Викторина «Я – юный пешеход и пассажир»
классный час (1, 2, 3 класс) на тему

Голенкова Наталья Алексеевна

Через игру-викторину предлагается закрепить правила дорожного движения, подвести к осознанию необходимости соблюдения их в жизни; умение переходить улицу только на пешеходном переходе; познакомить с понятиями «двустороннее движение», «одностороннее движение»; выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения. Готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице, в транспорте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_peshehod.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-викторина

«Я – юный пешеход и пассажир»

Целизакрепить правила дорожного движения, подвести к осознанию необходимости соблюдения их в жизни; умение переходить улицу только на пешеходном переходе; познакомить с понятиями «двустороннее движение», «одностороннее движение»; выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения. Готовность правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге, улице, в транспорте.

Словарная работаперекресток, двустороннее движение, одностороннее движение, светофор, пешеходный переход, дорожный знак, улица, площадь, дорога, тротуар, водитель, пешеход, пассажир, транспорт, жезл.

Оборудование: светофор, пешеходный переход, дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешехода запрещено», «Остановка автобуса», «Осторожно – дети», «Телефон», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания»; игрушки, жезл, свисток, фуражка милиционера, фуражка шофера.

Предварительная работа: чтение детской художественной литературы на данную тему, знакомство с дорожными знаками, разучивание стихотворений, загадок на данную тему, дидактические и настольные игры на данную тему, игры на ориентирование в окружающем пространстве, изготовление атрибутов, целевые прогулки, конкурс рисунка «Соблюдай правила дорожного движения»!

Эту игру-викторину можно проводить и с болельщиками – родителями, которые при затруднении детей могут играть роль «Помощь зала». Вопросы, загадки, которые предлагаются, педагог может использовать по своему желанию и в зависимости от подготовленности детей и времени, отведенному на игру.

 Физминутка «Лучший пешеход» проводится через 10-12 минут после вопросов викторины, разделив таким образом данную игру-викторину на два раунда. После проведения игры-викторины, подводятся итоги, вручаются призы. Затем проводится музыкально-познавательная игра «Автобус».

Ход игры. В. – Ребята, для того, чтобы узнать, в какую игру мы сегодня с вами поиграем, вам надо отгадать Ирину загадку (предварительно выучила)

Днем и ночью я горю, всем сигналы подаю,

Есть три цвета у меня. Как зовут меня, друзья?

Д. – Это светофор. Мы наверно будем играть в игру «Правила дорожного движения».

В. - Да, правильно. Воспитатель ставит на свой стол макет светофора с нарисованными мордочками. В красном кружке - внимание, в желтом - удивление, в зеленом - радость. 

Красный свет – движенья нет.

Желтый – подожди.

А зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт».

К нам сегодня в гости пришел светофор. Он хочет посмотреть, как вы знаете правила дорожного движения и предлагает вам принять участие в игре-викторине «Я – юный пешеход и пассажир».

Для этого слушай мою команду: «В шеренгу становись!», «На первый, второй, третий рассчитайся!» Первые номера надели эмблемы с красным кружком, вторые номера эмблемы с желтым кружком, а третьи номера с зеленым кружком и построились в шеренгу слева, направо: сначала команда с красными кружками, затем команда с желтыми, а следующая с зелеными кружками. Кто скажет, что напоминает ваша шеренга? 

Ответы детей. 

Да, правильно, светофор. А для чего нужен светофор?

Ответы детей.

Теперь предлагаю командам занять столы с обозначением, соответствующим их эмблемам. На столах стоят бумажные пирамиды с соответствующими обозначениями.

