Интеграция предметов в начальном звене.
материал по теме

В  настоящее  время  происходит  много  изменений  в  науке,  в  жизни.  Это  вызывает  необходимость  разработки  новых  подходов  к  системе  обучения  и  воспитания  школьников.  Создаются  новые  учебные  планы,  программы,  учебники.  Но  не  во  всех  имеющихся  методических  пособиях  и  рекомендациях  для  учителей  находят  отражение  современные  проблемы,  разрабатываемые  в  дидактике  и  методиках  преподавания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_predmetov_v_nachalnom_zvene.docx34.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Биектауская СОШ»

Рыбно- Слободского муниципального района РТ

Доклад:

на тему:  Интеграция  предметов  в  начальном  звене.

                                                         

                                                         

                                                                                     

Камасина Ильуса  Мирзахановна

учитель начальных классов

                                                                                                    

                                                                             

2018

Содержание

1.Введение

2.Основная  часть:

3. Выводы  

4. Список  литературы

                                           

   Введение

   В  настоящее  время  происходит  много  изменений  в  науке,  в  жизни.  Это  вызывает  необходимость  разработки  новых  подходов  к  системе  обучения  и  воспитания  школьников.  Создаются  новые  учебные  планы,  программы,  учебники.  Но  не  во  всех  имеющихся  методических  пособиях  и  рекомендациях  для  учителей  находят  отражение  современные  проблемы,  разрабатываемые  в  дидактике  и  методиках  преподавания.

      Предметная  система  обучения  в  начальных  классах  предполагает  автономное  рассмотрение  отдельных  сторон  действительности  и  ориентирует  учащихся  на  усвоение  знаний  в  той  или  иной  области,  слабо  связанных  между  собой.

     Мечта  каждого  учителя  -  воспитать  ученика  знающего,  умеющего  самостоятельно  мыслить,  задавать  себе  вопросы  и  находить  на  них  ответы.

      Объём  информации  в  современном  мире  увеличивается  с  молниеносной  быстротой,  и  поток  её  обрушивается  на  ребёнка,  который  с  трудом  может  ему  противостоять.  Поэтому  перед  учителями  встают  вопросы:  как  учить  и  чему  учить.

      Специфика  работы  учителя  начальных  классов  такова,  что  он  один  обучает  детей  по  нескольким  дисциплинам.  Чем  это  интересно?  Каждый  предмет  представляет  собой  систему  знаний  и  умений  из  разных  областей  действительности.  Объективно  заложены  внутрипредметные  связи.  Это может  способствовать  естественному  установлению  межпредметных  связей  с  целью  интеграции  знаний  учащихся.

      Проблема  межпредметных  связей  не  новая.  Задачу  использования  таких  связей  в  учебном  процессе  выдвигали  Я.  А.  Коменский,  Д. Локк,       И.  Гербард,  А.  Дистервег,  К.  Д.  Ушинский.

      В  современной  педагогике  разработкой  данной  проблемы  занимались  такие  учёные, как  Г.  И.  Беленький,  И.  Д.  Зверев,  Д.  М.  Кирюшкин,               Г.  Ф.  Федорец,  В.  Н.  Максимова  и  другие.

      Имеется  более  30  определений  категории  «межпредметные  связи».

      Вот  одно  из  них,  данное  Г.  Ф.  Федорцом:  «Медпредметные  связи  есть  педагогическая  категория  для  обозначения  синтезирующих,  интегративных  отношений  между  объектами,  явлениями  и  процессами  реальной  действительности,  нашедших  своё  отражение  в  содержании,  формах  и  методах  учебно-воспитательного  процесса  и  выполняющих  образовательную,  развивающую  и  воспитательную  функции  в  их  единстве».

         Что  же  следует  понимать  под  интеграцией?  Какой  предмет  должен  стать  опорным?  Сколько  времени  следует  отводить  на  изучение  материала  по  каждому  предмету?

