Педагогические условия и средства патриотического воспитания младших школьников
консультация (2 класс) на тему

Селезнева Инесса Анатольева

В патриотическом воспитании в начальной школе используются разнообразные средства и методы, которые способствуют как расширению кругозора, так и воспитанию познавательных интересов, развитию творческих способностей, формированию исторического сознания. Изучение истории родной земли, истории Отечества, культурных традиций является важнейшим направлением в воспитании младшего школьного возраста у детей патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине, к семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические условия и средства патриотического воспитания младших школьников

Селезнева Инесса Анатольевна, учитель начальных классов МКОУ «Углянская СОШ» Верхнехавского муниципального района Воронежской области

Младший школьный возраст является наиболее сензитивным для формирования нравственных установок и ценностей. Поэтому патриотическое воспитание приобретает особое значение именно в начальной школе. У младших школьников чувство патриотизма формируется, когда дети только-только начинают себя осознавать частью культурно-исторического сообщества, оказываются сопричастными к различным народным праздникам и традициям [5].

Т.С. Парфенова считает, что педагогическими условиями патриотического воспитания младших школьников являются:

1) учет возрастных возможностей и психологических особенностей детей. Учет возрастных особенностей младших школьников в патриотическом воспитании требует применения соответствующих учебных и игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

2) постоянное воздействие на сознание младшеклассников с использованием разных средств для формирования патриотических понятий и представлений, организация различной учебной деятельности.

3) отбор знаний, наиболее актуальных для детей младшего школьного возраста. Патриотическое воспитание младших школьников начинается с формирования самых общих представлений о Родине как о стране, где они родились и растут, обращая особое внимание на ближайшее окружение (малую Родину) [1].

4) непрерывность, а также преемственность педагогического процесса. Патриотическое воспитание детей в любом случае должно осуществляться и в ходе обучения, и во время внеурочной деятельности, так как данный процесс предполагает достаточно широкое пользование возможностями учебных дисциплин, а также включение детей в различные виды деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту [1].

5) деятельностный подход, рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок. Вовлечение младших школьников в различную практическую патриотическую деятельность. Использование различных заданий, упражнений, текстов содержащих информацию по патриотическому воспитанию младших школьников;

6) развивающий характер деятельности, предполагающий детскую активность. Всевозможные экскурсии, посещение спектаклей, выставок, музеев, кружки художественного, декоративно-прикладного творчества, торжественные вечера, концерты, встречи с интересными и знаменитыми людьми, конкурсов чтецов, художественной самодеятельности - всё это можно и нужно использовать в процессе патриотического воспитания;

7) совместная работа педагога и семьи по патриотическому воспитанию младших школьников. В младшем школьном возрасте как одно из важных условий воспитания патриотизма можно выделить ознакомление детей с различными явлениями общественной жизни. Но оно становится таким в случае целенаправленной педагогической работе, предполагающей вовлечение детей в деятельность и использование методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу детей [3].

Правильная организация работы, направленной на патриотическое воспитание младших школьников, в первую очередь, основана на знании возрастных возможностей детей в этом возрасте и их психологических особенностей.

Как отмечают психологи, у младших школьников появляются новые образования, которые свидетельствуют о необходимости и возможности осуществлять работу, направленную на патриотическое воспитание детей. К ним относят, в первую очередь, постепенное формирование у детей нравственных чувств на основе обогащения содержания, а также роста осознанности, глубины, устойчивости различных эмоциональных переживаний [1].

Большое значение для формирования у детей любви к Родине имеет то, что эмоциональные переживания младших школьников получают более глубокий характер. Школьники в этом возраста уже вполне могут на практике проявлять заботу о близких и о своих сверстниках.

В воспитании младших школьников имеет на практике достаточно большое значение пример эмоционального отношения к действительности со стороны взрослых людей. От того, насколько взрослые проявляют свои чувства, во многом в итоге зависит эмоциональное восприятие детьми тех или иных явлений, происходящих в реальности.

У младших школьников вполне можно уже создать систему обобщённых знаний, касающихся различных явлений общественной жизни, которые представляют собой основу сознательного отношения к внешней среде, а также предпосылкой патриотического воспитания детей. Этому способствует рост объёмов понятий и представлений о мире [4].

У младших школьников постепенно складывается действенное в отношения к своей Родине, которое проявляется у них в умении проявлять заботу о своих родных и близких, ответственно относиться к порученным делам, делать нужное для других людей, беречь все то, что было создано трудом других людей, бережно обращаться с природой.

Одна из особенностей младших школьников - то, что в этом возрасте у детей начинает появляться соподчинение мотивов и на этой основе у них начинают складываться общественные мотивы их трудовой деятельности, появляется стремление что-либо сделать полезное для окружающих. Это имеет значение для формирования у детей патриотических начал, так как появление социальных мотивов деятельности - основа формирования нравственных качеств человека, приводит в итоге к изменению в чувствах маленького гражданина Родины.

