Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Уроки нравственности
    рабочая программа на тему

    Патлина Надежда Леонидовна

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     

     

    Уроки нравственности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_vneur._deyat.docx31.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Уроки нравственности

    Автор программы: Э.Козлов, В.Петрова, И.Хомякова

    «Азбука нравственности»

                    

                                                                                                                    Составитель: ПАТЛИНА Н.Л.

                                                                                                      учитель начальных классов

                                                                                                     

                                                                         

            

    МБОУ СОШ  п. Пионерский

    2014-2015 г.


    1.Пояснительная записка

    1.1.Нормативные документы.

    Программа «Уроки нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе  авторской программы Э.Козлова, В. Петровой,  И.Хомяковой «Азбука нравственности».

    1.2.Цели и задачи.

    Цель:  воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

    Задачи:

    1.Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

    2.Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

    3.Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

    4.Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

    2. Общая характеристика курса.

    Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

    Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

     Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

             «Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

    3. Место учебного предмета в учебном плане МБОУ СОШ п. Пионерский.

    Планирование составлено из расчёта – 1 час в неделю. Программа рассчитана на четыре года обучения.

    4. Ценностные ориентиры содержания курса.

    Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

    Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

    Программа составлена на основе  следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

    Принцип ориентации на идеал. 

    Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

    Аксиологический принцип. 

    Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

    Принцип идентификации (персонификации). 

    Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

    Принцип диалогического общения.

    В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

    Принцип полисубъектности воспитания. 

    В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

    Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

    5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса в контексте с ФГОС второго поколения.

    • Личностные универсальные учебные действия:

    У выпускника будут сформированы:

    -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

    - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

    - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

    - эмпатия,  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

    • Регулятивные универсальные учебные действия:

    Выпускник научится:

    - принимать и сохранять учебную задачу;

    - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

    - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

    • Познавательные универсальные учебные действия:

    Выпускник научится:

    - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

    - строить сообщения в устной и письменной форме;

    - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    • Коммуникативные универсальные учебные действия:

    Выпускник научится:

    - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

    - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

    - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

    Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».  

    Критерии

    Показатели

    Измерители

    Сформированность моральных норм и правил поведения

    Знает основные моральные нормы и правила поведения

    Диагностика нравственной воспитанности:

    -диагностика нравственной самооценки;

    - диагностика этики поведения;

    - диагностика отношения к жизненным ценностям;

    -диагностика нравственной мотивации.

    Наблюдения педагогов и родителей.

    Соблюдает моральные нормы и правила поведения

    Методика изучения уровня воспитанности.

    Наблюдения педагогов и родителей

    Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

    Анкета «Оцени поступок»

    (дифференциация конвенциональных и моральных норм,

     по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

    наблюдения педагогов и родителей.

    Для оценки  результативности   программы  «Уроки нравственности» в Приложении приведены диагностические материалы  и проверочные задания для каждого раздела.

    6. Содержание курса.

    1. Я и книга. (9час).

    Путешествие в сказку. Посылка от сказочных героев. Слушаем сказку. В гости к друзьям из Простоквашино. Знаменитые малыши. Незнайка. Да, здравствуют книги! Клуб «Белая ворона». Фея Фантаста.

    2. Я и природа. (7 час).

    И снова об осени…Выглянуло солнышко…Что за праздник без цветов. Зимушка-зима. Бабочек веселый хоровод. Цветочная карусель. В гостях у белочки.

    3. Я и окружающие. (10час).

    О себе, о дружбе, о друзьях… О добре и зле. «У камина». Клуб «Выручайка».  В мире профессий. Что

    такое зима?  Учимся работать в микрогруппе. Хлеб-наше богатство. Берегите время! Ромашка.

    4. Я и животные.(4час).

    О кошках и собаках. О животном не очень приятном. Экзотические животные. Театр кошек Юрия Куклачева.

    5. Я и здоровье.(3 час).

    Письмо дедушки Морфея. Наши страхи. Зимние забавы.

    7.Учебно-тематическое  планирование  по курсу «Уроки нравственности»

    ТЕМА

    Кол-во часов

    ФГОС

    1

    Раздел №1.  

