"Зеленый" КВН.
методическая разработка (4 класс) на тему

Варданян Мариа Араики
"Зеленый"КВН - разработка внеклассного мероприятия, включающая разминку, шарады, анаграммы, словесные игры, экологические ситуации и задачи, викторины. В увлекательной форме дети раскроют тайны разных растений, узнают, какие растения входят в "лесную" аптеку, вспомнят русские и зарубежные сказки о цветах. Данная разработка формирует познавательную активность детей, прививает любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelyonyy_kvn.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗЕЛЁНЫЙ» КВН

Предмет (направленность): экологическое направление.

Возраст детей: 9-10 лет, 3-4 классы.

Место проведения: класс.

Цели: развивать умение использовать ранее полученные знания о растениях; формировать познавательную активность детей; прививать любовь и бережное отношение к живой природе.

Предварительная подготовка: ведущий готовит вопросы и задания к КВН-у, дети читают сведения из разных областей знаний, связанных с растительным миром; класс делится на команды, каждая команда придумывает себе девиз и название.

Командам вручаются разные по цвету карточки. Ведущий задаёт вопросы. Команда поднимает карточку, если знает ответ. Право отвечать предоставляется той команде, которая поднимет карточку.

Организационный момент.

Ведущий.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелой забралось на цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так – целый день.

Пойдём-ка, друзья, по тропинкам лесным

Ответы искать под зелёным шатром.

После представления команд (название, девиз) предлагается разминка.

1-я команда «Ромашки».

На поляне у реки

Гордо держим стебельки,

Как фарфоровые чашки,

Белоснежные ромашки.

2-я команда «Васильки».

Когда заколосится рожь,

Ты без труда всех нас найдёшь.

Мы скромные полевые цветки.

Нам дали имя васильки.

Ведущий.

Препятствий будет много.

Трудна у нас дорога.

Заданья очень уж сложны,

Ответы каждого важны!

1-й конкурс. Разминка.

1. Наука о растениях. (Ботаника.)

2. Какое растение называют символом мира? (Олива.)

3. Какой золотой цветок даёт белый пушок? (Одуванчик, мать-и-мачеха.)

4. Какое растение называют «золотым» яблоком? (Помидор.)

5. Сок какого растения помогает при укусах комаров? (Петрушки.)

6. Что за трава, которую и слепые узнают? (Крапива.)

7. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик.)

8. Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа.)

9. Какую траву любят кошки? (Валериану.)

10. Какое растение является хищником для насекомых? (Росянка.)

2-й конкурс. Важней всего погода в доме.

На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их «собрать». За правильность и быстроту - 2 балла.

Цветы пахнут сильнее / перед дождём. (2 листка.)

Если календула развернёт / свои корзинки рано утром – будет ясно; / если позже – к дождю.

У клевера / листочки складываются - / к дождю.

У берёзы много сока - / к дождливому лету.

Раннее опадание листьев у берёзы, / клёна, осины - / к ранней весне.

Полетел пух с осины - / иди за подосиновиками.

Ива рано / инеем покрылась - / к долгой зиме.

Если много орехов, / а грибов нет - / зима будет снежная и суровая.

Снежная зима предвещает / хороший рост трав.

Шумит хвойный лес / к морозу.

3-й конкурс. Веришь ли ты?

1. Веришь ли ты, что есть растения-хищники? (Да, росянка.)

2. Веришь ли ты, что есть дерево, которое весной дятла поит? (Да, берёза.)

3. Веришь ли ты, что гриб может носить название лесного хищного зверя? (Да, лисички.)

4. Веришь ли ты, что в наших лесах растут «сладкие» деревья? (Да, липа.)

5. Веришь ли ты, что есть деревья с белыми стволами? (Да, берёза).

6. Веришь ли ты, что есть растение, название которого говорит, где оно живёт? (Да, подорожник.)

7.  Веришь ли ты, что в наших лесах есть дерево, из высушенных и растёртых в муку плодов которого, пекли хлеб более 5000 лет тому назад? (Да, дуб.)

8. Веришь ли ты, что есть дерево, листья которого напоминают ладошки? (Да, клён.)

9. Веришь ли ты, что есть хвойное дерево, которое каждую осень полностью сбрасывает хвою? (Да, лиственница.)

10. Веришь ли ты, что есть трава от 99 болезней? (Да, зверобой.)

4-й конкурс. Музыкальный калейдоскоп.

Вспомните песни, где упоминаются наши «зелёные» друзья – растения.

