презентация " Вода и здоровье"
тренажёр на тему

Михайличенко Ирина Алексеевна

Одной из актуальных экологических проблем в наше время является загрязнение водных ресурсов, так как вода – это жизнь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon voda_i_zdorove.ppt1.43 МБ
Microsoft Office document icon urok_voda.doc573 КБ
Файл ekologicheskoe_zanyatie_v_nachalnoy_shkole.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила эколидер Филатова Вероника Вода и здоровье

Слайд 2

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает, На плите у нас кипит, Паром чайника шипит. Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться! Смею вам я доложить Без нее нам не прожить. Н. Рыжова. Одной из актуальных экологических проблем в наше время является загрязнение водных ресурсов, так как вода – это жизнь.

Слайд 3

ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ. Вода - ценнейший природный ресурс, без которого не может существовать все живое на Земле. Более 70% поверхности нашей планеты покрыто водой, но это соленый Мировой океан. Ученые подсчитали, что 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится на соленые воды морей и океанов. Иными словами, пресная вода составляет только 2.5% мировых запасов.

Слайд 5

Вода играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Необходима она и для бытовых потребностей человека, всех растений и животных. Для многих живых существ она служит средой обитания.

Слайд 6

Однако, рост городов, бурное развитие промышленности, расширение площадей орошаемых земель, улучшение культурно-бытовых условий и ряд других факторов все больше усложняет проблемы обеспечения водой. Потребности в воде огромны и ежегодно возрастают

Слайд 7

Принимая во внимание то значение, которое вода имеет для жизнедеятельности человека и всего живого на Земле, подтверждают тезис о том, что вода одно из самых драгоценных сокровищ нашей планеты.

Слайд 8

Народная мудрость гласит: «Человек начинает ценить воду, когда иссякнет источник» . Вода – бесценный дар природы, основа всей жизни на Земле. Почему же мы все еще почти не замечаем и не ценим ее? Она нас пои т и кормит.

Слайд 9

Ее много, наверное, потому и отношение к ней такое выработалось. А вот в пустынях за чистую воду часто платят золотом. В настоящее время вода превращается в дефицитный природный ресурс.

Слайд 10

Дефицит чистой пресной воды уже сейчас становится мировой проблемой. Все более возрастающие потребности промышленности и сельского хозяйства в воде заставляют все страны, ученых всего мира искать разнообразные средства для решения этой проблемы.

Слайд 11

Важной экологической проблемой является загрязнение воды, которую мы употребляем, и это очень опасно для жизни всего живого.

Слайд 13

ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ Эти изменения физических, химических и биологических свойств воды в водоемах в связи со сбрасыванием в них жидких, твердых и газообразных веществ, причиняющих неудобства, делая воду данных водоемов опасной для использования, нанося ущерб народному хозяйству, здоровью и безопасности населения.

Слайд 15

Так давайте для начала перейдем на чистую воду. Почувствуем ее вкус. Поймем, что бывает совершенно другая вода, которая повлечет за собой и совершенно другую жизнь. И не будет в этой другой жизни места рождению младенцев с внутриутробной патологией развития. Значит, здоровыми будут дети. Значит, будущее будет обязательно!

Слайд 16

Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле – вода! Экономь ее и береги! Мы ведь на планете не одни! Е. Евтушенко

Слайд 17

Вода –это жизнь!



Предварительный просмотр:

Эко урок в 5-7 классах

Провела эко лидер Филатова Вероника

«Вода, вода, кругом вода…»

Цели: 

1. Экологическое воспитание обучающихся на примере бережного отношения к воде – необходимой составляющей жизни.

2. Развитие познавательного интереса у обучающихся по  предмету,  повышение уровня знаний обучающихся о свойствах воды.

3. Повышение культуры поведения, отношений, речи. Развитие творческих способностей обучающихся

Ведущий: Прибыли как-то на нашу планету инопланетяне, прилетели издалека, из другой солнечной системы. Не просто так прилетели, а с особым заданием. Им необходимо выяснить, что такое вода. Вот отправились они бродить по городу, спрашивая прохожих: «Что такое вода?» Люди в городе настолько привыкли к сюрпризам; что никто не удивлялся внешнему виду инопланетян.

Инопланетянин: Здравствуйте, сударь!

Человек: Здравствуйте!

Инопланетянин: Скажите, что такое вода?

Человек: Вода? Это очень просто! Открой кран - вот тебе и вода.  Налей в стакан и выпей.

Ведущий: Человек вновь пошел своей дорогой. Встречают инопланетяне школьницу лет 12.

Инопланетянин:  Девочка, ты знаешь, что такое вода?