     Я и книга.

    9

    Стремление к чтению художественной литературы.

    Любовь к чтению художественной литературы.

    Чувство доброты, отзывчивости. Умение выражать благодарность книгам и людям, создавшим их.

    2

    Раздел № 2.

    Я и природа.

    7

    Умение восхищаться красотой природы. Толерантное отношение к осенним невзгодам. Умение видеть красоту цветов и восхищаться ею. Чувство любования красотой русской природы. Бережное отношение к окружающей среде. Любовь к природе.

    3

    Раздел № 3.  

    Я и окружающие.

    10

    Умение понимать особенности переживаний другого. Умение обсуждать проблему; доброжелательность, честность, толерантность, понимание отзывчивость. Интерес к чтению художественной литературы; стремление приходить на помощь нуждающимся. Уважение к труду. ёУмение принимать чужую точку зрения на проблему и высказывать свою. Лучшие женские качества. Доброжелательность, сплоченность, толерантность. Бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб. Бережное отношение ко времени. Умение работать в микрогруппе; чувство коллективизма.

    4

    Раздел № 4.  

     Я и животные.

                         

    4

    Доброе отношение и чувство ответственности за домашних животных. Терпимое отношение к лягушкам и жабам. Любовь к домашним животным. Доброжелательное отношение к представителям фауны.

    5

    Раздел № 5.

    Я и здоровье.

    3

    Стремление к здоровому образу жизни. Умение находить выход из критической ситуации; чувство ответственности за свои поступки.

    ИТОГО:

    34

    8.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

    1.        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

    2.        Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.  

    3.        Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

    4.        Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.

    5.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

    6. Л.В. Мищенкова.Учебно-методический комплект (рабочая тетрадь на печатной основе в 2-х частях) и методическое пособие для учителя, включающее программу курса.

    9.Планируемые результаты  освоения программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

        Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

         Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и•т.•п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

         Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

         Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

    С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

    •   на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

    •  на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

    •  на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

         Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания  социализации младших школьников.

        В третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие  младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня  воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

        Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

        В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса обучающиеся  должны знать:

    1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

    2. Каким должен быть воспитанный человек.

    3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

    4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.

    5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

    6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

    Уметь:

    1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

    2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.

    3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

    4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

    5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

    6. Быть сострадательными к чужому горю.

    7. Не обижать животных и птиц.

    8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

    9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

            10.Календарно-тематическое планирование по курсу «Уроки нравственности»

    Тема.

    Дата

    Факт

    1.

    Путешествие в сказку.

    2.

    И снова об осени…

    3.

    О себе, о дружбе, о друзьях…

    4.

    О добре и зле.

    5.

    Посылка от сказочных героев.

    6.

    Письмо дедушки Морфея.

    7.

    Выглянуло солнышко…

    8.

    О кошках и собаках.

    9.

    «У камина».

    10.

    Клуб «Выручайка».

    11.

    Слушаем сказку.

    12.

    О животном не очень приятном.

    13.

    В гости к друзьям из Простоквашино.

    14.

    Что за праздник без цветов.

    15.

    В мире профессий.

    16.

    Наши страхи.

    17.

    Что такое зима?

    18.

    Знаменитые малыши. Незнайка.

    19.

    Экзотические животные.

    20.

    Зимушка-зима.

    21.

    Зимние забавы.

    22.

    Да, здравствуют книги!

    23.

    Роза для мамы.

    24.

    Клуб «Белая ворона».

    25.

    Бабочек веселый хоровод.

    26.

    Театр кошек Юрия Куклачева.

    27.

    Учимся работать в микрогруппе.

    28.

    Хлеб-наше богатство.

    29.

    Берегите время!

    30.

    Фея Фантаста.

    31.

    Клуб «Белая ворона».

    32.

    Цветочная карусель.

    33.

    В гостях у белочки.

    34.

    Ромашка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

    Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

    Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению кружок «Уроки эстетики»

    Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках  духовно-нравственного направлени...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлению: духовно-нравственное «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

    Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса...