Главные вкладки

    Час занимательной грамматики «Мы в родном краю по-русски пишем, думаем, поём»
    план-конспект на тему

    Стасишина Ольга Валентиновна

    Час занимательной грамматики 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chas_zanimatelnoy_grammatiki.docx24.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Пречистенская СШ

    Предметная неделя по русскому языку

    «Мы в родном краю по – русски

    пишем, думаем, поём»

    (Час занимательной грамматики.)

    Подготовила учитель

    начальных классов

    Стасишина О.В.

    (высшей категории)

    11.12.2015 год

    Тема: Мы в родном краю по-русски пишем, думаем, поём.

    Цель: развивать интерес к предмету (русский язык) расширять словарный запас учащихся, познакомить с новыми понятиями.

    Ход занятия

    Сегодня мы проведём «Час занимательной грамматики» в рамках Недели русского языка. Прочитайте тему нашего занятия.

    Мы в родном краю по-русски пишем, думаем, поём.

    Занятие состоит из трёх частей, взаимосвязанных между собой.

    I Говорите правильно.

    II Почему мы так говорим?

    III Тайны слова.

    I       Говорите правильно.

    Дивишься драгоценности нашего языка:

     что ни звук, то подарок.

                                                                                Н.В. Гоголь

    - Прочитайте эпиграф к первой части занятия.

    - Как понимаете эти строки?

    - Как вы думаете, для чего нужен язык людям?

    - Когда он возник?

    - Каким он был раньше, тысячи лет назад?

    Язык – это основное средство общения людей. При помощи языка люди общаются друг с другом, передают свои мысли, чувства, желания.

    Сказка «Как звуки научились превращаться в буквы»

     Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.
    Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители — невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

    - Как вы понимаете выражение «говорить правильно»?

    Говорить правильно – значит говорить без речевых ошибок, выговаривать слова, говорить без запинок, чисто произносить звуки.

    - Предлагаю выполнить задания, которые проверят ваши знания в области фонетики.

    1.Сколько звуков [ж] в предложении?

    Тихонько жужжит жук,

    Визжит и дрожит, как он пригож. (6)

    2. Часто написания слова отличается от его произношения.

    - Как сказать правильно!

    Музей (э)

    Ателье (тэ)

    Скворечник (скворешник)

    Счёт (щ)

    Термос (тэ)

    Хвоя

    Что (ш)

    Шоссе (сэ)

    Щавель

    Конечно (шн)

    3. Найдите слова, в которых рядом два гласных звука.

    Театр, какао, каёмка, сиять, шпион, боец, дуэт, каучук.

     

    II Почему мы так говорим?

    Переходим к следующему разделу нашего занятия.

    Прочитайте эпиграф к этому разделу.

    Меткое слово – не в бровь, а в глаз.

    - Как понимаете эту пословицу?

    - В книге Чуковского «От 2 до 5» говорится: Когда мальчик услышал, что пришедшая в гости тётя в каких-то делах «собаку съела», он спрятал своего щенка. Может мальчик напрасно испугался?

    - Как называется выражение, которое использовал автор? (фразеологизм)

    - Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных средств – фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые сочетания слов.

    - Что означает выражение «Съесть собаку»? (Быть мастером в каком-то деле.)

    1. Предлагаю вам отгадать загадку:

    Между двух светил

    Я в середине один. (Нос)

    -Придумайте фразеологические выражения со словом «нос». Объясните  их.

    (Совать нос в чужие дела, клевать носом, зарубить на носу, задирать нос и т.д.)

    2. Объясните фразеологизмы.

    Играть с огнём

    Не из робкого десятка

    Вывести из терпения

    Бить баклуши

    3. Вставьте название животных?

    Голоден, как…(волк)

    Упрям, как…(осёл)

    Хитер, как…(заяц)

    Грязный, как…(свинья)

    Колючий, как…(ёж)

     

    III Тайны слова.

    Всем кто хочет добиться успеха,

    в изучении языка,

    нужно научиться открывать

    его тайны.

    - Как вы понимаете выражение «тайны слова»?

    Прочитайте эпиграф этого раздела.