      Интеграция  - это  процесс  сближения  и  связи  наук,  состояние  связанности  отдельных  частей  в  одно  целое.  Кроме  того,  интеграцию  следует  рассматривать  как  принцип,  направленный  на  развитие  и  содержательное  наполнение  эмоциональной  и  интеллектуальной  сферы  ребёнка.

       Уровни  интеграции  могут  быть  различными.  Можно  интегрировать  и  два,  и  три  предмета.  Но  наиболее  оптимальный  вариант  -  это  интегрировать  два  предмета,  так  как  этот  уровень  наиболее  доступен  для  начальной  школы.

       Задачи  интеграции  можно  сформулировать  таким  образом:

*показать  пример  широкого  сотрудничества  предметов  на  уроке  через  сотрудничество  учителей  и  школьников  как  новой  формы  урочной  деятельности;

*расширять  кругозор  учеников  и  повышать  их  познавательную  активность;

*создавать  у  детей  образ  целостного  восприятия  окружающего  мира;

*развивать  навыки  коллективной  работы.

      Как  можно  осуществить  связь  предметных  программ,  показывает  глава  ІІ  основной  части,  где  приведены  разработки  уроков,  проведённых  в  4  классе  общеобразовательной  школы  № 42.

  Для  обоснования  необходимости  использования  межпредметных  связей  в  процессе  обучения  можно  привести  следующие    аргументы:

  1.  Возможность  изучения  материала  по  разным  предметам  как  единого  целого.
  2. Широкая  возможность  для  развития  речи  учащихся,  для  расширения  кругозора  младших  школьников.
  3. Развитие  умственной  деятельности  учащихся.
  4. Умножить  знания  детей  в  области  названных  предметов.
  5. Развивать  элементы  общечеловеческой  культуры,  навыки  коллективной  работы  и  творческой  деятельности.

                        Основная  часть

      Каждый  учитель  сталкивается  с  проблемой:  ученики,  приходя  на  урок  по  одному  предмету,  часто  не  готовы  использовать  знания,  полученные  на  других  уроках.  Успешное  изучение  школьниками  одного  предмета  часто  зависит  от  наличия  у  них  определённых  знаний  и  умений   по  другому.  Нужно  добиться  понимания  учениками  того,  что  мир  един,  что  он  пронизан  бесчисленными  внутренними  связями  так,  что  нельзя  затронуть  ни  одного  важного  вопроса,  не  задев  при  этом  множества  других.  В  подобных  случаях  требуется  сравнение,  сопоставление,  а  это  и  есть  основание  для  интеграции.

      Интеграция -  это  глубокое  взаимопроникновение,  слияние,  насколько  это  возможно,  в  одном  учебном  материале  обобщённых  знаний  из  другой  области.

     Понятие  интеграция  может  иметь  два  значения:

  1.  Создание  у  школьников  целостного  представления  об  окружающем  мире  (цель  обучения);
  2. Нахождение  общей  платформы  сближения  знаний  (средство  обучения).

                                             

   Интеграция  выполняет  ряд  функций  в  обучении,  а  именно:

  1.  Методологическая  функция  -  формирование  у  учащихся  современных  представлений  изучаемых  дисциплин;
  2. Образовательная  функция  -  формирование  системности,  связанности  отдельных  частей  как  системы;
  3. Развивающая  функция  -  формирование  познавательной  активности,  преодоление  инертности  мышления,  расширение  кругозора;
  4. Воспитывающая  функция  -  формирование  навыков  взаимосотрудничества,  взаимовыручки,  дружбы.

У  некоторых  авторов  существует  деление  интегрирования  на        

вертикальное  и  горизонтальное.  Горизонтальное  интегрирование  предусматривает  объединение  школьных  предметов  данного  класса  обучения.  Вертикальное  интегрирование  охватывает  однородный  материал  из  программы  разных  лет  обучения.

         За  методикой  интегрированного  преподавания  большое  будущее,  так  как  благодаря  ей  в  сознании  учеников  формируется  более  объективная  и  всесторонняя  картина  мира,  дети  начинают  активно  применять  свои  знания  на  практике.