Прослушайте правила игры. Из волшебного мешочка я достаю жетоны с обозначениями цифр – это номера вопросов. Я читаю вам вопрос. Тот, кто знает ответ, сразу поднимает руку. При затруднении члены команды обсуждают данный вопрос. Та команда, которая первой дает правильный ответ, получает фишку определенного цвета. Если я достаю из мешочка жетон красного, желтого или зеленого цвета, то в этом случае команда данного цвета задает загадку другим командам. Те, кто правильно даст ответ на загадку, получают фишку цвета их знака светофора, если загадка осталась не отгаданной, то ответ дает тот, кто загадал загадку, и его команда получает фишку. Еще в группе вы видите стол, на котором стоят коробочки трех цветов с дорожными знаками. Если я достаю из мешочка жетон, на котором нарисован вопрос, то вы выходят, берете коробочку вашего сигнала светофора и коллективно рассматриваете дорожные знаки, решая, кто о каком знаке будет рассказывать. В каждой коробочке 4 дорожных знака, всего 12 разных знаков. Фишку получает команда, если все 4 знака будут правильно объяснены. В конце игры-викторины вы сами подсчитываете свои фишки. Победила команда, получившая больше фишек. Во время игры будут физкультурные паузы.

Итак, игра начинается! 

Педагог достает из мешочка жетон с номером или с обозначение цвета. Вопросы написаны на планшете, а загадки дети выучили заранее дома.

I. Вопросы

1. Как называется та часть улицы, где можно ходить пешеходам? Как надо ходить по тротуару?

Эта часть улицы называется тротуарХодить по тротуару следует с правой стороны.

2. Что надо делать прежде, чем перейти дорогу?

Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться, предварительно снова посмотрев в обе стороны.

3. Можно ли играть вблизи дороги.

Нет, нельзя. Играть можно только во дворе.

4. Кто такие пешеходы?

Это люди, которые идут по улице.

5. Когда нас называют пассажирами? Где люди ожидают транспорт?

Когда мы едем в машине, автобусе, троллейбусе. Транспорт надо ожидать на остановке или на тротуаре, выходить на проезжую часть нельзя, это опасно для жизни.

6. Когда можно входить в транспорт и выходить из него?

Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.

7. Как надо вести себя в транспорте?

В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого и поручень, чтобы не упасть. Нельзя высовываться из окна автобуса, машины, высовывать в окно руки. Надо уступать место пожилым людям, инвалидам, маленьким детям.

8. На каких автомобилях устанавливается сигнал «сирена». И почему?

Такой сигнал устанавливается на пожарный автомобиль, на скорую помощь, на милицию. Это необходимо, чтобы другие машины давали дорогу машинам, спешащим на помощь людям.

9. Почему зимой на дороге, улице надо быть особенно внимательным и осторожным? Какие еще сезонные изменения погоды повышают опасность для водителей и пешеходов?

Потому что дорога скользкая, и шофер не сможет сразу остановить машину. Переходить дорогу можно только тогда, когда вблизи нет машин. Если пурга, идет снег, то видимость тоже плохая. А когда идет дождь, то дороги скользкие и машине трудно затормозить.

10. Кто знает, что такое подземный переход? Есть ли у нас в поселке такой переход?

Это безопасный переход для пешеходов под землей. Для его обозначения используется специальный знак. У нас в поселке такого перехода нет, их строят только в городах, где очень много наземного транспорта.

11. Что такое туман. И опасен ли он в городе?

Туман – это когда после дождя бывает тепло, и осадки начинают быстро испаряться: капельки воды не успевают подняться в небо и обволакивают все вокруг пеленой, и вдалеке ничего не видно. Тогда машины включают фары и очень медленно едут, и пассажирам и пешеходам надо быть внимательными.

12. Что такое перекресток? Почему надо быть на перекрестке внимательным как водителям, так и пешеходам?

Это место пересечения дорог, улиц. Когда машина поворачивает, то шофер предупреждает об этом – мигает.

Так как понятие «перекресток» вызывает сложность у детей, то сопровождается объяснение рассмотрением плаката, где дети видят все особенности перекрестка.

Педагог:  Сегодня вы познакомитесь с новыми дорожными правилами и знаками.

