Конкурсы и игры для летнего лагеря
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Макарова Марина Викторовна

Разработка конкурсов и подвижных игр для летнего лагеря

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursy_i_igry_dlya_letnego_lagerya.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАЛЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

«ВЕСЕЛЫЕ КОНКУРСЫ»

Скажем по секрету: то чем вы прочитаете ниже, в разные годы называлось по-разному – воспитательные мероприятия, веселые конкурсы, коллективные творческие дела, игровые формы деятельности школьников мы выбираем название. Малые формы работы: соревнования между детскими коллективами. Они рассчитаны на небольшое число детей и на непродолжительный  временной  отрезок. Примерно так:  один отряд – класс и один час. Если вы решились провести МФР, сразу же запомните: вам и вашим детям необходимо действовать по следующему плану.

  1. вступительное слово ведущего,  создание эмоционально положительного отношения детей к предстоящему делу.  
  2. Деление отряда (или класса) на группы.
  3. Получение заданий, их разъяснение.
  4. Подготовки выполнения задания в течение 10-20 минут.
  5. Соревнование, показание результатов подготовки
  6. Награждение.
  7. Анализ.

Но прежде чем действовать по плану учтите: выбор МФР зависит  от возраста детей, от окружающих условий и, конечно же, от тех задач, которые вы перед собой и детьми ставите. Если вы все учли и все запомнили, приступайте!

КОМИЧЕСКИЙ ЦИРК.

Задание: подготовить и показать шуточный цирковой номер. Какой это будет номер, могут решить сами ребята или это будет указано в задании. Тогда можно провести жеребьевку. Сделаем ее так: название номеров напишем на отдельных листочках, свернем их трубочкой и вложим еще не надутые воздушные шарики. Шарики надуем и завяжем. Приготовим все это заранее. А теперь пришла пора получить задание: группы должны выбрать шар лопнуть его и вытащить записку с названием  циркового номера. Какие могут быть номера?

  • Дрессированные хищники.
  • Жонглеры.
  • Клоуны.
  • Собачки – математики.
  • Фокусники.
  • Акробаты.

КОСМИЧЕСКИЙ ПАРАД.

Задание: подготовить и показать элементы строевой подготовки жителей других планет. Представьте, что на землю слетелись представители обитаемых планет нашей галактики. И по этому случаю объявлен парад. Каждый детский микро-коллектив  представляет планету. Ребята придумывают ей название, заодно придумывают, как буду звать жителей той планеты. Можно сделать  элементы костюмов – для каждой планеты свои. А теперь главное: предстоит придумать движения в строю, характерные для инопланетян; придумать команды, которые отдает инопланетный командир; придумать песню (если ее можно так назвать) с которой обитатели чужих галактик  любят двигаться строем. И когда все это придумано, можно начинать космический парад. Все планетные делегации выстраиваются перед трибуной Большого галактического  совета. Командующие делегаций сдают им одним понятный  рапорт Верховному главнокомандующему.  Затем делегации по–планетно «маршируют», с песней мимо трибуны. Можно от имени галактического  совета вручить награды некоторым планетам за значительный вклад в развитие строевого искусства.

КОНКУРС ГРАДОСТРОИТЕЛЕЙ ИЗ ПЕСКА

Задание: построить песочный город и придумать о нем легенду. Конкурс лучше всего проводить летом на берегу реки, чтобы ребята одновременно с участием в конкурсе могли загореть и искупаться.(Конечно его можно проводить и зимой, но тогда это будет «Конкурс снежных градостроителей» ).Песочный город может быть может средневековым, современным или  городом будущего. Ребятам необходимо разработать его план, придумать необычные по архитектуре здания, башни, арки, мосты. Чтобы сооружение было более прочным, можно использовать камешки, дощечки. Как и у каждого большого города у песочного должен быть свой герб. И должна быть легенда города лучше всех.

КОНКУРС ШУМОВЫХ ОРКЕСТРОВ

 

Задание: подготовить и показать выступление шумового оркестра. Шумовым оркестром обычно называют такой коллектив музыкантов, у которого инструменты не настоящие. В шумовом оркестре  инструментами служат: ведра, крышки, банки, чайники, стаканы с ложками и прочие предметы. Эти предметы могут скрипеть, звенеть, стучать, трещать, булькать, т.е. издавать звуки, в обычной жизни воспринимаемые лишь как шум. Но объединенные в оркестр эти предметы превращаются инструменты. И на них можно, если несколько раз прорепетировать исполнять какую-то мелодию. А можно в сопровождении такого оркестра предложить спеть хору. Для этого только надо найти подходящую песню. Победители в конкурсе шумовых оркестров получают награду, достойную тех инструментов, которые собраны в таком оркестре.

КОНКУРС БАРОНА МЮНХГАУЗЕНА

Задание: придумать и убедительно показать (или рассказать) новое приключение барона Мюнхгаузена. Всем маленьким жителям нашей страны известен барон Мюнхгаузен. О нем написана книга, снят мультипликационный фильм. Он самый «правдивый» человек на свете. Предложите ребятам стать такими же «правдивыми». А для этого надо немного: всего лишь  придумать и рассказать еще одну историю, которая была бы достойна великого рассказчика. Рассказ можно вести от первого лица, можно от третьего, а можно даже начать так: «Однажды мы с бароном Мюнхгаузеном…» Для большей достоверности рассказа можно использовать инсценировки, стихи, песни, привлекать очевидцев.

Новое приключение барона Мюнхгаузена можно придумать и рассказать в одиночку, а можно – объединившись в совет биографов барона, свидетелей его приключений.

За самый яркий и «правдивый» рассказ победителю можно вручить треуголку барона Мюнхгаузена или другой знаменитый предмет его гардероба. А можно торжественно принять в члены «Клуба самых честных людей», вручив при этом красивую медаль «Лучшему ученику барона Мюнхгаузена».

ПУТИШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВООБРАЗИНИЮ

Задание: придумать страну, которой ни когда не существовало, и рассказать о ней. Вы знаете, сколько стран на нашей планете? Более ста. Некоторые из них очень древние, их история насчитывает несколько тысячелетий. Некоторые совсем молодые, они возникли только в нашем веке. Но у каждой страны, древня она или молодая, есть свое лицо. Лицо страны не похоже на лицо человека. На нем нет носа или глаз. Лицо страны – это ее герб, флаг, гимн.  

  • это знаменитые люди и памятные события;
  • это заводы, фабрики, выпускающие необычную продукцию;
  • это поля с удивительными сельскохозяйственными культурами и фермы с непривычными нам животными;
  • это столицы, знаменитые города;
  • это жители планет говорящие на незнакомом языке;
  • это похожие на наши денежные знаки;
  • это обычаи, странные привычки и манеры ее жителей;
  • это песни, исполняемые в сопровождении народных инструментов;
  • это традиционные национальные танцы.

