Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса «Умники и умницы»
рабочая программа (4 класс) на тему

Лобыцина Татьяна Фёдоровна

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны. Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей  4 класса и  позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Программа курса «Умники и умницы»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности,  предусматривает   включение   задач и  заданий,   трудность  которых  определяется  не  столько  математическим   содержанием,  сколько  новизной  и  необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,  формированию   умений  работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая  программа   по внеурочной деятельности  для учащихся 4 класса   «Умники и умницы»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по развитию познавательных способностей Холодовой Ольги Анатольевны. Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей  4 класса и  позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Программа курса «Умники и умницы»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности,  предусматривает   включение   задач и  заданий,   трудность  которых  определяется  не  столько  математическим   содержанием,  сколько  новизной  и  необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,  формированию   умений  работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

Нормативно-правовая база

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной),   с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

1.Актуальность программы

  В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.

          Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

          «Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний».

( Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении».)

            Курс представляет собой  занятия, направленные на формирование у учащихся стремления  творчески мыслить. Организация творческой работы  позволяет даже слабому ученику, который плохо решает типовые задачи, включиться в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях ситуаций активного  поиска, предоставление  возможности  сделать собственное      «открытие»,  знакомство   с оригинальными  путями  рассуждений,   овладение   элементарными  навыками   исследовательской   деятельности   позволят  обучающимся   реализовать  свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

      Программа курса «Умники и умницы»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности,  предусматривает   включение   задач и  заданий,   трудность  которых  определяется  не  столько  математическим   содержанием,  сколько  новизной  и  необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,  формированию   умений  работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

2. Цели программы:

 Повысить интерес к математике, обучая учащихся приёмам составления задач; развивать творческие способности и самостоятельность мышления.

3 Задачи программы:

•        формирование  умения составлять собственные задачи, используя различные приёмы;

•         формирование и развитие практических умений  обучающихся решать  задачи;

•        развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских

            умений  учащихся;

•        развитие умения самостоятельно приобретать и применять знания;

•        привлечение учащихся к  обмену информацией в ходе свободного общения на  занятиях

4Три аспекта учебной цели:

познавательный

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. 

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

развивающий

Развитие речи.

Развитие мышления(умение анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать).

Развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

воспитывающий

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (сотрудничество).

 5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Основные принципы распределения материала:

системность: задания располагаются в определённом порядке;

принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

увеличение объёма материала;

наращивание темпа выполнения заданий;

смена разных видов деятельности.


6. Отличительные особенности программы

Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий:

•        соответствие индивидуальным и возрастным особенностям;

•        привлекательность материала;

•        необходимость «активного изучения»

•        материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в

            иной деятельности;

•        благоприятная обстановка в коллективе;

•        эффективные методы  и приёмы.

Требования к организации процесса:

•        ориентация на самостоятельную работу учащихся;

•        ставить задачи, требующие исследовательского подхода;

•        развивать и поддерживать в работе творческое начало.

Приёмы, используемые в работе над задачей:

•        изменение  вопроса задачи;

•        изменение условия задачи;

•        составление задач

1.        используя слова «больше», «меньше» и др.

2.        по данному вопросу

3.        по некоторым исходным данным

4.        по данному решению

5.        по данному плану решения

6.         по данному чертежу  и др.

•        сравнение задач и их решений;

•        преобразование условия задачи из косвенной формы в прямую;

•        решение задач различными способами;

     

       Итогом творческой работы каждого ученика в процессе  составления задач станет  авторская самодельная книжка-задачник, которая рождается по страничке от занятия к занятию. Данный вид проектной деятельности, продуктом которой будет собственная книга, интересен младшему школьнику. Для того чтобы «Задачник» получился   занимательным, каждый ребёнок стремиться отыскать и включить в условие задачи интересный факт, создать шутливую задачу, задачу, героями которой  являются сказочные  персонажи. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

7 Формы  и виды занятий:  

 1) занятия, направленные на  составление  задач, состоящие  из трёх этапов:

•        Вводная часть (задачи-шутки, викторины, ребусы, загадки, шифровки, головоломки)

•        Основная  часть (знакомство с приёмами составления задач)

•        Заключительная часть  (самостоятельная, творческая работа учащихся)

  2) конкурсы знатоков:

-игровые занятия;

-КВН.

-игра- соревнование.    

-составление  мини-проектов.

В практике работы используются следующие формы:

-индивидуальные и групповые;

-практические и теоретические;

-беседы;

-игры;

-знакомство с  литературой;

 Некоторые математические  игры   и   задания   могут   принимать   форму   состязаний,   соревнований   между  командами.  

8Содержание программы

Программа курса «Умники и умницы»  входит  во  внеурочную  деятельность   по  направлению   общеинтеллектуальное    развитие    личности,  предусматривает   включение   задач и  заданий,   трудность  которых  определяется  не  столько  математическим   содержанием,  сколько  новизной  и  необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания  отказаться   от   образца,   проявить   самостоятельность,  формированию   умений  работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.


С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
^ Логически-поисковые задания (5 ч)
В 4 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из  нескольких суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из  раздела «комбинаторика».
^ Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает. 
^ Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Так же в4 классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность.
^ Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
  В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
  Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.


Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
^ Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

 9 Место учебного курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 1 раз в  неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание   курса отвечает   требованию   к   организации   внеурочной   деятельности:   соответствует   курсу   «Математика»,   не  требует  от   учащихся  дополнительных   математических   знаний.   Тематика   задач   и  заданий   отражает  реальные  познавательные  интересы   детей,  содержит   полезную  и  любопытную  информацию,   интересные   математические   факты,   способные   дать   простор  воображению, творческому потенциалу. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.

 

 

•Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

•делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;

•находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;

•называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;

•точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;

•уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

•узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

•узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

•решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

•составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

•заполнять магические квадраты размером 3×3;

•находить число перестановок не более чем из трёх элементов;

•находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

•находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;

•проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

•объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным условием и решением;

•решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

•уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

10 Предполагаемые результаты реализации программы:

Предметные результаты

Метапредметные (универсальные) результаты

Регулятивные УУД:

•Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

•Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

•Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

•Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий)

•Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

•Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

•Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

•Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

•Добывать новые знания: находить необходимую информацию

•Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,таблица, схема, др.).

•Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

•Донести свою позицию до других:  оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

•Слушать и понимать речь других.

•Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения.

•Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

•Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Личностные результаты

•Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

•В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

•Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

10. Способы определения результативности:

•Диагностика (сентябрь, май)

 1) анкетирование

Цель:  выявить, как учащиеся относятся к математике (приложение №1)

2) диагностическая работа

Цель:

•выявить отношение учащихся к творческим заданиям (приложение № 2)

•Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях)Презентация  продукта проектной деятельности учащихся

 8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1. Обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом, в который входят:

 Для учителя:

 :

О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 4 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2011.

О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Методическое пособие. 3 класс. Программа курса РПС. М.: РОСТкнига, 2012.

Айзенк Г. Проверьте свои способности. - СПб.: 1996.

Винокурова Н. К. Подумаем вместе. Развивающие задачи, упражнения, задания. Чч. 1-У. - М.: РОСТ, 1997-1999.

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развитие творческих способностей. - Киров, 2004.

Голубь В. Т. Графические диктанты. - М.: Вако, 2004.

Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. - М.: 1998.

Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. - ТЦ Учитель, 2000.

Локалова Н. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М.: Луч, 1995.

Для ученика:

 :

О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 4 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.

О.Холодова «Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика». Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть1, 2. М.: РОСТкнига, 2011.

Сборник загадок / Сост. М. Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

Семенченко П. 399 задач для развития ребенка. - М.: Олма-Пресс, 1998.

Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки. - М.: 1996.

Средства обучения:

•аудиовизуальные;

•технические (проектор, компьютер);

•учебное оборудование;

•наглядные пособия


 


Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

всего

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

2

  Развитие концентрации внимания.