Школьница: Да кто ж этого не знает. Вода в реках, морях, океанах.  Вода на нашей планете составляет 3/4 поверхности. Вода - среда обитания растений и животных.

Вы, верно, в школе на двойки учились или прогуливали много.

Ведущий: Остановились инопланетяне, задумались. Что же это за чудо природы, которое можно и пить, и жить в ней одновременно. Тут мимо ученый идет, размышляет о чем-то.

Ученый: Тоже мировые проблемы решаете?

Инопланетянин:  Да нет, пытаемся выяснить, что такое вода.

Ученый: Вода - это действительно самое удивительное вещество на  Земле.

Обучающийся 1.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, океане

И в водонапорном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

Звучит музыка.

Обучающийся 2. Вода - одно из наиболее важных веществ на Земле. Можно сказать, что все живое состоит из воды и органических веществ. Без воды человек, например, мог бы прожить не более 2-3 дней. За 60 лет человек в среднем выпивает 50 т воды - целую железнодорожную цистерну. Для обеспечения нормального существования человек должен вводить в организм воды больше в 2 раза по весу, чем питательных веществ. Если количество воды в человеческом теле уменьшится на 1-2 % (0,5 л) - человек испытывает лишь жажду; на 5 % (2-2,5 л) - кожа сморщивается, во рту «пересыхает», сознание затемняется; на 14-15 % (7-8 л) - человек умирает.

Обучающийся 3. Все живые существа на земле содержат воду в большем или меньшем количествах, например, трехдневный зародыш - 97 %, восьмимесячный - 81 %, новорожденный - 80 %, годовалый - 66 %. Человек весом 70 кг содержит до четырех ведер воды (45-50 кг), включая ткани и кости.

Все жизненные процессы в человеческом организме протекают с участием воды. С водой удаляются из нашего организма ядовитые шлаки; слёзы, состоящие на 99 % из воды, непрерывно увлажняют глаза, смывая с них пылевые частицы.

• Вода - целитель. При купании вода благоприятно влияет на кожный покров, улучшает кровообращение. Древние греки изобразили богиню здоровья Гигиею в виде прекрасной молодой женщины с чашей воды в руке (от имени богини образовано слово «гигиена»).

• Вода - землекоп. Гидромониторы (водомёты) - это водяные пушки, через которые подаётся струя воды под давлением 6-12 атм., легко размывает породы.

• Вода - измеритель. Водяные часы (клепсидра) использовались в Греции, Риме для измерения. Вот из глубокой древности дошло до нас выражение: «Ваше время истекло». Вода использована и для измерения количества тепла в калориях. Так один грамм чистой воды при нагревании на 1 оС и есть калория.

• Вода - тушит пожары. Вода не горит, она уже сгорела, она как бы зола водорода, то есть мы заливаем горящие предметы уже сгоревшей водой.

• Вода - взрывает. При замерзании вода расширяется. В камни (валуны) заливают воду, она замерзает и взрывает их. Набухают и растительные ткани, например, горох: давление развивается при набухании бобов до 400 атм. Известен случай: в Чёрном море сел на камни пароход, в трюмах которого был горох. В трюм проникла вода, горох разбух и разорвал пароход.

• Вода и политика. Границы государств проходят через моря. В России 40 тыс. км морских границ проходят по 14 морям.

• Вода и оборона. Наши предки основывали города на берегах рек и ставили Кремль или укрепление под прикрытием реки. котором обнажилось илистое дно, благодаря сгонному ветру.

• Вода и магия. В христианском обряде крещения воде приписываются магические свойства «очищения» от злых духов. Вода употребляется и для гадания. И сейчас часто говорят о человеке, предугадавшем события: « Как в воду глядел».

• Вода угрожает. Если воды катастрофически мало или много, наступают стихийные бедствия - засухи, наводнения.

           Физические свойства воды необычны. Это единственное вещество, которое при обычных условиях существует в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком  и газообразном. В газообразном состоянии вода содержится в атмосфере, образует туман и облака, в твердом – снега  и льды.

Когда снежинку, что легко летает,

Как звездочка упавшая скользя,

Берешь рукой – она слезинкой тает,

И возвратить воздушность ей нельзя.

                                            М. Цветаева

 Вода – уникальное вещество. Мы с вами живем по температуре замерзания и кипения воды. Ведь мы измеряем температуру по шкале Цельсия, который за 0 градусов принял температура таяния льда, а 100 градусов – кипения. Вода вообще парадоксальное вещество: при замерзании она расширяется (а должна сжиматься), лед легче воды (должно быть, наоборот), при комнатной температуре является жидкостью (должна быть газом). Некоторые парадоксы можно объяснить наличием водородной связи между молекулами воды.