Предложите ребятам отправиться в страну, которой нет ни на одной карте. В страну, которую вообразят сами ребята. Пусть они дадут ей название, нарисуют ее герб. Пусть придумают, чем занимаются ее жители, как они здороваются, кушают, спят, что делают по вечерам. Пусть они покажут лицо своей страны – фантазии. И после того, как ребята придумают новую страну, можно провести заседание клуба путешественников – фантазеров. Он может предложить каждой группе путешественников рассказать о своей стране сразу все в течении 10 минут, а может давать слово несколько раз по очереди: сначала узнаем название стран, потом услышим о знаменитых людях, потом посмотрим «народные» танцы и так далее. В конце встречи ведущий поблагодарит всех за интересный рассказ и показ и от имени Клуба наградит путешественников.

ЗАЩИТА ВРЕМЕН ГОДА

Защитить время года – это совсем не значит, что надо отстоять его от чьего-либо нападения. Никакой агрессор не собирается идти войной на времена года. Защитить – это, значит, доказать, самое интересное, увлекательное. А в доказательство лучше привести песни и стихи, частушки и загадки, танцы и инсценировки. И не просто так, а связать все номера в единую программу под названием «Лето», «Осень», «Зима», «Весна».

Чтобы ребята охотнее взялись за подготовку, какой программы, лучше всего предложить им разделиться на четыре группы, в зависимости от того, кто, когда родился. Ведущим в этой программе могут быть два героя, мальчик и девочка, которые казались возле машины времени и никак не могу решиться, в какое время года.

Когда наступит время подведения итогов, будьте осторожны. Награждайте не времена года, а их защиту, так как на самом деле лучшее время года определить невозможно.    

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

 

Дети очень любят кукольный театр. Любят смотреть кукольные спектакли и любят их ставить. Предложите каждой группе поставить маленький спектакль. Он может быть изложением известной сказки («Конек- Горбунок», «Аленький цветочек», «По щучьему веленью»). Он может быть создан по мотивам взрослого фильма («Спрут», «Рабыня Изаура», «Приключения Шерлока Холмса»). А можно просто предложить ребятам темы и пусть они сами сочинят сценарий, изготовят необходимые куклы и покажут представление. А темы могут быть необычные: «Крокодил и воздушный шарик», «Ночь в магазине игрушек», или «Самый счастливый день старого чайника». Сложно будет с изготовлением кукол, по этому вы подскажите ребятам, что куклами могут быть ложками, стаканы, носовые платки, домашние тапочки, карандаши – в общем, все, что есть под рукой. Поставьте ширму для кукольников, установите стулья или скамейки (а можно просто коврики) в «зрительном зале» пригласите друзей из младшего отряда или класса и начинайте свой фестиваль кукольных театров.

АУКЦИОН ТАЛАНТОВ

На аукционах обычно продают полезные или ценные вещи. Приобрести эту вещь может тот, кто предложит за нее большую цену. В нашем аукционе и вещи для продажи, и «деньги» необычные. В качестве продаваемой вещи может быть или настоящий ценный приз (большая кукла, торт, билеты в кукольный театр) или приз шуточный, но чем-то памятный для всех присутствующих: пуговица от костюма директора школы или начальника лагеря, замок корпуса, в котором живет отряд. Расплачиваться за право получить этот приз придется своими талантами. Ребята могут петь, читать, танцевать и даже стоять на голове или шевелить ушами - кто что умеет. Причем «платить» можно индивидуально, а можно «вскладчину», т.е. объединившись в группы.

КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВАННОЙ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ

Задание: проинсценировать одну из колыбельных песен. О том, что колыбельные песни поют маленьким детям, чтобы они скорее засыпали, об этом знают все. Каждый, если постарается, вспомнит 2-3 колыбельные («Спят усталые игрушки…», «Спи моя радость, усни…», «Баю баюшки-баю…»). Но о том, что колыбельные песни можно инсценировать, и при этом очень весело, знают очень немногие. А теперь знаете и вы. Осталось только выбрать несколько «песен перед сном» и их показать в образах и в действии.

Лучше всего такой конкурс проводить, когда ребята буквально «спят на ходу». Он позволяет взбодриться и разогнать скуку. В этом конкурсе можно даже обойтись без наград. Наградой всем будет приятное настроение, улыбки и смех.

КОНКУРС РИСОВАННЫХ ФИЛЬМОВ

Задание: нарисовать и озвучить фильм. Каждая группа превращается в киностудию. Киностудия выбирает тему и придумывает название будущего фильма. Тема может отражать некоторые эпизоды из жизни коллектива, а может быть посвящена событиям совсем нереальным, сказочным, фантастическим (например, «Наш отряд в столовой», или «Высадка марсианского десанта»). На киностудии, как известно, работают режиссеры, сценаристы, художники, звукооператоры. В каждой группе-киностудии также можно выбрать своих специалистов разных направлений, но можно работать и всем, становясь, то сценаристами, то художниками. После того, как определены темы фильмов, сценаристы придумывают сюжеты. Затем художники на длинных белых листах рисуют кадры (количество кадров у групп должно быть равным). Звукооператоры сочиняют текст и решают, как они будут рассказывать содержание фильма на худсовете. Режиссер осуществляет общее руководство, координирует действия всех. На подготовку дается примерно 30 минут. Просмотр фильмов и их оценка проходит на худсовете, в который могут входить ведущие, режиссеры, или специально приглашенные взрослые-«кинокритики». Лучшему фильму присуждается премия. Можно присудить и несколько премий: «За лучший сценарий», «За лучшее художественное воплощение идеи», « За лучшее звуковое решение сюжета» и др.

КОНКУРС ВИДЕОКЛЯПОВ

        Что такое видеоклип, сегодня знает, наверное, каждый воспитанник детского сада. Это короткий фильм, действие которого разворачивается на фоне звучащей песни. Можно сказать, что этот фильм-реклама песни. Сюжет фильма очень часто отражает или. Слова песни. Или настроение. Которое рождает музыка.

        А что такое видеокляп? Это то же самое, что и видеоклип, только очень не серьезный, дурашливый. Попробуйте «снять» несколько видео кляпов вместе с ребятами. Выберите для каждой группы одну очень популярную в последние месяцы песню. Несколько раз прослушайте ее. Если ребята знают слова песни наизусть, просто вспомните их. А теперь начинайте придумывать смешные движения и действия к каждой строчке. Солист или группа будут пародировать настоящего исполнителя, а все остальные-весело инсценировать сюжет песни. Для конкурса видеокляпов вам обязательно потребуется магнитофон и записи (!!!) всех песен предлагаемых на конкурс. И, поскольку вы проводите конкурс, должна быть просмотровая комиссия. В нее можно пригласить «звезд эстрадной музыки» (как вы понимаете-не настоящих, а вымышленных), ваши звезды в перерывах между просмотром   « фильмов» смогут поделится со всеми своими «творческими планами». Конкурс начните с веселого представления комиссии, а закончите тем. Что комиссия вручит веселые призы создателям лучших видеокляпов.