    - Для чего нужно открывать тайны языка?

    Чтобы хорошо говорить, надо знать язык. Лучше говорит тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, умеет отличать меткое слово от сорных слов.

    - Послушайте, как разговаривали два человека, подумайте, почему они не поняли друг друга.

    Шуточная сценка, игра слов

    НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ



    Она: Здравствуй! 

    Он: Привет! 

    Она: Чего это ты несёшь? 

    Он: Несу разные вещи. 

    Она: Несуразные? Почему они несуразные-то? 

    Он: Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот, несу мел. 

    Она: Что не сумел? 

    Он: Отстань! 

    Она: Да ведь ты говоришь "не сумел". Что не сумел-то? 

    Он: Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет. 

    Она: Ну, если ему жена добудет, зачем ты несёшь? 

    Он: Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутница! Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит. 

    Она: Вон оно что! 

    Он: А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал. 

    Она: Тамарка? 

    Он: Ага. 

    Она: И ничего? Симпатичная? 

    Он: Красивая. Зелёная такая. 

    Она: Постой, постой... Это что у неё, волосы зелёные что ли? 

    Он: У кого волосы? 

    Она: Да у Тамарки! 

    Он: У какой Тамарки? 

    Она: Ну, ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка..." 

    Он: Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка давно ищет. Там арка нарисована! 

    Она: Ага! Всё-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил. 

    Он: Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь. Некогда мне! 

    Она: Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи. 

    Он: Да ну тебя! 

    Она: Да! Стой, стой! 

    Он: Ну, что ещё? 

    Она: Привет передавай. 

    Он: Кому? 

    Она: Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене! 

    - В разговорной речи произношение было нечёткое, торопливое. Чтобы тебя услышали, говори правильно и чётко.

    - Для чего человеку нужно слово?

    Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире.

    1. Предлагаю вам разгадать чайнворд. Все слова в нем имена существительные.

    1. Неприятный человек.

    2. Вооруженные силы.

    3. Сочный фрукт.

    4. Вид рыбы во мн. Ч.

    5. Домашняя птица.

    6. Порода дерева.

    7. Простуда.

    8. Черная малина.

    9 Коренной житель

    (неряха, армия, яблоко, окуни, индюк, клен, нездоровье, ежевика, абориген.)

    2. Составьте как можно больше существительных из слова «Палитра»

    -Продолжим открывать тайны слова и посмотрим выступление ребят.


    Сценка.

    -Не чересчур ли ты добряк?

    Так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак.

    - Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

    Нет, в алфавит ты не годишься!

    - Кто б говорил, но ты б уж промолчал! –

    Знак Мягкий Твёрдому на это отвечал. –

    Ты тверд и груб, как суковатый дуб.

    Давным – давно пора, как букву ять,

    Тебя из азбуки изъять.

    - Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -

    Услыша этот спор, сказала буква А.

    - Вы оба хороши, достойны оба чести,

    Когда стоите в нужном месте.          П. Матвиенко.

    - Когда пишутся эти знаки?

    -Ответьте на вопросы – шутки.

    1. Чем кончается день и ночь? (ь)

    2. Чем отличаются слова «Сел» и «Съел». (ъ)

    3. Чем кончается лето и начинается осень? ( о)

    Заключение

    Русский язык – один из самых богатых языков. Это язык науки, техники и культуры. Он имеет большой лексический запас, располагает огромными возможностями. Наша задача – изучать его, раскрывая его тайны.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

    Программа кружка по русскому языку "Занимательная грамматика 4 класс"

    Материал содержит  задания, направленные на развитие письменной и устной речи, на воспитании у них чувства языка. Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпа...

    Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

    Кружок “Занимательная грамматика” занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальн...

    Программа факультативных занятий по русскому языку «Занимательная грамматика»

    Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...

    АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Часы занимательной грамматики» 2 – 4 класс

    Задачи формирования у школьников творческого подхода к делу, учению, формирования активности и самостоятельности в поиске знаний особенно актуальны в настоящее время. Первоклассники приходят в ш...

    Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

    Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

    Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Сокровища родного языка"

    Цель: формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку....