Диагностическое индивидуальное занятие для исследования особенностей психических процессов у детей с ОВЗ
план-конспект занятия (3 класс) на тему

darya_shornikova

Конспект диагностического занятия для ребенка 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_diagnostika.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Алиса в Стране чудес

Тип занятия: диагностическое

Цель занятия: изучение уровня развития школьно-значимых функций

Задачи занятия:  

  • Диагностировать уровень сформированности пространственного восприятия и анализа пространственных представлений;
  • Изучить уровень сформированности фонематического восприятия;
  • Выявить уровень сформированности зрительного восприятия;
  • Изучить уровень сформированности речи.

Ресурсы: дидактический и наглядный материал.

Этапы занятия,

содержание (задания)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Коррекционная направленность

Формы, методы и приёмы обучения

Организационный момент

(Задание «Заколдованная дверь»)

5 мин

Приветствует учащегося, настраивает его на работу:

Здравствуй, меня зовут Дарья Андреевна и сегодня мы с тобой отправимся в путешествие с Алисой в Страну Чудес. Ты готов с ней отправиться?

Тогда начнем. Алиса сидела под деревом и читала книжку. Как вдруг увидела белого кролика с большими часами. Алиса тут же побежала за ним. Кролик тут же прошмыгнул в маленькую дверцу. Алиса увидела на нем большой замок. Помоги ей открыть его. Слева от тебя – фигуры, а справа точки. Соедини точки так, чтобы получилась такая же фигура.

Молодец! Ты справился с заданием!

Приветствует учителя, слушает его рассказ, отвечает на вопросы.

-Да, готов!

Учащийся выполняет задание на бланке.

Сформированность уровня ориентировки на заданную систему требований, сознательность контроля своих действий

Словесный (беседа, объяснение, рассказ)

Наглядный (иллюстрация)

Практический (упражнение)

Пальчиковая гимнастика

2 мин

Учитель проводит пальчиковую гимнастику, показывая движения и рассказывая стихотворения

Принцесса по саду гуляла одна

(делать пальцами шаги по столу или коленям)

Тюльпаны и розы срывала она

(Делать хватательные движения рук)

Дракон прилетел

(Махи кистями, иммитируя крылья)

И принцессу схватил

(хватательное движение кистями)

И в замок бедняжку

К себе утащил!

(Обнять себя руками)

Учащийся вместе с учителем повторяет стихотворение и движения

Формирование мелкой моторики Предупреждение утомления ребенка

Словесная (Рассказ)

Практическая (упражнение)

Методика «Домик»

5 мин

Учитель предлагает учащемуся выполнить задание, дает инструкцию.

Алиса прошла через маленькую дверцу и пошла по тропинке. Она встретила вот такой домик. Перерисуй его.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (положить перед ребенком образец с домиком). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»

Слушает инструкцию учителя, выполняет задание.

Выявление у ребенка умения ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Словесный (объяснение, рассказ)

Наглядный (изображение)

Практический (упражнение)

Задание «Домик Шляпника»

5 мин

-Молодец! В домике живет Шляпник. Он рассказал Алисе историю, но перепутал последовательность событий. Помоги Алисе восстановить последовательность истории и попробуй составить рассказ. «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено».

-Молодец! Ты справился с заданием.

Слушает инструкцию учителя, выполняет задание: расставляет перепутанные картинки, составляет рассказ.

Диагностика развития пространственных представлений, понимание предлогов по картинке.

Словесный (объяснение, рассказ, беседа)

Наглядный (изображение)

Практический (упражнение)

Задание «Заколдованный дуб»

3 мин

Ты помог Алисе! Она очень благодарна тебе. Алиса спросила у Шляпника, куда пошел кролик. Алиса пошла в сторону леса, куда побежал кролик. Она шла очень долго и наткнулась на большое дерево. Животные, отдыхавшие под этим деревом, увидели Алису и испугались. Все они попрятались кто куда.

Рассмотри картинку и покажи…

Что ты видишь над деревом?

. Что ты видишь под деревом?

. Кто находится на дереве?

. Кто находится перед деревом?

. Кто находится за деревом?

. Кто смотрит из-за дерева?

. Кто двигается от дерева?

. Кто двигается к дереву?

. Кто вылезает из-под дерева?

. Что падает с дерева?

. Что за отверстие в дереве?

. Кто смотрит из дупла?

Учащийся слушает продолжение истории, рассматривает картинку и отвечает на вопросы учителя.

Развитие мелкой моторики рук, развитие навыка сопоставления с эталоном

Словесный (Объяснение, рассказ)

Наглядный (изображение)

Практический (упражнение)

Игра «Фонематические прятки»

5 мин

Молодец! У тебя хорошо получается! Чеширский кот, спрятавшийся за деревом, увидев Алису широко улыбнулся. Он предложил Алисе сыграть в игру. Помоги ей. Давай с тобой поиграем в прятки со звуками. Мы с тобой загадаем какой-нибудь звук, который надо будет искать. Потом я буду называть тебе слова, а ты мне будешь говорить, есть в них звук, который мы ищем, или нет». Разобрать пример: «у» - шуба.

Предлагается по 4 слова на каждый звук:

«о» – кошка, море, точка, баня;

«а» – мама, парта, стол, каша;

«ш» – шайба, ручка, школа, суша;

«с» – суп, киска, лужа, свет.

Учащийся слушает инструкции учителя и выполняет задание: определяет, есть ли определенный звук в словах.

Проверка уровня сформированности фонематического слуха

Словесный (объяснение, рассказ)

Практический (упражнение)

Подведение итогов

2 мин

Молодец, ты справился с заданием! Чеширский кот указал Алисе, где спрятался кролик. Они весь день с Алисой играли в разные игры и им было весело. Они ждут тебя в гости и в следующий раз. Ты хорошо справился со всеми заданиями! До свидания!

Слушает рассказ учителя, прощается

Словесный (рассказ, инструкция)

Наглядный (иллюстрация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

Дифференциация подвижных игр по преимущественному развитию психических процессов у детей школьного возраста

В РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЕНО ПОДБОР ПОДВИЖНЫХ ИГР С УЧЕТОМ ВОСРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Реферат "Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития"

     Задержка психического развития— нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфер...

Развитие психических процессов у детей «память».

Свойства памяти издавна привлекали к себе внимание исследователей. Развивается ли память? Становится ли она с годами лучше или хуже?...

Доклад на тему: "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"

В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Каждый человек находится и развивается в...

«Особенности развития психических процессов у детей с ОНР»

Доклад подготовлен для выступления на семинар воспитателей...

Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"

Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...