ПЕДАГОГИАДА

        Задание: показать урок в одной из школ прошлого, настоящего или будущего. Школа как место, где детям сообщают полезные знания, существует несколько тысячелетий. Учеба в школе делится на промежутки времени, которые назвали уроками. Уроки в разное время проходили по-разному. По-разному одевались учителя и ученики. Разными учебными пособиями пользовались в разные эпохи. Да и преподавали самые разные предметы в зависимости от того, какие науки считали в тот момент самыми полезными и нужными. Предложите детям показать урок в одной из школ, а в какой именно-пусть определит жеребьевка. Напишите на карточках:

        -школа в первобытном обществе;

        -греческая школа;

        -школа в средние века;

        -школа во время Петра I;

        -школа во время Октябрьской революции;

        -институт благородных девиц;

        -современная школа на 5 тысяч учащихся;

        -школа в будущем подводном городе.

        За самый интересный урок, в котором предусмотрено будет все (и «школьная форма», и «учебники», и «письменные принадлежности», и «тема урока») команде победительнице можно поставить пятерку. Как? Например, нарисовать ее красной гуашью на лбу отличника - чтобы все видели и уважали.

ШЛЯПНОЕ СРАЖЕНИЕ

        Шляпное сражение проходит в несколько этапов. Прежде всего, предложите ребятам вспомнить, какие они головные уборы. Чтобы не было выкриков, организуйте «шляпную кольцовку», т.е. сделайте так, чтобы группы по кругу называли по одному головному убору (панама, кепка, картуз…). Этот конкурс будет разминкой , и победит в ней та группа, которая продержится дольше других и приведет последнее название.

        Следующим этапом сражения будет задание группам изготовить шляпу. Ее нужно сделать за 10-15 минут из подручного материала: бумага, газеты, ветки, листья лопуха и т.д. Но мало просто изготовить шляпу, надо ее защитить, т.е. убедить всех в ее практичности и красоте. На этом этапе победит тот, кто был самым находчивым в изготовлении и веселым в защите.

        А на третьем этапе ребятам надо придумать по 5-10 вопросов: серьезных (Как называется самая близкая к нам звезда?) или шуточных (Могут ли ковырять в носу?), написать эти вопросы на отдельных листочках и опустить в свою шляпу. А теперь все шляпы передадим по кругу. Каждая группа вынимает из доставшейся ей шляпы один вопрос, читает его и через 30 секунд дает ответ. Когда все группы ответили, еще раз происходит передача шляп, и так до тех пор, пока каждая шляпа, пущенная по кругу, не вернется к своим изготовителям. На этом этапе оценивается правильность или оригинальность ответа. Эта МФР очень интересна тем, что в ней сочетаются и элементы творческого конкурса, и элементы познавательной викторины. Поэтому очень советуем ее провести. Ребятам понравится. Вот увидите.

ГИННЕСС-ШОУ

        Самое главное в этом конкурсе-придумать много-много необычных и совершенно не серьезных состязаний на определение самого-самого… Когда эти конкурсы придуманы, и необходимый «инвентарь» приготовлен, вам, как ведущему, нужно объяснить, что такое Книга рекордов Гиннеса, представить секретариат, который будет вести регистрацию рекордов, сообщить о слава, которая ждет победителей, и объявить начало первого конкурса. Заранее к конкурсам ребята могут не готовиться, а выполнять их будут команды или отдельные представители команд. Ну, а конкурсы могут быть такие:

        1. Кто дольше просидит на табурете, приподняв над полом ноги и не держась ни за что руками.

        2. Кто быстрее съест кусок черного хлеба и после этого свистнет.

        3. Кто сможет сделать больше приседаний, удерживая на носу в равновесии карандаш.

        4. Кто быстрее на одном длинном волосе завяжет пять узлов.

        5. Кто поднимет и удержит в течение 10-и секунд большее количество волейбольных мячей или воздушных шаров.

        6. Кто быстрее засунет в пустую бутылку газету «Комсомольская правда», не разрывая ее.

        7. Кто сможет за одну минуту раскатать самую длинную «колбаску» из куска пластелина.

8. Кто быстрее выпьет через пластиковую трубочку стакан воды.

9. Кто сможет за одну минуту больше воткнуть канцелярских кнопок в деревянный карандаш.

10. Кто дольше без добора воздуха сможет прокричать звук «И».

ВЕЧЕР УЖАСОВ

Во все времена дети любили страшные истории. Вспомните хотя бы «Бежин луг» И.С. Тургенева. Но можно и не ссылаться на авторитет классиков, можно просто вспомнить свое собственное детство. А там, вероятнее всего, были и рассказы про мертвецов и простыни, превращенные в костюмы приведений, гримирование под чертей, ведьм и прочих лесных чудищ. А что если пойти на встречу этой странной детской потребности и организовать «Вечер ужасов». Коль все равно дети будут рассказывать «про кладбища и вампиров», не лучше ли это сделать «организованно». Может быть в таком случае вы поможете детям с помощью смеха преодолеть страх. Как это сделать? Прежде всего, нужно заранее подготовиться. Объявите, что сегодня начнется Вальпургиева ночь, сегодня вся нечистая сила собралась на Лысой горе, чтобы поведать обо всех жуткостях, творящихся на свете. Каждый пусть сделает себе костюм и наложит грим – ведь сегодня, по нечистой традиции состоится конкурс «Мисс безобразие». А Еще пусть все вспомнят самые страшные истории, которые слышали от старших ребят, и самые жуткие сюжеты фильмов ужасов, если такие вашим ребятам довелось видеть. А еще пусть все приготовятся к конкурсу на самый душераздирающий вой и самый зловещий смех. А еще можно придумать заклинания, изготовить амулеты и талисманы. Ну и, наконец, нужно «оборудовать» место встречи. Это может быть темная поляна с маленьким костром или очень темная комната с маленькой свечкой. Не помешают всевозможные атрибуты жилищ злых колдуний: чучела, сети, веревки. А сидеть лучше всего не на стулья, а прямо на полу. Начать встречу придется Вам, как верховному Вурдалаку или Главному приведению. И начните не скучными словами: «Ребята, у нас сегодня интересное мероприятие», а зловещим окриком: «Ну что, все собрались?..». А дальше действуйте, как вели вам образ «великого и ужасного» - объявляйте конкурсы, награждайте по своей прихоти лучших, или худших. Для этого заготовьте камешки, обожженные бумажки, веревочки, пузырьки с жидкостями – самые ценные среди нечистой силы подарки. И старайтесь, чтобы ребята больше СМЕЯЛИСЬ и меньше пугались. И обязательно (!) после того, как все кончится, после того, как ребята отмоются и лягут спать, обязательно проверьте, все ли уснули, и не появилось ли у кого-то желание продолжить вечер настоящими ужасами. Всего должно быть в меру.