Реализация задач патриотического воспитания осуществляется с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах [3].

По утверждению Касимовой Т.А. [2], патриотическое воспитание осуществляется в системе и включает в себя следующие направления:

Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания нравственных ценностей, социально-значимых ориентиров и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Историко-краеведческое. Совокупность мероприятий, которые направлены на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости своей Родины, формируют гордость за нее.

Гражданско-правовое. Формирование правовой культуры, навыков оценки правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции.

Социально-патриотическое. Развивает духовно-нравственную и культурно-историческую преемственность поколений, формирует активную жизненную позицию, воспитывает чувство благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое. Формирует у учащихся патриотические чувства, способствует изучению русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно-патриотическое. Развивает морально-волевые качества, воспитывает выносливость, стойкость, мужество, дисциплинированность в процессе занятий физической культурой и спортом, и готовность к защите Родины.

Следует подчеркнуть, что патриотизм должен носить деятельный характер. Поэтому его воспитание необходимо осуществлять в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников.

Итак, важное условие патриотического воспитания - учет возрастных особенностей детей. В младших классах у детей требуется в первую очередь сформировать наиболее общие представления о своей Родине как о стране, где они родились, растут, учатся и развиваются. При этом важно обращать особенное внимание на ближнее окружение детей (то есть их малую Родину).

Можно определить формы, содержание, методы, а также средства и педагогические условия воспитания у младшеклассников патриотических чувств, которые включают различные игры, а также игровые ситуации, чтение рассказов, заучивание песен о городе, внеклассные часы, экскурсии, беседы, педагогические советы, практикумы, семинары для педагогов; деловые игры, консультации, анкетирование, собеседования, методические рекомендации, предназначенные для родителей детей.

К числу средств воспитания большая часть ученых относит разные виды деятельности и объекты духовной и материальной культуры [5].

Рассмотрим ряд средств и методов, которые можно применять в патриотическом воспитании. Согласно мнению Козлова С.А., важнейшее средство педагогического воздействия, при формировании у детей патриотических чувств - это наблюдение за окружающей действительностью. Дети видят, как люди трудятся, какие отношения складываются, как оценивается труд людьми, как они выражают уважение к хорошо работающим. Но если при этом педагог сведёт всю работу лишь к организации наблюдений, то в этом случае он очень ограничит круг знаний детей и их представлений, не сможет достичь основной цели, а именно - познакомить детей с особенностями их родного края, пробудив в их сердце интерес к нему, показать жизнь страны, воспитать любовь к своему родному отечеству.

Учитывая большую роль эмоций в развитии младшеклассников  требуется сочетать наблюдения и чтение художественных произведений, прослушивание музыки, изучение картин и иллюстраций к художественным книгам.

Довольно большое значение для патриотического воспитания имеет активная деятельность детей, поскольку быть патриотом - означает не только знать и любить страну, но также действовать активно для её блага.

Педагог может и должен найти для детей вид деятельности, чтобы в итоге ее содержание полностью отвечало задачам патриотического воспитания, а форма была вполне доступна каждому из детей и соответствовала содержанию. С этой целью педагог должен хорошо знать особенности руководства и организации различными видами деятельности, а также уметь сочетать их в рамках единого педагогического процесса, подчинив одной общей цели.

Если говорить о методах и средствах воспитания патриотизма, то нужно учесть специфику младшеклассников. В этом возрасте большую роль играют игры, а также увлекательные мероприятия, которые доступны для понимания детей – это основная отличительная особенность патриотического воспитания у учащихся младших классов. Игры, как и занятия, в итоге способствуют решению задачи патриотического воспитания детей. Задача воспитателя - поддерживать интерес к игре, давать ей необходимое направление. В деле формирования патриотизма можно использовать: игры, беседы с детьми, встречи с ветеранами, смотры-конкурсы, викторины, коллективные творческие дела, выставки, соревнования, походы, знакомство с историческим прошлым своей малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями [3].

Одно из основных средств, применяемых в деле патриотического воспитания, согласно мнению Аронова А.А. - это приобщение детей к осуществлению трудовой деятельности. Любовь к Родине - глубокое чувство, если она выражена и в словах, и в желании и потребности трудиться на благо своего Отечества, бережно относиться к имеющимся богатствам Родины. Очень важно поощрять трудовую деятельность детей, ведь в ее основе - желание сделать что-либо для класса, школы, города [3].

Особенного внимания требует воспитание бережного отношения детей к природе своего края. Осознать данную необходимость помогут проводимые беседы, а также чтение художественных книг, включение в деятельность по охране природы [1].

