чем обычно встречают Масленицу?

грибами

пшенной кашей

блинами

хорошим борщем

2. С чем связано название Масленица?

с названием мультфильма

с разрешением употребления масла перед постом

с тем, что блины мажут маслом

с тем, что кончается масло в холодильнике

3. С чем связан обряд Масленицы?

с борьбой с налогами на землю, снег и воду

с тем, что хозяйки давно не делали блины

с проводом зимы и встречей весны

с приходом на землю апостола Масленицы

4. Как называется период Масленицы в Русской православной церкви?

сырная седмица

блинная неделька

капустная семидневка

масляная неделица

5. В чем воплощают образ Масленицы?

в кукле

на холсте

в снеговике

в чучеле

6. Как встречают Масленицу?

скорбными молитвами

гуляниями, скачками, обильными трапезами

купаниями в проруби, в бане

торжественным парадом на Красной Площади

7. Как называется последнее воскресенье перед Масленицей?

молочное

масляное

мясное

постное

8. В какой день Масленицы теща приходила с ответным визитом в гости к зятю на блины?

понедельник

пятница

воскресенье

суббота

9. В какой день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила?

среда

понедельник

воскресенье

суббота

10. Чем обычно сопровождались Масленичные гуляния?

карнавалами в масках вокруг елки

катанием на санках, коньках и сноубордах

ловлей рыбы перед нерестовым сезоном от Рыбнадзора

разведением костров, прыжками через костры

Молодцы! Вы отлично справились!

Участие в тестировании

Анализ вопроса

Высказывать свое мнение

Формулировка ответа на вопрос

Р: Осуществление выбора (будет активен или пассивен)

К: построение речевого высказывания

Подведение итогов. Рефлексия.

8 минут

-Встретилось ли вам что-то новое на уроке?
- Что больше всего запомнилось на занятиях?

- Вам могут помочь знания, полученные на уроке?

По очереди отвечают на поставленные вопросы учителя. Анализируют. Высказывают своё мнение.

Р: Рефлексия и оценка процесса результатов своей деятельности  на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Тайна имени" для учащихся 2 класса

Представлена разработка занятия по данной теме, дополнена детскими работами. Конспект можно использовать для проведения классного часа во 2 классе, а также на уроках развития речи....

Конспект классного часа «Мой путь к доброте» 2 класс

Цель: формирование у детей представлений об общечеловеческих качествах – о добре, доброте, о хороших и добрых поступках и их значимости  в системе человеческих отношений.  Задачи:...

Конспект классного часа "Семья и семейные ценности" 3 класс

Конспект классного часа для учащихся 3 класса. Тема "Семья и семейные ценности". Цель: Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья». Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «сча...

Конспект классного часа на тему «Золотая осень» 4 класс

Понятие «игра» воспринимается как развлекательная деятельность, присущая детям. Однако уже давно игровые программы рассматриваются учеными как важнейшее средство педагогического воздействия. При грамо...

Конспект классного часа по пожарной безопасности во 2 классе.

·         Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;·         Проверить знания детей п...

Конспект классного часа на тему: "8 марта" 2 класс

Конспект классного часа на тему: "8 марта" 2 класс...

Конспект классного часа на тему "День народного единства"

      Классный час на целе на то,чтобы:формировать чувство гражданственности и патриотизма;формировать ответственность за судьбу Родины;дать общее представление об истории возник...