       В  каждом  классе  есть  группа  школьников,  отличающихся  типами  памяти,  восприятия,  внимания.  Кого-то  из  них  темп  объяснения  учителя  устраивает,  а  для  кого-то  он  слишком  быстр.  Кому-то  используемая  на  уроке  таблица  ясна,  а  другие  воспринимают  её  только  после  длительных  пояснений.  Самостоятельная  исследовательская  работа  учеников  несколько  уравнивает  их  шансы,  так  как  каждый  выбирает  свойственный  ему  путь  решения.  Правда,  тут  возникает  проблема:  как  вооружить  ученика  приёмами,  способами,  средствами,  из  которых  он  сможет  выбрать  подходящее  для  решения  поставленной  задачи.  Препятствием  является  лишь  ограниченное  время  урока  и  то,  что  момент  финиша  у  каждого  ученика  свой,  а  организующий  их  деятельность  учитель  -  один.

       Формы  интеграции  позволяют  уплотнить  урок,  задать  умелый  деловой  настрой,  бережно  относиться  ко  времени,  быстро  включаться  в  работу  и  переключаться  с  одного  предмета  на  другой.

       Формы  интеграции  позволяют  неназойливо  побуждать  детей  к  разнообразным  занятиям,  перерастающим  в  активное  их  участие  в  групповых,  парных  и  других  формах  коллективных  занятий.  Осуществляя  на  уроках  взаимосвязь  различных  видов  деятельности,  мы  добиваемся  активного,  заинтересованного  включения  детей  в  учебный  процесс.

       Для  повышения  познавательной  активности  учащихся,  а  также  с  целью  формирования  навыка  взаимосотрудничества,  на интегрированных  уроках  используется  групповая  форма  работы.  Это  позволяет  каждому  ребёнку  раскрыть  свои  творческие  способности,  воспитывает  взаимоуважение  и  чувство  товарищества.  Кроме  того,  работа  в  группах  позволяет  учащимся  рассмотреть  поставленную  перед  ними  задачу  с  разных  точек  зрения,  а  значит,  выполнить  её  более  разносторонне,  чем  при  выполнении  аналогичной  работы  индивидуально.

       Коллективная  работа  также  присутствует  на  интегрированных  уроках.  Чередование  видов  деятельности  во  время  проведения  уроков  снижает  утомляемость  отделов  головного  мозга,  создаёт  комфортные  условия  для  ребёнка  как  личности,  позволяет  избежать  ситуации,  когда  тот  или  иной  предмет  попадает  у  школьников  в  разряд  нелюбимых,  повышает  успешность  обучения.

       Ребёнку  предоставляется  великолепная  возможность  проявить  себя  в  позиции  творческого  субъекта,  проявить  свой  интерес  и  активность,  развивать  навыки  межличностного  общения.

       В  рамках  своей  школы  и  своего  класса  интегрированные  уроки  я  провожу  сама.  Соединяю  математику  и  чтение  или  внеклассное  чтение,  математику  и  природоведение,  русский  язык  и  чтение,  природоведение  и  изобразительное  искусство,  русский  язык  и  музыка.  Такая  работа  в  начальной  школе  подготавливает  детей  к  обучению  в  средней  и  старшей  школе.       Структура  интегрированных  уроков  должна  отличаться  чёткостью,  компактностью,  сжатостью,  логической  последовательностью,  информативной  ёмкостью.  Одно  из  обязательных  и  основных  требований  к  таким  урокам  -  повышение  роли  самостоятельной  работы  учащихся.  Интегрированный  урок  требует  от  учителя  тщательной  подготовки  и  профессионального  мастерства.

         Уроки,  включающие  межпредметные  знания,  достигают  эффективно -  сти,  как  указывает  В.  Н.  Максимова  (Межпредметные  связи  в  учебно-во-спитательном  процессе  современной  школы.  -  М.  Просвещение, 1987),  благодаря  комплексному  подходу  к  обучению,  если  соблюдаются  определённые  дидактические  условия  их  проведения:  включение  этих  уроков  в  тематические  и  поурочные  планы  на  основе  координации  содержания,  конкретизация  задач  с  использованием  интегрированных  знаний,  последовательное  формирование  понятий,  умений  на  уроках  с  общеобразовательным  содержанием,  рациональное  использование  разнообразных  средств  активизации  познавательной  деятельности  учеников  начальных  классов.