Плотность воды наибольшая при температуре 40С, поэтому лед легче воды. Поэтому, например, замороженные продукты легче, чем в натуральном виде.

Вода реагирует со многими металлами.

Но кроме химических, физических свойств вода обладает и другими свойствами. Их можно назвать информационными. Вода может «запоминать» различную информацию.

Зимой нас восхищают загадочные морозные узоры на стеклах домов. Когда падает снег, мы удивляемся красоте, совершенстве формы и многообразию снежинок. Японские ученые провели следующий эксперимент. Они замораживали различную воду грязную и чистую; взятую из колодца, родника и загрязненную химическими веществами. Оказалось, что форма, правильность лучей снежинок очень сильно зависела от источника. Кроме этого, ученые пропускали через дистиллированную воду различную музыку – классику и тяжелый металл. И вода кристаллизовалась в первом случае в правильные, красивые снежинка, а во втором случае они были кривые, деформированные. Так же вода реагировала на имена знаменитых людей, которые сделали много хорошего для человечества (Иисус Христос, Мать Тереза) и злодеев (Адольф Гитлер). «Стереть» эту информацию можно либо прокипятив воду, либо заморозив ее.

Хотя вода – самое распространенное вещество, химически чистой воды на Земле нет, так как все, что мы в повседневности называем водой, - это растворы различных веществ: кислорода, углекислого газа, всевозможных солей. Именно из растворов веществ усваивают живые организмы большинство химических элементов. Воды пригодной для употребления в пищу, очень мало.

Демонстрация примера  Если весь запас воды на Земле принять за 1 л (демонстрирует мерный цилиндр или кружку, наполненную водой), то запасы пресной воды составят  всего 30 мл (отбирает порцию в 30 мл в мерный цилиндр), а запасы доступной пресной воды в жидком состоянии всего 6 мл (отбирает пипеткой в маленький мерный цилиндр 6 мл). Вывод: вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно.

                            Инсценировка сказки(заранее подготовленные учащиеся и учитель химии и биологии )

Звучит музыка.

Ведущий. Жил Старик со своей Старухой.

Они жили ровно 30 лет и 3 года. (Входит старик.) 

Старик ловил неводом рыбу.

Раз он в море закинул невод.

Пришел невод с одной тиной. (Вытаскивает сетку, в которой консервные банки, бутылки. Вытаскивает, сокрушаясь, складывает в ведро.)

Он в другой раз закинул невод. (Бросает сетку за занавес.) 

Пришел невод с травою морскою. (Вытаскивает сетку, в которой полиэтиленовые кульки, бумага. Складывает в ведро, сокрушаясь.) 

В третий раз он закинул невод. (Закидывает за занавес сетку.) 

Пришел невод с одной рыбкой.

С не простою, а с Рыбкой золотою. (Выходит из-за занавеса Рыбка с сеткой в руках.) 

Как взмолится Рыбка

Голосом человечьим.

Рыбка. Отпусти ты, Старче, меня в море.

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.

Ведущий. Удивился Старик, испугался.

Отпустил он Рыбку золотую.

И сказал ей ласковое слово.

Старик. Бог с тобой, Золотая Рыбка.

Твоего мне откупа не надо.

Ступай себе в синее море.

Гуляй себе на просторе. (Рыбка уходит за занавес.)         .

Ведущий. Воротился Старик ко Старухе. (Входит Старик.) 

Старик. Я сегодня поймал, было, рыбку,

Золотую Рыбку, не простую:

По-нашему говорила рыбка,

Домой, в море синее, просилась.

Дорогою ценой откупалась.

Не посмел я взять с нее выкуп.

Так пустил ее в синее море.

Ведущий. Старика Старуха забранила.

Старуха. Дурачина ты, простофиля!

Не умел взять ты выкупа с Рыбки.

Хоть бы взял с нее чистой водицы.

Наша-то совсем покраснела (дает старику кувшин с окрашенной водой).

Ведущий. Вот пошел он к Золотой Рыбке. (Старик уходит.) 

Рыбка. Чего тебе надобно, Старче?

Ведущий. Ей с поклоном Старик отвечает.

Старик. Смилуйся, Государыня Рыбка.

Разбранила меня моя Старуха.

Не дает старику, мне покоя.

Надобно ей чистой водицы.

Наша-то совсем покраснела.

Рыбка берет у Старика кувшин, добавляет в него кислоты. Окраска исчезает.

Рыбка. Не печалься, ступай себе с Богом!

Возьми чистую водицу.

Старуха. Как нам приятно выпить чаю,

Совсем не так, как в те года,

Когда мы, воду наливая,

Не знали, нос девать куда.

Теперь живем мы, чай глотаем

И будем счастливы всегда.

