Воспитание гражданственности и патриотизма на классных часах в начальной школе.
статья на тему

Cвиридова Наталия Михайловна

Внеклассная работа в начальной школе предоставляет больше возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Большая эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и её истории в яркую образную форму, опираться на чувства детей. Патриотическое воспитание через организацию коллективно-творческих дел (озеленение школы, украшение класса, поздравление ветеранов, общественно-ценные акции -  "Белый цветок", "Покормите птиц зимой", "Макулатура лес бережёт") даёт положительные результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание гражданственности и патриотизма на классных часах в начальной школе.

                                                                  Свиридова Наталия Михайловна

                                                           учитель начальных классов

                                                                                    МКОУ Аннинской СОШ № 6 Воронежской области

     

    Привитие любви к Родине, чувства гордости и патриотизма – необходимый и обязательный элемент воспитания ребенка. В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».  

     Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям, природе. Данное отношение проявляется в желании и стремлении знать историю своей страны, её национальное и культурное богатство, активно участвовать в общественной жизни, добросовестно и творчески трудиться на благо Родины.

    Внеклассная работа в начальной школе предоставляет большие возможности для воспитания гражданских качеств младших школьников, выработки у них первичных навыков гражданского поведения. Учителю необходимо обеспечить непрерывность гражданского воспитания, а также совместную работу школы и семьи; помочь детям осознать свое место в истории своего народа, включать младших школьников в социально активную деятельность, в которой они будут расти как граждане и патриоты.

  Ребенок младшего школьного возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны строится на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, прошу их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

     Известная эмоциональность младших школьников диктует педагогу необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые в классе, - наглядные, конкретные, оставляют глубокий след в душе. Дети участвуют в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях («Белый цветок», «Покорми птиц зимой», «Макулатура лес сбережёт»).  Дети с удовольствием выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.   В патриотическом воспитании использую организацию коллективно-творческих дел: «Встреча поколений», конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Машина времени», «Рассказы о забытых героях», «Мальчики и девочки военного времени» и др.

     В планах воспитательной работы я выделила 4 основных  направления гражданско-патриотического воспитания:

1. Направление «Связь поколений»

Цель: осознание обучающимися причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи: 

  1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
  2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
  3. Способствовать формированию у обучающихся  чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

2. Направление « Растим патриота и гражданина России»

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи: 

  1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
  2. Формировать культуру проявления гражданской позиции.
  3. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.
  4. Формировать потребность в здоровом образе жизни.
  5.  Развить гуманизм, милосердие.

3. Направление «Мой край родной»

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи: 

  1. Изучать историю родного края.
  2. Воспитывать у обучающихся  позицию «Я – гражданин Воронежской области».
  3. Формировать экологическое поведение.

4. Направление «Я и семья»

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи: 

  1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
  2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
  3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга через систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

Формы работы: тематические беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник дня Конституции, устный журнал, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами,  интересными людьми, акции, диспуты, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.         

Классный час — одна из главных форм гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Это ведущая форма деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Классный час одновременно имеет все три функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет. Он помогает осознавать социальную направленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру», «посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).

  Учитывая психологические и возрастные особенности наших воспитанников, я использую следующие формы и методы:

  • экскурсии и походы по родному краю (в краеведческий музей, по улицам Анны, к памятным историческим местам, к православному храму);
  • коллективные творческие дела («Праздник русской матрёшки», «Бабушкин сундук»);
  • праздники, посвящённые памятным датам (День Защитника Отечества, День Победы);
  •  устные журналы («Исторические страницы нашего посёлка», «Имена на табличках улиц», «Аллея славы»);
  •  выставки рисунков и поделок («Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь», «Анна прошлого, настоящего и будущего», «Профессии наших родителей», «Ребята нашего двора»);
  •  викторины и конкурсы («История родного края», «Профессии людей нашегокрая»);
  •  конкурсы проектов («Зелёный наряд моего двора», «Как сделать посёлок чистым?», «Семейная летопись», «Дети войны»);
  • акции («Милосердие», «Забота», «Белый цветок», «Покорми птиц зимой», «Макулатура лес сбережёт», «Бессмертный полк»);
  •  конкурсно- игровые программы («Если армия сильна, непобедима и страна!»,
  • круглый стол («Что значит быть Гражданином?», «Наши права и обязанности», «Славен человек трудом!») и т.д.
  • беседы и классные часы «Доброта и милосердие спасут мир», «Милосердие – зеркало души», «Что такое гуманизм»
  • беседы  и классные часы «Я выбираю здоровый образ жизни», «Здоровье - это жизнь», «В здоровом теле – здоровый дух».

Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие, заботу об окружающей среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематика классных часов в начальной школе

Приблизительные темы классных часов в начальной школе на весь учебный год....

Сборник классных часов для начальной школы.

Поучительные, познавательные классные часы....

классные часы в начальной школе

Предлагаю разработки классных часов для учащихся 2 - 3 кл. Форма проведения - этическая беседа. Основная  идея: "Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе"....

"Классные часы в начальной школе"

В статье «Классные часы в начальной школе» Иванова И. А. обращает внимание  учителей на необходимость проведения личностно- ориентированных классных часов. Из личного опыта учитель Ив...

классные часы в начальной школе

Классный час- это форма воспитательной работы классного руководителя в классе,При которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности,  способствующей формированию у ...

Циклограмма классных часов в начальной школе

Проведение классных часов по УМК «Все цвета, кроме чёрного» имеет социально - педагогическую направленность : полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье, соб...

классные часы в начальной школе о здоровом образе жизни

Использование данных разработок позволяет формировать у учащихся  наачльной школы потребность в здоровом образе жизни....