На улице нашей машины-машины,

Машины малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат легковые.

Торопятся, мчатся, как будто живые.

А знаете, ребята, что движение машин на дороге может быть двустороннем и одностороннем. Может быть, кто-то из команд знает, в чем разница этих понятий?

Если дорога с двустороннем движением, то машины едут на одной дороге согласно правилу, в разных направлениях. А при одностороннем движении, машины едут только в одном направлении, согласно знаку.

Воспитатель вывешивает плакат с двустороннем и одностороннем движением, знакомит с новыми знаками: двустороннее движение, одностороннее движение, въезд запрещен.

А кто знает, где у нас есть  дорога с одностороннем движением?

II. Загадки

1. Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем. (Велосипед.)

2. Бывают ли у дождика четыре колеса?

Скажи, как называются такие чудеса? (Моечная машина.)

3. Несется и стреляет, ворчит скороговоркой.

Трамваю не угнаться за этой тараторкой. (Мотоцикл.)

4. Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти. (Светофор)

5. Два брата бегут, а двое догоняют. (Автомобиль)

6. Чудо-палочка, она всем знакома, всем видна.

Днем заметна, а под вечер изнутри освещена. (Жезл)

7. Мчат колеса по дороге. Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом! Это я бегу верхом! (Велосипед)

8. Он гремит по рельсам гулко вдоль окраин городских,

По безвестным переулкам, мимо улочек глухих. (Трамвай)

9. Он и вежливый, и строгий, он известен на весь мир,

Он на улице широкой самый главный командир! (Регулировщик)

10. Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко.

Возит грузы и людей, ты знаком, конечно, с ней? (Машина)

11. Что за чудо желтый дом – ребятишек много в нем,

Носит обувь из резины, а питается бензином? (Автобус)

12. Если ты спешишь в пути через улицу пройти,

Ты иди, где весь народ, там, где знак есть… («Переход»)

III. Дорожные знаки

1. Пешеходный переход.

2. Дети.

3. Пункт питания.

4. Движение запрещено.

5. Остановка автобуса.

6. Пункт первой медицинской помощи.

7. Дорожные работы.

8. Уступите дорогу.

9. Автозаправочная станция.

10. Светофорное регулирование.

12. Опасный поворот.

IV. Физминутка «Лучший пешеход»

В. Сейчас мы увидим, как вы умеете играть. Ведь и в игре надо быть очень внимательными. Игра называется «Лучший пешеход». А поиграет с вами ваш знакомый светофор. На светофоре зеленый цвет – команды маршируют на месте, желтый – хлопают в ладоши, красный – замирают. Педагог закрывает последовательно сигналы, а дети выполняют движения.

V. Музыкально-познавательная игра «Автобус»

В стороне стоит каркас автобуса, заранее, используя стулья, создать импровизированный салон автобуса. Чтобы выбрать шофера, педагог  предлагает мальчикам ответить на вопрос: Чем отличается автобус от троллейбуса. Первый, кто ответит правильно, надевает фуражку шофера. Обратить внимание детей, что впереди висит знак «Дети» - это специальный автобус для перевозки детей. Здесь кондуктора нет и билет покупать не надо. А поедем мы на экскурсию по городу для того, чтобы познакомиться со всеми дорожными знаками, которые есть у нас.

Дети идут к автобусу и поют песню:

Вот автобус к нам бежит, и гудит он, и шумит.

И шофер есть на нем, управляет он рулем.

Мы автобус подождем, всем найдется место в нем.

На экскурсию возьмет, и домой всех привезет.

Дети/ребенок «едут» в автобусе,  педагог достает карточку с каким-либо дорожным обозначением, дети/ребенок объясняют его и в зависимости от этого автобус приостанавливается – на пешеходной дорожке, пропуская людей, или ограничивает скорость – видит знак «Дети» и так далее.  

Дети/ребенок  «возвращаются» после экскурсии, делятся впечатлениями. «Светофор» хвалит их, прощается.