Спасибо, Рыбка золотая,

Что воду чистую дала.

Золотая Рыбка. Если лишь плясать и петь

И в мечтах всего хотеть,

Не поможет чудо вам,

Будет только горе там,

Где спускают все отходы

В наши реки, в наши воды.

Берегите воду сами,

Соревнуйтесь с чудесами.

Сколько же нужно воды обществу? На что это драгоценное вещество тратит человек? Уже теперь, в наши дни, люди каждый год забирают из рек и озер для своих нужд приблизительно 2 000 км3 пресной воды, что составляет около 1/20 части годового стока всех рек земного шара. Уже теперь на обезвреживание загрязненных и бытовых сточных вод расходуется почти 40 % всего устойчивого мирового стока пресной воды, что втрое больше ее расхода на все нужды человечества.

Водный кризис угрожает обществу не потому, что на Земле не хватает воды, а потому, что своей деятельностью человек при существующей технологии, при современной организации промышленного производства вынужден загрязнять и портить огромные количества природной чистой воды.

. «Водная» проблема, «Водный» голод, «Водный кризис» - этими и подобными тревожными заголовками полны в последние годы газеты и журналы мира. Как не тревожиться, если появление все новых химических веществ в отходах производства, смытые дождями с полей удобрения и ядохимикаты, приводят к резкому увеличению количества стоков, содержащих вещества, опасные для всего живого.

Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.  Ты самое большое богатство на свете. ( Антуан де Сент-Экзюпери).

Лабораторный практикум

«Методы очистки воды»

Цель: 

  • Познакомить обучающихся с проблемой загрязнения воды, способах её решения.
  • Активизировать познавательный интерес у обучаемых.
  • Формировать практические умения и навыки при проведении практической работе с соблюдением правил техники безопасности.

Оборудование и реактивы:

Опыт 1: кристаллизатор, пробковая крошка, нефть, вода.

Опыт 2: вода, раствор СМС, поваренная соль, пробирка, стеклянная палочка, спиртовка, спички, штатив.

Опыт 3: вода, песок, опилки, воронка, фильтр, штатив, 2 стаканчика, стеклянная палочка.

Опыт 4: вода, масло, делительная воронка, штатив, 3 стаканчика, резиновая трубка, подставка.

Опыт 5: вода, пробирка, активированный уголь, краситель.

Опыт 6: водопроводная вода, прибор для дистилляции воды, спиртовка, спички, штатив.

Вода на нашей планете изменяется как и вся окружающая среда, но вода - это и источник жизни, и среда, в которой протекают все жизненные процессы, и растворитель, выносящий из организма вредные его отходы и вносящий нужные ему вещества.

Деятельность человеческого общества немыслима без воды. В прошлом, как правило, потребности в воде удовлетворялись за счет использования естественных источников, причем несбалансированное водоснабжение было одной из причин, приводивших к гибели целые цивилизации. В наше время государства пытаются контролировать использование водных ресурсов и разрабатывают систему мероприятий по их охране от истощения. Рост техники позволяет все лучше и полнее осваивать водные ресурсы планеты.

Уже во второй половине ХХ века перед человечеством встала проблема нехватки чистой питьевой воды. Естественно, острый дефицит стали испытывать, прежде всего промышленно развитые страны.

Когда-то можно было безбоязненно брать воду прямо из рек.

Теперь равнинные реки, их притоки уже не те, и пить из них без специальной очистки не позволят врачи. А во многих индустриальных странах не то, что не попьешь, но и не искупаешься. На берегах рек, озер стоят предостерегающие щиты с надписями: «Купаться запрещено!». Но и без предупреждения один лишь вид прибрежных вод с отбросами и нефтяной пленкой не вызывает «пляжных настроений».

В водопровод поступает вода из рек или водохранилищ. Речная вода содержит много вредных для человека примесей в виде различных остатков жизнедеятельности животных и человека, а также болезнетворные  микроорганизмы, от которых ее очищают. На городских водоочистительных станциях воду сначала пропускают через решетки, которые задерживают крупные плавающие предметы. Потом воду подвергают отстаиванию в бассейнах-отстойниках и фильтрованию через слой песка, здесь задерживаются нерастворимые твердые частички. Далее очищенная вода на фильтрах вода обрабатывается хлором для уничтожения микроорганизмов (в настоящее время хлор заменяют озоном и бактерицидными лампами).

«Водная» проблема, «Водный» голод, «Водный кризис» - этими и подобными тревожными заголовками полны в последние годы газеты и журналы мира. Как не тревожиться, если появление все новых химических веществ в отходах производства, смытые дождями с полей удобрения и ядохимикаты, приводят к резкому увеличению количества стоков, содержащих вещества, опасные для всего живого.