ВОЗДУШНЫЙ ХОККЕЙ

С правилами хоккея с шайбой знаком каждый мальчишка. В хоккее 3 тайма по 20 минут. На площадке одновременно играют по пять игроков от каждой команды, в воротах стоят вратари. Есть скамейка запасных игроков и скамейка нарушителей. Есть тренеры, есть судьи, есть комментатор. Если вы решили сыграть в воздушный хоккей, пусть все останется так же, только вместо настоящих клюшек будут маленькие, пластмассовые, вместо шайбы – воздушный шарик, а таймы будут по 10 минут. Создайте две команды, которые придумают интересные названия. Объясните игрока правила: шарик нельзя трогать раками и ногами – только клюшкой, нельзя играть за пределами площадки, нельзя использовать силовые приемы, за это удаление на одну минуту. «Пригласите» находчивого остроумного комментатора. Приготовьте приз победителям. А еще обязательно приготовьте несколько запасных шариков – мало ли что. Если все готово, тогда: «Вбрасывание!».

ВЫСТАВКА РЕКОРДОВ ПРИРОДЫ

Вы наверное слышали о книге рекордов Гиннеса. В ней записано про все самое большое, необычное, уникальное. Но ведь удивительные достижения могут быть не только в технике или жизни человека, но и в природе (самый большой лист подорожника, самый толстый стебель одуванчика, самая маленькая шишка, самый длинный ус клубники, и еще самый полезный…, самый сладкий…, самый колючий…). Выставку подобных рекордов легко можно организовать в вашем отряде. Предложите каждой группе обустроить свой «павильон» (пусть это красиво оформленный стол). Для павильона необходимы экспонаты. Чтобы их найти, ребятам надо отправиться в лес и проявить наблюдательность. Экспонатов у каждой группы должно быть не менее 10, поэтому ребятам надо постараться. Когда павильоны будут оформлены, организуйте торжественное открытие выставки рекордов Природы. Во время открытия можно произнести речь и перерезать ленточку. Осмотр экспонатов может быть организованным, но может быть и стихийным. После того, как все ознакомятся с образцами достижений Природы, нужно организовать комиссию по «регистрации рекордов». Комиссию надо «вооружить» линейкой, весами и прочими инструментами. Комиссия замерит все экспонаты и определит из них самые-самые. Затем торжественно занесет в красиво оформленную «Книгу рекордов» показатели достижения и фамилии тех, кто его обнаружил. Эта книга может в дальнейшем висеть на видном месте и пополняться все новыми рекордами.

Это тем более важно, так как выставка по времени может быть очень непродолжительной, некоторые экспонаты, к сожалению, быстро завянут. А зафиксированные рекорды будут отражать затраченный ребятами труд и вдохновлять их на пристальные поиски новых «рекордсменов».

ЦВЕТОЧНАЯ АЗБУКА

Азбука – это книга, которая знакомит детей с буквами. Каждой букве отводится одна страничка. На этой страничке нарисована сама буква и предметы, названия которых на эту букву начинаются. Здесь же можно прочитать слова (или предложения, или стихи), в которых эта буква очень часто употребляется. Цветочная азбука очень похожа на обыкновенную, только в ней нарисованы цветы. На странице с каждой буквой свой цветок:

А – астра, Б – багульник, В – василек, Г – гладиолус, и т.д. Например:

Апрель золотыми лучами обласкан,

С лужайки плывет аромат.

Анютины глазки из были и сказки

На мир удивленно глядят.

Предложите ребятам создать такую цветочною азбуку. Для этого понадобятся листы из альбома для рисования, карандаши и фломастеры. А еще знания цветов и фантазия. Весь ваш отряд будет большим творческим коллективом по составления нового учебного пособия. Но всем вместе работать трудно, поэтому разделите ребят на маленькие группы по 3-4 человека. Каждой группе достанется одна буква – одна страничка азбуки. Перед началом работы нужно четко объяснить задание: вспомнить название цветка на доставшуюся букву, нарисовать этот цветок и сочинить о нем четверостишие. Стихотворение надо красиво написать на красиво оформленных страничках. Во время работы помогите ребятам, нужно, чтобы у них обязательно все получилось. А когда работа будет окончена, приколите готовые листочки на большой планшет – у вас получится выставка. Через три дня все работы можно снять и сделать их них книжку. Эту книжку можно показать друзьям и родителям. Не забудьте за самые интересные странички поблагодарить ребят.

ГРИБНЫЕ СКАЗКИ

Вы помните хоть одну сказку про грибы? Увы, героями сказок были волки и яблоньки, облака и ботинки, но грибы почти никогда. Предложите ребятам восполнить этот пробел и объявите конкурс на лучшую грибную сказку. Каждая группа пусть сочинит историю, которая начнется словами: «Жили-были папа-боровик и мама-боровик, и было у них три сына…» или «В некотором лесном царстве, грибном государстве умер царь Мухомор I…». А может быть и так: «В одной подберезовой республике решили грибы выбрать себе президента…». Чтобы сочинить сказку, ребятам потребуется, прежде всего, вспомнить названия грабов, их внешний вид, их «повадки» - где они предпочитают «обитать», как растут – в одиночку или семьями. Можно вспомнить, какие грибы съедобные, а какие ядовитые. Все эти сведения пригодятся в работе над сказкой, в создании образов и характеров главных героев. Но это еще не все. В сказке должен быть сюжет: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В грибных сказках можно использовать известные сюжеты из русских народных сказок, можно придумать свой. Что может быть в сказке: похищение одного из главных героев и его спасение; ссора между героями и их трудное примирение; путешествие героя по разным землям и его подвиги в пути; колдовство и превращения; войны и испытания; и даже – любовь и свадьба. Простор для детского воображения огромный. Пусть ребята как следует пофантазируют и вечером возле костра расскажут то, что они придумали. У вас получится интересное и полезное дело.

ВЫСТАВКА ВЕТКИ ИКОРНИ

Чтобы организовать такую выставку, надо дать ребятам задание: погулять по лесу и найти корни и ветки очень необычной формы. Они должны быть похожи на что-то или кого-то. На людей, на транспорт, на сказочных персонажей, на архитектурные сооружения, на животных. Ветки и корни можно составлять друг с другом, чтобы добиться большей схожести или чтобы запечатлеть какое-нибудь действие («Хоккеист перед воротами противника», «Волк перед прыжком»). Ребята могут заняться поиском в одиночку или маленькими группами. Интересный корень или ветку надо аккуратно обломить или обрезать ножиком. Можно немного «поработать» над природной заготовкой – удалить что-то лишнее. И обязательно надо придумать своей композиции название. После удачных поисков и интересных находок нужно организовать выставку. В организации можно задействовать специальную группу, ей достанется не мало работы: нужно расставить столы, разместить на них экспонаты, изготовить таблички с названиями «произведений» и фамилиями авторов, сделать и над писать красивые наградные дипломы победителям. Если в выставочном зале несколько отделов («Нечистая сила», «Физкультура и спорт», «Герои мультфильмов» и др.), значит нужно аккуратно напечатать таблички с названиями»отделов» и прикрепить их над экспонатами. Перед открытием выставки предоставьте возможность специальной «экспертной комиссии» оценить достоинства находок и поделок. Чтобы вашу выставку смогли увидеть не только ребята вашего отряда, определите часы работы выставки и пригласите друзей из других отрядов в гости. Назначьте плату за вход: исполнение стихотворения или песни о природе. В общем, с делайте так, чтобы ребята поняли: организация выставки - это не пустяк, а большое, серьезное дело.

КОНКУРС ЛЕСНЫХ РЕПОРТАЖЕЙ

Каждый, кто регулярно смотрит телевизор, знает что такое «репортаж с места событий». Его готовят для информационной передачи специальные бригады журналистов и операторов.

Предложите ребятам попробовать свои силы в репортерском искусстве и объявите в отряде конкурс на лучший репортаж из леса. Чтобы справиться с заданием, ребятам нужно знать некоторые секреты репортерского дела. Во-первых, нужно найти интересную тему для репортажа. Ее нетрудно придумать, ее лучше взять «из жизни». Пусть ребята погуляют по лесу и поищут возможные темы («Заготовка на зиму нового урожая шишек», «Муравьиное новоселье в районе березового пня», «К норе крота ведут таинственные следы», «Рок-концерт городских ворон над еловыми зарослями»). Во-вторых, нужно определить жанр репортажа. Это может быть простое информационное сообщение, а может журналистское расследование, интервью со «знаменитой личностью» с последующим комментарием или игровой сюжет с использованием комбинированной съемки. В-третьих, для успеха репортажа нужно составить яркий и оригинальный текст. В нем можно использовать специальные термины и характерные выражения, используемые журналистами. В-четвертых, нужно чтобы обаятельные ведущий или ведущая этот текст с вдохновением, художественно прочитали. Когда все репортажи будут приготовлены, можно начинать сам конкурс. Он может проходить в виде программы «Время» или «ТСН», или любой другой телевизионный передачи. Вам предстоит стать ее ведущим. Сядьте за стол ведущего, установите  микрофон, включите или сымитируйте позывные вашей передачи и… начните веселое общение с аудиторией зрителей, знаменитый обзор лесных, полевых речных событий. Подведите свою речь первому репортажу и со словами «передают наши корреспонденты…» предоставьте слово первой журналистской бригаде, и т.д. После каждого репортажа благодарите его создателей. В конце всей передачи, как положено, сообщите прогноз погоды на завтра и попрощайтесь со зрителями. У вас может получиться очень веселое и познавательное дело.

ЛЕСНОЕ АТЕЛЬЕ МОД

Если вам приходилось бывать в ателье мод, то вы знаете, что там работают опытные портные и талантливые художники модельеры. Они разрабатывают и шьют современные модные костюмы и платья. Любой посетитель может прийти в ателье мод ему покажут журналы мод выставку модной одежды. Предложите организовать ателье мод в своем отряде. Каждая группа будет творческой бригадой, в ней можно выбрать руководителя, модельеров, портных, демонстрантов одежды. Конечно, у ребят нет опыта в создании одежды, но зато есть фантазия. Конечно, у вас нет ткани, но ведь рядом – лес, а в нем столько необычного интересного материала. Ведь костюм можно изготовить из листьев, то хотя бы элементы. Пусть каждая бригада самостоятельно разработает эскиз одежды, найдет в лесу подходящую «ткань» и «сошьет» из нее модную модель. Можно предложить ребятам поработать и на заказ, т.е. попросить их сделать костюм под названием «Белочка в дупле» или «Лиса на охоте». А можно сказать, что наше ателье будет обслуживать лесных жителей – лешего, водяного, бабу-ягу и сошьем для них рабочую, парадную, домашнюю. Вот сколько элементов для творчества. Когда костюмы, готовы, начнем демонстрацию моделей. Растравим красиво стулья в «демонстрационном зале», включим тихую музыку. Вы, как директор ателье, сами объявите, что сегодня первый показ мод летнего сезона первого лесного ателье. Представьте творческие бригады и их руководителей, передайте им «микрофон». Каждый бригадир должен сказать несколько слов о «достижениях» своего коллектива, затем пригласить на сцену демонстрантов одежды и прокомментировать показ последнего «шедевра, созданного бригадой. Во время такого комментария обычно принято подробно говорить о материале, из которого сделана модель. Комиссия опытных модельеров, которую вам также необходимо «пригласить, оценить все образцы и определит победителя. В награду победителям можно вручить «путевку» на европейский фестиваль мод. И не забывайте, в настоящих ателье мод всегда чисто и на полу не валяются обрывки неиспользованного материала.

КОНКУРС РЕКЛАМНЫХ ВИДЕОФИЛЬМОВ

Что такое реклама, сегодня знает каждый малыш. Рекламные заставки между передачами телевидения стали привычными. Поэтому, если вы предложите ребятам сделать рекламный мини фильм, вам не придется долго объяснять, что такое. И пожалуй, ребята охотно откликнуться. Но они могут сразу же остыть, как только узнают тему фильма: «Лекарственные растения». Поэтому заранее приготовьте аргументы в доказательство важности будущих рекламных работ. И заранее приготовьте литературу, из которой ребята могли бы почерпнуть нужные сведения о растениях. Это могут быть и толстые книги, и наборы специальных открыток, и газетные вырезки. Та предварительная работа, которую предстоит сделать ребятам, будет для них чрезвычайно полезной-ведь они узнают о свойствах многих растений, о их влиянии на организм человека.

        Не менее важный этап работы-написание сценария. Он кажется простым: всего 2-3 фразы и короткий сюжет. Но сколько творческих сил уходит у специалиста по рекламе, чтобы отыскать эти нужные короткие слова и интересные образы. Не спешите на этом этапе. Первое, и самое  простое, что может прийти в голову ребятам, это примерно такой сюжет: мальчик заболел, таблетки ему не помогают, ему становится все хуже, тут появляется друг, он предлагает принять настой или сок лекарственного растения, больной выпивает и тут же выздоравливает. Есть опасность, что сюжеты будут у большинства рекламных микро коллективов. Поэтому не советуйте детям ставить первые приходящие идеи, предложите перебрать несколько вариантов. Пока не появится самый оригинальный. Когда он будет найден-короткая репетиция и сразу просмотр. Не забывайте, что во всем мире за лучшие рекламные фильмы присуждают награды.

ТЕАТР ЛЕСНЫХ ПАРОДИЙ

        В очень древние времена первобытные охотники перед тем. Как отправиться на охоту, совершали ритуальный обряд. Они облачались в шкуру животных и под музыку бубнов и барабанов двигались, подражая этим животным. Для того, чтобы повторить движение кабана или оленя, нужна была и большая наблюдательность, и великолепная пластика движений. И то и другое было у человека уже тогда. Кстати, этим и отличается человек от других существ. Еще никто не видел, чтобы одно животное по своей воле пародировало другое животное.