(«Белой акации гроздья душистые» В. Толкунова, «Белая берёза» нар., «Городские цветы» М. Боярский, «Калинка» нар., «Листья жёлтые» Р. Ибрагимов, «Миллион алых роз» А. Пугачёва, «Лаванда» С. Ротару, «Ромашки спрятались» из к/ф «Моя улица», «Маленькой ёлочке холодно зимой» З. Александрова и т.д.)

5-й конкурс. Что за прелесть эти сказки!

Ведущий. Сейчас я буду зачитывать отрывок из сказки. Вы должны указать название сказки, а если есть автор, то назвать его.

1. «На пригорочке зелёном цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Запах от цветка по всему саду ровно струится, бежит». (С. Аксаков. «Аленький цветочек».)

2. «Была зима. Шёл январь месяц. Снега намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. В такую-то пору под вечер злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и говорит падчерице:

- Сходила бы ты в лес да набрала бы там подснежников, завтра сестрица твоя именинница». (С. Маршак. «Двенадцать месяцев».)

3. «Когда все розы были спрятаны, старушка повела девочку в свой цветник. У девочки разбежались глаза. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Тут были цветы всех стран и всех времён года. Она играла среди цветов, пока не село солнце. Потом её уложили в чудесную постель с красными шёлковыми пушинками, набитыми голубыми фиалками». (Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».)  

4. «Женщина пришла домой, посадила ячменное зерно в цветочный горшочек. Только она его посадила, зёрнышко сразу же дало росток, а из ростка вышел огромный чудесный цветок, совсем как тюльпан». (Г.Х. Андерсен. «Дюймовочка».)

5. «Идёт Рукодельница дальше. Перед ней сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

- Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студёной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясёт, тот нас себе и возьмёт». (В. Одоевский. «Мороз иванович».)

6. «…Старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

- Этот цветик, - сказала старушка, - не простой. Он может исполнить всё, что ты захочешь». (В. Катаев. «Цветик-семицветик».)

7. «Прямо на солнышке лежала старая усадьба, окружённая глубокими канавами с водой; от стен дома до самой воды рос лопух, да такой большой, что маленькие ребятишки могли стоять под самыми крупными из его листьев во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и  дико, как в самом густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка». (Г.Х. Андерсен. «Гадкий утёнок».)

8. «И выросла на них (на косточках коровушки) яблонька, да какая! Яблочки на них висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается». (Русская народная сказка в обраб. А. Толстого. «Хаврошечка».)

9. «Чтобы передохнуть, мальчик вылез на большой лист водяной лилии. Сел на нём плотно, обхватил коленки и сказал, стуча зубами:

- Дайте поесть чего-нибудь, лягушки!». (А. Толстой. «Золотой ключик».)

10. «На краю леса, в маленькой избушке, одиноко жила бедная вдова. Перед избушкой у неё был сад, а в саду росли два розовых куста. На одном из них цвели белые розы, а на другом – красные. И были у неё две дочки – одна белее белой розы, другая румяней красной». (Братья Гримм. «Белоснежка и Краснозорька».)

Делу время – потехе час. Игра «Садовник».

Ведущий. Поиграем в игру «Садовник». Она начинается: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме …». В течение минуты вы должны перечислять названия цветов. Названия не должны повторяться, а последний, назвавший цветок, выигрывает.

6-й конкурс. Шарады, анаграммы, превращение слов.

Задание написано на листочках, которые вытаскивают капитаны команд; выполняется на время (15-20 секунд). После обсуждения в команде капитан называет ответ.

Шарады – это загадки, в которых загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

1. Когда мы очень близки с человеком,

Ему слог первый говорим.

Второй – в прудах лягушки скажут летом,

А целое мы с кашею едим. (Ты-ква.)

2. Первое - нота,  второе – тоже,

А в целом на горох похоже. (Фа-соль.)

3. Предлог в грамматике возьмите,

К нему приставьте пару нот,

В конце согласную впишите.

Всё – овощной полезный плод. (По-ми-до-р.)

4. Шараду запишите так:

Две ноты, буква, мягкий знак.

Всё – куст, его вы без труда

Найдёте в парках и садах. (Си-ре-нь.)

Анаграмма – загадка с перестановкой букв в слове для образования другого слова.

1. Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои,

И целый лес ты мною свалишь. (Липа – пила.)

2. Я дерево в родной стране,

Найдёшь в лесах меня ты всюду.

