Главные вкладки

    Развитие воспитательной системы образовательной организации через реализацию социально-значимых проектов.
    статья на тему

    Лапшина Наталия Александровна

    На сегодняшний день школа обязана создать, такую воспитательную среду для обучающихся, которая обеспечит возможность духовно-нравственного становления  каждого ребенка и готовность к его жизненному самоопределению. Школа в тесном взаимодействии с семьей должна сформировать в каждом ребенке основные нравственные знания, которые ему помогут успешно и достойно жить и общаться в современном обществе.В данной статье представлен опыт работы начальной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lapshina_1.doc62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Н.Лапшина ,

    заместитель директора  МБОУ НШ №13 по ВР

    г.о.Балашиха  мкр. Железнодорожный

    Развитие воспитательной системы образовательной организации через реализацию социально-значимых проектов.

    Последнее десятилетие ознаменовано рядом крупномасштабных преобразований в отечественном образовании, затронувших фундаментальные основы его организации. Несомненно, знаковыми событиями в этот период стали принятие закона «Об образовании Российской Федерации», поэтапный переход на Федеральные государственные образовательные стандарты и «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

    В данной Концепции рассмотрен и сформулирован современный национальный воспитательный идеал, который определяет развитие и воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.  Каждый современный школьник,  завершая обучение в школе, обязан получить соответствующее духовно-нравственное образование.

    На сегодняшний день школа обязана создать, такую воспитательную среду для обучающихся, которая обеспечит возможность духовно-нравственного становления  каждого ребенка и готовность к его жизненному самоопределению. Школа в тесном взаимодействии с семьей должна сформировать в каждом ребенке основные нравственные знания, которые ему помогут успешно и достойно жить и общаться в современном обществе.

    В создании  воспитательной среды МБОУ НШ №13 городского округа Балашиха участвуют все участники образовательных отношений:

    • администрация школы выступает источником гаранта и стабильности образовательной среды.  Она является инициатором новых преобразования, а также   поддерживает мотивацию педагогов к внедрению новых инициатив и развитию воспитательной среды образовательной организации.

    •  педагог является организатором, творцом, на которого выпадает самая «активная» роль в воспитательной работе с обучающимися. Современный педагог является носителем духовно-нравственных ценностей, воплощающий в себе лучшие человеческие качества. Активность педагогов нашей школы  направлена на внедрение новых приемов и технологий, реализующих воспитывающий потенциал. Роль педагога в воспитательной среде бесценна.

    • обучающийся является личностью, гражданином России. Он должен освоить правила воспитательной среды  школы и быть готовым к совместной деятельности с педагогами. Ученик должен быть заинтересован в развитии мотива к построению собственных особенностей, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

    •  родители выступают как партнеры и союзники воспитательной политики нашей школы и согласны с ее ориентирами.

            Таким образом, взаимодействие всех участников образовательных отношений сознательно создает организованную воспитательную среду, которая является условием и результатом их сотрудничества.

            В нашей школе обучается 290 человек в возрасте от 7 до 11 лет. Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционального, ценностного, духовно-нравственного развития и гражданского воспитания.

    Духовно-нравственное развитие является сложным процессом и поэтому работа в данном направлении должна вестись систематически.

            В настоящее время содержание воспитания ребенка рассматривается в формировании и развитии базовых общечеловеческих и национальных ценностей. Такая система ценностей лежит в основе воспитывающей среды нашей образовательной организации. Решая задачи организации эффективной воспитательной среды, мы реализуем инновационные подходы.  В данном случае мы реализуем социально-значимые проекты, имеющие долгосрочную перспективу. Один из таких проектов мы представляем в качестве примера.

    Социально-значимый проект «Твори добро»

    Актуальность проекта.

    Духовно – нравственное  воспитание подрастающего поколения  является важнейшей составляющей современного образования. Одной из главных общечеловеческих ценностей человека, является ценность добра. Она означает направленность на развитие и сохранение человеческой жизни через сострадание и милосердие.

    Во все времена школа решает социальные задачи воспитания школьников. Каждый педагог должен помогать ребенку, обрести чувство ответственности за сохранение моральных принципов общества, в котором живут дети. В последнее время призыв «Спешите делать добро» становится главным жизненным правилом.

    В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Городского округа «Начальной школе №13» стартовал социально-значимый проект «Твори добро»

    Основная цель проекта:  способствовать созданию условий для развития у обучающихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков. Формирование у детей философии гуманизма, справедливости, милосердия. Претворение в жизнь идей добра, красоты, нравственности, посредством оказания помощи нуждающимся людям, через систему воспитательных мероприятий

    Задачи:

    1. Расширить представления  обучающихся о добре и доброте с позиции нравственного смысла,  раскрыть понятия «благотворительность»;
    2. Познакомить с идеями и историей благотворительности и меценатства в России;
    3. Организовать социальную активность детей, которая формирует способность к духовному развитию;
    4. Формировать милосердие и толерантность, уважение к родителям, осознанное заботливое отношение к окружающим людям.
    5. Объединить  усилия  учителей,  родителей,  для совместной деятельности   по воспитанию и развитию обучающихся.