        Прошли века, человек все чаще стал встречаться с животными не в лесу, а в зоопарке, или просто в своей квартире, сидя перед экраном телевизора. Но желание подражать не исчезло, как изображает животных Л.Ярмольник или К.Райкин. Попробуйте и вы организовать театр пародий.

        Объясните ребятам, что пародия-это такой жанр, в котором актер с долей юмора изображает характерные движения, жесты, походку, голос другого актера или певца. Но мы будем пародировать зверей и птиц (конечно, можно и насекомых, и даже растения). Ребята могут сами себе выбрать героя пародий.

        Если им трудно сделать, если они долго спорят, не зная, на ком остановиться, - помогите им. Напишите на карточках название наиболее интересных животных (лиса, заяц, еж, Филин, лягушка и др.) и предложите буквально каждому выбрать объект пародий. Постарайтесь, чтобы на карточках не было названий тех животных, которых дети с трудом представляют (росомаха или енот). И еще подскажите, что можно изображать, как животные бегают, охотятся, спят. Обедают, пугаются, маскируются. Крадутся, а если хватит фантазии-поют, танцуют, занимаются спортом.

        Через десять минут подготовки можно уже начинать спектакль.

ВОЛШЕБНЫЕ СПИЧКИ

        Может быть, вы помните сказку с таким названием? В ней мальчик стал обладателем коробка с необычными спичками. Переломив спичку, можно было загадать любое желание. Но «волшебными» могут стать и самые обыкновенные спички. Их «волшебство» будет заключаться в тем, что они выручат от безделья. Особенно, если вы в походной палатке или купе поезда- там, где не организуешь шумных дел, требующих простора для движения.

        Достаньте коробок спичек (лучше, если их будет 4-5), положите его перед ребятами и спросите, что можно с ними сделать? Наверное, первое, что вы услышите в ответ, это предложение устроить маленький фейерверк. Это очень замечательное, хотя и очень огнеопасное предложение. Поэтому придумаем новое, необычайное применение для спичечного коробка, такое, чтобы всем стало весело и, чтобы при этом ничего не нужно было поджигать. Мы предлагаем вам только десять конкурсов, которые можно организовать, используя спички, и надеемся, что детская фантазия поможет вам создать новые задания. Итак:

  1. Установите два коробка на условной линии старта, а условная линия финиша пройдет в 50-80-ти см от нее. (Это может быть поверхность стола от одного края до другого). По сигналу два участника должны как можно быстрее подвинуть свой коробок от старта к финишу. Это было бы элементарно просто. Если бы не одно условие: коробку можно двигать только носом и больше ничем. Получается очень весело, и к тому же у ребят развивается ловкость. Можно устроить целые соревнования с выбыванием по олимпийской системе.
  2. Коробки со спичками устанавливаются на одной линии. Их может быть 2. 5., а лучше всего – по числу участников. Ребята по очереди набирают в легкие побольше воздуха и со всей силой дуют на свой коробок, чтобы он как можно дальше продвинулся вперед. Победит тот, у кого коробок проделает самый большой путь. Кстати, если высыпать из коробка спички, вставить на место пустую коробочку, прижать коробок к губам и со всей силы дунуть, то коробочка может вылететь и улететь очень далеко. Из этого  тоже можно сделать соревнование.

3. Установите коробки на самом краешке стола, чтобы за его край выступал маленький кончик (1 см. – не более). А теперь снизу щелкните по выступающему краю коробка, так, чтобы он взлетел и приземлился как можно дальше от того места, где взял старт. Можно устроить соревнование: чей коробок пролетит дальше всех. А если вы придумаете, как замерить высоту, то можно устроить соревнования на самый высокий взлет.

 4. Коробок устанавливается так, как сказано выше. И по нему вновь нужно щелкать. Но с другой целью. При падении коробок имеет свойство падать на одну из своих плоскостей. Положите коробок на край стола той стороной, на которой обычно указывают название фабрики и цену. Установите правила: если после щелчка коробок встает на самую маленькую плоскость (там, где вставляется коробочка) – за это 20 очков; если на боковую поверхность (там, где чиркают спички) – 10 очков; если на самую большую плоскость этикеткой вверх – 5 очков; а если он упадет вверх той же стороной, что была в начале игры – за это очки не присуждать. Как вы понимаете, щелкать придется аккуратно. Назначьте серию из десяти щелчков для каждого участника. Кто наберет больше всех очков – победитель.  

5. Если у вас есть желание поиграть в хоккей, то это тоже можно сделать, используя коробок спичек. Он будет шайбой. А клюшками могут стать любые маленькие предметы: чайные ложки, карандаши, расчески. Конечно, провести настоящий матч по всем правилам сложновато, но можно ограничиться пробитием пенальти. Из двух спичек сделайте ворота (не более 20 см.), и с расстояния 30-50 см. произведите  с помощью «клюшки» бросок. Ворота, само собой, должны быть защищены – для этого нужна «клюшка», второго игрока. Если игроков только двое, то попеременно пробивать серии из пяти пенальти. А если игроков много, то правила можно усложнить.

6. Высыпьте на ровную поверхность спички из 3-4 коробков и перемешайте. А теперь предложите вновь собрать их, но только двоим участникам (или командам), соответственно в два коробка и как можно быстрее. При этом предупредите: спички должны лежать в коробке аккуратно, т.е. головками в одну сторону, и коробок должен быть полным, т.е. при встряхивании он не должен издавать звуков. Хотя это очень простой конкурс, если хорошенько поработать, можно организовать настоящий турнир.

7. Коробки в этом конкурсе не понадобятся, их можно отложить в сторону. А вот спички будут нужны – по 40 штук на каждую команду-участника. Из этих спичек можно сложить колодец. Это очень тонкая работа. Кто справится с ней быстрее, тот станет призером.

  1. Этот конкурс можно проводить, если у вас много спичечных коробков – больше десяти. Из такого количества коробков можно построить башню. Делается это так. Каждый коробок чуть-чуть приоткрывается, и высунувшийся край коробочки вставляется в освободившееся пространство другого коробка. Самый нижний коробок устанавливается своей наименьшей стороной на ровную поверхность, и на него нанизываются все новые коробки. И так до тех пор, пока башня способна устойчиво держаться. Как только возникает угроза падения, строительство надо прекратить. Кто построит самую высокую устойчивую башню, тот будет считаться победителем.
  2. Когда в коробке немного спичек, и при встряхивании они ударяются о стенки коробки, получается звук, отдаленно напоминающий кастаньеты. А это значит, что коробок со спичками можно использовать как ударный музыкальный инструмент. Попробуйте таким образом исполнить 40-ю симфонию Моцарта или мелодию «Широка страна моя родная». Если вы убедитесь, что это получается, организуйте конкурс. Каждый по очереди задумывает известную мелодию и пытается на коробке «протрясти» ее. А остальные должны угадать ее. Победить может тот, кто первый отгадал или тот, кто лучше всех «исполнил». А можно и не определять победителя, а просто организовать «концерт» с конферансье и аплодисментами.
  3. Спичками можно «рисовать». А точнее из спичек можно сложить картину. Простую: «Ежик» или «Солнышко». Сложную, почти монументальную: «Землетрясение». Или авангардистскую – «Война геометрических фигур». А раз так, организуйте выставку «спичечной живописи». Единственным ее отличием будет то, что «картинам» придется лежать, а не висеть.

