КТП внеурочной деятельности Умелые ручки
рабочая программа (1 класс) на тему

Иванова Анна Сергеевна

КТП внеурочной деятельности Умелые ручки, 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Умелые ручки» разработана для занятий с обучающимися 1 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС НОО. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития обучающихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Рабочая программа по курсу «Умелые ручки» для 1 классов разработана на основе авторской программы по «Художественному творчеству» авт. Проснякова Т.Н.

Актуальность изучаемой деятельности:

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Цель программы- воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать  навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.

Задачи кружка:

  • научить детей основным техникам изготовления поделок;
  • развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
  • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
  • привить интерес к народному искусству;
  • обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
  • организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

На изучение курса «Умелые ручки» в начальной школе выделяется в 1 классе –33 часа.  

Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании авторской программы «Художественное творчество»  авт.Проснякова Т.Н. уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые ручки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность обучающихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого обучающегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, авторская программа «Художественное творчество»  авт.Проснякова Т.Н. предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Обучающийся всегда имеет возможность принять самостоятельное решение  о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы  нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого обучающегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

обучающиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • oучитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • oформулировать собственное мнение и позицию;
  • oдоговариваться, приходить к общему решению;
  • oсоблюдать корректность в высказываниях;
  • oзадавать вопросы по существу;
  • oиспользовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • владеть монологической и диалогической формой речи.
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, сериацию (сериация. — согласно Ж. Пиаже, упорядочение предметов по некоему признаку — размеру, цвету и пр.), классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  •  обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
  •  подводить под понятие;
  •  устанавливать аналогии;
  •  проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:

  • развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать систему универсальных учебных действий;
  • сформировать навыки работы с информацией.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.

  • выставки, презентации
  • коллективные проекты
  • работа в парах, малых группах
  • индивидуальные работы
  • коллективные игры и праздники

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебными пособиями.

На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого обучающегося, поскольку допускаются варианты, как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

  1. Вводное занятие. Знакомство детей   с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности.
  2. Работа с бумагой и картоном. Теория – первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика – изготовление аппликаций и объёмных форм. Знакомство с техникой оригами, модульным оригами. Изготовление объёмных игрушек и фоторамок.
  3. Работа с текстильными материалами. Теория – первоначальные сведения о тканях.

Технология изготовления поделок. Практика – изготовление салфеток, ковриков.

  1. Работа с пластическими материалами. Знакомство с правилами работы с пластическими материалами. Правила изготовления поделок из пластических материалов (пластилин, солёное тесто).  Изготовление объёмных поделок и композиций.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАССА

Наименование раздела

Кол-во часов

Раздел 1. Аппликация и моделирование

10 часа

Раздел 2. Работа с пластическими материалами

6 часов

Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами

8 часов

Раздел 4. Модульное оригами

9 часов

ИТОГО: 33 часов


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Кол-во часов

Наименование темы/раздела

Необходимые материалы

Характеристика деятельности учащихся

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАССА

Раздел 1. Аппликация и моделирование

(по книгам серии «Любимый образ») – 10 часа

1

Аппликация из природных

материалов на картоне

Природный материал. Засушенные цветы,

листья, ракушки, камни,

стружка

Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем.

Освоение способов разметки деталей.

Освоение приёмов работы с бумагой и картоном.

Создание моделей по предложенным образцам.

1

Аппликация из геометрических фигур

Цветная, журнальная,

тетрадная бумага,

картон

1

Аппликация из пуговиц

Пуговицы, картон

1

Мозаика из бисера и пайеток

Картон, бисер, блестки, бусины, пайетки

1

Аппликация из круглых

Салфеток и пуговиц

Салфетки для торта,

картон

1

Динамическая открытка

с аппликацией

Картон, цветная бумага

1

Моделирование из бумаги

и проволоки

Белая бумага,

гофрированная бумага,

проволока

1

Выпуклая аппликация.

Коллективная работа

Калька, гофрированная

бумага, цветная бумага

1

Аппликация из природных

материалов на картоне

Природный материал. Засушенные цветы,

листья, ракушки, камни,

стружка

1

Аппликация из геометрических фигур

Цветная, журнальная,

тетрадная бумага,

картон

Раздел 2. Работа с пластическими материалами

(по книгам серии «Любимый образ») – 6 часов

1

Отпечатки на пластилине

Пластилин, картон

Усвоение правил по технике безопасности при работе с пластилином.

Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов.

Овладение техникой рисования с помощью пластилина.

1

Рисование пластилином

Пластилин, картон

1

Обратная мозаика

на прозрачной основе

Пластилин, прозрачные

крышки

1

Моделирование из природных

материалов на пластилиновой

основе

Скорлупа фисташек,

пластилин, веточки

1

Разрезание смешанного

пластилина проволокой

Пластилин, тонкая

проволока

1

Лепка из теста

Соленое тесто

Раздел 3. Оригами и аппликация из деталей оригами

(по рабочей тетради «Школа волшебников») – 10 часов

1

Складывание

из прямоугольника

Цветная бумага

Знакомство с техникой оригами.

Усвоение правил по технике безопасности с инструментами.

Создание моделей по предложенным образцам.

Знакомство с условными обозначениями и правилами чтения схемы.

Складывание моделей по схемам.

Умение составлять композиции из сложенных моделей.

1

Складывание из квадрата

динамических игрушек

Цветная бумага

1

Складывание гармошкой

Цветная бумага

1

Аппликация из одинаковых

деталей оригами

Цветная бумага

1

Оригами из фантиков и чайных

пакетиков

Бросовый материал

1

Композиция из выпуклых

деталей оригами

Цветная и белая бумага

1

Сказочные образы в технике

оригами

Цветная бумага

1

Оригами из кругов

Цветная бумага

1

Архитектурные сооружения

в технике оригами

Цветная бумага

1

Коллективные композиции

в технике оригами

Цветная бумага

Раздел 4. Модульное оригами

(по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») – 7 часов

1

Треугольный модуль оригами

Бумага цветная

Знакомство с техникой модульного оригами.

Приём складывания  треугольного модуля, соединение готовых модулей, замыкание модулей в кольцо.

Изготовление поделок в технике модульного оригами.

1

Соединение модулей

на плоскости

Бумага цветная

1

Замыкание модулей в кольцо

Бумага цветная

1

Объемные фигуры на основе

формы «чаша»

Бумага цветная

1

Объемные игрушки

Бумага цветная

1

Дополнительные материалы на

выбор

Бумага цветная

1

Закладки в учебник.

Бумага цветная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1 класс

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности на 1 класс....

Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" (34 ч). ФГОС. 3 класс.

Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ  г. Омска "СОШ № 63".Программа кружка расчитана на учащихся начальной школы, занятия проходят один раз в неделю....

Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" (68 ч). ФГОС. 2 класс.

Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ г. Омска "СОШ № 63".Программа расчитана на учащихся начальных классов, занятия проходят 2 раза в неделю....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умелые ручки". 1 класс. Школа 2100...