    Сроки реализации: 1 год.

    Участники проекта: обучающиеся МБОУ НШ №13, педагогический состав.

    Целевая группа: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны педагогического труда, пожилые люди, дедушки и бабушки.

    Социальные партнеры: родители, городская детская библиотека, жители района.

    Основные формы и методы реализации проекта: для успешной реализации проекта ведущее место отводилось тематическим беседам, урокам «благотворительности», общешкольным коллективно-творческим делам, участию в акциях, трудовых десантах, организации и проведению благотворительных мероприятий. Также основными формами реализации проекта стали: шефство над ветеранами ВОВ и ветераном педагогического труда, встречи с ветеранами, организация концертов, исследовательская работа.

    Планируемые  результаты:

    - формирование на базе имеющейся информации правильного  представления о доброте, честности, справедливости, благотворительности, благотворительной деятельности, благотворителях, меценатах, ознакомление обучающихся с формами благотворительности и ее значении в жизни современного общества в разные исторические периоды человеческого общества;

    - осознание  обучающимися необходимости делать бескорыстно добрые дела, на пользу   другим людям,    формирование  убежденности  в том, что благотворительность важна;

    - формирование  гражданской  идентичности  как гражданина России, чувства  сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю страны.

    Этапы реализации проекта:

    1 этап – Подготовительный – сентябрь

    Цель: проведение диагностических исследований первичных знаний по данной тематике (анкетирование), педагогическое наблюдение, беседы, экспресс опросы.

    2 этап – Организационный – октябрь

    Цель: создание условий для организации духовно-нравственного воспитания обучающихся с учетом их возрастных особенностей. Разработан план мероприятий, план взаимодействия с социальными партнерами. Разработка классных часов, бесед. Разработка сценариев мероприятий (викторин, игр, праздников, концертов). План экскурсий.

    3 этап – Внедренческий – октябрь - май.

    Цель: включение обучающихся в совместную и индивидуальную деятельность по данной тематике. В течение этого этапа проведены классные и информационные часы. Игра – путешествие «Дорогой доброты». Акции «Дари людям радость», «Лучики добра», «Кормушка», «Вкусняшки для живого уголка  детского дома», «Сувенир для ветерана», «Собери макулатуру – спаси дерево», «Вторая жизнь пластиковых бутылок», «Посади дерево». Участие в мероприятиях по благоустройству территории школы. Классные тематические вечера. Организованы и проведены благотворительные концерты в социальном центре и для жителей района.

            Обучающиеся МБОУ НШ №13 приняли активное участие в благотворительных мероприятиях организованных Благотворительным фондом «Седьмой лепесток». Приняли участие во всероссийских и международных конкурсах творческих работ «Что такое доброта?» и др.

    4 этап – заключительный – май 2016 года.

     Цель: подведение итогов реализации проекта. Организация праздника «Твори добро». Награждение победителей и самых   активных участников проекта, членов детской школьной организации «Солнечная система детства». Отражение деятельности в школьной газете и социальных сетях.

    https://www.facebook.com/tworidobro/

    Таким образом, реализация данного проекта очень актуальна и очень важна. В процессе реализации проекта был накоплен огромный положительный опыт и создан наглядный материал для учащихся и педагогов по данной тематике. За время проекта проведено множество добрых дел, научились быть внимательными друг к другу, вежливыми, ответственными. В течение года не одного случая правонарушений несовершеннолетних, снизился процент детей стоящих на внутришкольном контроле, повысилась мотивация (43% обучающихся стали победителями и призерами конкурсов и олимпиад разного уровня), активное участие в общешкольных мероприятиях. У каждого обучающего создалась своя «Копилка добрых дел». Проект может быть реализован в любом общеобразовательном учреждении.

    Реализация социально-значимых проектов в воспитательной деятельности дает положительный результат. Такого рода проекты позволяют сделать воспитательную среду эмоционально-насыщенной, гуманной, информативной, одухотворяющей и эстетической. Участники проекта погружаются в систему социальных отношений, что позволяет стимулировать у ребенка его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми. Также необходимо отметить, что проектная деятельность несет развивающий характер, предполагая наличие обдуманных и планируемых мероприятий, что дает возможность грамотно выстроить воспитывающую среду любой образовательной организации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт реализации социально значимых проектов и инициатив в начальной школе

    В статье представлен опыт работы  учителя  с младшими  школьниками при создании социальных проектов. ...

    Раздел 3. Эффективность деятельности учителя по включению обучающихся в реализацию социально значимых проектов.

    Эффективность деятельности учителя по включению обучающихся в реализацию социально значимых проектов....

    Отчет по реализации социально-значимого проекта «Твори добро»

    Благотворительная  работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать мно...

    ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ О РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА «РУССКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ»

    Проект используется для  духовного возрождения народа ,использую нравственную культуру предков....

    Реализация социально-значимого проекта "Оставь свой след на земле...,,

    Обоснование проектаСоциально-значимые проекты  вышли  на первое место в ряду всех человеческих проблем, и с каждым годом их весомость увеличивается. Вряд ли найдется сейчас человек, который ...