Как не тревожиться, если медики сигнализируют: от болезней, вызванных нехваткой чистой питьевой воды, на земном шаре страдает свыше 800 миллионов человек! Как не тревожиться, если тонна нефти, растекаясь по поверхности водоема, образует пленку площадью 12 км2, и это препятствует проникновению в толщу воды кислорода, а ведь он так нужен для жизни рыб, для процесс а самоочищения водоемов. Как не тревожиться, если в Мировой океан со сточными водами городов, нефтеперерабатывающих заводов и в результате аварий установок по добыче нефти и танкеров ежегодно поступает до 13 миллионов тонн нефти? За такой же период стоки «поставляют» в моря до 6 000 тонн ртути - сильнейшего яда, который очень трудно вывести из организма.

Растущее вмешательство человека в природу, непродуманная, а порой бесхозяйственная деятельность людей приводят к необратимым экологическим и биологическим последствиям, к резкому ухудшению качественного состояния окружающей среды. Результатом такого воздействия общества на природу являются истощение ее ресурсов и загрязнение.

Речная или озерная вода достаточно чиста для купания и охлаждения промышленных установок, но не годится для питья, ее не следует добавлять в автомобильную аккумуляторную батарею. Колодезная, родниковая или очищенная речная вода (рис. 1.4) пригодна для питья, но в случае использования ее в паровых котлах или для приготовления лекарств она нуждается в дальнейшей очистке. Если требуется исследовать свойства воды, то из нее извлекают примеси еще более тщательно. Например, один из химиков конца прошлого века для получения особо чистой воды перегонял ее 42 раза. И все-таки в ней оставались примеси. Но их было так мало, что дальнейшая очистка не имела смысла, так как современными экспериментальными методами их обнаружить пока нельзя.

Очистка воды

Вода, используемая в быту и на производстве, после анализа на пригодность подвергается очистке.

Для очистки воды используют следующие методы:

1. Удаление грубодисперсных веществ

Крупные частицы удаляются отстаиванием. Для ускорения процесса очистки воды от взвеси ее фильтруют через слой зернистого фильтра (песок, керамзит, антрацит).

2.  Коагулирование

Мелкодисперсные примеси удаляются из воды методом коагулирования. Коагулирование - это обработка воды реагентом, приводящее к укрупнению частиц с целью ускорения их осаждения. При коагуляции происходит осветление и обесцвечивание воды.

3. Обеззараживание

Для полного обеззараживания воду дезинфицируют реагентами, убивающими патогенные микроорганизмы. Такими реагентами являются: газообразный хлор, хлорная известь, хлорамин, озон, соли тяжелых металлов, ультразвук, ультрафиолетовые лучи. Считается наиболее современным и благоприятным способом обеззараживания питьевой воды - введение ионов серебра. Достаточно содержание в 1 л - 1 мг серебра, биологические примеси убиваются при этом на 98%.

В качестве источника ультрафиолетового облучения воды используют ртутные лампы, но это очень дорогой метод.

4.  Дегазация воды

Дегазация воды - это удаление из воды растворенных газов хлора, кислорода, оксида углерода (IV), сероводорода и др.

5. Устранение привкусов и запахов

Проводится фильтрованием через активированный уголь. Он поглощает сероводород, фенолы и др. летучие примеси.

В стране имеются специальные институты, систематически ведущие контроль за качеством воды. Разработаны комитетом стандартов нормы состава питьевой и промышленной воды.

Сегодня мы опробуем несколько способов очистки воды от различных примесей.

Обучающиеся делятся на группы по 2 человека. Каждой группе дается свой метод очистки. После проведения опытов обучающиеся делятся итогами работы. Перед работой проводится инструктаж по технике безопасности.

Опыт № 1. Адсорбция. Очистка воды от нефти.

В кристаллизатор с водой приливают 1-2 мл нефти, на образовавшуюся нефтяную пленку высыпают пробковую крошку. Через некоторое время пропитанную нефтью крошку собирают с поверхности воды.

а) Какую роль выполняет пробковая крошка?

б) Чем можно заменить пробковую крошку?

в) Какой вред наносит нефть живым организмам в водоеме?

Опыт № 2. Коагуляция.  Очистка воды от СМС.

В пробирку наливают 2-3 мл раствора СМС, нагревают и добавляют поваренную соль до получения насыщенного раствора (постоянно помешивая стеклянной палочкой). По мере насыщения раствора поваренной солью растворимость СМС уменьшается. СМС всплывает над прозрачной жидкостью в виде творожистых хлопьев, которые можно собрать или отфильтровать.

Опыт № 3. Отстаивание и фильтрование.