Но слоги переставь во мне –

И воду подавать я буду. (Сосна – насос.)

Ведущий. Помните, каждое слово отличается от предыдущего только одной буквой. 

1-я команда должная превратить слово лес в слово луг.

2-я команда должна превратить слово град в слово гром.

Л

Е

С

   

Л

У

Г

Лес – лев – лов – лог – луг.

Г

Р

А

Д

   

Г

Р

О

М

Гром – грим – гриб – граб – град.

7-й конкурс. Ты – мне, я -  тебе.

Ведущий.

Загадайте-ка, ребятки,

Вы друзьям своим загадки.

Отгадаешь, не зевай.

Побыстрее отвечай!

(Команды загадывают друг другу загадки.)

Команда «Ромашки».

1. Ветка в грозди разодета

Фиолетового цвета –

Это в летний жаркий день

Расцвела в саду … (сирень).

2. Мне зелёный кипяток

Ноги голые обжёг.

У заборов он бывает,

Никогда не остывает. (Крапива.)

3. На воде увидел ты

Белые цветы.

Эти жители реки

На ночь прячут лепестки. (Лилия водяная.)

Команда «Васильки».

1. Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый … (василёк).

2.У осины на коре,

У забора, на дворе –

Накипь, будто золото,

К дереву приколота. (Лишайник.)

3. Цветки – белые, кистями,

Плоды – чёрные, с костями. (Черёмуха.)

8-й конкурс. Поэтический.

Ведущий. Продолжите стихотворение дальше, назовите автора и название.

1. Белая берёза под моим окном…

Принакрылась снегом, точно серебром. (С. Есенин. «Берёза».)

2. Колокольчики мои, Цветики степные!...

Что гладите на меня, тёмно-голубые? (А. Толстой. «Колокольчики мои…».)

3. Черёмуха душистая с весною расцвела…

И ветки золотистые, что кудри, завила. (С. Есенин. «Черёмуха».)

4. Пробирается медведь сквозь лесной валежник…

Стали птицы песни петь, и расцвёл подснежник. (С. Маршак. «Апрель».)

9-й конкурс. Экологические ситуации и задачи.

(Ведущий читает маленький экологический рассказ, а команды обдумывают ситуацию или задачу и дают свой ответ.)

1. Ваня стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

- Что ты делаешь? – спросила бабушка.

- Пчёл прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, подозвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Ваня выбросил прутик, удивлённо пожав плечами:

- А я и не знал об этом.

Что рассказала Ване бабушка?

2. Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.

А вы как думаете, правы ли ребята?

Ответ. Сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью можно собрать семена и посадить в не слишком затемнённом месте.

3. Никита рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр водой из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Никиты в том, что в лесу разжигать костёр нельзя, а мусор нужно не закапывать, а уносить с собой и выбрасывать на специальные мусорные свалки?

Ответ. Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет.

4. Папа рассказал о том, что в соседней деревне люди удобряют землю компостом, в который добавляют лесную подстилку из ближайшего леса.

К чему это может привести?

Ответ. В лесу может нарушиться экологическое равновесие: в почве уменьшится количество перегноя, исчезнут многие насекомые, личинки которых зимуют в подстилке, погибнут грибницы многих грибов, уйдут в глубь леса ежи.

5. Рассказ-задача «Цветочные защитники».

Лето. Жара. Стоят цветы, раскрыли свои головки, ждут, когда прилетят бабочки, пчёлы, шмели, помогут пыльцу с цветка на цветок перенести.

А насекомых что-то не видно. Зато с земли ползут мелкие воришки – козявки, гусеницы.

Гусеницы едят листья, а маленькие козявки и летать не умеют, и листья для них жёсткие и невкусные. Но они тоже хотят сладкого нектара.

Долго ползёт маленькое насекомое, пока не доберётся до цветка – и тут уж будет наслаждаться нектаром. Пользы цветку никакой, он просто даром кормит букашку.

Цветы решили: надо от воришек защищаться.

Чем же защищаться? – Рук, чтоб букашек отгонять, у цветов нет.