Игра «Внимание». Совершенствование мыслительных операций. Логически - поисковые задания. Закономерности.

1

3

Тренировка внимания. Игра «Внимание».  Совершенствование мыслительных операций. «Звуки». Анаграммы.  Расскажи о слове.

Логически-поисковые задачи.

1

4

Тренировка слуховой памяти. «Весёлая грамматика», «Волшебные фразы». 

Задачи на развитие аналитических способностей.

1

5

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуру». Логически –поисковые задания

1

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.

«Первая одинаковая». Логические задачи.

1

7

Совершенствование воображения. «Изобрази без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с изографами. Задания по перекладыванию спичек. Проект «Мои ребусы»

1

8

Развитие быстроты реакции.  Игра «Внимание», «Слоговица», «Так же, как…». Логические задачи. Задачи на развитие аналитических способностей.

1

9

«Составь словечко».  Задачи на развитие аналитических способностей. Закономерности.

 Развитие концентрации внимания. Игра «Внимание», «Слоговица»..

1

10

Тренировка внимания. «Лабиринт».

1

11

Тренировка слуховой памяти «Послушай, вообрази», «Закодированное слово», « Поставь точку».  

1

12

Тренировка зрительной памяти.  «Ряды чисел», «Найди фигуру». Совершенствование мыслительных операций.  Задачи на логику. Закономерности.

1

13

Развитие логического мышления.  «Аналогия», «Первая – одинаковая».

1

14

Совершенствование воображения.  «Изобрази без предмета», «Фантазёр», «Художник». Ребусы.

1

15

Пространственное воображение. Работа с изографами и числографами. «Так же, как …»

Составление ребусов.

1

16

Развитие концентрации внимания. «Найди фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку».

1

17

Тренировка внимания. « Антонимы», «Лабиринт», «Найди пару». Совершенствование мыслительных операций.

1

18

Тренировка слуховой памяти. «Изобрази выражение», «Найди пару», «Парный звук», «Поставь точку».

1

19

Логически-поисковые задачи. Тренировка зрительной памяти. «Запомни»,  «Наборщик».  Решение кроссвордов.

1

20

Развитие логического мышления.  «Найди лишнее слово», «Числовая  закономерность», «Первая – одинаковая».  Тренировка слуха.

1

21

Совершенствование воображения.  Ребусы.  Задания по перекладыванию спичек.

1

22

Развитие быстроты реакций. « Внимание», «Шифровальщик», «Так же, как..», «Многозначные слова».

1

23

Развитие концентрации внимания.« Слоговица», «Найди слово».  Антонимы.

1

24

Тренировка внимания. Вопросы-загадки. «Лабиринт», «Найди 7 ошибок», «Слоговица». Пословицы. Мини- проект=======

1

25

Тренировка слуховой памяти. «Волшебные слова», «Заполни заготовки». Графический диктант. Штриховка.

1

26

Тренировка зрительной памяти. «Найди фигуры», «Зарисуй по памяти», «Запомни расположение фигур». Графический диктант. Штриховка.

1

27

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. «Первая – одинаковая», «Числовая закономерность», «Аналогия». Графический диктант. Штриховка.

1

28

Совершенствование воображения. «Фантазёр», «Пойми рисунок», «Изобрази без предмета», «Угадай настроение». Логические задачи. Задания по перекладыванию спичек. Графический диктант. Штриховка.

1

29

Развитие быстроты реакции.  «Лабиринт», «Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический диктант. Штриховка.

1

30

Развитие концентрации внимания. «Расскажи о слове», «Фразеологизмы», «Лабиринт», «Лишнее слово».  Графический диктант. Штриховка.

1

31

Тренировка внимания. «Внимание», «Лабиринт», «Фразеологизмы».Мини-проект=======

1

32

Тренировка слуховой памяти.  «Поставь точку». Литературная викторина. Работа над содержанием текста.

1

33

Совершенствование воображения. «Внимание», «Числовая закономерность», «Волшебный огород».   Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

34

Выявление уровня  развития  внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Конкурс эрудитов.

1





^ Приложение №1 Математические игры

Математическая игра «Домики».

За один ход нужно нарисовать в квадрате по клеточкам один домик – такой же, как заштрихованный, но повёрнутый в любую сторону. Домики не должны касаться друг друга. 

http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_67/81/d-80996/80996_html_7d2d92ea.png


^ Математическая игра «Горки».

Начало игры в выделенной точке. Из этой точки начинают рисовать ломаную. За один ход обводят какую-нибудь сторону маленького треугольника. Ломаная может пересекать и касаться себя, но дважды обводить один отрезок нельзя.




http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_67/81/d-80996/80996_html_279a875f.png

^ Математическая игра «Крестики-кружочки».

Перед началом игры договариваются, у кого какой знак (крестик или кружочек). За один ход нужно обвести одну сторону клеточки. Игрок, который обводит последнюю (оставшуюся необведённой) сторону какой-нибудь клеточки, рисует в ней свой знак и делает дополнительный ход. Таким образом, за один ход игроку может посчастливится нарисовать сразу несколько своих знаков.




http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_67/81/d-80996/80996_html_m33ff006c.png

^ Математическая игра «Три кошки»

Эта игра похожа на «Морской бой». У каждого игрока – по два квадрата с пронумерованными клеточками. В левом квадрате каждый втайне от другого рисует трёх кошек. Чтобы обнаружить, где находятся кошки соперника, игрок задаёт один вопрос, на который можно ответить только «да» или «нет», например: «В седьмой клеточке есть кошка?» или: «На первом этаже есть кошка?». Узнав, что в клеточке есть кошка, игрок рисует её в соответствующем месте правого квадрата, в противном случае, ставит в нём точку.



http://lib2.podelise.ru/tw_files2/urls_67/81/d-80996/80996_html_57f70531.png

Приложение №2 Нестандартные задачи


1.Как тремя взвешиваниями определить одну фальшивую монету (более легкую) из 8? 10? 16? 17? 26? 27?
2. Из 80 одинаковых по виду монет одна – фальшивая (более легкая). Как ее определить четырьмя взвешиваниями на чашечных весах?
3. Как на чашечных весах уравновесить кусок металла массой в 47 г с помощью набора из пяти гирь: 1 г, 3 г, 9 г, 27 г, 81 г? Гири можно класть на обе чашки весов.
4. Петя сказал однажды друзьям: "Позавчера мне было 9 лет, а в будущем году мне исполнится 12 лет". Какого числа родился Петя?
5. Имеем 3 сосуда вместимостью 8, 5 и 3 л. Наибольший сосуд полон молока. Как разделить это молоко на 2 равные части, используя остальные сосуды?

^ Приложение №3 Логические задачи


Избранные задачи из книги И.Г. Сухина "800 новых логических и математических головоломок".
1.Гном Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?
2. Какую отметку впервые в жизни получил по математике Фома, если известно, что она является числом не простым, а составным?
3. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.
4. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?
5. Раздели самое маленькое четырёхзначное число на наименьшее простое и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова "Волшебник Изумрудного города".
6. Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3.
7. Преврати в числе 123 одну цифру в пятёрку так, чтобы получившееся число делилось на 9. Каково оно?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...

Программа по внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов "Умники и умницы"

Рабочая программа к курсу «Юным умникам и умницам» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе прог...

Календарно Тематическое Планирование Внеурочная деятельность 2 класс Умники и Умницы

Здесь находится КТП по внеурочной деятельности для 2 класса...

внеурочная деятельность 4 класс "Умники и умницы""

внеурочная деятельность "Умники и умницы" 4 класс...

Программа по внеурочной деятельности 2 класс "Умники и Умницы"

Данная программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов, которая может включать различные задания на логику, внимание, память, быстроту реакции, нестан...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Умники и умницы"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности 1 класс "Умники и умницы"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 1 «А» класса «Умники и умницы»

Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса и имеет социально-педагогическую  направленность.Главной задачей обучения детей достижение оптимального общего...