Смеси, в состав которых входят жидкие или газообразные вещества, неустойчивы во времени, в поле тяготения Земли и, благодаря силе Архимеда, их составные части - компоненты с меньшей плотностью поднимаются (всплывают), а с большей - опускаются вниз (оседают).

В воду добавляют песок и опилки. Рассматривают загрязненную воду в пробирках на столе: тяжелые частицы осели на дно, легкие всплыли наверх. Затем выполняют фильтрование. В одной из пробирок перемешивают смесь и выливают на фильтр из песка. Песчинки, опилки остаются на фильтре.

Опыт № 4. Отстаивание и декантация.

Жидкость можно отделить от отстоявшегося твердого вещества методом декантации -  осторожным сливанием жидкости с осадка. Эту операцию можно выполнить с помощью сифона, как это показано на рисунке 1.5.

Для разделения двух жидкостей (после отстаивания),  например, воды и масла или воды и бензина, можно использовать делительную воронку, устройство которой понятно из рисунка 1.6.

Опыт №  5. Адсорбция.

 В пробирку с водой добавляют краситель. Затем проводят фильтрование через уголь.

Уголь - адсорбент, вбирает в себя красители, газы. В результате цвет смеси исчезает.

Опыт № 6. Перегонка (дистилляция).

Прибор для разделения (очистки) веществ методом перегонки (рис. 1.11б) состоит из колбы, холодильника и приемника. В колбе кипятят жидкость, которую необходимо очистить от примесей. Холодильник состоит из двух вставленных одна в другую трубок. Образующиеся при кипячении содержимого колбы пары поступают во внутреннюю трубку холодильника по его наружной трубке, навстречу парам движется холодная вода. Образовавшаяся во внутренней трубке жидкость стекает в приемник.

Вы будете перегонять водопроводную воду. В колбу на 1/3 напейте воды. Поставьте колбу на сетку и закрепите в штативе. Колбу закройте пробкой со вставленным в нее термометром. Соедините колбу с холодильником посредством пробки, как это показано на рис. 1.11 (б). Холодильник закрепите в штативе. Нижний отвод холодильника соедините резиновой трубкой с водопроводным краном. На верхний отвод наденьте резиновую трубку, которую опустите в раковину. Под аллонж поставьте колбу-приемник. Начните нагревание колбы с помощью газовой горелки (спиртовки). В холодильник несильной струей пустите воду. (Следите, чтобы холодильник всегда был заполнен водой, иначе внутренняя трубка может лопнуть.) Перегонку прекратите,  когда вода выкипит на 2/3.

Сравните содержание примесей в водопроводной и перегнанной воде. Для этого на часовое стекло нанесите каплю воды и, зажав стекло щипцами, осторожно нагрейте его на пламени горелки (спиртовки). Сравните результаты испарения водопроводной и перегнанной воды.

Дистилляция может быть применена для очистки жидкостей от примесей, например, так очищают воду многократной перегонкой. Лабораторные приборы для дистилляции воды показаны на рисунке 1.11.

ИГРА «СТО К ОДНОМУ»

Перед игрой проводится социологический опрос ста обучающихся и преподавателей на тему «Вода». Участвуют две команды обучающихся по пять человек. Командам дается домашнее задание – создать рекламу о воде.

Для подсчета очков создается счетная комиссия.

Ведущий: Что такое вода? Такой вопрос может показаться не только странным, но даже немного  невежливым. Кто же этого может не знать? Всякий знает, что вода – это соединение кислорода и водорода. Всем известна ее формула Н2О. С водой очень  хорошо знаком каждый, кто привык умываться по утрам, пьет чай, умеет плавать, любит бегать под дождем, не боясь промокнуть, кататься на коньках, ходить на лыжах. Сегодняшняя игра посвящена этому уникальному веществу

Капитаны команд представляют игроков.

Приглашаются первые участники обеих команд. Отвечает тот, кто первым поднял руку.

Ведущий: Скажите,  пожалуйста, каковы ваши знания по русскому языку? Какие части речи вы можете назвать?

 1 «Одинарная игра». Количество баллов равно количеству ответов.

Какое прилагательное часто употребляется со словом вода?

Реклама первой команды.

Приглашаются вторые участники команд.

2 «Двойная игра».  Количество набранных баллов удваивается.

Воды не хватает. Почему?

Реклама второй команды.

Приглашаются третьи участники команд.

Ведущий: Вы экстремалы? В какие экстремальные ситуации в жизни вы попадали?

3 «Тройная игра».  Количество набранных баллов умножается на три.

У вас отключили холодную воду. Что делать?

Игра наоборот. Необходимо угадать ответ, находящийся внизу табло.

Какие песни  о воде (реках, озерах, морях) вы знаете?

