Агриппина Яковлевна Ваганова
творческая работа учащихся (1 класс) на тему

Становова Ольга Евгеньевна

Агриппина Яковлевна Ваганова, русский балет. Исследовательская работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Агриппина Яковлевна Ваганова50 КБ

Предварительный просмотр:

Липодаева Дарья Евгеньевна

МБОУ «Гимназия им. И.С. Никитина», 1 «В» класс

Агриппина Яковлевна Ваганова

артистка балета, балетмейстер, балетный педагог.

Научный руководитель – Становова Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов.

«Второй Вагановой нет, не было, вот я не знаю будет ли!» М.М. Плесецкая

Ее имя знакомо даже тем, кто никогда не видел ни одного балетного спектакля, оно стало символом высочайшего качества отечественного балета, его носит старейшая профессиональная школа страны- Академия русского балета.

Ваганова А.Я. родилась 26 июня 1879 года в Петербурге в семье капельдинера Мариинского театра. Жили бедно. Десятилетнюю Грушу Ваганову отдали в балет не случайно: дети из бедных семей в училище получали бесплатный пансионат. Девочка имела данные весьма средние, не очень красивые ноги, угловатость в движении, большая голова и не слишком миловидные черты лица. А вот желания работать и силы воли этого в ней было предостаточно. Ваганова чувствовала, что бедна и может добиться успехов только собственным трудом. Девочка была умна и рано научилась разбираться в достоинствах и недостатках учителей. Ваганова взяла все самое лучшее за годы обучения от лучших педагогов. В 1896 году окончила балетную школу с великолепным результатом- 11 баллов из 12 возможных. В 1897 году состоялся выпускной спектакль и Ваганову приняли в труппу Мариинского театра. Только вот карьера в театре развивалась не быстро, очень долго и упорно талант Агриппины не замечали. Ей доставались роли в последнем ряду кардебалета. О сольных партия Ваганова лишь мечтала. Она без приглашения заявлялась в репетиционные залы прим и без устали, с присущим ей трудолюбием и упорством, разучивала сольные партии.

Методика Вагановой вырабатывалась в ее неустанной работе над самой собой. Она постоянно размышляла над сложившейся системой танца, о том какую роль играет в выполнении того или иного приема каждая мышца тела и как они должны взаимодействовать для создания гармонии. Ваганова обладала великолепным прыжком, силой и отчетливостью исполнения. Именно Ваганова поняли, что совершенное владение всеми движениями хореографии раскрепощает тело и руки танцовщика, и танец приобретает выразительность. Ваганова начала обретать свой стиль. Ее особенная манера исполнения стала заметной зрителям и критикам. Знаменитый « стальной носок» Вагановой, великолепный прыжок- сильный, высокий, почти мужской. Критики наградили ее званием « царица вариаций». Вот, что писал о Вагановой Аким Волынский : « Ваганова показала феноменальное мастерство полета с длительным замиранием в воздухе. Она срывается с места без разбега и висит неподвижно несколько секунд. Аплодировал весь зал- от верхов до первых рядов театра.» Вариации Вагановой останутся среди легенд балетного искусства навсегда, некоторые было бы справедливо назвать ее именем для заслуженного увековечивания памяти замечательного таланта в будущих поколениях артистов.

Но еще долго не было сольных партий. И вновь- непрестанная работа, работа с раннего утра и до позднего вечера. Уроки, репетиции, спектакли. В 1915 году Ваганова получила сольную партию в балете «Ручей» Л. Делиба. Балет этот стал триумфом Вагановой, публика была в восторге, критика превозносила Ваганову. Годом позже сбылась ее мечта, она станцевала сольную партию Одетты- Одиллии в балете « Лебединое Озеро» П.И. Чайковского. И на этом карьера Вагановой, как балерины Мариинского театра была завершена. Ее уволили на пенсию. Только воля, упорство, трудолюбие, и редкая стойкость характера позволили артистке, не имеющей протекции на театральной сцене, на свою беду не блиставшей красотой, одолеть путь от танцовщицы в последней линии кардебалета до балерины.

В 1917 году Ваганову приглашают работать педагогом в ее родную школу на улице Росси в Петербурге. Это начало второго этапа ее жизни, о котором она говорила больше и вспоминала приятнее. Конечно, совсем не обязательно все талантливые танцовщицы превращаются в хороших наставников. Ваганова любила свою работу и ей это удалось. Свое истинное признание и славу гениального педагога она обрела в стенах хореографического училища. Здесь она воспитала несколько поколений балерин Ольгу Спесивцеву, Галину Уланову, Ольгу Моисееву и др. , ставших гордость русского балета.

« На педагогическом поприще Ваганову не превзошел никто»- отмечает балетовед Борис Илларионов.

Ваганова первый отечественный профессор хореографии, основоположница научного подхода к обучению танцу. Но она совсем не считала свою методику догмой и не стеснялась учиться у других. В 1934 году была издана книга А.Я. Вагановой « Основы классического танца». Уже тогда стало очевидно, что ее значение далеко выходит за пределы учебника. Книга выдержала семь переизданий и переведена на многие языки мира. И в настоящее время является основой для многих учеников балетных школ и педагогов.