ИГРОТЕКА

С чего начинается игра? Обычно для того, чтобы начать игру, выбирают ведущего, в некоторых случаях делятся на команды. Понаблюдайте за играющими ребятами, вспомните свое детство, и вы увидите, как быстро и весело СЧИТАЛКА? это происходит. А помогают в этом считалки. Наверняка вы знаете не одну. Например, эти:

1На златом на крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич,  сапожник, портной, кто ты будешь такой? Выходи поскорей, не задерживай добрых и честных людей.

Или такую:

2Аты - баты, шли солдаты, аты - бты, на базар. Аты - баты, что купили? Аты - баты, самовар. Аты - баты сколько стоит, аты – баты, пять рублей.  Аты – баты, аты – баты, выходи от нас скорей.

Обычно считалку говорит один из играющих. Все остальные становятся вокруг. Считают, как правило, по часовой стрелке. Ведущий, произнося слова из считалки, указывает на игроков. Если слова длинные, то можно их делить на слоги. Перед считалкой ребята договариваются, кто будет водить: тот, кто по считалке выйдет первым, или тот, кто останется последним, когда выйдут все остальные.

Считалки бывают разные: смешные и не очень, длинные и короткие, с понятным всем текстом или с набором никому непонятных слов. И в каждом городе, в каждой деревне есть свои любимые считалочки, непохожие на другие.

1. Тара – Мара в лес ходила, шишки ела нам велела. А мы шишки не едим, Таре – Маре отдадим.

2. Шла собака темным лесом за каким - то интересом. Инти-инти-интерес, выходи на букву «С». Буква «С» не подошла, выходи на букву «А». Буква «А» не нравиться, выходи, красавица.

3. Катилась мандаринка по имени Ирина, кто ее найдет, тот и вон пойдет.

4. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, выплывает белый месяц, а за месяцем луна. Мальчик девочке – слуга. Ты подай-ка мне карету, а я сяду и поеду, я поеду в Петроград выбирать себе наряд, синий, красный, голубой – выбирай себе любой.

5. Када-Мады, неси воды, корове пить, тебе водить.

6. Эй, Иван, полезай в стакан, отрежь лимон и выйди вон.

7. Я вареньице варила, себе пальчик отварила, никому я не скажу, что без пальчика хожу.

8. Катился горох по блюду, ты води, а я не буду.

9. 1,2,3,4, мы живем в большой квартире. И конечно же у нас есть ванна, и ест газ. Можно в баню не ходить, вот и все,  тебе водить. Тучка – белый парашют, очень я тебя прошу, отведи мою беду, позови мою звезду. Пусть она как светлый разум луч пошлет на землю сразу. Пусть дрожат мои враги, кто не верит – тот беги.    

10. Солнце спряталось за гору, зайка в лес, а мышка в нору. Кто остался на виду – убегай, водить иду.

А во время этой считалки все играющие держат перед собой сжатые кулачки. И ведущий, который говорит считалку, на каждое слово ударяет по чьему – то кулаку. Шла кукушка мимо сети. А за нею малы дети  Кук – мак, Кук – мак, убирай один кулак.

А вот так можно разделиться на две команды. Два ведущих образуют ворота. Каждый из них загадывает себе какое – то слово или предмет, цвет, дерево, название фильма или сказочного героя. А в это время все и произносят слова: А ути – ути – ути, а куда же нам идти, мама уточка идет, за собой утят ведет.

Когда цепочка подходит к воротам «мама уточка» начинает с «воротами» разговор: - царь - царь пусти в город. – по что надо? – дочку (или сына, если последним в цепочке стоит мальчик) замуж выдать. – за кого? – за…. А вот за кого придумывает мама-уточка.

После этого «ворота» поднимают руки вверх и пропускают всех, кроме последнего. Пока «мама – уточка» водит своих «утят» и вновь повторяет слова  «А ути-ути-ути…», «ворота» спрашивают у того, кого они остановили, что ему больше всего нравиться из загаданного.  ( Например: синий цвет или желтый цвет). Если  игрок выбрал желтый цвет, он идет в команду к тому, кто этот цвет загадал. А к этому времени «мама – уточка» вновь подходит к «воротам» и вновь пытается «выдать кого-то замуж». Так продолжается до тех пор, ока все играющие не сделают свой выбор. Команды готовы. Несмотря на то, что деление продолжается достаточно долго, ребятам бывает весело и интересно.

Можно разделить на две команды и побыстрее. Например взять спички. Их количество должно быть равно количеству игроков. Правда, половина спичек должны быть короткими. Затем спички выставляю из кулака ровными, все тянут жребий. «Длинные» - одна команда, «короткие»  - другая.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Там, где подвижная игра, нет места скуке. Эти игры помогают сделать эмоциональную разведку, лучше познакомиться с ребятами. Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Особенность подвижных игр-их соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях. Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства.

        Не сомневаемся, что Вы не один раз были участниками и организаторами подвижных игр. Поэтому давайте вспомним вместе, что самое главное в организации таких игр. Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др. Постарайтесь именно ею увлечь ребят, заинтересовать их. Иногда полезно сыграть на самолюбии ребят, выразив «сомнение» в их силе, ловкости. Нарисуйте перед детьми яркую картину предстоящего действия. Не стоит в начале ограничиваться одной лишь дежурной фразой: «А сейчас мы будем играть в …». Организуя подвижные игры, помните, что лучше, если Вы будете в них таким же участником, как и ребята. Каждая игра имеет свои правила. Четко объясните их. Эффективнее это можно сделать, если одновременно с рассказом Вы показываете действия, т.е. создаете образное представление об игре. Пусть кто-то из ребят повторит за Вами то, что потребует особого внимания в игре. Если во время игры правила не выполняются, приостановите игру, сделайте веселый комментарий к происходящему и покажите в чем ошибка. В ходе игры будьте эмоциональны и  непосредственны. Подбадривайте ребят. Возможен и шуточный репортаж о происходящем. Если интерес к игре пропадает, попробуйте усложнить правила, это обычно вдохновляет. Но помните: игра является игрой до тех пор, пока дает действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предугадать. Не упустите момент, когда игру лучше всего завершить. И еще, для некоторых игр требуется не сложный инвентарь, приготовьте его заранее. Хорошо подумайте, где Вам лучше организовать игру. Пусть это будет удобное и безопасное место. Часто для проведения игр надо разбиться на команды, держите для этого в запасе несколько оригинальных считалок.