       Учитель  может  использовать  следующие  методические  пути  активизации  познавательной  деятельности  учеников:

-создание  проблемных  ситуаций;

-повторительные  беседы  с  выявлением  знаний  из  смежных  дисциплин;

-домашние,  индивидуальные  и  групповые  задания;

-разрешение  вопросов,  возникших  при  чтении  литературы  или  просмотра  телепередачи.

       Важное  место  в  качественном  проведении  урока  имеет  (А. И. Уман,   Дидактические  основы  конструирования  учителем  сценария  урока.  Сборник  «Педагогические  системы»,  Волгоград,  Перемена, 1993)  «постановка  сценария,  который  связан  с  поэтапной  разработкой  последовательных  моделей  процесса  обучения».

       Первый  этап  -  целевой,  включает  следующие  категории:знание,  понимание,  применение,  анализ,  синтез,  оценка.

         Второй  этап  -  разработка  содержания  урока,  в  котором  содержательная  идея  соотносится  с  соответствующим  фрагментом  изучаемого  материала.

       Третий  этап  -  это  соотнесение  каждого  фрагмента  урока  с  определёнными  методами  обучения,  дающие  возможность  учителю разнообразить  деятельность  учеников  различными  вариантами  учебных  ситуаций  и  заданий.

С  учётом того  или  иного  распределения  обязанностей  между  учителями  и  учениками  интегрированные  уроки  могут  иметь  самые  различные  формы,  в  том  числе и  нестандартные.  Интегрированный  урок  требует  от  учителя  тщательной  подготовки,  профессионального  мастерства,  личностного  общения,  когда  дети  положительно  воспринимают  учителя  (уважают,  доверяют),  а  учитель  расположен  к  детям  (внимателен,  вежлив,  ласков). Учитель  больше  даёт  детям,  если  откроется им  как  личность  многогранная  и  увлечённая.                                 Результативность.

Как  показывает  анкетирование,  которое  я проводила  в  4-А  классе,  интегрированные  уроки  дети  считают  более  интересными,  чем  обычные,  материал  усваивается  или  повторяется  лучше  и  запоминается  надолго.  Интегрированные  уроки  улучшают  и  облегчают  процесс  обучения,  повышает  интерес  к  учёбе  и  стимулирует  учащихся  на  получение  новых  знаний.

       Но  не  следует  злоупотреблять  проведением  интегрированных  уроков,  так  как  слишком  частое  использование  данной  формы  урока  может  привести  к  обратному  результату  -  снижению  познавательной  активности  учеников.  В  своей  практике  я  проводила  не  более  двух  интегрированных  уроков  в  четверть.  Мои  уроки  были  пока  на  повторение,  обобщение,  систематизацию  знаний  учащихся,  я  старалась  привнести  в  них  элемент  нестандартности  (см.  во  ІІ  главе).

Заключение,  выводы.

       Урок  -  это  часть  жизни  ребёнка,  и  проживание  этой  жизни  должно  совершаться  на  высоком  уровне.  Предметные  программы,  к  сожалению,  составлены  так,  что  знания  ребёнка  остаются  разрозненными,  искусственно  расчленёнными  по  предметному  признаку. Потребность  преодолеть  эти  противоречия  привела  к  попытке  разрабатывать  систему  интегрированных  уроков.

       Интегрированные  уроки  в  начальной  школе  призваны  научить  ребёнка  с  первых  шагов  обучения  представлять  мир  как  единое  целое,  в  котором  все  элементы  взаимосвязаны.  

       На  интегрированных  уроках  дети  работают  легко  и  с  интересом  усваивают  обширный  по  объёму  материал.  Важно  и  то,  что  приобретённые  знания  и  навыки  применяются  младшими  школьниками  в  их  практической  деятельности  не  только  в  стандартных  учебных  ситуациях.