Большая игра

  1. В каком блюде больше всего воды?
  2. Самая водная профессия.
  3. Какого цвета вода.
  4. Где на Земле больше всего воды?
  5. Откуда берется вода?



Предварительный просмотр:

3 класс

Тема экологического занятия:

«Вода – источник жизни и здоровья»

Цель:  формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность, формировать понятие бережного отношения к воде, значимость воды для жизни человека, повторить три состояния воды в природе, показать её красоту;  развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда, развивать приемы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ, синтез, развивать самоконтроль;   способствовать экологизации образа жизни, воспитанию бережного отношения к воде, к природе в целом, воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу.

Оборудование: глобус, ноутбук, проектор; разрезные карточки-знаки; оборудование для опытов.

Ход занятия

      1. Орг. момент.

- Ребята!. Сегодня наше занятие посвящено воде. Поговорим об удивительном, уникальном веществе вода, об её охране, защите, ведь вода – источник жизни и здоровья.

-Прочитаем хором тему занятия на доске: «Вода – источник жизни и здоровья».

Для создания в нашем маленьком коллективе атмосферы сотрудничества и доверия проведём

Коммуникативное упражнение «Дождь».

Группа ребят образует круг. В центре круга находится ведущий, который показывает определённые движения. Новое движение начинается только после последовательного включения в его выполнение всех участников по кругу. Смена движения участником происходит в момент нахождения ведущего напротив его. Остальные ребята продолжают выполнять предыдущее действие.

Последовательность движений: ведущий и первый участник (потом по очереди второй, третий и т.д.) соединяют свои ладоши и начинает ими потихоньку делать круговые движения. Затем выполняются пальцами щелчки, потом начинают хлопать ладошками, далее похлопывание по бедрам и топот ногами. Потом все движения выполняются в обратной последовательности. Этими движениями участники имитируют грозу от начала до завершения. Во время всей игры ребята внимательно слушают и сравнивают получаемые звуки с явлениями, происходящими в природе.

      2. Введение.

- Посмотрите на глобус – модель земного шара. «Земля – планета поразительной голубизны! – восторженно докладывали возвращавшиеся из далёкого космоса первые космонавты.

Да и не может быть наша планета выглядеть по-другому, большую часть её поверхности занимают моря и океаны, ледники и озёра, реки, пруды и водохранилища. Вода  самое распространенное вещество на нашей планете.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся.

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

- Мы привыкли к ней, используем её каждый день, и считаем её обыденным явлением. А между тем, вода удивительна и загадочна. Она подлинное чудо природы, единственное с своём роде. Сегодня мы заглянем в её тайны.

      Опыт «Вода на планете Земля».

Большая часть нашей планеты покрыта водой, но распределена она по поверхности неравномерно и далеко не всей водой мы можем воспользоваться. Попробуем оценить масштабы водных запасов.

(Демонстрирует эколидер)

  1. Наполним литровую банку подкрашенной синей гуашью водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.
  2. Наберем 1 мл воды с помощью шприца из литровой банки и выжмем её в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.
  3. 4 мл с водой выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озёрах.
  4. 21 мл переливаем в форму для льда – именно такое количество воды (в соответствии с нашим масштабом)   находится на земле в замороженном состоянии.
  5. 1 мл выливаем в почву. Это вода, находящаяся внутри земной поверхности.
  6. 973 мл, оставшиеся в банке, это вода морей и океанов. Добавляем туда соль – это солёная вода.
  7. Обсуждение. В каких ёмкостях находится вода, пригодная для человека? (для использования пригодна вода, символизирующая воду в реках и озёрах и в почве).

Вода! Это одно из самых распространённых веществ в природе. Более 70% Земли покрыты водой, но только 2,5% из этой воды пригодно для питья.

Скажите, при таком ограниченном запасе важно ли беречь её?

    3. Моделирование воды в разных состояниях.

- Известно, что в природе вода может находиться в трёх различных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Облака, дождь, лёд, снег, пар, град, туман, иней  -  разные состояния воды.

Возьмите картинки, лежащие у вас на парте, распределите их на группы. (дети выходят к доске и распределяют картинки, согласно изображённому на них агрегатному состоянию воды: твёрдому, жидкому, газообразному)

- Давайте поиграем, превратимся в молекулы воды и побываем в разных её состояниях.

  • Сцепимся руками, согнутыми в локтях. Мы плотно стоим. – Это твёрдое состояние. Мы как лёд.
  • Возьмёмся за ручки. Теперь мы свободнее стоим, можем повертеться. «Потечём» в правую сторону, а теперь в левую! – Это жидкое состояние.
  • Расцепим ручки. Свободно «летаем» кто куда! – Это газообразное состояние воды.