ЗАКОЛДОВАНЫЙ ЗАМОК

Играющие делятся на две команды. Первые должны расколдовать «замок», а вторя команда-помешать им в этом. «Замком» может служить дерево или стена. Около «замка» находятся главные ворота- двое ребят из второй команды с завязанными глазами. Вообще у всех игроков этой команды глаза должны быть завязаны. Они

 

СВЕТОФОР

        На площадке чертятся две линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Входящий стоит между линиями примерно посередине спиной к играющим. Водящий называет какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствует в одежде, они беспрепятственно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то водящий может осалить перебегающего пространство между линиями игрока. Осаленный становится водящим.

ЗАЯЦ ИЗ ЛОГОВА

Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепление руки вверх. Это «домики» или «логово зайца». Выбираются двое водящих-«заяц» и «охотник». Заяц должен убегать от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится «зайцем» и убегает от охотника. Если охотник осалит зайца, то они меняются ролями.

А-РАМ-ШИМ-ШИМ

        Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие бегут по кругу со словами:

                                           А-рам-шим-шим,

                                           А-рам-шим-шим,

                                           Арамия-гусия,

                                           Покажи-ка на меня.

        На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: «Раз, два, три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то выполняют какое-то задание ребят-поют, танцуют, читают и т.д. После этого первый водящий уходит, а второй занимает его место. Если повернули головы в разные стороны, то никакого задания им не дается, первый водящий остается, а второй начинает игру сначала.

        Когда в эту игру играют более старшие ребята, они иногда вводят такое правило. Если в центре мальчик и девочка, они повернули головы в оду сторону, то они должны поцеловаться. Если же в центре-два мальчика или две девочки, то они в такой ситуации просто пожимают друг другу руки.

САНТИКИ-САНТИКИ-ЛИМ-ПО-ПО

        Играющие стоят в кругу. Входящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние.… За это время играющие выбирают, кто будет «показывающим». Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притоптывание ногой и т.д.). Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того, как играющий выбран, водящего приглашают в центр круга. В его задачу входит определить, кто показывает всем движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры хором произносятся слова «Сантики-сантики-лим-по-по». В незаметный для водящего момент показывающий демонстрирует новое движение, все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У водящего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.

ЗДРАВСТВУЙТЕ

        Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте». Можно еще назвать свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.

ОТГАДАЙ, ЧЕЙ ГОЛОСОК?

        Водящий отходит в сторону, пока играющие договариваются, кто будет подавать голос. Затем водящий встает в круг и закрывает глаза. Играющие идут по кругу со словами: «Мы собрались дружно в круг, повернулись разом в круг, а как скажем «Скок, скок, скок» (эти слова произносит один человек), отгадай, чей голосок». Водящий открывает глаза и отгадывает, кто из ребят сказал «Скок, скок, скок». Если это ему удается, он меняется с говорившим местами. Можно дать водящему три попытки. Если он все же не угадывает, игра начинается с начала.

ВОДЯНОЙ

        Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

                                   Дедушка водяной,

                                   Что сидишь ты под водой,

                                   Выгляни на чуточку,

                                   На одну минуточку.

        Круг останавливается. «Водяной» встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача-определить, кто перед ним. «Водяной» может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя. Если водящий угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим.

ВОРОНЫ И ВОРОБЬИ

        На расстоянии 1-1,5 метра чертятся две параллельные линии. От них отмеряется еще 4-5 метров, и прочерчиваются еще по линии. Первые две линии-это линии старта, вторые-«домики». Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, т.е. на расстоянии 1-1,5 метров. Команд две, одна из них называется «воробьи», а вторая-«вороны». Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал «вороны», то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линию, т.е. спрятаться в «домик». Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит «воробьи», то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной команде не останется играющих. Или игра идет определенное колличество раз, и тогда побеждает команда, в которой больше играющих.

БЕЛКИ, ОРЕХИ, ШИШКИ

        Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя «беличье гнездо». Между собой они договариваются, кто будет «белкой», кто-«орехом», кто-«шишкой». Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: «белки», «шишки», «орехи». Если он сказал «белки», то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: «орехи», то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, становится орехом.

        Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе эти функции выполнять один человек.

        Ведущим может быть подана команда: «белки, шишки, орехи», и тогда меняются местами сразу все.

ПОЙМАЙ ХВОСТ ДРАКОНА

        Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают «дракона». Первый в колонне-это голова дракона, последний-хвост. По команде ведущего «дракон» начинает двигаться. Задача «головы» - поймать «хвост». А задача «хвоста», в свою очередь, - убежать от «головы». Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки «хвоста» можно выбрать новую «голову» и новый «хвост».

НЕВОД

        Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать ни кому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя «невод». Их задача-поймать как можно больше «плавающих рыб», т.е. остальных игроков. Задача «раб» - не попасться в «невод». Если «рыбка» не смогла увильнуть и оказалась в «неводе», то она присоединяется к водящим и сама становится частью «невода». «Рыбки» не имеют права рвать «невод», т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой «проворной рыбкой».  

КОТ И МЫШИ

        На расстоянии 10 метров чертятся две линии: за одной - домик «котов», за другой - домик «мышей». Водящий - «кот» спит в своем домике, а «мышата» идут к нему со словами:

                                     Вышли мышки как-то раз

                                     Посмотреть который час.

                                     Мыши дернули за гири…

         (В этот момент «мыши» подходят к «коту» и даже могут его потрогать.)

                                     Вдруг раздался страшный звон.

                                     Побежали мыши вон.

После слова «вон» кот просыпается и бежит догонять мышей. Мышки должны спрятаться в своем домике. Те же, кого кот поймал, выбывают из игры или меняются ролями с котом.

КАПКАНЫ

        Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, они располагаются на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные играющие берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы «захлопываются», т.е. ребята, изображающие капканы, опускают руки. Те играющие, кто попался в капкан, образуют пары и тоже становятся капканами. В этой игре выясняется самый ловкий и быстрый из ребят-тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Командные игры для летнего лагеря.

Вам кажется, что современных детей уже ничем не удивишь? Предложите им оригинальные летние командные игры, и они забудут о своих компьютерах и телефонах!...

Подвижные игры для летнего лагеря.

В данной статье предложены игры, которые можно использовать при работе на летней оздоровительной площадке....

Игры для летнего лагеря

Подборка игр для лагеря...

Праздник коми народной игры в летнем лагере

В настоящее время большое внимание уделяется этнокультурному содержанию современного школьного образования, что обусловлено целым рядом причин. В условиях изменившихся социально-экономических и ...

Игры для летнего лагеря

Подвижные игры...

Игры для летнего лагеря

Подвижные игры...