Противоречие: цветы должны сохранить нектар для насекомых-опылителей, но не могут защищаться – нет у них защитных средств. Но это только кажется…

А на самом деле:

- смолка с малиновыми цветками – растение сосновых опушек – все веточки своих соцветий покрыла липким клеем, и букашки стали прилипать, не добравшись до цветка;

- чистотел, растущий вблизи жилья человека, близкий родственник мака поступил хитрее: смолы нет, но ползёт вверх, к цветкам мелкое насекомое, не имеющее крыльев, и, надавливая лапками на тонкую кожицу стебля, нечаянно выдавит клейкий млечный сок – он есть у всех маковых. Вот тут козявка и прилипла;

- у герани луговой и лесной под цветками есть специальные волоски. Тронь их – выделяется капля клейкой массы: конец букашке, не вылезешь;

- веточки бывают очень-очень скользкими, покрытые воском, на таких не усидишь, где уж тут полти вверх, к цветкам. А другие растения усадили свои стебли шипами, направленными вниз – не лезь, уколю.

Назовите цветы, которые покрыты шипами. А как человеку взять такие цветы и не уколоться?

6. Рассказ-задача «Росянка-хищник».

Сидит лягушка на кочке, озирается, головой вертит и удивляется. Рядом с ней растёт росянка, травка такая с большими листами, похожими на ладошку человека.

Как только сядет на листочек комар или муха, листочек начинает сжиматься в кулачок. А когда раскрывается – там ни мухи, ни комара уже нет. Не понятно: куда деваются мухи и комары?

Сидит, думает лягушка, рассуждает, а догадаться не может.

Куда исчезают комары и мухи?

Оказывается: растение росянка – хищник, на её липком листочке есть ворсинки. Как только на лист садится какое-либо насекомое, лист сжимается, и ворсинки листа высасывают из прилипшей мухи все соки; потом листок раскрывается снова.

Ведущий. Во всех странах любят цветы, в Литве, например, даже одну из самых распространённых игр назвали «Цветы». Давайте поиграем в неё.

Игра «Цветы».

Сначала по считалке определяют водящего. Предварительно каждый игрок выбрал себе название любимого цветка и произнёс его вслух. Водящий называет цветок и старается запятнать его. Тот в свою очередь, от него убегает, не выходя за пределы площадки. Если он чувствует, что водящий вот-вот его догонит, он может назвать другой цветок. Тот, чей цветок назвали, хлопает в ладоши, и тогда водящий бежит за ним. Игрок, который растеряется и не успеет назвать цветок прежде чем до него дотронется водящий, встаёт на его место.

Правило игры. Нельзя называть цветок, который никем не был выбран, и называть два раза подряд один и тот же цветок, выбранный другими участниками игры.

10-й конкурс. Лесная аптека.

1. Почему полезно есть ягоды смородины, земляники, шиповника? (Они богаты витаминами.)

2. Листья какого растения помогут при укусе насекомых, ожогах, ссадинах? (Подорожника.)

3. Какое растение поможет от кашля при простуде? (Калина, малина, багульник, липа, мать-и-мачеха.)

4. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли применяют при нервных расстройствах и бессоннице.)

5. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (Ландыш.)

6. У каких «вкусных» лекарственных растений используются не только плоды, но и листья? (Клюква, голубика, черника, черника, брусника, клубника и земляника.)

7. Какие деревья дают лекарственное сырьё? (Дуб – кору, берёза – почки, листья.)

8. Какое лекарственное растение используют при простуде, гриппе, желудочных заболеваниях, кроме того оно даёт людям красную краску? (Зверобой.)

9. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.)

10. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок, которым можно сводить бородавки. Это свойство дало название растению. Как называется это растение? (Чистотел.)

Ведущий. Так, наш КВН подошёл к концу.

Мы сегодня с вами не скучали,

А с удовольствием играли.

И пусть была остра борьба,

Сложны соревнования.

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

Подведение итогов КВН-а, награждение победителей и участников.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дмитриева О.И, Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. М.: Вако, 2004.
  2. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. Т.И. Линго, Ярославль: Академия развития, 2001.
  3. Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. М.: Вако, 2004.
  4. Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал. М.: Начальная школа и образование, 2005-2011гг.
  5. Постникова Е.А. Основы естественно-научных и сельскохозяйственных знаний. Методическое пособие для учителя. М.: Владос, 2001.
  6. Праздник – ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия /сост. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова.- М.: Вако, 2006.
  7. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 классы / сост. Е.М. Тихомирова.- М.: Экзамен, 2009.
  8. Ребёнок и творчество. Приложение к журналу // Начальная школа. М.: Начальная школа и образование, 2009.
  9. Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас». 3 класс. М.: Вако, 2003.
  10. Шин С.А. Мы летим на крыльях мечты. Сценарии школьных праздников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.