       Эти  знания  и  навыки  дают  выход  для  проявления  творчества  и  интеллектуальных  способностей.

       Из  школьной  практики  известно,  что  вопросы,  требующие  рассмотрения  чего-либо  с  непривычной  стороны,  нередко  ставят  детей  в  тупик.  И  это  понятно:  ведь  их  этому  не  учили.  Разумеется,  увидеть  что-то  по-новому  и  не  так,  как  ты  видел  раньше  -  очень  непростая  задача.  Но  этому  можно  научиться,  если  направить  процесс  обучения  на  развитие  творческих  способностей  учащихся.

       Введение  интегрированной  системы  может  в  большей  степени,  чем  традиционное  предметное  обучение,  способствовать  развитию  широко  эрудированного  человека,  обладающего  целостным  мировоззрением,  способностью  самостоятельно  систематизировать   имеющие  у  него  знания  и  нетрадиционно  подходить  к  решению  различных  проблем.

       С  другой  стороны,  этот  метод   обучения  очень  привлекателен  и  для  учителей:  помогает  им  лучше  оценить  способности  и  знания  ребёнка,  понять  его,  побуждает  искать  новые,  нетрадиционные  формы  и  методы  обучения.  Это  большая  область  для  проявления  творческих  способностей  для  многих  учителей.

       Итак,  можно  подвести  общий  итог  того,  почему  я  считаю,  что  имеет  смысл  использовать  интегрированные  уроки  как  новую  форму  урочной  деятельности.

*Чередование  видов  деятельности  во  время  проведения  интегрированных  уроков  снижает  утомляемость  отделов  головного  мозга,  создаёт  комфортные  условия  для  ребёнка  как  личности,  позволяет  избежать  ситуации,  когда  тот  или  иной  предмет  попадает  у  школьников  в  разряд  нелюбимых.

*Ребёнку  предоставляется  великолепная  возможность  проявить  себя  в  позиции  творческого  субъекта,  включиться  в  деятельность  с  целью  самореализации,  проявить  свой  интерес  и  активность,  шире  развивать  познавательные  процессы  и  сферы  межличностного  общения.

*Интегрированные  уроки  выходят  за  рамки  общепринятых  норм  и  выступают  как  форма  в  дополнение к  привычной  школьной  урочной  жизни

  *Если  в  уроке  задействованы  два  учителя,  то  в  процессе  урока  выстраивается  механизм  преподавания  наряду  со  старым  (учитель  -  ученик,  ученик  -  ученик)  новый,  а  именно:   учитель  -  учитель,  что  стоит  ближе  к  форме  межличностного  общения  человек  -  человек.

 Литература

  1. Гришко  А.  А.  Развивающие  задания  для  начальной  школы.  Рабочая  тетрадь  для  4  класса.  Ранок.  2010
  2. Журнал  «Завуч»  2005  № 5
  3. Ильенко  Л.  П.  Опыт  интегрированного  обучения  в  начальных  классах.  Начальная  школа.  1989  №9
  4. Кульневич  С.  В.  Лакоценина  Т.  П.  «Анализ  современного  урока»..  Практическое  пособие.  Учитель.  2002
  5. Левина  С.  А.  сборник  «Начальная  школа».  Волгоград.  Учитель.  2003
  6. Мытницкая  С.  Н.  «Мне  помогают  элементы  интнгрирования»

Начальная  школа.  2002  №1

  1. Перекатьева  О.  В.  Игры,  викторины,  конкурсы  в  начальной  школе.  Издательский  центр  МарТ  2005
  2. Руднянская  Е.  И.  Интегрированные  уроки.  Волгоград.  Учитель.  2007
  3. Сайты:

http//ito. edu. ru/ 2008/ Moskow/ VIII/2/VIII-2-7984. Html

http//festival. 1 September. ru/articles/414446/

http//festival. 1 September. ru/articles/ 509281/

  1. Учительская  газета.  2003  №3, 4,  5,  6,  8,