ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ДОРОГА К МИРУ
классный час (1 класс)

ЕНИНА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ НА ТЕМУ "ТОЛЕРАНТНОСТЬ - ДОРОГА К МИРУ" В 1 КЛАССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_tolerantnost_klassnyy_chas.doc68 КБ
Office presentation icon tolerantnost_klassnyy_chas.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЕГОРЛЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 имени О.КАЗАНСКОГО

РАЗРАБОТКА

КЛАССНОГО ЧАСА

«ЧТО ТАКОЕ

 ТОЛЕРАНТНОСТЬ»

                                 Классный руководитель 1 «Б» класса

                                 Енина Марина Алексеевна

ст. Егорлыкская

2017 – 2018 учебный год

Цель классного часа:

  • Познакомить обучающихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

Задачи классного часа:

  • Дать обучающимся возможность оценить степень своей толерантности.
  • Развивать внимание, память, творческое мышление обучающихся; способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
  • Способствовать развитию уважительного отношения между обучающимися.
  • Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости.

Ход классного часа:

Игра «Чем мы похожи?»

  Дети стоят в кругу. Учитель приглашает в круг одного из школьников на основе какого-либо реального или воображаемого  сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи  тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т.д.)». Света выходит в круг и приглашает следующего участника, не забыв назвать его по имени. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся в кругу.

  - Видите, дети, мы все разные, но у нас есть что-то общее. Нам интересно дружить друг с другом, потому что мы не похожи, но имеем общие черты характера, внешности.

- Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

(звучит музыка, учителем рассказывается сказка)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- «Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь».

Подумал волшебник и сказал:

- «Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...»

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- «Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта».

- «Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...»

- «Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь».

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А кого выбрали бы вы? Почему? (ответы детей)

(звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы детей)

- В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

- Что означает слово толерантность?

- Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском языке – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском языке – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском языке - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском языке – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском языке – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

- Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

- А что же объединяет эти определения? (Ответы).

- Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

(учитель и обучающиеся обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между людьми, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды)

- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков (дети высказывают свои мнения). Например:

- В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

- А теперь давайте внимательно послушаем сказку, ответим на вопросы и немного порассуждаем (чтение сказки «Дедушкин совет», ответы на вопросы).

Дедушкин совет

   Егорка был неплохим мальчиком, но как только встречался с Валерой, он сразу же раздражался. Из всех знакомых Валерка был самым неприятным, всюду хотел быть первым, но, самое главное, он любил насмехаться и дразнилки обидные придумывал. Однажды Егорка подрался с Валерой и пришёл домой весь грязный. Дома его встретил дедушка, и Егорка рассказал ему обо всем, даже о том, как уже целый год, встречаясь с Валерой и вспоминая о нём, он сильно сердится и злится.

    - Надо быть, Егорка, доброжелательным ко всем людям, даже к тем, кто тебе не нравится,- сказал ему дедушка.

   - Как же это можно желать добра тем, кто не нравится и кто плохой?- удивился Егорка.

   - Может быть, только ты считаешь Валеру плохим, а другие наоборот - считают его хорошим.

   - Нет, я точно знаю, что он плохой.

   - Тогда скажи, Егорка, мама Валеры любит своего сына?

   - Наверное, любит, - ответил Егорка.

   - А друзья у него в школе или во дворе есть?

   - Есть.

   - Вот видишь, другие к нему хорошо относятся, а ты не можешь. Значит всё дело в тебе самом, а не в Валере. Просто не хочешь ты быть доброжелательным, а хочешь и дальше на него злым взглядом смотреть.

   - Что же, дедушка, мне делать, если он мне не нравится?

   - Ты можешь не играть и не дружить с ним, но всегда можешь тихо, про себя, пожелать ему чего-нибудь хорошего, чтобы он стал лучше и добрее. А, продолжая злиться, ты будешь только сам себе вредить и душу свою пачкать.

   - А просто молчать нельзя?- спросил Егорка.

   - Нет, ты слишком долго злостью и раздражением душу свою отравлял, теперь только добрые мысли ее очистить могут. Ты только не забывай вовремя плохие мысли на добрые менять.

   Стал Егорка делать так, как дедушка его научил. Увидит Валеру, отвернётся в сторону и шёпотом пожелает ему лучше и добрее стать. А если вспомнит о нём, то плохие мысли в голову не пускает, а сразу добрыми их вытесняет.

   Через месяц идёт дедушка домой, смотрит, а внук его Егорка с Валерой играет и громко смеётся. Улыбнулся дедушка, глядя на сдружившихся ребят, и тут же, шёпотом что-то доброе им пожелал.

- Не мог или не хотел Егорка быть доброжелательным к Валере?

- Какой совет дал дедушка Егорке? (желать людям добра, менять плохие мысли на хорошие)

- Понравилась сказка?

- А вы доброжелательно относитесь к людям? (ответы детей)

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

- А теперь послушайте ещё одну сказку (чтение сказки «Зелёный медведь», ответы на вопросы).

Зелёный медведь

  Решила маленькая Люда помочь своему старшему брату Олегу рисовать лес. Села она рядом и стала озеро закрашивать. Но вскоре ей рисовать надоело, и он стала баловаться и вредничать. Сначала она нарисовала синюю траву и сказала, такая трава существует. Улыбнулся Олег и не стал спорить:

   - Пусть будет синей, если тебе так хочется, и продолжил своё дерево рисовать. Потом нарисовала люда чёрное солнце и сказала, что это солнце ночное, когда оно спать ложится, а Олег опять промолчал. Тут Олег решил тоже пофантазировать, взял да и нарисовал на синей траве под чёрным солнцем маленького  зелёного медведя и сказал, что этот медведь, когда валялся на земле, о траву выпачкался. Увидела Люда зелёного медведя и сразу стала сердиться и закрашивать его, говоря, что таких медведей не существует. Остановил Олег руку сестры и не дал ей своего медведя закрасить. Люда стала обзываться, а потом заплакала и побежала жаловаться маме.

   Пришла мама, выслушала внимательно обоих, узнала, как было дело, и произнесла:

  - Не плакать тебе надо и не обижаться, доченька, а лучше научиться у Олега терпимости.

 - Правильно ли вёл себя Олег, что снисходительно и терпимо относился к вредности сестрёнки?

- Какого качества не хватало Люде?

Вывод: Понимание других и снисхождение к ним рождает в человеке терпимость. Терпимый человек тот, кто умеет терпеливо, спокойно и без вражды относится к словам, мыслям и поступкам других людей. Терпимый человек старается понять другого человека, он считается с чужим мнением, он миролюбив и дружелюбен.

- Есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между “своими” и “чужими”.

- А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности.

(Слова: терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность)

Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение

Чувство юмора

Уважение мнения других

и т.д.

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

и т.д.

Игра «Волшебная лавка»

(учитель даёт обучающимся возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми)

Учитель просит обучающихся представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи»: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Учитель выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается школьник. Он может выбрать одну или несколько «вещей», которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

- Сегодня вы узнали о таких качествах человека как доброжелательность, дружелюбие, терпимость. Если человек обладает этими качествами, мы говорим – это толерантный человек.

- В конце классного часа я скажу, что класс – это маленькая семья. И так хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Толерантность - дорога к миру

Слайд 2

16 ноября Международный День Толерантности

Слайд 3

Современный культурный человек это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Слайд 4

Что же такое толерантность? Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Слайд 5

toleran cia (испанский) – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; tolerance (французский) – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; tolerance (английский) – готовность быть терпимым, снисходительным; kuan rong (китайский) – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; tasamul’ (арабский) – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; Толерантность на разных языка мира

Слайд 6

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Толерантность на разных языка мира

Слайд 7

Первый этап конкурса Не оценивайте людей, а цените!

Слайд 8

Первый этап конкурса Связана ли любовь с толерантностью?

Слайд 9

Первый этап конкурса Домашнее задание команд

Слайд 10

Второй этап конкурса Перед вами две дороги – выбирайте…

Слайд 11

Второй этап конкурса Случай в парке.

Слайд 12

Второй этап конкурса Как бы вы поступили в этом случае? Почему молодой человек отказался помочь? Возможно ли объяснение его поступка и принятие его?

Слайд 13

Дерево толерантности Что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности»?

Слайд 14

Сотрудничество Прощение Цветок толерантности

Слайд 15

Второй этап конкурса Как бы вы поступили в этом случае? Почему молодой человек отказался помочь? Возможно ли объяснение его поступка и принятие его?

Слайд 16

Финал конкурса Что вам дает толерантность? Что вы сами в силах изменить, чтобы сделать мир более толерантным?

Слайд 17

«Самый толерантный класс школы» Поздравляем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".

Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....

Толерантность - дорога к миру

Всовременных условиях общественной жизни одним из приоритетных направлений для мирового сообщества является сохранение нравственно – психологического здоровья населения. В последнее время всё чаще гов...

Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"

 выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...

Толерантность-дорога к миру

ТОлерантность, как одно из главных чувств человека. Способность сопереживать, помогать, дружить, и принимать друг друга такими какие есть....

Классный час на тему "Толерантность - дорога к миру".

Классный час на тему -"Толерантность- дорога к миру"....

Классный час для начальной школы. Тема: «Толерантное отношение к миру вокруг – дорога добра».

Цели и задачи: • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертамитолерантной личности;• способствовать воспитанию у учащихся патриотизма, уваже...