Ваганова сохранила в послереволюционную разруху русский балет- его репертуар, школу, профессиональное мастерство. Пронесла и отстояла его во времена советских гонений и через бремя Великой Отечественной Войны. На протяжении всей жизни Ваганова продолжала неустанно трудиться и совершенствовать свои методы. Ее ученицы всегда были современными танцовщицами, однако непременно обладали великолепной классической техникой и обретали мировую славу и признание.

Аргиппины Яковлевны Вагановой не стало 5 ноября 1951 года. Во время прощания с ней  звучало адажио из « Лебединого Озера». Ваганова работала, училась и была предана своему делу на протяжении всей жизни. Она научила этому многих, ставших гордость отечественного балета.

Актуальность:

Хореография- это история. Она отражает темперамент и культурные традиции людей.

Хореография – не делит людей. Старые и молодые, бедные и богатые- у каждого возраста, у каждой социальной группы есть танец.

Хореография- это связь поколений.

Хореография- неотделимая часть человек. Она не делает различий между национальностями, расами.

Хореография- это жизнь, это не просто танец, или набор определенных телодвижений. Как и жизнь, хореография прекрасна. Она дарит свободу, делает тело гибким и грациозным, обогащает духовный мир. Хореография дает возможность описать разные социальные процессы при помощи языка телодвижений. Этот язык понятен людям всех возрастов, выходцам всех стран и социальных групп. Хореографические навыки необходимы не только сами по себе, но через их выражение в виде танца, ребенку прививаются важные качества. Направленные на устойчивость развития, мировоззрение и культуру – все то, что формирует из него гармонично развитую личность. И чем раньше ребенок определенные знания, умения, навыки, гамму разных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие и становление его как личности. Возможно меньше будет у детей проблем с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки. Именно хореография успешнее всего реализует развитие зрительных, слуховых и двигательных навыков. Формирует чувственное и эмоциональное восприятие мира, снимает умственное утомление и дает дополнительный импульс для мыслительной деятельности.

Проблема:

На новом этапе развития нашей страны, ее экономики, культуры, образования особую значимость имеет вопрос художественно-творческого развития подрастающего поколения. В обществе растет потребность в высокоинтеллектуальных творческих личностях, которые могут самостоятельно решать возникающие трудности, принимать не стандартные решения и воплощать их в жизнь. И эти динамично развивающиеся потребности общественного развития ставят современную педагогику перед необходимостью углубленного изучения творческого потенциала человека, создание образовательной  среды, способствующей творческой активности личности. От части это объясняется тем, что возможности художественного воспитания используются не в полной мере.

Гипотеза: Введение уроков ритмики и хореографии в программу общеобразовательной школы, приобретает особую важность потому, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает богатейшими возможностями для развития творческих способностей. Это подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу тела и ног, пластику движения. Занятия танцами формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе. Имеют огромное значение как средство воспитания национального самосознания.

Цель: приобщение к танцевальному искусству с помощью уроков хореографии. Формирование творческой активности, воображения, речи.

Задачи: Доказать на своем примере, что хореография является богатейшим источником эстетических, культурных, исторических, музыкальных, творческих возможностей.

Объект: ДШИ №6 отделение хореографии ученица 1А класса Липодаева Дарья.

Предмет: изучение хореографии, слушание музыки соответственно государственной программе обучения учащихся ДШИ.

Методы исследования уроки ритмики, пластики, растяжки, постановки концертных номеров. Длительность урока 1 час 30 мин с периодичностью 3 раза в неделю. Класс педагога Изюмец В.В. артистки Воронежского Государственного Театра Оперы и Балета.

Результаты исследования: В результате окончания первого класса хореографического отделения появляется возможность раскрыть мой творческий потенциал, повысить уровень развития таких качеств как трудолюбие, сила воли, умение достигать поставленных результатов, принимать самостоятельные решения. Формируется правильная осанка, развивается мышечная сила, память, умение слушать музыку. Активизируется творческая активность, воображение. Воспитываются нравственные качества личности, прививаются манеры этикета.

Список используемой литературы:

  1. Красовская В. Агриппина Яковлевна Ваганова. 1989 г .
  2. Волынский А. Статьи о балете. Спб . 2002 г.
  3. Илларионов Б., Майниеце В., Истории художественного образования в России Спб. 2007 г.
  4. Хореография как средство самореализации младших школьников// Духовная культура на рубеже нового столетия: тезисы научно- практической конференции. Москва МГУК 1998 г.
  5. Березина В.Г., Викентье И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. Спб. 2004 г.
  6. Энциклопедия русского балета 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио Волынкиной Ирины Яковлевны

Портфолио учителя начальных классов...

Система работы учителя начальных классов Демочко Галины Яковлевны

Данный ресурс представляет систему работы учителя начальных классов....