- Молекулы! Разлетимся на свои места!

   4. Мозговой штурм «Значение воды».

Вода – не только самая распространённая, но и самая важная жидкость на планете.

  1. Вода – источник энергии.
  2. Воде принадлежит важная роль в геологии, в истории планеты.
  3. Без воды невозможно существование живых организмов, в живых организмах содержится вода.
  4. На предприятиях, фабриках, заводах, фермах большинство технологических процессов протекает с участием воды. Например, химическая промышленность, производство бумаги, металла, лекарств, пищевых продуктов.
  5. Огромную роль имеет вода в быту.
  6. Для некоторых животных вода – место их жизни.
  7. По воде перевозят грузы, пассажиров.
  8. Вода может хранить и передавать информацию.

- Назовите, какое значение играет вода для жизни на нашей планете?

Ребята фиксируют свои мысли на цветных листочках бумаги, высказывают их вслух и кладут свои листочки в карман «Значение воды». Этот карман находится на  «исследовательском фартуке», который держит в руках учитель.

 5. Презентация «Вода и здоровье».

Красоту воды не сможет передать словами ни один человек в мире. Она и главный источник жизни всего живого на земле. И самое завораживающее  явление.

Гладкие реки и озёра отражаются в лучах солнца. Сверкают, вызывая восхищение. Шум воды способен успокоить душу человека. А маленький звонкий ручеек может звенеть веселой песней.

Утром можно увидеть настоящее чудо. Маленькие, чистые и прозрачные росинки, словно  стеклянные бусинки  рассыпались  на листьях и цветах. Кажется, весь мир отражается в каждой росинке.

Вода может быть и в виде тёплого летнего дождя. Капли, падающие с неба, радуют и веселят. А после летней грозы можно увидеть разноцветную радугу, которую без дождя увидеть невозможно.

Моря и океаны  могут показать всю силу и мощь воды. Наблюдая за морем можно увидеть в одно время тихую гладь, а можно увидеть настоящий шторм. Волны, бьющиеся о скалы, тоже привлекают своей красотой.

         Без воды  не было бы жизни на земле! 

  6. Эксперименты с водой.

1) Лаборатория «Исследовательская»  (Работа в парах)

- Узнай, сколько воды может быть потрачено из-за неисправности крана. (Работа в малых группах).

- Настроим кран  так, чтобы из него капала вода. Посчитаем количество капель в минуту. Запишем результат в таблицу.

- Теперь поставим под кран пустой стаканчик (100г) и проследим, за какое время он станет полным. Результаты запишем в таблицу.

Берегите чистую воду!

Промежуток времени

Количество потраченной воды

За 1 минуту

За 10 минут

За 1 час

За сутки

За неделю

     2) Лаборатория «Экспериментальная»

- Человек использует чистую воду, а какая вода возвращается природе, вы сами можете увидеть.

Возьмите емкости  на вашем столе, откройте их и высыпайте содержимое в стаканчики с чистой водой. Перемешайте стеклянной палочкой.

Вы добавили:

  • средство для мытья посуды (такую воду мы сливаем после мытья посуды);
  • щепотку почвы (такая вода остаётся после мытья обуви);
  • немного стирального порошка (вода после стирки);
  • гуашь (вода после рисования красками);
  • опилки (вода после мытья пола в прихожей);
  • капля мазута (вода после мытья машины)

- Нравится ли вам такая вода?

- Можно ли её снова использовать?

- Можно ли сделать эту воду снова чистой?

- Возьмите в руки кружок фильтра, сложите его кулёчком и опустите в воронку, попробуйте очистить воду, пропустив её через фильтр.

- Хорошо ли очистилась вода?

- Отчего воду труднее очистить?

- Что легче: загрязнить воду или очистить её?

  1. Рефлексия «Капля настроения».

Составление синквейна о воде.

  1. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация . Вода - это жизнь.

Презентация поможет сделать урок более ярким и запоминающимся....

Окружающий мир.Презентация "Вода"

презентация по теме "ВОДА" УМК "Школа России"...

презентация "Вода в природе"

Презентация предназначена как вспомогательный материал для проведения уроков природоведения и окружающего мира....

Презентация "Вода на Земле"

Презентация посвящена распространению воды на нашей планете, видам водоемов и их описанию....

Презентация Влияние качества воды на здоровье учащихся в Старом Осколе

Данная тема формирует представление о качестве питьевой воды, которая является на сегодняшний день одной из самых острых проблем современности. От ее решения напрямую зависит здоровье народ...

"Вода и здоровье"

Презентация...

Презентация "Презентация ВОДА"

Коррекционная педагогика...