Формирование патриотизма будет проходить более эффективно, если школа сможет установить связь с семьёй. Необходимость подключить семью к патриотическому воспитанию объясняется особенными педагогическими возможностями, которые есть у семьи и которые не может заменить собой школа: любовь к детям. Ознакомление с историей семьи способно вызвать у ребенка положительные эмоции, заставляет сопереживать, относительно внимательно к своим близким, к историческим корням. Взаимодействие с родителями в работе по воспитанию патриотизма, в итоге, способствует достаточно бережному отношению к существующим семейным традициям, сохранению семейных связей.

Составление плана работы с родителями по воспитанию патриотизма у младшеклассников, разработка тематического плана по воспитанию патриотических чувств, создание плана проведения праздничных мероприятий с привлечением родителей, а также работников общеобразовательного учреждения, в итоге способствует значительному повышению уровня патриотического воспитания. В образовательную работу важно включить темы, связанные с патриотическим воспитанием младшеклассников на занятиях, праздниках, уроках, играх. Важно привлечь родителей к проводимым школьным мероприятиям, которые посвящены изучению истории своего города, сбору интересной информации о жизни людей, проживающих в нем, их традициях, быте.

Важно также разработать план для дальнейшей работы по названной теме, чтобы в дальнейшем занятия, праздники и беседы, которые посвящены истории родного города, проходили более интересно, а знания и опыт, которые дети приобрели, в дальнейшем бы становились богаче.

К эффективным средствам патриотического воспитания можно так же отнести уроки, проводимые в разнообразных формах: театрализованные представления, выставки, экскурсии, викторины. Помимо рассмотренных средств и методов в современной начальной школе, можно использовать метод художественного исполнительства, например, изображение эмблемы, символа, герба [2].

На первый план в методе художественного исполнительства выступает эмоциональное отношение детей к той или иной личности или к историческому периоду. Школьники должны изобразить определенные детали, которые в их сознании напрямую ассоциируются с изучаемым ими периодом истории, либо с той или иной конкретной личностью, применяя при этом наиболее подходящую цветовую гамму. Данный метод весьма сложен, он требует от детей не только применения художественных способностей, но также творческого осмысления изучаемого материала. Эта работа ведет учеников к гораздо более глубокому пониманию деятельности тех или иных исторических личностей, сути событий, происходивших в истории. Такая работа в итоге развивает у детей ассоциативное мышление, воображение, помогает посредством образа-символа отразить суть того или иного явления, а также передать собственное отношение к нему. При этом лучшие эмблемы можно обсудить и представить как эстетически самоценные произведения.

Следует отметить, что перечисленные методы и средства не только формируют нравственное отношение к родному краю, но и помогают обогащать социальный опыт учащихся путем активного включения в реальную жизнь, учат уважению мнения другого человека, открытости к диалогу.

Благодаря применению этих методов материал усваивается на достаточно высоком уровне в единстве чувств, знаний, а также осуществляемой практической деятельности.

Патриотическое воспитание школьников во все времена представляло собой одну из важных задач современной школы, так как детство и юность – как раз наиболее благодатная пора для привития у детей священного чувства любви к своей Родине.

В патриотическом воспитании в начальной школе используются разнообразные средства и методы, которые способствуют как расширению кругозора, так и воспитанию познавательных интересов, развитию творческих способностей, формированию исторического сознания. Изучение истории родной земли, истории Отечества, культурных традиций является важнейшим направлением в воспитании младшего школьного возраста у детей патриотизма, чувства любви к Отчизне, к малой и большой Родине, к семье.

Литература:

  1. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова, М. Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2002. – 250 с.
  2. Азаров Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников / Ю. Азаров // Дополнительное образование.  – 2013. –  №6. – С. 3-7.
  3. Башмакова С.Н. Патриотическое воспитание младшего школьника / С.Н. Башмакова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). – С-Пб.: Свое издательство, 2015. – С. 66-68.
  4. Быков А.К. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся / А.К. Быков, Г.Н. Мусс // Воспитание школьников. – 2011. – №4. – С. 13-18.
  5. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 59−63.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...

Статья "Создание Блокадной книги моей семьи как средство патриотического воспитания младших школьников"

Патриотическое воспитание учеников начальной школы через организацию проектной деятельности по созданию Блокадной книги моей семьи....

Краеведение – как средство патриотического воспитания младших школьников

В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма игражданственности, так как основы жизнеспособности любо...

Методы, приемы, средства патриотического воспитания младших школьников

Методы, приемы, средства патриотического воспитания младших школьников...

Уроки в начальной школе как средство патриотического воспитания младших школьников

Уроки в начальной школе как средство патриотического воспитания младших школьников...

Народные игрушки как средство патриотического воспитания младших школьников

Дети – наше будущее и их нужно воспитывать на национальных традициях, в духе уважения и любви к семье, своему дому и Родине....

Презентация на тему "Художественные фильмы, как средство патриотического воспитания младших школьников"

В презентации рассказывается, что фильмы влияют на воспитание детей. И их можно использовать при обучении....